Библиотечный урок.
Методическая разработка мероприятия.
Словари в жизни каждого.
ЦЕЛИ, ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ:
· Создать условия для развития умения находить и структурировать информацию.
· Обеспечить развитие умений работать со словарной статьей.
ЦЕЛИ, СВЯЗАННЫЕ С РАЗВИТИЕМ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ:
· Содействовать развитию умений общаться.
· Обеспечить развитие культуры речи и культуры официально-делового общения.
ТИП УРОКА: беседа.
ОБОРУДОВАНИЕ: словари.
ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ: словарная статья, значение слова.
МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ: русский язык.
ХОД УРОКА-МЕРОПРИЯТИЯ
1. Организационный этап.
2. Этап усвоения новых знаний и способов действий: беседа
Ø Что такое словарь?
Ø Зачем словари нужны в жизни?
Ø Пользовался ли я когда-нибудь словарем, каким?
Ø Что такое словарная статья?
Ø Как найти нужное слово (по алфавиту)?
3. Этап закрепления новых знаний и способов действий:
v Знакомство с толковым словарем Ожегова: в этом словаре можно узнать значение слова и его правильное употребление в речи и на письме.
Например, в словаре С.И.Ожегова слово счастье имеет два значения. Первое отражает представление о счастье как о состоянии полного, высшего удовлетворения. Второе означает успех, удачу.
v Знакомство с орфографическим словарем Ушакова поможет нам правильном написании слов.
В данном виде словаря мы можем прочитать правила русского языка, посмотреть нормированное написание слова и его произношение, т.е. ударение.
v Знакомство со словарем иностранных слов Захаренко: подобные словари интересны и незаменимы тем, что, не зная другой народ, мы можем окунуться в его культуру с помощью языка. Словарная статья содержит нормы написания, произношения и толкования. Например, дхоти – набедренная повязка в Индии; гранж – сельский стиль в моде; зародился во Франции.
v Знакомство с профессиональными словарными статьями на примере профессии «Повар-кондитер». Каждая профессия имеет свои слова, которые характеризуют ее и ограничивают от других видов деятельности. Есть множество словарей, посвященных профессиональным словам. В нашем училище имеется периодика, которая содержит словарные статьи той или иной профессии:
4. Этап применения новых знаний и способов действий: учащиеся самостоятельно работают со словарями и ищут свои примеры.
5. Этап обобщения и систематизации знаний: учитель задает вопрос и пытается вывести учеников на дискуссию: «Зачем нужны словари в нашей жизни?», «Что такое культура речи? Культура письма?», «Нужно ли чтить традиции русского языка и придерживаться произносительных, орфографических норм употребления слов?»
6. Домашнее задание: учащиеся беседуют с младшими по возрасту родственниками (1 класс) и рассказывают о видах словарей и правильном их использовании.
ЛИТЕРАТУРА
1. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – М., 2003. – 453 с.
2. Ожегов, С.И, Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова – М.: Изд-во ООО «А ТЕМП», 2007. – 944с.
3. Орфографический словарь. – М.: Изд-во Русский язык,1980. – 386с.
4. Словарь иностранных слов. – М.: Изд-во Русский язык,1980. – 386 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.