Программа формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся средствами физики.
1. Пояснительная записка.
Данная программа разработана для обучающихся 7-9 кл и ориентирована на урочную и внеурочную деятельность . В основу программы заложены идеи нового ФГОС основного общего образования.
Целью программы является развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем формирования и совершенствования его исследовательских и потребностей и способностей.
Для достижения цели необходимо решать следующие задачи:
· -обучать школьников специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований и проектирования;
· -формировать и развивать у школьников умения и навыки исследовательского поиска и творческого проектирования:
· -формировать и развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьников в рамках исследовательской и экспериментальной деятельности .
Необходимость формирования и развития учебно-исследовательской культуры обучающихся диктуется новыми образовательными стандартами, где одной из целей изучения предметов естественнонаучного цикла выступает овладение методами познания . Учебно-исследовательская деятельность, как и любая другая, требует особой системы поддержки и контроля качества. Она предполагает разработку содержания, форм организации и методов оценки результата.
Учебно-исследовательская культура (УИК) это интегративное качество личности, характеризующееся единством знаний целостной картины мира, умениями и навыками научного познания и стремлением к творческому саморазвитию.
Критерии УИК:
Ø мотивация к исследованию (интенсивность познавательной потребности, осознание ценности исследования)
Ø научный стиль мышления (осмысление структурных звеньев собственных исследовательских действий, следование обобщенным нормам и требованиям)
Ø технологическая готовность к исследованию (владение понятийным аппаратом, умение использовать методы научного познания, соблюдение правил научной организации труда)
Ø Творческая активность личности обучающегося ( самостоятельное преобразование идей и связей, знакомство с историей науки и ее современными проблемами, знанием источников нужной информации)
Деятельность учителя по реализации данной программы включает в себя: мониторинг состояния учебно-исследовательской культуры обучающихся, анализ и отбор программного и дополнительного материалов по предмету и теме, организацию процесса исследования на уроках и во внеклассной работе, предоставление учащимся возможности выбора, обучение методам научного познания и технологиям учебного исследования, обеспечение процесса исследования необходимым оборудованием и дидактическим средствами, оказание помощи обучающимся.
Программа имеет три направления:
1. « Тренинг» (Т). Занятия по приобретению учащимися знаний и развитию умений и навыков исследовательской деятельности.
2. «Проект» (П). Проведение самостоятельных исследований во время урочной и внеурочной деятельности.
3. « Мониторинг»(М). Содержание и организация мероприятий, необходимых для управления процессом решения задач исследовательского обучения.
Особенности программы 7 класса.
В 7 классе закладываются основы учебно- исследовательской культуры школьников по физике. Умение ученика выдвигать гипотезы и строить собственные модели возникает не на пустом месте. Приобретение чувственного опыта при изучении группы явлений является первым этапом научного метода в исследовании явлений природы. Поэтому очень важно уделять постоянное внимание работе по овладению понятийным аппаратом (объяснение, упражнения на понимание физического смысла, многократное применение в примерах); процессу выдвижения гипотез во время обсуждения наблюдений, т. к. он предшествует этапу зарождения интереса к изучаемому явлению, формированию начальных навыков проведения физических экспериментов ( разработка и отработка алгоритмов действия по проведению опытов и экспериментов, формирование навыков работы с измерительными приборами); мониторингу состояния основных критериев наличия учебно- исследовательской культуры ( физические диктанты, организация деятельности со специальными рабочими тетрадями, исследовательские проекты, краткосрочные на уроках и долгосрочные во внеурочной деятельности).Формирование контрольно-оценочной самостоятельности осуществляется через деятельность с рабочими тетрадями, разработанными методистом Хмельницкой А.Ю.
Все направления программы реализуются в урочное время, органично вплетаясь в содержание урока. Индивидуальные исследовательские проекты по дополнительному материалу реализуются в рамках факультативного курса .« Экспериментальные и исследовательские опыты по физике».
Тематическое и поурочное планирование.
№ п/п |
Тема урока |
Вид деятельности по воспитанию учебно- исследовательской культуры |
Д/З |
1 |
Введение.3 часа. Что изучает физика. Научные методы познания природы. Наблюдение и опыты. Физические термины. |
«Т»: -знакомство с научными методами познания природы, работа с терминами физика, тело, вещество, явления |
П.1,2 |
2 |
Физические величины и их измерение. Погрешность измерения |
«Т»: - работа с терминами физическая величина, единица физической величины, измерить, значит- сравнить |
П. 4,5 |
3 |
л/р №1 «Определение цены деления измерительного прибора» |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности |
Отчет о л/р, |
4/1 |
Строение вещества. 6 часов. Строение вещества. Молекулярно-кинетическая теория. Молекулы. л/р №2 « Определение размеров малых тел». |
«Т»: - работа с терминами: молекула, атом |
П.7,8, отчет о л/р, выучить положения МКТ |
5/2 |
Диффузия. Связь температуры тела со скоростью движения молекул. |
«Т»: - работа с терминами;- диффузия -д/о « сравнение скорости диффузии в жидкости и газах» - эвристическая беседа « Почему в газах диффузия протекает быстрее?» -разработка алгоритма домашнего опыта |
П.9, стр.23. зад.2(1) |
6/3 |
Взаимодействие молекул. |
«Т»:- с/р № 7в рабочих тетрадях |
П.9, подготовка к диктанту. |
7/4 |
Агрегатные состояния вещества. |
«М»: - диктант по терминам |
п.11,12в |
8/5 |
Обобщение темы. « Строение вещества» |
«М»: с/р № 8 в рабочих тетрадях |
|
9/6 |
Резерв |
|
|
10/1 |
Движение и взаимодействие. 21 час. Механическое движение. Криволинейное и прямолинейное движение. |
«Т»: - работа с терминами;- механическое движение, криволинейное и прямолинейное движение, траектория, пройденный путь |
П.13 |
11/2 |
Равномерное и неравномерное движение. Скорость при равномерном движении. |
«Т»: - работа с терминами равномерное и неравномерное движение, скорость. - разработка алгоритма домашнего опыта
|
П.14,15. д/о. «Определение скорости пешехода» |
12/3 |
Средняя скорость неравномерного движения. |
«Т»: разработка алгоритма опыта. «П». «Определение средней скорости движения шарика по наклонной плоскости, Выявление зависимости скорости от угла наклонной плоскости» |
П.16, упр.4(4,5) |
13/4 |
Расчет пути и времени движения. Графическое представление движения. |
«Т»: с/р № 10 в рабочих тетрадях «М»: с/р № 10 в рабочих тетрадях |
П.16, упр.5(4,5) |
|
|
|
|
14/5 |
Инерция. С/р по тем «Механическое движение» |
«Т»: - работа с терминами инерция и инертность |
П.17 |
15/6 |
Взаимодействие тел. |
|
П.18 |
16/7 |
Масса. Единицы массы. Способы измерения массы. |
«Т»: - эмпирическая беседа « От чего зависит величина скорости взаимодействующих тел?»-совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы - работа с терминами масса, инертность |
П.19 |
17/8 |
л/р «Определение массы тел равного объема на рычажных весах» |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности |
Отчет о л/р |
18/9 |
Плотность вещества |
«Т»: - эмпирическая беседа «Почему масса тел равного объема оказалась различной?» - работа с терминами масса, плотность. |
П.21, упр.7(4,5) подготовка к диктанту по терминам |
19/10 |
Решение задач по тем «Плотность вещества» |
«Т»: с/р № 10 в рабочих тетрадях «М»: с/р № 10 в рабочих тетрадях -диктант по терминам |
П.22, упр.8(3,4) |
20/11 |
л/р « Определение плотности вещества» |
«П»: работа в группах: разработка алгоритма определения плотности масла, песка, твердого тела неправильной формы, выбор необходимых инструментов измерения, выполнение работы, защита проектов. |
Отчет о л/р |
21/12 |
Сила. с/р по теме «Плотность вещества» |
«Т»: - работа с терминами масса, сила, |
П.23 |
22/13 |
Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой тела. Единица силы. |
«Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон. |
П.24,27 |
23/14 |
Сила упругости. Вес тела |
«Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела |
П.26, упр.9(3-5) |
24/15 |
Закон Гука. |
«Т»: - эмпирическая беседа « От чего зависит величина силы упругости?»-совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы в парах , обсуждение результатов опыта «Т»: - работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела |
П.25 |
25/16 |
Измерение силы. Динамометр. |
«Т»: -- эмпирическая беседа «Какое свойство тел можно использовать для измерения силы?»,-совместное градуирование пружины, обсуждение результатов |
П.29,упр.10 (1-3) |
26/17 |
л/р «Градуирование пружины динамометра» |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности |
Отчет о л/р |
27/18 |
Равнодействующая сил. Сложение сил, направленных по одной прямой. |
«Т»: эмпирический вывод формулы для определения равнодействующей сил, подтверждение гипотезы экспериментом - работа с терминами масса, сила, ньютон, деформация тел, сила упругости, вес тела, равнодействующая сил |
П.29. упр.11 (1-3) |
28/19 |
Сила трения. Трение в природе и технике. |
«П»: «Выявление зависимости силы трения от веса тела. Коэффициент трения».Общее обсуждение алгоритма и исследовательская работа в парах, обсуждение результатов исследования. «М»:-с/р№15 |
П.29,3о,31 Подготовка к диктанту, Тв/р «Если бы не было трения» |
29/20 |
Обобщение темы «Движение и взаимодействие» |
«М»:-физический диктант -с/р № |
Подготовка к к/р, тв/р конспект «Силы» |
30/21 |
к/р по теме «Движение и взаимодействие» |
«М»:-проверка знаний, умений и навыков по теме«Движение и взаимодействие» |
|
31/1 |
Давление. 20 час. Давление Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. |
«Т»: эмпирический вывод формулы для определения давления, подтверждение гипотезы экспериментом - работа с терминами масса, сила, ньютон, , вес тела, давление, паскаль |
П.33, упр.12 (3,4) |
32/2 |
р/з по теме «Давление» |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами на примере экспериментальной задачи «Определение давления , производимого дер. бруском на опору », -обсуждение д/з, - самооценка деятельности «М»: с/р № 17 в рабочих тетрадях |
Стр.82, зад.6(1) |
33/3 |
Давление газов. Закон Паскаля. |
«Т»:- демонстрационные эксперименты, эвристический вывод закона Паскаля, - обсуждение д/з, |
П.36, зад.7 |
34/4 |
Давление в жидкости и газе. |
«Т»: исследовательский эксперимент « выявление зависимости давления внутри жидкости от глубины погружения», |
П.37, |
35/5 |
Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда. |
«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач. |
П.38, упр.15(2) |
36/6 |
Сообщающиеся сосуды. р/з по теме «Давление» |
|
П.39, ТВ/р. «Фонтаны Питергофа». |
37/7 |
Вес воздуха. Атмосферное давление. |
«Т»: -работа в парах «Изучение действия атмосферного давления» -знакомство с историей науки, - развитие наблюдательности. |
П.40,41 |
38/8 |
Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли. |
|
П.42 |
39/19 |
Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами . «П»: «Зависимость атмосферного давления от высоты», совместная разработка алгоритма и постановка опыта по проверке гипотезы, решение расчетных задач |
П.43.44 |
40/10 |
Манометр. Поршневой жидкостный насос. |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами и техническими устройствами |
П.45, 46 |
41/11 |
Гидравлический пресс. |
|
П.47 |
42/12 |
Сила Архимеда |
Исследовательский проект «Изучение зависимости силы Архимеда от различных факторов»-совместный эксперимент по проверке гипотезы о существовании силы выталкивания. Работа в группах: -,выдвижение гипотез о факторах, влияющих на величину силы, -разработка алгоритма действия, -выбор измерительных приборов «М»: мониторинг уровня сформированности навыков учебно-исследовательской культуры |
Доработка алгоритма |
43/13 |
л/р «Изучение зависимости силы Архимеда от различных факторов»- |
«П»:-выполнение работы, -обсуждение результатов,- совместный вывод формулы для расчета силы Архимеда |
П.48 |
44/14 |
р/з по теме «Сила Архимеда» |
«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач на примерах задач различного вида: качественных, аналитических, исследовательских, творческих. |
Упр.24(3,4), подготовка к ф/д |
45/15 |
р/з по теме «Сила Архимеда» |
«М»:-физический диктант -с/р № |
|
46/16 |
Условие плавания тел |
«Т»: -совместное решение исследовательской задачи «Выяснение условия плавания тел» - формирование умений и навыков решения физических задач,
|
П.50, упр.25(3-5), зад.15 ( по желанию) |
47/17 |
Плавание судов. Воздухоплавание. |
|
П.51 |
48/18 |
р/з по теме «Условие плавания тел » |
«Т»: - формирование умений и навыков решения физических задач на примерах задач различного вида: качественных, аналитических, исследовательских, творческих. |
|
49/19 |
Обобщение темы «Давление» |
|
Подготовка к к/р, тв/р конспект «Давление» |
50/20 |
к/р по теме «Давление» |
|
|
51/1 |
Механическая работа. Энергия. 14 часов. Механическая работа. Единицы работы. |
«Т»: - работа с терминами работа, джоуль, - формирование умений и навыков решения физических задач |
П.53 |
52/2 |
Мощность. Единицы мощности. |
«Т»: - работа с терминами м работа, мощность, ватт, - формирование умений и навыков решения физических задач |
П.54 |
53/3 |
р/з по теме « Работа и мощность» |
«Т»: - работа с терминами м работа, мощность, ватт, - формирование умений и навыков решения физических задач, «П»: -«Определение мощности ,развиваемой при подъеме тела» «М»:-самооценка знаний, раб. Тетрадь, стр.63 |
Отчет по эксперименту |
54/4 |
Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. |
«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, - формирование умений и навыков решения физических задач |
П.55,56, Подготовка к диктанту,
|
55/5 |
Момент сил. |
«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, момент силы- формирование умений и навыков решения физических задач «М»:-физический диктант
|
П.57 |
56/6 |
л/р «Выяснение условий равновесия сил на рычаге» |
«Т»: - привитие первоначальных навыков работы с физическими приборами, самооценка деятельности |
Отчет о л/р |
57/7 |
Блоки. Р/з на по теме «Простые механизмы» |
«Т»: - работа с терминами рычаг, плечо силы, момент силы- формирование умений и навыков решения физических задач
|
П.59 |
58/8 |
Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое» правило механики. |
«Т»: - эмпирический вывод «Золотого» правила -знакомство с историей науки, - развитие наблюдательности. |
П.60 |
59/9 |
КПД механизмов. Решение задач по теме. |
«Т»: - работа с терминами работа, КПД, рычаг, плечо силы, - формирование умений и навыков решения физических задач |
|
60/10 |
л/р «Определение КПД наклонной плоскости». |
Исследовательский проект ««Определение КПД наклонной плоскости»- Работа в группах: -разработка алгоритма действия, -выбор измерительных приборов «М»: мониторинг уровня сформированности навыков учебно-исследовательской культуры |
Отчет о л/р |
61/11 |
Механическая энергия. Виды механической энергии. |
«Т»: - работа с терминами энергия. Потенциальная энергия, кинетическая энергия. |
П.62,63. |
62/12 |
Превращения энергии. Закон сохранения энергии. |
«Т»: - эмпирический вывод закона сохранения энергии, -знакомство с историей науки, - развитие наблюдательности. |
П.64. Подготовка к диктанту. |
63/13 |
Обобщение и повторение темы «Работа и энергия» |
«Т»: -формирование навыков обобщения материала, «М»:-физический диктант, - с/р№18
|
Подготовка к к/р, тв/р конспект «Энергия» |
64/14 |
к/р по теме «Работа и энергия» |
|
|
65-68/ |
Повторение. |
|
|
|
Итого 68 часов |
|
|
В результате освоения программы обучающиеся получат первоначальные навыки:
· использования научных методов исследования природы,
· решения физических исследовательских задач,
· планирования и постановки эксперимента,
· записывать, систематизировать и анализировать экспериментальные знания,
· работы с физическими приборами, с соблюдением техники безопасности,
· соблюдения правил научной организации труда;
а также овладеют необходимым понятийным аппаратом, что позволит им на следующей ступени обучения самостоятельно использовать экспериментальные и исследовательские методы в изучении явлений природы.
Литература:
1.М.С. Атаманская. «Роль личностно-ориентированной дидактики в школьной реформе физики». «Физика в школе» 8/2009
2.И.А. Крутова. «Обучение эмпирическому методу познания». «Физика в школе» 8/2009
3.Г.В. Макотрова. «Формирование учебно-исследовательской культуры учащихся». «Физика в школе» 8/2009
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.