ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НИЖЕГОРОДСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА ИМЕНИ В.С.ТИШИНА (ГБПОУ «НОУОР ИМЕНИ В.С.ТИШИНА»)
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 49.02.01 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Критерии спортивного отбора в плавании
ФИО студента:
Федоров М.А.
ФИО научного руководителя:
Игнатьева И.А.
Н. Новгород, 2022 год
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Основные задачи и направления в воспитании …………………..…..5
Глава 2. Отбор и ориентация пловцов в системе многолетней подготовки…10
2.1 Общая характеристика отбора и ориентации пловцов……………………10
2.2 Основные понятия по данной теме…………………………………………11
2.3 Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней подготовки..13
2.4 Задачи отбора………………………………………………………………...15
Глава 3. Модельные характеристики пловцов и выбор критериев спортивного отбора……………...………..…………………………………………………….17
3.1 Модельные характеристики пловцов…………………………………........17
3.2 Критерии спортивного отбора…………………………………………...…22
3.3 Результаты исследования и их анализ……………………..……………….23
Глава 4. Методика оценки спортивной перспективности и специальной подготовленности юных пловцов……………………………………................36
Глава 5. Спортивный отбор……………………………………………..............38
5.1 Сроки и содержание этапов отбора в спортивном плавании…………..…38
5.2 Отбор по окончанию этапа предварительной подготовки………………..38
5.3 Отбор на этапах начальной и углубленной специализации……...……….40
5.4 Отбор на этапе спортивного совершенствования………………...……….43
Заключение……………………….………………………………..……….........45
Список литературы……...………...………………………………..……………46
ВВЕДЕНИЕ
Непрерывный рост спортивных достижений в плавании, высокая конкуренция на международной спортивной арене требуют неустанного поиска эффективных методических, организационных и управленческих решений в многолетней подготовке спортсменов.
Актуальность проблемы исследования заключается в том, что специфическая особенность спортивного отбора заключается в необходимости долгосрочного прогноза будущих способностей юных спортсменов с целью выявления объективных критериев отбора.
В основу отбора способных и одаренных детей в спортивной практике положены как психолого - педагогические, так и морфофункциональные предпосылки. Для плавания как спортивной дисциплины характерно раннее начало занятий, и становление спортивного мастерства совпадает с одним из важнейших периодов жизни - половым созреванием. Становится очевидным, что отличительная особенность отбора в плавании - необходимость поиска спортивно одаренных спортсменов до завершения происходящих в их организме биологических процессов роста и развития, а поиск эффективных критериев для отбора - одна из важнейших задач, определяющих конечный спортивный успех.
Объект исследования - спортивный отбор спортсменов на всех стадиях подготовки пловцов.
Предмет исследования - методика спортивного отбора в спортивным плавании.
Гипотеза исследования: предполагается, что разработанная нами современная методика спортивного отбора, поможет определить перспективных спортсменов, которые в дальнейшем покажут наилучшие спортивные результаты в плавании.
Цель исследования - обоснование эффективности методики спортивного отбора в плавании.
Для достижения результата исследования поставлены следующие задачи исследования:
1. Выполнить анализ данных об отборе спортсменов на всех стадиях подготовки спортсменов;
2. Обобщить опыт различных систем спортивного отбора спортсменов на всех стадиях занятий плаванием;
3. Разработать экспериментальную методику для всех этапов спортивного отбора в плавании;
4. Выявить эффективность экспериментальной методики отбора в плавании;
5. Обосновать практические возможности реализации экспериментального проекта.
Методология. Работа написана исключительно на основании актуальных материалов, размещенных на интернет ресурсах, в научных статьях, в научно-методической литературе, включающих исследования по теме работы российских экспертов.
Работа состоит из введения, основной части, выводов, списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ
Развитие двигательных способностей и функционального потенциала юных спортсменов в процессе многолетней подготовки не может осуществляться в отрыве от развития психических способностей и воспитания личностных качеств, влияющих на успешность в спорте, — трудолюбия, целеустремленности, воли к победе, уверенности в своих силах, сознательности и др.
Физические упражнения являются мощным фактором воспитания личности и психологического отбора юных спортсменов, которые ежедневно ставятся в условия, требующие преодоления трудностей психического характера, возникающих при выполнении все возрастающих тренировочных нагрузок, в условиях соперничества со сверстниками на тренировках и соревнованиях, постоянной борьбы с самим собой. Будучи правильно организованной, тренировка становится процессом постоянного самовоспитания при условии четкого представления спортивной цели и осознания необходимости определенного самопожертвования и терпения" (Х.Когель, А.Швидтман, "Учение о тренировке") Каждый тренер должен понимать, что без воспитания характера, без создания сильных мотивационных установок у юных спортсменов
Тренировочный процесс не принесет ожидаемого эффекта. Необходима целенаправленная воспитательная работа, которая бы проводилась на всех этапах многолетней подготовки с учетом возрастных особенностей психики детей и подростков.
На этапе предварительной подготовки и начальной спортивной специализации тренер старается постепенно вовлечь детей в интенсивную тренировку, привить вкус к соревнованиям. При этом он опирается на такие естественные психологические потребности, как потребность в движении, потребность в общении с себе подобными и со взрослыми, потребность в доброжелательности, внимании, симпатии. Потребность в движении у детей 6—10 лет является ведущей, так как двигательная активность в этом возрасте является основной формой активности организма. Занятия спортом могут удовлетворять эту потребность в положительно окрашенной эмоциональной обстановке. Большое значение в связи с этим имеют игровые формы организации учебно-тренировочного процесса.
Что касается потребности в общении, то нужно иметь в виду два момента. Первое — то, что дети данного возраста, независимо от пола, проявляют интерес к своим одногодкам, у них появляются элементы группового общения. Поэтому сохранение относительно постоянного контингента учебно-тренировочных групп на данном этапе в некоторой степени будет способствовать поддержанию у детей заинтересованности в посещении занятий. Второе — дети до 10—11 лет по отношению ко взрослым, особенно к родителям, проявляют сильную подчиненность. Важно установить контакты с родителями, изучить мотивы, по которым они привели ребенка в бассейн, создать у них положительные установки по отношению к его возможной спортивной специализации. Ну и конечно, внимательное отношение к детям со стороны тренера, своевременное поощрение их успехов в обучении и тренировке также будет способствовать поддержанию интереса к занятиям спортом.
В пубертатном возрасте в психологии подростка происходят существенные изменения, выражающиеся в возникновении чувства самосознания, индивидуальности, стремлении утвердить себя как личность. Складывается принципиально иная, чем в более раннем возрасте, структура потребностей и мотивов. Основные потребности данного возрастного периода — потребность в самовыражении и чувстве собственного достоинства; потребность в достижении успеха и общественного признания, потребность ощутить себя взрослым в системе реальных отношений с окружающими. Многие социальные институты (школа, во многих случаях семья) и нормы воспитания и поведения не облегчают подростку переход во взрослое состояние, а наоборот, затрудняют. Спортивная деятельность очень часто является наиболее доступной дли него формой самовыражения и общественного признания (при условии постоянного роста личных спортивных достижений), в силу этого авторитет тренера становится выше, чем авторитет школьных педагогов и даже родителей, которые стремятся как можно дольше удержать подростка в зависимом положении. Специфика данной возрастной ситуации создает благоприятные условия для формирования мотивации к спортивному совершенствованию.
В период пубертатного развития темпы биологического созревании отражаются на психическом состоянии и поведенческих реакциях подростков. Рано созревающие индивиды, как уже отмечалось выше, опережают сверстников по физическому развитию и спортивным результатам, выделяются из общей среды и становятся лидерами в группе. Наоборот, ретардированные, видя вокруг себя более успешных одногодок, начинают сомневаться в своих способностях. На тренера ложится важная функция поддерживать мотивацию у потенциально перспективных для спорта ретардированных подростков. Рано созревающих чуть позже ждут трудности, связанные с резким снижением темпов роста спортивных достижений. Они затрачивают такие же, как и прежде, усилия на тренировках и соревнованиях, а результаты не растут. На смену победам приходят поражения на соревнованиях. Таким юным спортсменам нужно объяснить, что детский спорт для них окончился и дальнейшее спортивное совершенствование потребует от них максимального напряжения духовных и физических сил, готовности к самопожертвованию во имя достижения поставленных спортивных целей. В возрасте 15—16 лет у девочек и 16—18 лет у мальчиков, когда завершается пубертатное развитие, приближается окончание общеобразовательной школы, может происходить смена типа ведущей деятельности, Юноша или девушка уже достаточно четко ощущают временную перспективу, критически дифференцируют близкие и более отдаленные реальные и идеальные цели, оценивают их осуществимость. В этом периоде наблюдается преждевременное прекращение активных занятий спортивным плаванием (В.С.Шичанин, Н.Ж. Булгакова) частью юных пловцов. Тренер должен вовремя спрогнозировать подобную ситуации) и в тех случаях, когда спортсмены представляют интерес для большого спорта приложить усилия, чтобы поддержать их мотивацию на высшее спортивное мастерство, убедить в возможности дальнейшего повышения результатов в условиях совмещения интенсивных тренировок учебной деятельностью в институте или в условиях специально организованной профессиональной спортивной деятельности.
Многолетняя спортивная подготовка юных пловцов является целостной педагогической системой, построенной на основе возрастных закономерностей физического развития и формирования спортивно-технического мастерства и личности. Концепция многолетней тренировки, программно-нормативные требования по тренировочным нагрузкам, физическому развитию и спортивной подготовленности юных пловцов на различных этапах многолетней подготовки определяются биологическими закономерностями роста и развития детей и подростков. Многолетняя спортивная подготовка предусматривает определенный порядок и последовательность решения педагогических задач на отдельных ее этапах, позволяющих реализовать целевую установку многолетней подготовки —достижений высокого уровня физического развития, формирование оптимальной структуры специальной физической подготовленности и спортивно-технического мастерства. В то же время анализ практики подготовки юных спортсменов показывает, что все еще довольно часто встречаются серьезные методические ошибки вследствие недостаточной теоретической подготовленности тренеров. В некомпетентности, а порой и произвола спортивных руководителей. К типичным ошибкам относятся:
— несоблюдение программных требований и годовых планов-графиков подготовки;
— подгонка учебно-тренировочного процесса юных спортсменов под основной старт сезона (форсирование
подготовки) в ущерб задачам оптимального физического и функционального развития;
— искусственное ограничение объемов тренировочной работы в периоды быстрого роста или, наоборот, превышение оптимальных нагрузок:
— неумение или нежелание тренеров использовать научные данные в тренировочном процессе.
Особо следует указать на отрицательную роль искусственного сдерживания роста объема нагрузок в периоды быстрого развития юных спортсменов. Это мешает полной реализации спортивных потенций, с одной стороны, а с другой — провоцирует тренеров повышать интенсивность при недостаточных объемах базовой подготовки (так как обычно программные документы для ДЮСШ предусматривают выполнение довольнo высоких квалификационных нормативов юными пловцами уже в 12—13 лет, этого можно достичь или за счет создания прочной функциональной базы и хорошей технической подготовки или при помощи форсажа. Ранняя спортивная специализация юных пловцов (с 8—10 лет) является необходимым условием рационального построения многолетней подготовки, позволяющим избежать форсирования тренировочных нагрузок, выдержать оптимальные сроки всех этапов многолетней подготовки, соблюдая при этом соответствие между частными задачами каждого этапа и возрастными закономерностями физического развития, формирования спортивно-технического мастерства и личности детей и подростков.
ГЛАВА 2. ОТБОР И ОРИЕНТАЦИЯ ПЛОВЦОВ В СИСТЕМЕ
МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ
2.1. Общая характеристика отбора и ориентации пловцов
Отбор и ориентация пловцов, как впрочем, и спортсменов любой иной специализации, не одномоментное событие, а практически непрерывный процесс, включающий пять основных этапов, связанных с определенными этапами многолетней спортивной подготовки (табл. 1).
В разных дисциплинах плавания благоприятный возраст для наивысших результатов, продолжительность многолетней подготовки и, естественно, каждого из ее этапов существенно отличаются. Соответствующие отличия отмечаются и в сроках различных этапов отбора. Например, в женском плавании весь период спортивной подготовки (от начала занятий до достижения высших результатов) обычно длится не более 10 лет. Каждый очередной этап многолетней подготовки, и этап отбора наступают с интервалом примерно в два года. В мужском плавании на короткие дистанции продолжительность подготовки, предшествующей наивысшему достижению спортсмена, обычно не менее 13-15 лет, в соответствии с чем, до 3-4 лет возрастает продолжительность этапов многолетней подготовки и периодичность этапов отбора.
На каждом этапе отбора должен осуществляться «отсев» пловцов, не способных к эффективному решению задач последующих этапов многолетней подготовки. К начальному обучению плаванию и первичному отбору допускаются все дети, не имеющие серьезных отклонений в состоянии здоровья и с достаточным уровнем физического развития. Опыт показывает, что таких детей около 80 %. После первичного отбора к последующей начальной подготовке целесообразно привлечь 10-12 % наиболее способных детей. В результате следующего этапа – предварительного отбора – должно остаться 15-20% детей прошедших начальную подготовку. После промежуточного отбора к специализированной базовой подготовке допускается 15-20% тех, кто был привлечен к предварительной базовой подготовке. После основного отбора должно остаться 10-12% прежнего контингента. В примерном соответствии с такой динамикой «отсева» находилась организация отбора пловцов в бывшей ГДР. После первичного отбора оставалось около 800 из каждых 10 тысяч привлеченных к нему детей, после предварительного отбора – 130-150, после промежуточного – 20-30, после основного – 2-3, из которых впоследствии обычно лишь один добивался успеха на Играх Олимпиады и чемпионате мира.
При осуществлении спортивного отбора необходимо обеспечить комплексность оценки перспективности с использованием морфо-функциональных, социально-психологических и других критериев. При этом на первом и втором этапах многолетнего спортивного отбора основную роль играют генетически детерминированные признаки, характерные небольшой изменчивостью под влиянием тренировки.
2.2. Основные понятия по данной теме
Рассмотрим основные понятия, которыми будем пользоваться в дальнейшем.
Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особенности, свойства личности. К ним относятся особенности высшей нервной деятельности, строения тела, свойств нервно-мышечного аппарата и т. д.
Способности – это черты, зависящие от наследственности, факторов среды и обучения. Они включают возрастные и индивидуальные различия. Способности существуют в развитии и проявляются в конкретной деятельности. При этом важно знать, какие способности являются ключевыми, т. е. определяющими успех в виде спорта. Это в свою очередь помогает найти эффективные методы их развития.
Проблема способностей – это проблема индивидуальных различий между людьми Физиологической основой индивидуальных различий является учение И.П. Павлова о свойствах и типах нервной системы человека.
Одаренность – это сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения высокого спортивного результата в том или ином виде спорта.
Спортивная пригодность – соответствие человека по своим качествам требованиям ИВС.
Спортивная ориентация – система мероприятий комплексного характера, в результате которых определяется специализация юного спортсмена в том или ином виде спорта.
Спортивная селекция – комплекс мероприятий, при помощи которых периодически идет отбор лучших спортсменов на различных этапах.
Прогнозирование спортивного результата – это предсказание спортивного результата на 5-10 лет вперед на основе консервативных признаков и лабильных показателей, которые изменяются в процессе спортивного совершенствования. Прогнозируются не темпы овладения техникой вида спорта, а возможность достижения предельных результатов в оптимальном возрасте.
Спортивный отбор – система организационно-методических мероприятий, на основании которых выявляют способности детей и подростков. Критерии отбора – качественно-количественные характеристики способностей, которыми руководствуются при отборе детей и подростков в спортивные школы.
Таблица 1
Соответствие этапов отбора пловцов этапам их многолетней подготовки
СПОРТИВНЫЙ ОТБОР |
ЭТАП МНОГОЛЕТНЕЙ ПОДГОТОВКИ |
|
ЭТАП |
ЗАДАЧА |
|
ПЕРВИЧНЫЙ |
Определение целесообразности занятий плаванием для конкретного ребенка |
Начальный |
ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ |
Оценка способностей к эффективному спортивному совершенствованию |
Предварительный базовый |
ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ |
Оценка возможностей достижения высокого мастерства в конкретных дисциплинах плавания |
Специализированный базовый |
ОСНОВНОЙ |
Оценка перспектив достижения результатов международного класса |
Максимальной реализации индивидуальных возможностей |
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
|
Прогнозирование продолжительности сохранения пловцом высокого мастерства. |
Сохранения достижений |
2.3 Спортивный отбор юных пловцов в процессе многолетней подготовки
Спортивная одаренность — это специфическое сочетание морфо-функциональных особенностей, двигательных способностей и индивидуально-психологических свойств личности, создающее предпосылки для достижения высоких спортивных результатов в конкретном виде спорта. Одаренность не предопределяет успех в спорте, а лишь является его важной предпосылкой, которая может реализоваться (или не реализоваться) в процессе многолетней специализированной подготовки.
В настоящее время основой деятельности ДЮСШ является естественный отбор юных спортсменов с упором на результат. Установка преимущественно на спортивные результаты приводит к тому, что тренеры ориентируются на акселерированных юных спортсменов и форсируют тренировочные нагрузки, в результате чего отсеиваются потенциально сильные дети. С другой стороны, тренеры вынуждены поддерживать наполнение учебно-тренировочных групп за счет удержание неперспективных юных спортсменов. Обследование юных пловцов, занимающихся в спецклассах и спортивных интернатах показывает, что они лишь на 30—50% укомплектованы спортсменами, имеющими физическое развитие и двигательные способности выше среднего уровня. Этого удалось бы избежать при условии внедрения научно обоснованной системы диагностики спортивных способностей и спортивного отбора (рис.1). Спортивный отбор является длительным процессом постепенного уточнения спортивных способностей в процессе многолетнейтренировки. Специфика спортивного плавания обусловливает трехэтапное построение отбора юных спортсменов.
Первый этап спортивного отбора осуществляется после периода обучения и предварительной спортивной подготовки. На этом этапе определяется целесообразность спортивной специализации на основе оценки соответствия морфофункциональных данных и предпосылок, двигательных способностей индивидов специфическим требованиям спортивной деятельности. Этот отбор носит приблизительный характер. Если удается сразу отсеять абсолютно непригодных, то ранжировать оставшихся по уровню способностей очень трудно.
На втором этапе отбора оценивается способность юных спортсменов к прогрессированию в процессе базовой тренировки. Этот этап отбора осуществляется в виде динамического отслеживания (мониторинга) юных спортсменов в течение 3—5 лет подготовки по программе ДЮСШ.
Количество пловцов высокой квалификации, подготовленных в ДЮСШ плавания, по отношению к количеству новичков (цифры слева) и пловцов нижестоящего разряда (цифры справа)
На этом этапе оцениваются общие предпосылки спортивной результативности — телосложение, функциональные потенции, двигательные способности, причем особое значение придается
показателям, неподдающимся существенному влиянию тренировки. Оцениваются также биологический возраст и показатели спортивно-технической подготовленности, а также темпы прироста двигательных способностей и спортивных достижений, состояние здоровья и адаптационные возможности.
На третьем этапе отбора решается задача выбора наиболее одаренных юных спортсменов, способных достичь результатов международного класса на основе сравнения индивидуальных значений показателей телосложения, двигательных способностей и функциональных возможностей с модельными значениями у элитных спортсменов.
Таким образом, на каждом этапе отбора уточняются и расширяются данные, полученные на предыдущих этапах. Расширение представлений о функциональной структуре личности юного спортсмена достигается за счет привлечения педагогических, физиологических, медицинских и психологических методов исследования.
2.4. Задачи отбора
Задачами спортивного отбора являются выявление спортивно одаренных детей и подростков, создание организационно-методических и социально-экономических условий для развития спортивных способностей в процессе многолетней тренировки.
Итогом каждого этаного отбора является прогноз о вероятности достижения высоких результатов и разработка индивидуальных рекомендаций по планированию тренировочного процесса в соответствии с уровнями физического и функционального развития и биологической зрелости.
Для создания научно обоснованной системы спортивного отбора необходимо решить ряд исследовательских задач:
—увязать этапы отбора с этапами многолетней спортивной подготовки путем определения оптимального возраста для начала спортивной специализации и оптимального возраста "высших достижений";
— на основе изучения спортсменов высокого класса разработать модельные характеристики, лимитирующие спортивные результаты, выделив из всей совокупности показателей такие, которые устойчиво coxpаняют свою индивидуальность в процессе тренировки;
— создать тестовые программы и шкалы оценивания критериев спортивной перспективности;
— разработать методы прогнозирования физического развития и спортивных достижений на основе изучения возрастных закономерностей роста и развития детей и подростков и биографий выдающихся спортсменов;
— организовать практическую диагностику спортивных потенций и условиях ДЮСШ, спортинтернатов и центров олимпийской подготовки, включая создание банков данных и мониторинга за
индивидуальным развитием с привлечением современных средств обработки и хранения информации.
ГЛАВА 3. МОДЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПЛОВЦОВ И ВЫБОР КРИТЕРИЕВ СПОРТИВНОГО ОТБОРА
3.1 Модельные характеристики пловцов
Модельные характеристики — это специфические особенности телосложения, уровни развития общих и специфических двигательных способностей, функциональной производительности, технико-тактической и психологической подготовленности, обеспечивающие демонстрацию спортивных результатов мирового уровня. Модельные характеристики выявляются на основе всесторонних обследований спортсменов высокого класса. Результаты таких обследований, обработанные методами статистического анализа, позволяют выявить показатели, лимитирующие уровни спортивных достижений в конкретных видах спорта и в конкретных спортивных дисциплинах. Полученные количественные значения параметров специальной работоспособности и соревновательной деятельности и являются модельными характеристиками. Эти характеристики позволяют путем сличения индивидуальных значений с модельными оценить соответствие физического развития и двигательных способностей спортсмена специфическим требованиям вида спорта, демонстрируемому и планируемому спортивному результату. Они могут быть использованы для решения задач спортивного отбора, для уточнения специализации спортсменов внутри избранного вида спорта и для коррекции и планирования тренировочного процесса.
По своей природе модельные характеристики могут быть консервативными, не поддающимися или слабо поддающимися влиянию тренировки (например, продольные скелетные размеры, композиция мышечных волокон), и неконсервативными, хорошо тренируемыми: компенсируемыми (когда низкие уровни развития одних способностей могут быть компенсированы высокими уровнями других) и некомпенсируемыми (так, низкое МПК у пловцов не может быть компенсировано никакими другими качествами). Обычно модельные характеристики спортсменов высокого класса включают как консервативные, так и неконсервативные, как компенсируемые, так и некомпенсируемые показатели.
В результате многолетних научных исследований в области спортивного плавания сложились представления о специфических требованиях, предъявляемых данным видом спорта к организму и двигательным способностям спортсменов, и были разработаны обобщенные модельные характеристики пловцов высокого класса. Было показано, что спортивные достижения в плавании зависят от особенностей телосложения — тотальных размеров тела, пропорций, конституционального типа, которые определяют плавучесть и гидродинамические качества и косвенно свидетельствуют о силовых (обхватные размеры тела, величина мышечной массы, композиция мышечных волокон) и функциональных (ЖЕЛ, отношение ЖЕЛ к весу тела, активная масса тела) потенциях пловцов. Состав тела у пловцов высокого класса.
Силовые показатели пловцов высокой квалификации мужчин и женщин - спортсменок СССР и ГДР по величинам относительной мышечной ткани.
Скорость плавания также тесно связана с максимальными силовыми возможностями и силовой выносливостью мышечных групп, участвующих в выполнении гребковых движений, с величиной тяговых усилий, которые спортсмен способен развивать в воде при плавании на привязи на нулевой скорости и в гидроканале на различных скоростях обтекающего потока. Эффективная реализация силовых способностей в процессе плавания требует высокого уровня подвижности в плечевых, коленных и голеностопных суставах и гибкости позвоночника. И, конечно, пловцы высокого класса отличаются высокими функциональными возможностями — абсолютные значения МПК у пловцов-мужчин, входящих в европейскую и мировую элиту, превышают 6,0—6,5 л/мин, а относительное МПК, несмотря на внушительную мускулатуру, достигает 75—80мл/кг/мин и более. Максимальные величины накопления лактата после прохождения соревновательной дистанции достигают у пловцов-спринтеров 20—26 ммоль/л, а у стайеров — 16—19 ммоль/л.
Одним из важных условий реализации физических и функциональных потенций в результаты экстра-класса является наличие определенных индивидуально-психологических свойств. Олимпийские чемпионы и призеры характеризуются такими чертами личности, как самоуверенность, самостоятельность и самодисциплинированность, эгоцентризм, честолюбие, эмоциональная устойчивость, умение терпеть неприятные ощущения,
связанные с высокими тренировочными и соревновательными нагрузками. Они в высшей степени мотивированы на достижение спортивного успеха и никогда не останавливаются перед препятствиями на пути к достижению спортивной цели.
Постоянный рост спортивных результатов требует периодической коррекции модельных характеристик пловцов высокого класса. Поэтому необходимо иметь не только актуальные модельные характеристики, но и разрабатывать перспективные модели с учетом прогресса в спорте и новых тенденций в методике спортивной подготовки. Контуры и сечения тела у пловцов высокого класса
Обобщенно-модельные характеристики пловцов высокого класса могут быть использованы в качестве ориентиров для отбора юных пловцов и планирования тренировки на этапах начальной и углубленной специализированной подготовки. Для спортсменов, демонстрирующих результаты международного класса или подходящих к этому уровню, использование обобщенных модельных характеристик менее эффективно. Исследования последних лет, проведенные на пловцах высокого класса, показывают, что скорость плавания разными способами на разных дистанциях определяется различными особенностями телосложения, физической и функциональной подготовленности . Это выдвигает перед исследователями и тренерами требования по разработке, наряду с обобщенными моделями пловцов высокого класса, модельных характеристик пловцов, специализирующихся в отдельных способах плавания и на разных дистанциях (модельные характеристики пловца-брассиста, пловца-дельфиниста, пловца-"спиниста", кролиста-спринтера, кролиста-стайера и т.п.). Каждая такая модель является как бы "сборной" поскольку включает не только средние, но и наибольшие индивидуальные значения показателей у спортсменов высокого класса (значения, принадлежащие разным спортсменам). На следующих
рис. приведены модельные морфофункциональные характеристики пловцов. На внешней стороне окружности представлены максимальные значения признаков, имеющих наибольшую взаимосвязь со спортивными результатами, внутренняя окружность соответствует среднегрупповым значениям этих показателей у пловцов высокого класса. Такие модели целесообразно использовать на этапе спортивного совершенствования, они позволяют ориентироваться на максимальное развитие индивидуально-сильных сторон подготовленности и устранить явные диспропорции.
Морфофункциональная модель кролиста-спринтера (100 м в/с). 1 - длина тела; 2 - поперечный диаметр грудной клетки; 3 - обхват плеча; 4 - обхват грудной клетки; 5 - вес тела
Морфофункциональная МОДУЛЬ кролиста-средневика (400 м в/с):
1 - подвижность в плечевых гусгивях; 2 - ЖЕЛ; 3 - длина верхнего отрезка; 4 - длина ноги; 5 - длина корпуса.
На каждом этапе спортивного отбора у юных спортсменов измеряются и оцениваются показатели, входящие в модели пловцов высокого класса, а также показатели, обусловливающие успешность прохождения того или иного этапа многолетней спортивной подготовки. В данном случае по отношению к тестированию юных спортсменов модельные характеристики элитных спортсменов являются конечными, дефинитивными. Наряду с дефинитивными моделями отбора для каждого этапа могут разрабатываться этапные модели, позволяющие уточнить у юных спортсменов динамику развития черт, определяющих достижения в зрелом возрасте. При выборе и оценке показателей для создания этапных моделей необходимо помнить следующее:
Показатель этапной селекционной модели должен обладать стабильностью индивидуальных рангов развития (СИРР) в процессе многолетней подготовки (В.М.Зациорский, Н.Ж.Булгакова, 1983). Оценка СИРР осуществляется с помощью лонгитудинальных исследований, проводящихся на группах с постоянным контингентом юных спортсменов в качестве испытуемых в течение нескольких лет.
Для количественной оценки СИРР рассчитываются коэффициенты ранговой корреляции между ювенильными (исходными и промежуточными) и дефинитивными значениями показателей, лимитирующих
спортивные результаты у взрослых спортсменов.
На начальных этапах ориентации и спортивного отбора — в процессе и после начальной подготовки — критерии селекции должны быть нацелены на оценку задатков (консервативных качеств). Связь этих показателей с результатами в ювенильных возрастах необязательна, так как сам результат не имеет в этот период прогностической ценности и определяется другими, по сравнению со взрослыми спортсменами, показателями (Н.Ж.Булгакова, 1986). Для выявления консервативных критериев отбора оценивается степень наследуемости показателей (используются методы генеалогических исследований, близнецовый метод, методы выявления генетических маркеров (В.Б.Шварц, С.В.Хрущев, 1984; Б.А.Никитюк, 1985; Я.М.Коц, 1986 и др.).
На последующих этапах селекции и отбора все большее значение имеют уровни развития двигательных способностей (реализация задатков), являющихся целевыми объектами тренировочного процесса на предыдущем этапе подготовки. В ряде случаев недостаточное развитие этих качеств нельзя компенсировать на последующих этапах подготовки.
При диагностике перспективности спортсменов следует учитывать не только абсолютный уровень имеющихся у него качеств (способностей), но и темпы их прироста за предшествующий период. Более перспективным может считаться спортсмен, у которого равный прирост способностей был достигнут за счет их устойчивого равномерного повышения (в отличие от спортсменов, продемонстрировавших бурное увеличение способностей на ранних этапах подготовки с последующим торможением прироста).
При диагностике перспективности спортсмена следует учитывать также, за счет каких нагрузок достигнуто развитие способностей (Л.П.Матвеев, 1976; В.Н.Платонов, 1985). Таким образом, при приблизительно одинаковом уровне интегральной способности (к моменту тестирования) перспективность спортсмена следует оценивать тем выше, чем выше "коэффициент" отдачи. Применение этого или аналогичных показателей позволяет более объективно оценивать
перспективность спортсменов. Выявлять тех из них, которые добились высоких результатов в возрастных группах за счет так называемой форсированной подготовки (при этом нужно учитывать и абсолютные параметры освоенных тренировочных нагрузок).
3.2. Критерии отбора пловцов
1. Значимыми критериями физической работоспособности при отборе юных пловцов в стайерское плавание являются показатели максимального потребления кислорода, аэробного индекса, Ватт-пульса и пульсовой режим. Существенными критериями при отборе юных пловцов в спринтерское плавание являются показатели, анаэробного индекса общего объема выполненной работы, время восстановительного периода после нагрузки.
2. Взаимосвязь физической работоспособности и психологических особенностей личности юных пловцов определяет спортивную результативность в плавании на этапе специализации.
3. Различная реакция аппарата внешнего дыхания при тренировочных нагрузках является одним из критериев перспективности юных пловцов.
4. Цитохимический статус юных пловцов свидетельствует об адаптивных возможностях спортсменов в период тренировочного цикла и имеет большое значение для подбора адекватной физической нагрузки и выявления наиболее перспективных детей для спортивного плавания.
3.3. Результаты исследований
Физическая работоспособность является базовой основой, определяющей перспективность в плавании. В связи с этим, изучены показатели аэробной и анаэробной производительности у юных пловцов. Проведенные исследования показали, что физическая работоспособность юных пловцов определяется возрастом и полом. Установлено, что показатели физической работоспособности увеличиваются с возрастом. Причем показатели максимального потребления кислорода (МПК) у детей 13-14 лет достоверно возросли на 20-30%, а параметры аэробного индекса (МПК/кг) лишь на 10%.
Экономичность вегетативного обеспечения интенсивной мышечной деятельности у юных пловцов оценивали по показателям Ватт-пульса. Сравнительный анализ данных Ватт-пульса показал более высокую экономичность вегетативного обеспечения интенсивной мышечной деятельности у юных пловцов 13-14 лет (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели Ватт-пульса (W-пульса) у юных пловцов 11-14 лет (ватт-час)
Пол |
Возраст |
|
|||
n= |
11-12 лет |
n= |
13-14 лет |
|
|
М |
42 |
0,59 + 0,02 |
42 |
0,86 + 0,05* |
|
Д |
54 |
0,55 + 0,03 |
36 |
0,71 + 0,02* |
|
У мальчиков обеих возрастных групп показатели выше, чем у девочек. Однако в 19% случаев у мальчиков и в 14% у девочек при высоких показателях индекса аэробной выносливости и МПК выявлены низкие значения Ватт-пульса, что свидетельствует о малоэкономичном вегетативном обеспечении мышечной работы. Следовательно, эти спортсмены менее адаптированы к циклической работе аэробного характера.
Для комплексной оценки физической работоспособности юных пловцов учитывался пульсовой режим при проведении теста на выносливость.
Выделено 3 варианта пульсового режима. 1-й - 60-70% от максимального. Такой пульсовой режим, по мнению специалистов, является наиболее экономичным при выполнении нагрузок на выносливость. 2-й - 70-80% от максимального, расценивается как менее благоприятный. 3-й -80% и выше, расценивается как малоэкономичный. С учетом того, что аэробный индекс оценивался по 5-ти балльной системе, установлено, что при одинаковых оценках индекса аэробной выносливости преимущество имеют юные пловцы, выполняющие нагрузку в пределах наиболее экономичного пульсового режима (табл. 2).
Таблица 2
Частота распределения пульсовых режимов в соответствии с аэробным индексом у юных пловцов 11-14 лет (%)
Оценка |
60-70% |
70-80% |
выше 80% |
|||
М |
Д |
М |
Д |
М |
Д |
М |
отлично |
18,0 |
27,0 |
7,1 |
19,2 |
0 |
0 |
хорошо |
21,4 |
0 |
21,4 |
15,4 |
10,7 |
19,2 |
удовлетворительно |
0 |
0 |
7,1 |
3,8 |
14,3 |
15,4 |
Можно считать, что при одинаковых темпах годового прироста морфологических параметров, более высокой работоспособностью обладают юные пловцы, которые выполняют одинаковую по мощности работу с меньшим напряжением сердечнососудистой системы и соответственно более высокой экономичностью вегетативного обеспечения мышечной деятельности.
Таким образом, определены следующие критерии высокой физической работоспособности для спортсменов, специализирующихся в плавании на длинные дистанции: высокие показатели МПК, индекса аэробной выносливости, Ватт-пульса, пульсовой режим 60-70% от максимального. При снижении одного из изучаемых параметров, необходимо вносить коррективы в тренировочные программы, а также рекомендовать тренеру подбор специализации в плавании, соответствующий функциональным возможностям конкретного спортсмена.
Результаты исследований анаэробных возможностей также выявили различия у юных пловцов разных возрастных групп. Установлено, что при росте общего объёма выполненной работы (на 30%) как в группе мальчиков, так и в группе девочек 13-14 лет (р<0,05), более высокие показатели анаэробного индекса (на 6%) характерны только для мальчиков старшей возрастной группы. Выявлен также более короткий период восстановления показателей пульса у мальчиков 13-14 лет, которые, как правило, в течение 3 минут практически возвращаются к исходным (табл. 3).
Таблица 3
Средние показатели анаэробного индекса, общей работы, пульса у юных пловцов (мальчики) (M + m)
Возраст |
Общая работа (W/ min) |
Анаэробн. индекс (W/min/kg) |
Пульс через 15 сек. после начала работы |
Пульс на пике нагрузки |
Пульс на 3 мин. восстановл. |
11-12 лет |
178,0+ 8,8 |
4,9 + 0,2 |
101,0+3,0 |
187,0+2,2 |
99,0+3,5 |
13-14 лет |
254,0+12,2* |
5,2 + 0,1* |
90,0+ 2,7 |
184,0+2,5 |
90,0+3,8 |
Для девочек 13-14 лет характерным является снижение анаэробного индекса (на 6%) и увеличение времени восстановления после нагрузки. При этом показатели пульса на 3-й минуте восстановления остаются выше, чем в исходном состоянии (табл. 4). Такую реакцию следует считать менее экономичной, в связи, с чем можно рекомендовать снижение нагрузок анаэробного характера в этой группе на 15-20%.
Таблица 4
Средние показатели анаэробного индекса, общей работы, пульса у юных пловцов (девочки) (M + m)
Возраст |
Общая работа (W/ min) |
Анэробн. индекс (W/min/ kg) |
Пульс через 15 сек. после начала работы |
Пульс на пике нагрузки |
Пульс на 3 мин. восстановл. |
11-12 лет |
185,0 +8,6 |
4,8 + 0,1 |
105,0 +2,7 |
188,0 +3,5 |
96,0 + 4,1 |
13-14 лет |
216,0+10,9* |
4,5 + 0,1* |
98,0 + 3,0 |
184,5 +3,0 |
103,0 + 4,1 |
Анализ скоростных возможностей юных пловцов 11-14 лет позволил выделить три типа реакции на нагрузку. 1-й тип характеризуется пиком скоростных возможностей в первые 30 секунд проведения теста и резким снижением скорости к концу (45,7% случаев). Такую реакцию можно расценить как наименее благоприятную для отбора и специализации в плавании на короткие дистанции. 2-й тип характеризуется плавным наращиванием скорости и удержанием ее на этом уровне до конца (36,9% случаев). Эту реакцию можно рассматривать как более благоприятную, нежели предыдущую. 3-й тип характеризуется плавным наращиванием скорости в течение всего времени тестирования, что можно оценить как наиболее рациональную реакцию для пловцов, специализирующихся в спринтерском плавании (17,4% случаев).
Таким образом, наиболее перспективными для отбора и специализации в спринтерском плавании являются спортсмены, отличающиеся высоким анаэробным индексом, быстрым восстановлением после нагрузки, плавным наращиванием скорости в течение всего времени проведения 1-минутного теста и выполнившие при этом большой объем работы.
Поскольку отбор в спорте теснейшим образом связан с обеспечением психической надежности, выявлены особенности личности детей, которые могут определять перспективность в спортивном плавании.
По тесту Спилбергера установлено, что у юных пловцов, как у мальчиков, так и у девочек преобладает средний уровень тревожности (в 49% и 73% - в 11-12 лет и в 51% и 72% - в 13-14 лет соответственно). Высокий уровень тревожности чаще выявлялся в группе юных пловцов 13-14 лет (в 16% у мальчиков, в 11% у девочек).
При анализе психологических характеристик в зависимости от возраста по тесту САН установлено, что у юных пловцов 11-12 лет чаще определяется легко развивающееся утомление, снижена работоспособность, возникает внутреннее беспокойство (47,2%). Выявлена статистически значимая взаимосвязь уровня тревожности, аэробного индекса и степени утомляемости (по тесту САН). Показано, что по мере нарастания степени психологического утомления чаще выявляется высокий уровень тревожности и снижаются показатели физической работоспособности (аэробный индекс) (рис. 1-2).
Рисунок 1. Взаимосвязь уровня тревожности со степенью утомляемости юных пловцов 11-14 лет
Рисунок 2. Взаимосвязь аэробного индекса со степенью утомляемости юных пловцов 11-14 лет
По тесту Айзенка в изучаемых группах юных спортсменов установлено превалирование экстравертированности, причем в возрасте 11-12 лет - в 67% наблюдений, а в возрасте 13-14 лет - в 53%.
Поскольку экстраверты моторно более одарены, легче и быстрей приобретают любые физические навыки, меньше подвержены эмоциональному стрессу, им можно рекомендовать скоростно-силовые нагрузки. С учетом того, что интроверты лучше переносят монотонные, многократно повторяющиеся тренировочные нагрузки, им можно рекомендовать преимущественно длительные циклические нагрузки.
Следовательно, на этапе специализации перспективными являются дети, имеющие в психологическом статусе средний уровень тревожности, высокую работоспособность, бодрое настроение и высокую активность. При выборе специализации юных пловцов следует ориентироваться на тесты Спилбергера и Айзенка. Юным пловцам - интровертам, имеющим средний уровень тревожности, следует рекомендовать преимущественно стайерские дистанции, юным пловцам - экстравертам, имеющим высокий уровень тревожности, следует рекомендовать специализацию в спринте.
В условиях спортивной деятельности к аппарату внешнего дыхания пловцов предъявляются чрезвычайно высокие требования, реализация которых обеспечивает эффективное функционирование всей кардиореспираторной системы.
При изучении вентиляционной способности легких у пловцов 11 - 14 лет установлено, что показатели форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ) в большинстве случаев (83,3%) превышают должные значения. Такие показатели, как пиковая объемная скорость выдоха (ПОС), объем форсированного выдоха (ОФВ-1), индекс Тиффно, в состоянии покоя незначительно отличаются от должных.
Также выделены 2 группы юных пловцов, в которых показатели значительно отличаются от средних. В первую группу (16,7% случаев) вошли дети, у которых показатели ФЖЕЛ, ПОС, ОФВ-1, индекса Тиффно снижены по сравнению с должными. По нашему мнению эти спортсмены меньше приспособлены к занятиям плаванием. Во вторую группу (11,7% случаев) вошли юные пловцы, у которых эти показатели значительно превышают должные, что свидетельствует о высоких резервных возможностях аппарата внешнего дыхания.
Размах колебаний абсолютных значений ФЖЕЛ у юных пловцов 11-14 лет довольно значителен и составляет у мальчиков 11-12 лет от 2,12 л до 3,80 л, у девочек 11-12 лет от 2,03 л до 3,55 л. В группе 13-14 лет от 2,50 л до 5,60 л у мальчиков и от 2,63 л до 5,14 л у девочек. Установлено, что у мальчиков абсолютные цифры ФЖЕЛ превышают таковые у девочек, причем эти различия с увеличением возраста и стажа тренировок становятся более заметными.
При оценке перспективности юных пловцов представляет интерес динамика изменений показателей функции внешнего дыхания в течение одного тренировочного занятия. Проанализированы показатели ФЖЕЛ, ОФВ-1, ПОС, индекса Тиффно до нагрузки в покое, на пике нагрузки и после нагрузки различного характера.
Впервые выделено четыре группы спортсменов с различной реакцией аппарата внешнего дыхания на нагрузку аэробного и анаэробного характера.
В 1-ой группе пловцов установлено снижение показателей на пике нагрузки и еще большим снижением в периоде восстановления. Такая реакция бронхолегочного аппарата расценена учёными как неблагоприятная. Во 2-ой группе выявлено повышение показателей, как на пике нагрузки, так и в периоде восстановления. По нашему мнению юные пловцы второй группы, являются наиболее перспективными при отборе и специализации в спортивном плавании. В 3-ей группе определено снижение показателей на пике нагрузки и рост показателей в периоде восстановления, а в 4-ой - повышение показателей на пике нагрузки с незначительным снижением в периоде восстановления. Результаты исследований в 3 и 4 группах требуют коррекции тренировочных программ, с целью добавления дыхательных упражнений, увеличивающих жизненную емкость легких.
При проведении 1-й пробы (аэробной нагрузки) неблагоприятная реакция выявлена у 33,3% мальчиков и 27,8% девочек 11-12 лет, 14,3% мальчиков и 16,6% девочек 13-14 лет. То есть, с возрастом реакция на нагрузку аэробного характера становится более физиологичной. Скорее всего это связано с кумулятивным эффектом направленного тренировочного процесса с увеличением объема дыхательных упражнений (табл. 5).
Таблица 5
Распределение по группам с различной реакцией аппарата внешнего дыхания на аэробную нагрузку юных пловцов (%)
Возраст |
Пол |
n= |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
11-12 лет |
М |
42 |
33,3 |
19,1 |
23,8 |
23,8 |
Д |
54 |
27,8 |
11,1 |
22,2 |
38,9 |
|
13-14 лет |
М |
42 |
14,3 |
14,3 |
47,6 |
23,8 |
Д |
36 |
16,6 |
22,2 |
38,8 |
22,2 |
При анализе реакции юных пловцов на нагрузку анаэробного характера установлено, что в группе детей 13-14 лет выше число пловцов (на 14,3% у мальчиков и на 5,6% у девочек), у которых реакция аппарата внешнего дыхания на нагрузку адекватная (табл. 6).
Таблица 6
Распределение по группам с различной реакцией аппарата внешнего дыхания на анаэробную нагрузку юных пловцов (%)
Возраст |
Пол |
n= |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
4 группа |
11-12 лет |
М |
42 |
30,8 |
14,3 |
53,9 |
- |
Д |
54 |
11,1 |
11,1 |
77,8 |
- |
|
13-14 лет |
М |
42 |
14,3 |
28,6 |
64,1 |
- |
Д |
36 |
16,7 |
16,7 |
66,6 |
- |
Таким образом, отмечена положительная динамика показателей вентилометрии на нагрузку анаэробного характера в старшей возрастной группе, что свидетельствует об адаптации бронхолегочного аппарата к тренировочным нагрузкам.
Следовательно, наиболее перспективными для занятий спортивным плаванием можно считать детей, у которых выявлено увеличение параметров легочной вентиляции на пике и в восстановительном периоде, что позволяет переносить им нагрузки больших объемов и высокой интенсивности. Спортсмены, имеющие значительное снижение показателей вентиляционной способности легких (более 10%) на пике нагрузки и в восстановительном периоде, меньше приспособлены к занятиям плаванием и являются наименее перспективными при отборе и специализации.
В настоящее время в качестве основного теста для оценки состояния организма наиболее часто используют показатели ферментного статуса лимфоцитов по активности сукцинатдегидрогеназы (СДГ) и глицерофосфатдегидрогеназы (ГФДГ). Учёными проведен анализ показателей энзимограмм и цитоморфоденситометрических параметров функциональной активности митохондрий лимфоцитов юных пловцов 11-14 лет в зависимости от возраста.
При анализе энзиматического статуса лимфоцитов выявлены изменения параметров СДГ и ГФДГ по уровню средней активности: умеренное повышение у юных спортсменов 11 -12 лет и умеренное снижение у детей 13 - 14 лет (в 75% случаев), что соответствует адаптивной реакции организма на физическую нагрузку (рис. 3). В 25% случаев установлены избыточные разнонаправленные изменения СДГ и ГФДГ, свидетельствующие о снижении адаптивных реакций к физическим нагрузкам и напряженном состоянии компенсаторно-приспособительных реакций организма у этих спортсменов.
Для углубленной оценки результатов цитохимических реакций, были проанализированы цитоморфоденситометрические параметры функциональной активности митохондрий лимфоцитов у юных пловцов 11-14 лет. Установлена общая тенденция к увеличению большинства изучаемых параметров при незначительном снижении числа митохондрий, общего продукта реакции и площади митохондрий в кластере в старшей возрастной группе. Эти данные свидетельствуют о снижении энергетики клетки.
В 24% наблюдений цитоморфоденситометрические параметры функциональной активности митохондрий лимфоцитов находились в пределах нормы (рис. 3).
Рисунок 3. Нормальная функциональная активность митохондрий
Рисунок 4. Сниженная функциональная активность митохондрий
В 76% случаев наблюдается напряжение компенсаторно-приспособительных реакций организма к физическим нагрузкам. Об этом свидетельствует снижение общего продукта реакции при выявлении активности СДГ, площади как отдельно лежащих митохондрий, так и в кластере, а также снижение оптической плотности митохондрий (рис. 4).
На основании метода линейной регрессии установлены высокие значения коэффициентов корреляции параметров физической работоспособности и ферментного статуса лимфоцитов (аэробный индекс - r = 0,64, p < 0,05; анаэробный индекс -
r =0,81, p < 0,05). Эти данные свидетельствует о высокой прогностической информативности энзиматического статуса лимфоцитов относительно способности выполнения нагрузок различной направленности и интенсивности.
У обследованных пловцов отмечены разнонаправленные изменения изучаемых ферментов до, и после проведения тренировки. По активности СДГ и ГФДГ выделены 4 группы пловцов, у которых после тренировки определено выраженное повышение СДГ при выраженном понижении ГФДГ (1 группа) - 42,9%, умеренное повышение СДГ при умеренном повышении ГФДГ (2 группа) - 33,3%, умеренное понижение СДГ при выраженном повышении ГФДГ (3 группа) - 9,5%, выраженное понижение СДГ при выраженном понижении ГФДГ (4 группа) -14,3%.
У детей второй группы выявленные изменения активности изучаемых ферментов свидетельствуют об экономичной адаптивной реакции клеточных систем. В остальных группах разнонаправленные изменения СДГ и ГФДГ являются проявлением тканевой гипоксии и снижения компенсаторно-приспособительных реакций организма в ответ на тренировочное занятие.
Следовательно, особенности энзиматического статуса лимфоцитов и цитоморфоденситометрических параметров функциональной активности митохондрий лимфоцитов у юных пловцов 11-14 лет являются прогностически важными признаками способности выполнения интенсивной физической нагрузки и перспективности юных пловцов.
В обследованной группе юных пловцов частота ЛОР заболеваний составляла 4-6 раз в год, что превышает среднестатистические данные по школьникам того же возраста. Учитывая, что заболеваемость часто обусловлена наличием патогенной микрофлоры в ротоглотке была исследована степень носительства условно-патогенной микрофлоры у юных пловцов. Выявлено, что частота носительства условно-патогенной микрофлоры у юных пловцов в среднем в 2 раза превышает частоту носительства у школьников того же возраста. При анализе носительства у пловцов установлена более высокая частота в группе 11-12 лет (в 1,5-2 раза) по сравнению со старшей возрастной группой. В 36% случаев в группе 11-12 лет и в 21% случаев в группе 13-14 лет обнаружена обильная степень обсемененности, что свидетельствует о высоком риске ЛОР заболеваний у юных пловцов. Обнаружено также, что в ротоглотке юных пловцов в 55,74% случаев находится два вида условно-патогенной микрофлоры, в 31,15% случаев три и более видов. И лишь в 13,11% случаев один вид микрофлоры.
При проведении регрессионного анализа зависимости физической работоспособности от количества видов и степени обсемененности условно-патогенной микрофлорой у юных пловцов выявлена достоверная положительная зависимость между изучаемыми параметрами (рис. 5).
Рисунок 5. Взаимосвязь аэробного индекса со степенью обсемененности и количеством видов условно-патогенной микрофлоры ротоглотки у юных пловцов 11-14 лет
Следовательно, высокая обсемененность и наличие трех и более видов условно-патогенной микрофлоры являются не только фактором риска ЛОР заболеваниями, но и, как следствие, причиной снижения физической работоспособности юных пловцов.
В результате проведенных исследований разработан алгоритм комплексной оценки перспективности юных спортсменов на этапе специализации, включающий исследования физической работоспособности, вентиляционной способности легких, психологического статуса, оценку цитохимических параметров и состояния условно-патогенной микрофлоры. Алгоритм является информативным при отборе и текущем врачебно-педагогическом контроле состояния здоровья юных пловцов.
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ СПОРТИВНОЙ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ
Необходимым условием целенаправленного спортивного отбора и эффективного управления тренировкой юных спортсменов является разработка модельных характеристик и нормативных требований по физическому развитию и специальной подготовленности для каждого года (этапа) подготовки. Сопоставление юных спортсменов с возрастными стандартами и между собой позволяет оценить их спортивную пригодность и физическую подготовленность. Чтобы сравнивать юных спортсменов между собой как по отдельным критериям спортивной одаренности и специальной подготовленности, так и по сериям тестов, включающих показатели, имеющие разную природу и разные единицы измерения, нужно перевести значения всех показателей в нормированный или стандартизированный масштаб — в безразмерные показатели, баллы или очки. Путем суммирования балльных оценок частных признаков получают суммарную (обобщенную) оценку физических потенций.
По результатам массовых обследований юных пловцов 11—16 лет сотрудниками кафедры плавания РГАФК разработаны нормативные шкалы оценки показателей физического развития, лимитирующих спортивные достижения в плавании. По средним значениям показателей в каждом возрасте (X) и стандартным отклонениям (±S) были рассчитаны семибальные стандартные шкалы. Каждый диапазон значений показателя, равный половине стандартного отклонения (0,5 S), оценивался в 1 балл. Протяженность шкалы составила от Х — 1,5 S до Х +2,0 S.
Эти показатели на 80—90% детерминированы наследственностью и являются информативными критериями спортивного отбора. Оценка
начинается с определения "ростового класса". Так как рост (длина тела) является наиболее значимым по отношению к спортивному результату в плавании антропометрическим показателем, то данный критерий целесообразно оценивать двойным баллом. Оценив в баллах у каждого испытуемого остальные показатели и суммировав эти баллы, получим обобщенную оценку физического развития. Аналогичным образом с помощью оценочных шкал можно определить "функциональный класс", "силовой класс" и т.п. для каждого юного спортсмена с последующим расчетом интегральной оценки физических потенций. Для повышения информативности обобщенных оценок может применяться методика присвоения весовых коэффициентов каждому показателю, включенному в батарею тестов. В качестве весовых коэффициентов могут быть использованы величины, полученные на основе экспертных опросов, либо коэффициенты детерминации, характеризующие взаимосвязь критериев пригодности и спортивных достижении.
ГЛАВА 5. СПОРТИВНЫЙ ОТБОР
5.1 Сроки и содержание этапов отбора в спортивном плавании
Как уже говорилось, отбор является необходимым элементом и одной из задач многолетней спортивной подготовки. На каждом этапе отбора ориентироваться следует на показатели, входящие в "конечные" дефинитивные модели, причем чем больше в этой модели будет выделено критериев, обладающих СИРР (стабильность индивидуального рангового развития), тем надежнее будет прогноз спортивной пригодности. Так как с возрастом большинство антропометрических, моторных и функциональных показателей приближается к генетически запрограммированному лимиту роста и развития, то количество критериев отбора возрастает от этапа отбора к этапу. Учитывая содержание "конечных" моделей физического развития и специальной подготовленности пловцов высокого класса, степень стабильности индивидуальных рангов развития, показателей, входящих в эти модели, а также особенности биологического развития для отдельных этапов многолетней тренировки и плавании, для отбора юных пловцов на отдельных этапах рекомендуются следующие программы:
5.2 Отбор по окончанию этапа предварительной подготовки
Согласно мнению специалистов, первый этап отбора в спортивном плавании должен проводиться только после 1,5—2 лет предварительной подготовки. Результаты, показанные юными пловцами на первых контрольных соревнованиях, не могут быть критериями отбора, так как они не коррелируют со спортивными достижениями юных пловцов после 1,5—2 лет предварительной подготовки и в основном связаны со стажем и посещаемостью занятий (а следовательно, и с объемом изученных навыков). Исследования показывают, что у юных пловцов 9—10лет из всей совокупности показателей физических качеств и функциональных возможностей только отдельные антропометрические показатели проявляют достоверную, но слабую корреляцию с результатами в плавании. Зато динамика результатов тесно связана с количеством посещенных занятий и с заболеваемостью на протяжении курса
предварительной подготовки.
Кроме того, на прирост результатов оказывает влияние на этом этапе быстрота освоения плавательного навыка. Если в спортивной гимнастике (В.З.Суровицкий, 1979) и в прыжках в воду наиболее быстро овладевают новыми движениями дети с небольшими тотальными размерами тела, то для плавания характерно давление естественного отбора в сторону высоких тотальных размеров тела — высокие, астеничные дети, наиболее соответствующие требованиям спортивного плавания по телосложению, медленнее своих более низкорослых сверстников овладевают техникой плавания. По мере совершенствования технической подготовленностью юных пловцов различия в тотальных размерах тела и физических качествах начинают влиять на уровень результатов.
Отбор в конце этапа предварительной плавательной подготовки должен проводиться прежде всего на основе морфологических критерием (тотальных размеров тела и пропорций), с учетом показателей состояния здоровья (противопоказаниями для специализации в спортивном плавании является наличие очагов хронической инфекции, склонность к простудным заболеваниям и т.п.). Этот этап отбора осуществляется, как правило, самим тренером, который уже на просмотровых занятиях мысленно выделяет для себя тех детей, которые соответствуют его представлениям и известным ему литературным данным относительно требований к телосложению пловцов. В процессе обучения и предварительной подготовки он уточняет свою предварительную оценку, учитывая посещаемость занятий, прилежание и желание заниматься плаванием, а также общую двигательную подготовленность, плавучесть, степени овладения основами техники плавания и задатки так называемого "чувства воды". Этот отбор носит предварительный характер, и вероятность ошибки при определении степени одаренности еще очень велика. В то же время в некоторых случаях можно выявить абсолютно непригодных для специализации в плавании (дети с отрицательной плавучестью или с сильно выраженными позно-тоническими рефлексами).
Наличие нормативных шкал для оценки антропометрических показателей окажет тренеру помощь в плане оценки перспективности по телосложению. Для прогноза будущего роста детей определенный интерес представляет рост их родителей. В ряде стран разработаны номограммы для прогнозирования дефинитивного роста детей по росту их родителей.
5.3 Отбор на этапах начальной и углубленной специализации
После первого этапа многолетней тренировки, когда техническая подготовленность и тренированность юных пловцов выравнивается и (для девочек — 9—10 лет, для мальчиков — 11—12 лет), возрастает число показателей, достоверно связанных с результатами в плавании. Как и на предыдущем этапе, наибольшую ценность для отбора составляют показатели, лимитирующие достижения у спортсменов высокого класса и обладающие СИРР высокой и средней степени. Кроме морфологических характеристик (рост, длина конечностей, ширина плеч и таза, ЖЕЛ, длина кисти и длина стопы, активная масса тела) к ним относится: сила тяги в воде при нулевой скорости и сила тяги в гидроканалс и скоростях обтекающего потока 0,6—1,2 м/с, длина скольжения как показатель плавучести и равновесия тела в воде. Уже с 11—12 лет показатели дополнительной силы тяги демонстрируют высокую индивидуальную устойчивость и являются не только критериями специальной подготовленности, но и плавательной одаренности юных спортсменов.
С 10 лет для девочек и с 12 лет для мальчиков в тестовые программы могут включаться такие показатели, как суммарное время проплывания отрезка 4х50 м с отдыхом 10—15 с (как механический эквивалент анаэробно-гликолитической емкости), МПК, Ехс СО2 при выполнении ступенчатого теста или стандартной субмаксимальной работы (в этом возрасте МПК, измеренное при тестировании на велоэргометре, и МПК при выполнении плавательных тестов обладают примерно одинаковой информативностью), показатели подвижности в суставах, обтекаемости и плавучести. В этом возрасте часть детей уже вступает в пубертатный период индивидуального развития, но влияние темпов биологического созревания на физическое развитие индивидов еще не так велико, как во время пубертатного скачка.
В 11—13 лет у девочек и в 13— 15 лет у мальчиков наблюдается максимальная межиндивидуальная вариативность в уровне биологической зрелости морфологических показателей и двигательных способностей. В
эти возрастные периоды увеличивается корреляция показателей физического развития между собой, с уровнем биологической зрелости, и со спортивными результатами. Успешность спортивных выступлений юных пловцов подросткового возраста, как правило, обусловливается принадлежностью к акселерированному типу биологического развития. В дальнейшем юные чемпионы возрастных групп в 80—90% случаев исчезают со спортивного горизонта.
Так как индивиды имеют разные сроки вступления в пубертат и отличаются темпами биологического созревания, то у девочек 11—13 лет и мальчиков 13—15 лет высокие показатели силовых и функциональных возможностей, высокие тотальные размеры тела сами по себе не могут являться надежными критериями отбора. Поэтому при оценке спортивных потенций следует обязательно использовать показатели биологического возраста (скелетный возраст, балл биологической зрелости, для девочек —возраст менархе и возраст установления овуляторно-менструального цикла). Предпочтение следует отдавать юным спортсменам, обладающим высокими уровнями физического и функционального развития на фоне нормальных или ретардированных темпов полового созревания (А.Р.Воронцов, 1979). Тестовая программа на этом (и последующем) этапе отбора должна включать антропометрические и гидродинамические критерии; показатели мощности аэробных и анаэробно-гликолитических процессов, полученные с помощью прямых физиологических методик, или их эргометрические аналоги (коэффициенты выносливости и результаты в специальных плавательных тестах); максимальную изометрическую силу мышц плечевого пояса при имитации гребка двумя руками на суше; показатели силы тяги в воде на привязи и дополнительной силы тяги в гидроканале на различных скоростях потока; подвижность в суставах 13—14 лет у девочек и с 14—15 лет у мальчиков полезную информацию для оценки спортивной пригодности юных пловцов начинают нести такие показатели, находящиеся преимущественно под влиянием тренировки, как индексы скоростно-силовой и силовой выносливости при выполнении работы на тренажерах Хюттеля-Мертенса, время максимальной задержки дыхания.Этот этап отбора осуществляется в процессе подготовки юных пловцов в учебно-тренировочных группах ДЮСШ и школ-интернатов спортивного профиля, когда создаются условия для динамического контроля за развитием результативных предпосылок, за темпами биологического созревания и приростом спортивных достижений. На основе актуального уровня критериев пригодности и биологической зрелости и их динамики в предшествующие 2—4 года тренировки делается прогнозирование спортивных потенций на следующие 3—4 года подготовки. Прогноз развития отдельных показателей выполняется по шкалам с нормативными "коридорами" с последующим расчетом обобщенной балльной оценки спортивных потенций. Так как количество показателей, необходимых для оценки антропометрических и гидродинамических критериев, показателей силовых и функциональных потенций на этом этапе отбора увеличивается, так как усложняются методы тестирования, то сам тренер не может проводить тестирование и оценку. Это становится по силам небольшим коллективам исследователей, которые должны включать спортивных педагогов, физиологов, врачей, психологов. В процессе базовой подготовки могут выявиться различные отклонения в состоянии здоровья (со стороны сардечно-сосудистой системы, печени и т.п.), которые в дальнейшем станут ограничителями для спортивного совершенствования.
5.4 Отбор на этапе спортивного совершенствования
На данном этапе многолетней спортивной подготовки отбор осуществляется в виде периодической и ступенчатой селекции лучших спортсменов из ДЮСШ, отделений плавания, спорт-интернатов в плавательные центры, сборные команды. В результате такой селекции из числа способных юных пловцов отбираются наиболее одаренные, имеющие возможности для достижения результатов международного класса. К этому этапу отбора подходят пловцы, прошедшие предварительные этапы отбора и 8—10 лет многолетней подготовки в возрастных группах. Они, как правило, соответствуют по большинству критериев стандартизированным моделям, имеют достаточно высокие уровни физической работоспособности и спортивных результатов. Возраст для девушек достигает 14—16 лет, для юношей 16— 18 лет и характеризуется завершением пубертатного развития, окончательным формированием тотальных размеров и пропорций тела; большинство двигательных способностей достигает 85-95% уровня зрелости. Так как физическое и функциональное развитие практически заканчивается, то имеется возможность выявить лимитирующие звенья в двигательных способностях, определяющих уровень достижений в плавании. К числу таких лимитирующих показателей можно отнести малый диаметр устья аорты, ограничивающий возможность достижения высоких значений МОК; низкое МПК; хронические заболевания ЛОР-органов, печени, патологические изменения со стороны сердечно-сосудистой системы, вызванные нерациональной тренировкой в возрастных группах. Тестовые программы отбора на этапе спортивного совершенствования носят комплексный характер и включают те же показатели, что и на предыдущем этапе. Однако в силу вышесказанного снижается прогнозная ценность показателей физического развития и функциональных возможностей и, наоборот, возрастает ценность таких критериев, как спортивный результат, психическая устойчивость к экстремальным психическим и функциональным нагрузкам, мотивация, бойцовские качества. Так как общее количество спортсменов, проходящих диагностику дальнейшей спортивной перспективности, на этом этапе отбора относительно невелико, то имеется возможность для детального изучения каждого атлета. С этой целью могут привлекаться специалисты из физкультурно-спортивных диспансеров, научно-исследовательских институтов, а также эксперты из числа наиболее опытных тренеров. В настоящее время многие спортивные организации имеют возможности для финансирования работ по оценке спортивной перспективности и отбору одаренных спортсменов.
заключение
Отбор в спортивном плавание очень трудоемкий и сложный процесс. Необходимо чтобы тренер обладал достаточно обширными и глубокими знаниями, необходимыми для построения процесса многолетнего отбора пловцов. Должен обеспечиваться индивидуальный контроль за каждым спортсменом на протяжении всего периода тренировки, проведение тестов, систематический медицинский контроль, составление соответствующей программы тренировки, опираясь на данные тестов и мед. показателей.
Очень важно на начальном этапе отбора выявить перспективного спортсмена, чтобы в дальнейшем избегнуть многих проблем, связанных с его тренировкой.
Во многих ДЮСШ, тренера производят набор всех желающих, не учитывая те показатели, которые наиболее важны для тренировки пловца, в дальнейшем, например: из 30-40 спортсменов 1 разряд выполнят около 7-8 человек, кмс; около 3-4 и, возможно, МС 1-2 спортсмена, в том случае если дальнейший процесс подготовки будет построен рационально. Остальные спортсмены скорее всего уйдут в другую спортивную секцию, для которой их физические и физиологические показатели принесут наиболее успешные результаты или вовсе оставят мысль о дальнейшем занятии спортом в той или иной области. Поэтому необходимо учитывать как можно больше различных показателей при начальном отборе, в том числе готовность и желание заниматься спортивным плаванием, соблюдать режим и т.д.
Необходимо использовать в тренировочном процессе научные данные, включая создание банков данных и мониторинга за индивидуальным развитием с привлечением современных средств обработки и хранения информации. На основе изучения спортсменов высокого класса разработать модельные характеристики, лимитирующие спортивные результаты, выделив из всей совокупности показателей такие, которые устойчиво cоxpаняют свою индивидуальность в процессе тренировки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бакшеев М.Д. Специализированные
восприятия в спортивном плавании: монография / М.Д. Бакшеев, А.С. Казызаева,
Г.А. Тарасевич ; М-во
спорта, туризма и молодеж. политики РФ, Сиб. гос.
ун-т физ. культуры и
спорта. - Омск: [Изд-во СибГУФК],
2012
2. Бомпа Т.О. Подготовка юных чемпионов. – М.: Астрель, 2003. – 259 с.
3. Булгакова Н.Ж. Аквааэробика : метод. разраб. для студентов, аспирантов и слушателей ФПК РГАФК / Булгакова Н.Ж., Васильева И.А.; РГАФК. - М., 1996. - 30 с.: ил.
4. Булгакова Н.Ж. Игры у воды, на
воде, под водой / Булгакова Нина
Жановна. - М.: ФиС, 2000. - 77 с.: ил.
5. Булгакова Н.Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н.Ж.
Булгакова. -
М.: ФиС, 1986. - 190 с.: ил.
6. Булгакова Н.Ж. Плавание / Булгакова Нина Жановна. - М.: Астрель:
АСТ, 2005. - 159 с.: ил.
7. Булгакова Н.Ж. Познакомьтесь - плавание : Первые шаги в
спорте /
Булгакова Нина Жановна. - М.: АСТ: Астрель, 2002. -
159 с.: ил.
8. Булгакова, Н. Ж. Особенности подготовки юных пловцов //
Н. Ж.
Булгакова, О.И. Попов, В,В.
Смирнов, Т.Г. Фомиченко. – М.: ФГБУ
«Федеральный центр спортивного резерва», 2013. – 140
с.
9. Васильев В.С. Обучение детей плаванию / Васильев В.С. -
М.: ФиС,
1989. - 96 с.: ил.
10. Викулов А.Д. Плавание:
Учеб. пособие для студентов вузов,
осуществляющих образоват.
деятельность по спец. 022300 Физ. культура
и спорт: Рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и
туризму / Викулов
Александр Демьянович. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 367
с.: ил.
11. Волков Н.И. Закономерности биохимической адаптации в
процессе
спортивной тренировки:
Учеб. пособие для слушателей ВШТа
ГЦОЛИФКа / Волков Н.И.; ГЦОЛИФК. - М., 1986. - 64 с.
12. Гавердовский Ю.К. Обучение спортивным упражнениям: Биомеханика. Методология. Дидактика / Ю.К. Гавердовский. - М.: ФиС, 2007. - 911 с.:ил.
13. Каунсилмен Джеймс Е. Спортивное плавание / Каунсилмен Джеймс Е. - М.: ФиС, 1982. - 208 с.
14. Козлов А.В. Орехов Е.Ф. Спортивная тренировка юных пловцов. СПб, 2011 – 208 с.
15. Лафлин Т. Как рыба в воде. Эффективные техники плавания, доступные каждому. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 232 с.
16. Лафлин Т. Полное погружение. Как плыть лучше, быстрее и легче. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 208 с.
17. Лоуренс Д. Аквааэробика. Упражнения в воде / Пер. с англ. А. Озерова. - М.: Гранд-Фаир, 2000. - 255 с.: ил.
18. Макаренко Л.П. Юный пловец:
Учеб. пособие для тренеров ДЮСШ и студ.
трен. фак. ин. физ. культуры / Макаренко Л.П. - М.: ФиС, 1983. -
288 с.
19. Максимова М.Н. Многолетняя спортивная тренировка в
синхронном
плавании: Учеб. пособие для студентов РГУФКа: Рек. Эксперт.-метод.
Советом РГУФКа / Максимова М.Н., Боголюбская М.С.,
Максимова Г.В.
- М.: РГУФК, 2004. - 58 с.
20. Морозов С.Н. Прикладное плавание : учеб. пособие / С.Н. Морозов, Е.А. Табакова ; Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2008. – 96 с.: табл.
21. Нечунаев И.П. Плавание: Книга-тренер. – М.: Эксмо, 2012. – 272 с.
22. Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание : учеб.
пособие для студентов,
обучающихся по специальности 022500 - Физ. культура для
лиц с отклонениями в состоянии здоровья, 022300 -
Физ. культура и
спорт, 022400 - Рекреация и спортив.-оздоров. туризм
/ [Н.Ж. Булгакова
[и др.]]. - 2-е изд., стер. - М.: ACADEMIA, 2008. -
429 с.: ил.
23. Озолин Н.Г. Настольная книга
тренера: Наука побеждать /
Озолин
Николай Георгиевич. - М.: АСТ: Астрель, 2003. - 863
с.: ил.
24. Орлов Д.В. Акваланг и подводное плавание / Орлов Д.В., Сафонов М.В. - М.: Подвод. Клуб МГУ им. М. В. Ломоносова, 1998. - 285 с.: ил.
25. Осокина Т.И. Обучение плаванию
в детском саду:
Кн. для воспитателей
дет. сада и родителей / Осокина Т.И., Тимофеева Е.А.,
Богина Т.Л. - М.:
Просвещение, 1991. - 159 с.: ил.
26. Петрова Н.Л. Плавание : техника обучения детей с ран. возраста / Н.Л. Петрова, В.А. Баранов. - М.: Гранд-Фаир, 2008. - 119 с.: ил.
27. Плавание: теория и методика
избр. вида спорта : [курс лекций] : учеб. пособие
/ под ред. д-ра пед. наук проф. А.И.Погребного ; Федер.
агентство по физ. культуре и спорту, Кубан. гос. ун-т
физ. культуры,
спорта и туризма. - Краснодар: [КГУФКСТ], 2008. - 446 с.
28. Плавание : учеб. для студентов вузов, осуществляющих
образоват.
деятельность по специальности 022300 - "Физ.
культура и спорт" : Рек.
Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / под
ред. Н.Ж.
Булгаковой. - М.: ФиС, 2001. - 398 с.: ил.
29. Распопова Е.А. Прыжки в воду : учеб. для вузов физ.
культуры : доп. М-вом РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Е.А. Распопова. -
М.: ФОН,
2000. - 301 с.: ил.
30. Спортивное плавание : учеб. для вузов физ. культуры : доп. Ком. по физ. культуре и туризму / ред. Булгакова Н.Ж. - М.: ФОН, 1996. - 429 с.:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.