Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики
Оценка 4.8

Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики

Оценка 4.8
docx
01.02.2023
Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики
Программа формирования и развития учебно.docx

Программа формирования  и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики.

1.      Пояснительная записка.

Данная программа разработана для обучающихся 7-9 кл и ориентирована на урочную и внеурочную деятельность . В основу программы заложены идеи нового ФГОС основного общего образования.

Целью программы является развитие  интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования его исследовательских и потребностей и  способностей.

Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:

·          -обучать школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;

·          -формировать и развивать у школьников умения и навыки исследовательского поиска и творческого проектирования:

·          -формировать и развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьников в рамках исследовательской и экспериментальной  деятельности .

 Необходимость формирования  и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся диктуется новыми образовательными стандартами, где одной из целей изучения предметов естественнонаучного цикла выступает овладение методами познания . Учебно-исследовательская деятельность, как и любая другая, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результата.

Учебно-исследовательская культура (УИК) это интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями и навыками научного познания и стремлением к творческому саморазвитию.

Критерии УИК: 

Ø   мотивация к исследованию (интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования)

Ø  научный стиль мышления (осмысление структурных звеньев собственных исследовательских действий, следование обобщенным нормам и требованиям)

Ø  технологическая готовность к исследованию (владение понятийным аппаратом, умение использовать методы научного познания, соблюдение правил научной организации труда)

Ø  Творческая активность личности обучающегося ( самостоятельное преобразование идей и связей, знакомство с историей науки и ее современными проблемами, знанием источников нужной информации)

Деятельность учителя по реализации данной программы включает в себя: мониторинг состояния учебно-исследовательской культуры обучающихся, анализ и отбор программного и дополнительного материалов по предмету и теме, организацию процесса исследования на уроках и во внеклассной работе, предоставление  учащимся возможности выбора, обучение методам научного познания и технологиям учебного исследования, обеспечение процесса исследования необходимым оборудованием и дидактическим средствами, оказание помощи обучающимся.

Программа имеет три направления:

1.       « Тренинг» (Т).  Занятия по приобретению учащимися знаний и развитию умений и навыков исследовательской деятельности.

2.       «Проект» (П). Проведение самостоятельных исследований во время урочной и внеурочной деятельности.

3.       « Мониторинг»(М). Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.

Особенности программы 7 класса.

В 7 классе закладываются основы  учебно- исследовательской культуры школьников по физике. Умение ученика выдвигать гипотезы и строить собственные модели  возникает не на пустом месте. Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлений является первым этапом научного метода в исследовании явлений природы. Поэтому очень важно уделять постоянное внимание работе по овладению понятийным аппаратом (объяснение, упражнения на понимание физического смысла, многократное применение в примерах); процессу выдвижения гипотез во время обсуждения наблюдений, т. к. он предшествует этапу зарождения интереса к изучаемому явлению, формированию начальных навыков проведения физических экспериментов ( разработка и отработка алгоритмов действия по проведению опытов и экспериментов, формирование навыков работы с измерительными приборами); мониторингу состояния основных критериев наличия учебно- исследовательской культуры ( физические диктанты, организация деятельности со специальными рабочими тетрадями, исследовательские проекты, краткосрочные на уроках и долгосрочные во   внеурочной деятельности).Формирование  контрольно-оценочной самостоятельности осуществляется через деятельность с рабочими тетрадями, разработанными методистом  Хмельницкой А.Ю.   

Все направления программы реализуются в урочное время, органично вплетаясь в содержание урока. Индивидуальные исследовательские проекты по дополнительному материалу реализуются в рамках факультативного курса .« Экспериментальные и исследовательские опыты  по физике».

Тематическое и поурочное планирование.

№ п/п

Тема урока

Вид деятельности по воспитанию учебно- исследовательской культуры

Д/З

1

Введение.3 часа.

Что изучает физика. Научные методы познания природы. Наблюдение и опыты. Физические термины.

«Т»: -знакомство с научными методами познания природы,      работа с терминами физика, тело, вещество, явления

П.1,2

 

2

 

Физические величины и их измерение. Погрешность измерения

 

«Т»: - работа с терминами физическая величина, единица физической величины, измерить, значит- сравнить

 

П. 4,5

3

л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора»

«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

Отчет о л/р,

4/1

Строение вещества. 6 часов. 

Строение вещества. Молекулярно-кинетическая теория. Молекулы. л/р №2 « Определение размеров малых тел».

 

«Т»: - работа с терминами: молекула, атом

 

П.7,8, отчет о л/р, выучить положения МКТ

5/2

Диффузия. Связь температуры тела со скоростью движения молекул.

«Т»: - работа с терминами;- диффузия

-д/о « сравнение скорости  диффузии в жидкости и газах»

 - эвристическая беседа « Почему в газах диффузия    протекает быстрее?»

-разработка алгоритма домашнего опыта

П.9, стр.23. зад.2(1)

6/3

Взаимодействие молекул.

«Т»:- с/р № 7в рабочих тетрадях

П.9, подготовка к диктанту.

7/4

Агрегатные состояния вещества.

«М»: - диктант по терминам

п.11,12в

8/5

Обобщение темы. « Строение вещества»

«М»: с/р № 8 в рабочих тетрадях

 

9/6

Резерв

 

 

 

10/1

Движение и взаимодействие. 21 час.

Механическое движение. Криволинейное и прямолинейное движение.

 

«Т»: - работа с терминами;- механическое движение, криволинейное и прямолинейное движение, траектория, пройденный путь

 

П.13

11/2

Равномерное и неравномерное движение. Скорость при равномерном движении.

«Т»: - работа с терминами равномерное и неравномерное движение, скорость.

- разработка алгоритма домашнего опыта

 

П.14,15.

д/о. «Определение скорости пешехода»

12/3

Средняя скорость неравномерного движения.

«Т»: разработка алгоритма опыта.

 «П». «Определение средней скорости движения шарика по наклонной плоскости, Выявление зависимости скорости от угла наклонной плоскости»

П.16, упр.4(4,5)

13/4

Расчет пути и времени движения. Графическое представление движения.

«Т»: с/р № 10 в рабочих тетрадях

 «М»: с/р № 10 в рабочих тетрадях

П.16, упр.5(4,5)

 

 

 

 

14/5

Инерция. С/р по тем «Механическое движение»

«Т»: - работа с терминами инерция и инертность

П.17

15/6

Взаимодействие тел.

 

П.18

16/7

Масса. Единицы массы. Способы измерения массы.

«Т»: - эмпирическая беседа  « От чего зависит величина скорости взаимодействующих тел?»-совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы

- работа с терминами масса, инертность

П.19

17/8

л/р «Определение массы тел равного объема  на рычажных весах»

«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

Отчет о л/р

18/9

Плотность вещества

«Т»: - эмпирическая  беседа  «Почему масса тел равного объема оказалась различной?»

 - работа с терминами масса, плотность.

П.21, упр.7(4,5)

подготовка к диктанту по терминам

19/10

Решение задач по тем «Плотность вещества»

«Т»: с/р № 10 в рабочих тетрадях

 «М»: с/р № 10 в рабочих тетрадях

           -диктант по терминам

П.22, упр.8(3,4)

20/11

л/р « Определение плотности вещества»

«П»: работа в группах: разработка алгоритма  определения плотности масла, песка, твердого тела неправильной формы, выбор необходимых инструментов измерения, выполнение работы, защита проектов.

Отчет о л/р

21/12

Сила. с/р по теме «Плотность вещества»

«Т»: - работа с терминами масса, сила,

П.23

22/13

Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Единица силы.

«Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон.

П.24,27

23/14

Сила упругости. Вес тела

«Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела

П.26, упр.9(3-5)

24/15

Закон Гука.

«Т»: - эмпирическая  беседа  « От чего зависит величина силы упругости?»-совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы в парах , обсуждение результатов опыта

«Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела

П.25

25/16

Измерение силы. Динамометр.

«Т»: -- эмпирическая  беседа «Какое свойство тел можно использовать для измерения силы?»,-совместное градуирование пружины, обсуждение результатов

П.29,упр.10 (1-3)

26/17

л/р «Градуирование пружины динамометра»

 «Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

Отчет о л/р

27/18

Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой.

«Т»: эмпирический вывод формулы для определения равнодействующей сил, подтверждение гипотезы экспериментом

- работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела, равнодействующая сил

П.29. упр.11 (1-3)

28/19

Сила трения. Трение в природе и технике.

«П»: «Выявление зависимости силы трения от веса тела. Коэффициент трения».Общее обсуждение алгоритма и   исследовательская   работа в парах, обсуждение результатов исследования.

«М»:-с/р№15

П.29,3о,31

Подготовка к диктанту,

Тв/р «Если бы не было трения»

29/20

Обобщение темы «Движение и взаимодействие»

«М»:-физический диктант

          -с/р №  

Подготовка к к/р, тв/р конспект «Силы»

30/21

к/р по теме «Движение и взаимодействие»

«М»:-проверка знаний, умений и навыков по теме«Движение и взаимодействие»

 

 

31/1

Давление. 20 час.

Давление Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

 

«Т»: эмпирический вывод формулы для определения давления, подтверждение гипотезы экспериментом

- работа с терминами масса, сила, ньютон, , вес тела, давление, паскаль

 

П.33, упр.12 (3,4)

32/2

р/з по теме «Давление»

«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами на примере экспериментальной задачи «Определение давления , производимого дер. бруском на опору »,

-обсуждение д/з,

- самооценка деятельности

«М»: с/р № 17 в рабочих тетрадях

Стр.82, зад.6(1)

33/3

Давление газов. Закон Паскаля.

«Т»:- демонстрационные эксперименты, эвристический вывод  закона Паскаля,

- обсуждение д/з,

П.36, зад.7

34/4

Давление в жидкости и газе.

«Т»: исследовательский эксперимент « выявление зависимости давления внутри жидкости от глубины погружения»,

П.37,

35/5

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач.

П.38, упр.15(2)

36/6

Сообщающиеся сосуды. р/з по теме «Давление»

 

 

 

П.39, ТВ/р. «Фонтаны Питергофа».

37/7

Вес воздуха. Атмосферное давление.

«Т»: -работа в парах «Изучение действия атмосферного давления»

-знакомство с историей науки,

- развитие наблюдательности.

П.40,41

38/8

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли.

 

П.42

39/19

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах.

«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами .

«П»: «Зависимость атмосферного давления от высоты», совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы, решение расчетных задач

П.43.44

40/10

Манометр. Поршневой жидкостный насос.

«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами и техническими устройствами

П.45, 46

41/11

Гидравлический пресс.

 

П.47

42/12

Сила Архимеда

Исследовательский проект «Изучение зависимости силы Архимеда от различных факторов»-совместный эксперимент по проверке гипотезы о существовании силы выталкивания.

Работа в группах:

-,выдвижение гипотез о факторах, влияющих на величину силы,

-разработка алгоритма действия,

-выбор измерительных приборов

«М»: мониторинг уровня сформированности навыков учебно-исследовательской культуры

Доработка алгоритма

43/13

л/р «Изучение зависимости силы Архимеда от различных факторов»-

«П»:-выполнение работы,

-обсуждение результатов,- совместный вывод формулы для расчета силы Архимеда

П.48

44/14

р/з по теме «Сила Архимеда»

«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач на примерах задач различного вида: качественных, аналитических, исследовательских, творческих.

Упр.24(3,4), подготовка к ф/д

45/15

р/з по теме «Сила Архимеда»

«М»:-физический диктант

          -с/р №  

 

46/16

Условие плавания тел

«Т»: -совместное решение исследовательской задачи «Выяснение условия плавания тел»

 - формирование умений и навыков решения физических задач,

 

П.50, упр.25(3-5), зад.15 ( по желанию)

47/17

Плавание судов. Воздухоплавание.

 

П.51

48/18

р/з по теме «Условие плавания тел »

«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач на примерах задач различного вида: качественных, аналитических, исследовательских, творческих.

 

49/19

Обобщение темы «Давление»

 

Подготовка к к/р, тв/р конспект «Давление»

50/20

к/р по теме «Давление»

 

 

 

51/1

Механическая работа. Энергия. 14 часов. Механическая работа. Единицы работы.

 

«Т»: - работа с терминами работа, джоуль, - формирование умений и навыков решения физических задач

 

П.53

52/2

Мощность. Единицы мощности.

«Т»: - работа с терминами м работа, мощность, ватт, - формирование умений и навыков решения физических задач

 

П.54

53/3

р/з по теме « Работа и мощность»

«Т»: - работа с терминами м работа, мощность, ватт, - формирование умений и навыков решения физических задач,

«П»: -«Определение мощности ,развиваемой при подъеме тела»

«М»:-самооценка знаний, раб. Тетрадь, стр.63

Отчет по эксперименту

54/4

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, - формирование умений и навыков решения физических задач

П.55,56, Подготовка к диктанту,

 

55/5

Момент сил.

«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, момент силы- формирование умений и навыков решения физических задач

«М»:-физический диктант

 

П.57

56/6

л/р «Выяснение условий равновесия сил на рычаге»

 «Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

Отчет о л/р

 

57/7

 

Блоки. Р/з на по теме «Простые механизмы»

 

«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, момент силы- формирование умений и навыков решения физических задач

 

 

П.59

58/8

Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое» правило механики.

«Т»: - эмпирический вывод  «Золотого» правила

-знакомство с историей науки,

- развитие наблюдательности.

П.60

59/9

КПД механизмов. Решение задач по теме.

«Т»: - работа с терминами работа, КПД, рычаг, плечо силы, - формирование умений и навыков решения физических задач

 

60/10

л/р «Определение КПД наклонной плоскости».

Исследовательский проект ««Определение КПД наклонной плоскости»-

Работа в группах:

 -разработка алгоритма действия,

-выбор измерительных приборов

«М»: мониторинг уровня сформированности навыков учебно-исследовательской культуры

Отчет о л/р

61/11

Механическая энергия. Виды механической энергии.

«Т»: - работа с терминами энергия. Потенциальная энергия, кинетическая энергия.

П.62,63.

62/12

Превращения энергии. Закон сохранения энергии.

«Т»: - эмпирический вывод  закона сохранения энергии,

-знакомство с историей науки,

- развитие наблюдательности.

П.64.  Подготовка к диктанту.

63/13

Обобщение и повторение темы «Работа и энергия»

«Т»: -формирование навыков обобщения материала,

«М»:-физический диктант,

          - с/р№18

 

Подготовка к к/р, тв/р конспект «Энергия»

64/14

к/р по теме «Работа и энергия»

 

 

65-68/

Повторение.

 

 

 

Итого 68 часов

 

 

 

В результате освоения программы обучающиеся получат первоначальные навыки:

·         использования  научных методов исследования природы,

·         решения физических исследовательских задач,

·         планирования и постановки эксперимента,

·         записывать, систематизировать и анализировать экспериментальные знания,

·         работы с физическими приборами, с соблюдением техники безопасности,

·         соблюдения правил научной организации труда;

а также овладеют необходимым понятийным аппаратом, что позволит им на следующей ступени обучения самостоятельно использовать экспериментальные и исследовательские методы в изучении явлений природы.

Литература:

1.М.С. Атаманская. «Роль личностно-ориентированной дидактики в школьной реформе физики». «Физика в школе» 8/2009

2.И.А. Крутова. «Обучение эмпирическому методу познания». «Физика в школе» 8/2009

               3.Г.В. Макотрова. «Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся». «Физика в школе» 8/2009


 

Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики

Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики

Творческая активность личности обучающегося ( самостоятельное преобразование идей и связей, знакомство с историей науки и ее современными проблемами, знанием источников нужной информации)

Творческая активность личности обучающегося ( самостоятельное преобразование идей и связей, знакомство с историей науки и ее современными проблемами, знанием источников нужной информации)

Все направления программы реализуются в урочное время, органично вплетаясь в содержание урока

Все направления программы реализуются в урочное время, органично вплетаясь в содержание урока

Скорость при равномерном движении

Скорость при равномерном движении

П.26, упр.9(3-5) 24/15Закон

П.26, упр.9(3-5) 24/15Закон

М»: с/р № 17 в рабочих тетрадяхСтр

М»: с/р № 17 в рабочих тетрадяхСтр

П»:-выполнение работы, -обсуждение результатов,- совместный вывод формулы для расчета силы

П»:-выполнение работы, -обсуждение результатов,- совместный вывод формулы для расчета силы

Выяснение условий равновесия сил на рычаге» «Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

Выяснение условий равновесия сил на рычаге» «Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности

В результате освоения программы обучающиеся получат первоначальные навыки: · использования научных методов исследования природы, · решения физических исследовательских задач, · планирования и постановки эксперимента, ·…

В результате освоения программы обучающиеся получат первоначальные навыки: · использования научных методов исследования природы, · решения физических исследовательских задач, · планирования и постановки эксперимента, ·…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023