Библиотечный урок
Тема: Знакомство с произведениями искусства
Цель: ознакомление с культурным наследием, традициями, развитием внутренней потребности в сохранении и приумножении культурных достижений Республики.
Тип урока: урок – экскурсия (виртуальная)
Ход урока
1.Организационный момент
Здравствуйте, ребята!
У нас сегодня необычный урок!
Мы с вами поговорим об искусстве.
2.Актуализация опорных знаний.
Что такое музей?
Кто пишет картины?
Почему картины находятся в музее?
3. Изучение нового материала.
Дети! Что же такое художественный музей?
Художественный музей – это исследовательское учреждение, осуществляющее хранение, изучение и реставрацию произведений изобразительного и декоративно – прикладного искусства и, естественно, выставляющие их на обозрение людям, любящим искусство!
Ребята! Как же появились музеи? Немного истории…
В России хранилищами произведений искусства были ризницы церквей, соборов и монастырей (Святая Троице – Сергиева Лавра).
С 16 века в Москве создавалась коллекция Оружейной палаты.
В 17 веке художественные произведения коллекционировали образованные бояре – В.В. Голицын, Б.М. Хитрово, А.С. Матвеев.
В начале 18 века положил начало организации музеев Петр Первый. Обширные собрания картин и статуй создавались во дворцах царей (в Петергофе, Гатчине, Павловске и особенно в Эрмитаже).
В 19 веке наряду с частными коллекциями начали функционировать и открытые для всех коллекции: Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея и др.
В 1912 году открылся музей изящных искусств в Москве (сейчас Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).
Сейчас существует очень много музеев, такие как: исторический, краеведческий, литературный, музыкальный, естественнонаучный, театральный и так далее. С развитием компьютерной техники появились виртуальные музеи.
Мало таких людей, которые хоть раз в жизни не посещал музей, хотя бы потому, что человек с детства приобщается к культуре. Если родители этого не делают, то в учебных заведениях посещение таких заведений входит в образовательно - воспитательную программу.
Чтобы понять, зачем нужны музеи, необходимо понять, что именно они представляют - музеи представляют собой память. Поэтому, чтобы ответить на вопрос, зачем они нужны, можно только сказать, чтобы помнили, ценили и знали. Музеи представляют собой историю, поэтому необходимо понимать, что, не зная историю, сложно будет представить себе будущее, а значит, сложно его построить.
Когда у человечества и общества появилась потребность оглянуться назад, а также потребность к самосознанию и самопознанию, тогда возникли музеи.
Все современные музеи появлялись на протяжении нескольких последних столетий.
Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох. Музеи имеют большое значение в нашей жизни. В них отразилась жизнь тех людей, которые жили давным-давно.
Поговорим о Донецком художественном музее…
Донецкий Республиканский художественный музей - один из крупнейших музеев художественного профиля, культурный центр Донецкой Народной Республики, лауреат областного конкурса, обладатель «Золотого Скифа» 1999 года.
Музей основан 23 сентября 1939 года как Музей изобразительного искусства, с 1941 года прекратил своё существование в связи с началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, с 1958 года - отдел изобразительного искусства Сталинского краеведческого музея, с 1960 года - Сталинская картинная галерея, с 1965 года - Донецкий художественный музей.
С 2014 года Донецкий Республиканский художественный музей.
Он находится в прекрасном месте на бульваре имени Александра Сергеевича Пушкина.
Дети! Наше путешествие начинается. Представьте себе, что мы очутились в необыкновенном месте - музее…
Здесь много интересного и волшебного!
Старинные иконы всегда хранились в музеях, им уже несколько веков, но глядя на них, ты чувствуешь и понимаешь, что необыкновенная сила идет от икон.
Иконопись в Древней Руси была делом священным.
При написании икон в Древней Руси применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.
Иконы чаще всего писали на деревянных досках. Обычно брали доски из липы, лиственницы, ели и сосны.
Процесс этот был трудоемким и длительным.
Иконописец, когда писал иконы, всегда молился.
Посмотрим внимательно на них и подумаем о вечном…
Также в нашем музее много картин-подлинников великих художников: И. Шишкина, И. Айвазовского, В. Поленова, М. Нестерова, З. Серебряковой, А. Лактионова и др.
Иван Шишкин «Вечер»
Очень яркая работа. Душевность, удивительные натуральные сочетания цветов и оттенков позволяют проникнуться этим состоянием. Создаётся впечатление, что мы находимся там, в этой чудной местности, из которой не хочется уходить. Такой сюжет можно развернуть только тогда, когда полностью проникнешься природой и растворишься в ней.
Все детали картины продуманы до мелочей, и полностью соответствуют действительности, будь то ствол сосны или травинка под лучами солнца. Лес живёт своей удивительной жизнью и наступает вечер…
Иван Шишкин «Сторожка в лесу»
«Сторожка в лесу» – удивительный шедевр И. Шишкина,
который поражает своей простотой и оригинальностью. Казалось бы, обычный сюжет:
деревья, дорога, небольшой домик. Однако что-то манит нас подолгу созерцать эту
картину. Ну не может такой шедевр быть просто картиной, написанной под
настроение. Что сразу бросается в глаза, так это высокие березы по обе стороны
от дороги. Они тянутся ввысь – поближе к солнцу.
На картине преобладают темно-зеленые тона и только на заднем плане
мы видим освещенную лучами солнца траву и листву деревьев. Луч солнца падает
также и на деревянную сторожку, тем самым выделяя ее на картине. Она является
главной изюминкой шедевра – самой яркой деталью. При взгляде на нее ощущается
глубина – зрителя будто обступают со всех сторон деревья и манят вперед.
Картина поражает своим объемом.
Изображенный Шишкиным лес кажется густым. Через него не так просто пробиться солнечному свету, зато в самом центре картины - там, где стоит сторожка, мы видим просвет. Картина пропитана восхищением природы и в то же время выражает контраст между природой и человеком. Что эта сторожка в сравнении с могучими стволами сосен и высокими березами? Только маленькое пятнышко среди леса.
Иван Айвазовский «Морской пейзаж. Коктебель»
Свои лучшие картины художник писал не на заказ, а по вдохновению. Шедевры создавались быстро. Эмоции и чувства художника стремились излиться на холст незамедлительно.
Маленький кораблик, судьбой занесенный почти к самому берегу, продолжает бороться с ветром, упрямо разворачиваясь в открытое море – к свободе.
Море, как бы соглашается с убегающими облаками, заходящим солнцем и месяцем в чистом вечернем небе, разглаживая свою рябь в солнечной дорожке к закату.
Иван Айвазовский «Лазоревый грот»
Глядя на эту картину, хочется затаить дыхание - от
нее веет такой тайной, какой-то неизведанностью, ожиданием необычного... Ветрами,
водой и временем в скале образовался грот, в котором видны несколько входов в
пещеры. Прямо с моря на лодке в грот зашли любопытствующие - то ли рыбаки, то
ли удовлетворить свой интерес... В проеме справа видна еще одна лодка, в ней
мужчина зажег факел и что-то внимательно рассматривает на стене грота,
возможно, какие-то древние изображения. В глубине грота через отверстие в скале
хлынул поток солнечного яркого света, осветил часть грота и пробежал светящейся
дорожкой по глади воды.
С большим мастерством художник передал ребристость скал, прозрачность воды и
плавные переходы от темноты к тусклому свету и к ярким солнечным пятнам. Гамма
оттенков синего, голубого, фиолетового усиливают чувство таинственности...
Василий Поленов «Крым. Судак»
Картина пронизана солнцем и радостью.
Такая работа вмещает в себя столько света, воздуха, открытого солнца и
столько настроения.
Поленов открыл художникам тайну новой красочной силы и пробуждал в них
смелость такого обращения с краской, о которой они раньше и не помышляли.
Поленов, часто обращается к воде в своем творчестве, не стала исключением и эта работа. Вообще, море очень часто вдохновляло мастера на создание шедевров.
Художник преподносит картину «Крым. Судак» таким образом, что она заставляет остановиться и любоваться красотой природы.
Михаил Нестеров «Весна»
«Я жил своим художеством», — писал о себе живописец Михаил Нестеров. Внутренняя красота была для него важнее, чем «так называемые сильные страсти». И эту неброскую, лиричную, но глубокую красоту Нестеров видел во всем: в героях, в окружающей их природе, которая на картинах мастера превращалась в знаменитый «нестеровский пейзаж».
Картина «Весна» не стала исключением, в ней все сказачно и прекрасно.
Александр Лактионов «Вновь я посетил…» (Пушкин в Тригорском)
Художник много дней посвятил изучению жизни и творчества поэта. Кропотливо рылся в книгах пушкинской библиотеки, въедливо выспрашивал у научных работников - пушкинистов нужные ему сведения о жизни Пушкина в Михайловском. Для него яснее становился образ великого русского поэта. И когда сюжет картины был Лактионовым окончательно определен, он начал большое полотно, которому дал название «Вновь я посетил...»
4. Итог урока.
Сегодня на уроке, ребята, мы познакомились с выдающимися художниками И. Шишкиным, И. Айвазовским, В. Поленовым, А. Лактионовым, составляющих славную фалангу русских талантов, выразивших свое время. И каждый сам по себе – эпоха. Вспоминая их, думаешь: как богата земля талантливыми людьми, одержимыми, возвышенными, духовно щедрыми.
Живопись – это поэзия в красках. Художник передает природу настолько ярко, что то или иное состояние времени года, если закрыть глаза, можно очень четко представить себе прекрасные картины…
И, очень радостно, что эти произведения искусства находятся в Донецком Республиканском художественном музее!!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.