Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом. Жан Батист Дюма

  • Занимательные материалы
  • docx
  • 31.03.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Иконка файла материала 45.docx
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.  Жан Батист Дюма В один из вечеров 1830 г. во дворце французских королей Тюильри все было готово   к   балу.   Огромные   залы   освещались   свечами.   Вначале   ничто   не омрачало   веселья.   Но   вот   все   почувствовали   резкий   запах,   исходящий   от свечей,   потом   появились   едкие   пары.   Находиться   во   дворце   стало невозможно. Бал пришлось отменить, а чтобы впредь такое не повторилось, были приняты строгие меры. Придворному химику и директору фарфорового завода в Севре, профессору естественной истории А. Броньяру было поручено выяснить   причину   столь   странного   поведения   свечей.   Анализом «злополучных»   свечей   занялся   Ж.   Дюма.   Оказалось,   что   свечи   были изготовлены из воска, отбеленного хлором, а при горении свечей выделялся хлористый водород. Исследования Дюма Этот случай побудил Дюма заняться исследованием замещения водорода в органических   соединениях.   Знакомясь   с   известными   фактами   и   проводя собственные   опыты,   он   сделал   такой   вывод   (1834):   «когда   водородистое органическое   вещество   (углеводород­Авт.)   подвергается   действию дегидрирующего   тела,   оно   усваивает   некоторое   количество   этого   тела, эквивалентное количеству потерянного им водорода». Исследования  Дюма   привлекли   внимание   многих  химиков,  в  том  числе   Е. Пелиго, В. Реньо, О. Лорана и других. Огюст Лоран, изучая вместе с Дюма действие   хлора   на   нафталин,   открыл   многие   его   хлорпроизводные.   Лоран отметил интересный факт: если хлором замещается эквивалентное количество водорода,   то   образуется   вещество,   напоминающее   по   свойствам   исходное. Получалось замещал электроположительный водород! Эти взгляды, противоречащие положениям дуалистической   теории   Берцелиуса,   были   изложены   Лораном   в   1837   г.   в докторской   диссертации.   Ясно,   что   мимо   таких   выводов   не   мог пройти Берцелиус. Уже в следующем году он писал: «Столь   электроотрицательный   элемент,   как   хлор,   не   может   никогда вступать   в   органический   радикал:   такая   идея   противоречит   основным принципам химии…».   что   электроотрицательный   хлор     так, Дюма вскоре поспешил отречься от выводов Лорана:«Я не ответствен,­писал он,­за преувеличенное толкование моей теории, сделанное Лораном». Но в 1839 г. Дюма получил трихлоруксусную кислоту (CCl3COOH), действуя на уксусную кислоту хлором. Исследуя новое вещество, ученый пришел к заключению,   подтверждающему   …выводы   Лорана.   «…г.  Лоран   настаивал,­ писал   впоследствии   Дюма,­   на   идентичности   роли   хлора   и   водорода   в веществах, образованных путем замещения, еще задолго до того, как опыт решил это в положительном смысле». Теория замещения Теперь Дюма начал защищать то, что недавно отрицал. В своем стремлении отстоять теорию замещения он даже утверждал, что и углерод в органических веществах тоже можно заместить. По этому поводу в Либиховских «Анналах» была опубликована злая пародия­письмо, полученное якобы из Парижа. Автор письма утверждал, что ему будто бы удалось заменить в клетчатке атомы всех элементов хлором, и несмотря на это новое вещество обладало свойствами исходного соединения. Впоследствии выяснилось, что автором этого письма был Фридрих Вёлер. Но годы шли, и теория замещения получала, казалось, все большее экспериментальное подтверждение. Так, в 1842 г. сотрудник Дюма бельгийский   ученый   Л.   Мельзенс,   действуя   на   хлоруксусную   кислоту водородом  «в  момент   выделения»,  восстановил   ее   в  уксусную   кислоту.   А через три года ассистент Либиха, впоследствии крупнейший немецкий химик А. Гофман получил хлор­ и бромпроизводные анилина и установил, что их свойства сходны со свойствами анилина. Правда, такое сходство уменьшается по мере замены атомов водорода галогенами. Теперь и Либих вынужден был признать теории. «Гофман…  кажется,  привел   в   своей   работе   определенное   доказательство,­ писал   Либих,­что   химический   характер   соединения   ни   в   коем   случае   не обусловливается   природой   находящихся   в   нем   элементов,   как   это предполагает электрохимическая гипотеза, а единственно их положением». Однако   теория   замещения   рассматривала   строение   соединений   довольно поверхностно. На смену ей пришли другие теории, в которых связь между свойствами органических соединений и их строением анализировалась более глубоко.   Наиболее   значительной   из   них   была   теория   типов,   предложенная французскими химиками О. Лораном и Ш. Жераром. правильность положений       этой