В своей педагогической практике очень часто сталкиваюсь с проблемой, как заинтересовать ученика своим непростым предметом и в дальнейшем удержать этот интерес на достаточно длительное время. В этом мне помогают различные нетрадиционные формы, методы и средства обучения химии. Среди них – «библиотечка юного химика», в которой накоплены за долгие годы работы разнообразные интересные факты, события, открытия в области химии и в смежных с ней науками. По прочитанным интересным статьям устраиваем дискуссии, обсуждения, соревнования. Материалы также можно использовать в качестве дополнительных источников информации по соответствующим темам. Вниманию коллег – учителей химии предлагаю наиболее интересные странички для чтения из библиотечки.
Зябкина О.А., учитель химии МБОУ Митрофановской СОШ
Библиотечка юного химика. Читаем о химии с интересом.
Жан Батист Дюма
В один из вечеров 1830 г. во дворце французских королей Тюильри все было
готово к балу. Огромные залы освещались свечами. Вначале ничто не
омрачало веселья. Но вот все почувствовали резкий запах, исходящий от
свечей, потом появились едкие пары. Находиться во дворце стало
невозможно. Бал пришлось отменить, а чтобы впредь такое не повторилось,
были приняты строгие меры. Придворному химику и директору фарфорового
завода в Севре, профессору естественной истории А. Броньяру было поручено
выяснить причину столь странного поведения свечей.
Анализом
«злополучных» свечей занялся Ж. Дюма. Оказалось, что свечи были
изготовлены из воска, отбеленного хлором, а при горении свечей выделялся
хлористый водород.
Исследования Дюма
Этот случай побудил Дюма заняться исследованием замещения водорода в
органических соединениях. Знакомясь с известными фактами и проводя
собственные опыты, он сделал такой вывод (1834): «когда водородистое
органическое вещество (углеводородАвт.) подвергается действию
дегидрирующего тела, оно усваивает некоторое количество этого тела,
эквивалентное количеству потерянного им водорода».
Исследования Дюма привлекли внимание многих химиков, в том числе Е.
Пелиго, В. Реньо, О. Лорана и других. Огюст Лоран, изучая вместе с Дюма
действие хлора на нафталин, открыл многие его хлорпроизводные. Лоран
отметил интересный факт: если хлором замещается эквивалентное количество
водорода, то образуется вещество, напоминающее по свойствам исходное.
Получалось
замещал
электроположительный водород! Эти взгляды, противоречащие положениям
дуалистической теории Берцелиуса, были изложены Лораном в 1837 г. в
докторской диссертации. Ясно, что мимо таких выводов не мог
пройти Берцелиус. Уже в следующем году он писал:
«Столь электроотрицательный элемент, как хлор, не может никогда
вступать в органический радикал: такая идея противоречит основным
принципам химии…».
что электроотрицательный хлор
так,
Дюма вскоре поспешил отречься от выводов Лорана:«Я не ответствен,писал он,за преувеличенное толкование моей теории,
сделанное Лораном».
Но в 1839 г. Дюма получил трихлоруксусную кислоту (CCl3COOH), действуя
на уксусную кислоту хлором. Исследуя новое вещество, ученый пришел к
заключению, подтверждающему …выводы Лорана. «…г. Лоран настаивал,
писал впоследствии Дюма, на идентичности роли хлора и водорода в
веществах, образованных путем замещения, еще задолго до того, как опыт
решил это в положительном смысле».
Теория замещения
Теперь Дюма начал защищать то, что недавно отрицал. В своем стремлении
отстоять теорию замещения он даже утверждал, что и углерод в органических
веществах тоже можно заместить. По этому поводу в Либиховских «Анналах»
была опубликована злая пародияписьмо, полученное якобы из Парижа. Автор
письма утверждал, что ему будто бы удалось заменить в клетчатке атомы всех
элементов хлором, и несмотря на это новое вещество обладало свойствами
исходного соединения. Впоследствии выяснилось, что автором этого письма
был Фридрих Вёлер. Но годы шли, и теория замещения получала, казалось, все
большее экспериментальное подтверждение. Так, в 1842 г. сотрудник Дюма
бельгийский ученый Л. Мельзенс, действуя на хлоруксусную кислоту
водородом «в момент выделения», восстановил ее в уксусную кислоту. А
через три года ассистент Либиха, впоследствии крупнейший немецкий химик
А. Гофман получил хлор и бромпроизводные анилина и установил, что их
свойства сходны со свойствами анилина. Правда, такое сходство уменьшается
по мере замены атомов водорода галогенами. Теперь и Либих вынужден был
признать
теории.
«Гофман… кажется, привел в своей работе определенное доказательство,
писал Либих,что химический характер соединения ни в коем случае не
обусловливается природой находящихся в нем элементов, как это
предполагает электрохимическая гипотеза, а единственно их положением».
Однако теория замещения рассматривала строение соединений довольно
поверхностно. На смену ей пришли другие теории, в которых связь между
свойствами органических соединений и их строением анализировалась более
глубоко. Наиболее значительной из них была теория типов, предложенная
французскими химиками О. Лораном и Ш. Жераром.
правильность
положений
этой