Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Образовательный центр имени Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»
Энгельсского муниципального района
Саратовской области.
Методическая разработка
урока по алгебре
в 7 классе
по теме
Решение систем линейных уравнений
Учитель математики
Шатова Ольга Рудольфовна,
высшей категории
Энгельс 2025г
Пояснительная записка.
Автор разработки: Шатова Ольга Рудольфовна.
Программа: «Алгебра». Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С.
Методы, используемые на уроке, проблемно-поисковый, исследовательский, иллюстративный, репродуктивный
Оборудование: мультимедиа, карточки для самостоятельной работы, мел, доска.
Работа в группах, фронтальная работа, самостоятельная работа.
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы обучающихся. Реализация такого подхода возможна при внедрении в учебный процесс технологии контекстного обучения.
Основной проблемой образовательных достижений по математике российских школьников является противоречие между высокими предметными знаниями и умениями, с одной стороны, и затруднениями в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Стандарты второго поколения предъявляют новые, современные требования к учебному процессу. При проектировании эффективного урока необходимо учитывать особенности реализации межпредметных связей в соответствии с требованиями ФГОС.
Данная работа представлена по алгебре в 7 классе.
В классе29 человек. Из них - 12 мальчиков и 17 девочек. Качество знаний по классу составляет –77 %.
Учащиеся класса не однократно принимали участие в интернет олимпиадах, и занимали призовые места. Дети очень активные. Умеют делать выводы, аргументировано доказывать свою правоту.
Учащиеся на уроке. Были активны. Все что было запланировано выполнили. Справились и с практической работой в полном объеме. В конце урока сделали самопроверку. И оценили себя.
Урок полностью удался.
Технологическая карта
урока математики в 7 классе
Учитель: Шатова Ольга Рудольфовна
Тип урока. Урок "рефлексии
Тема урока: Системы линейных уравнений
Формируемые результаты
Предметные: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений при решении систем линейных уравнений;
Личностные: самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта; развивать познавательный интерес к математике.
Метапредметные: формировать умение корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Планируемые результаты
Применять свои знания при решении задач
Оборудование. мультимедиа, доска, тетрадь.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Универсальные действия |
1. Мотивационный этап. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. |
Добрый день. Эпиграф нашего урока «Ум заключается н только в знании, и в умении прилагать знания на деле.» Аристотель. Попробуем проанализировать слова Аристотеля. Ребята кто знает: «Кто такой Аристотель, может к его словам нет смысла прислушиваться?» (слайд2) -Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? |
Ребята анализируют цитату.
- один из учащихся передает информацию об Аристотеле. «Будем прилагать усилия при решении систем уравнений», «Искать пробелы в умении решать системы» |
Личностные: - самоопределение; Регулятивные: - целеполагание; Коммуникативные: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками |
2. Актуализация знаний и осуществление первичного действия.
|
А начнем с теста. (слайд3). 1. Какие из перечисленных уравнений являются линейными? п) х – 2у = 1; м) ху + 3у = - 18 в) х2 + 2у = 5; о) – х – у = - 11. 2. Какая из перечисленных пар чисел является решением системы уравнений 2х + у = 12, х – 2у = 2? р) (2; 0); к) (1; -2); с) (4; 4); б) (5,2; 1,6). 3. Какая из перечисленных систем не имеет решения? н) 2х + у = 5, к) 2х + 3у = 8, е) х – у = 6 4х +2у = 10, 3х – у = - 9 х – у = - 3. 4. Какая из перечисленных систем имеет одно решение? и) 2х + у = 5 д) 2х + 3у = 8, в) х – у = 6, 4х +2у = 10 3х – у = - 9 х – у = - 3. 5. Укажите значение х + у, где х и у – решение системы уравнений х – 2у = 2, 2х + у = 1 а) -0,2; б) 1; в) – 3; г) 0. |
Решают тест. |
Познавательные: -выделение и формирование познавательной цели, - анализ объектов и понятий; -поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска Коммуникативные: -сотрудничество с учителем и сверстниками; -умение слушать и вступать в диалог; -учет позиции других учеников.
Личностные: -постановка учебной задачи;
Регулятивные: -выдвижение гипотез; - целеполагание. |
3. Выявление индивидуальных затруднений в реализации полученных знаний и умений.
|
В результате должно получиться «ПОБЕДА» Разбираем тест.
Ребята оцените свою работу.
|
В 1 задании в) и м) не являются линейными уравнениями. В задании 2 можно найти решение подставить каждую пару в систему, а можно решить систему. № 3в пункте е)коэффициенты при х и у одинаковые, а ответы различные. В 4 задании те же системы. Последнее не имеет решения. В первой системе умножим коэффициенты первого уравнения и они совпадут с коэффициентами второго значит решения совпадут. Остается пункт д). В последнем задании решим систему любым способом и полученные результаты сложим. |
Регулятивные: - планирование, прогнозирование; Познавательные: - моделирование, - логические решение проблемы, построение логической цепи рассуждений,доказательство, - выдвижение гипотез и их обоснование; Коммуникативные : - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации |
4. Построение плана по разрешению возникших затруднений |
Какой вывод сделаем из полученных результатов?
Какой составим план по ликвидации затруднений? |
Еще не все умеют определять имеет ли система решение. Возникают трудности при решении системы.
|
|
5. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы |
Вопросы: 1. Какими способами можно решить систему двух линейных уравнений с двумя переменными? 2. В чем заключается способ подстановки решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными?
-Применяя этот способ, решить систему уравнений: (задание дано на карточках) №1. 2х + у = 2 6х – 2у = 1 3. В чем заключается способ сложения? Решить систему уравнений способом сложения №2. 2х + 2у = 10 3х - 4у= 1 4. В чем заключается графический способ решения системы уравнений с двумя переменными? Решить графическим способом систему уравнений: №3. у – 2х = 5 4х + 2у = 6 №4. Докажите, что данная система уравнений не имеет решений: у = 3х - 2 3х – у = 0 (на доске) - На ваш взгляд, каким способом легче решаются системы? - Но, решая графическим способом, мы наглядно можем увидеть, имеет ли система уравнений решение или нет. Поэтому этот способ служит геометрической иллюстрацией наличия или отсутствия решения системы уравнений. - А как еще можно выяснить, имеет система уравнений решение или нет? Для чего нам нужны системы уравнений? Умение их решать?
Задача. Слайд 6. Найдите два числа, если их разность равна 23, а сумма удвоенного большего из этих чисел и второго числа равна 22. РЕШЕНИЕ: Пусть х-первое большее число, тогда у- второе число. Известно, что их разность равна 23. т.е. х-у=23. По условию задачи, сумма удвоенного большего из этих чисел и второго числа равна 22 т.е. Значит получим систему х-у=23, 2х+у=22. Решаем любым удобным для вас способом. Ответ: 15 и -8 |
Ответы. Способ подстановки, способ сложения и графический способ.
(решают на доске)
(способом подстановки, способом сложения)
(выразить из каждого уравнения у через х и сравнить угловые коэффициенты). Для решения задач. Учащиеся решают самостоятельно. |
Регулятивные: - контроль, оценка, коррекция; Познавательные: - общеучебные- умение структурировать знания, - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, Коммуникативные: - умение слушать; - обосновывать свою точку зрения; |
|
Физкультминутка |
|
|
|
Приступим к самостоятельной работе. Убедимся, что все затруднения у нас ликвидированы. Самостоятельная работа Вариант 1. №1. Решить систему способом подстановки. x = y - 3, 2у – х = 6 №2. Решить систему способом сложения. 3x - 2y = 4, 5x + 2y = 12 №3. Решить систему графическим способом. x - y = 5, x + y = 7. Вариант 2.
y = 5 - х, 3x – y = 11
2x + 3y = 10, -2x + 5y = 6 №3. Решить систему графическим способом.
2x + y = 7
|
На столах памятка по решению различными способами. Решают и выполняют самопроверку. Оценивают свою работу. |
Личностные: самоопределение Регулятивные: -контроль, коррекция, оценка,осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Познавательные: -выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез); -выстраивание логической цепи рассуждений; -ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. |
7. Включение в систему знаний и умений |
1) (х-3)2-4у=(х+2)(х+1)-6
2) (х-у)(х+у)-х(х+10)=у(5-у)+15 (х+1)2+(у-1)2=(х+4)2+(у+2)2-12. Мы можем сказать, что это система линейных уравнений? Попробуем упростить данные уравнения. Какие правила применим? |
Формулы сокращенного умножения, умножение многочлена на одночлен и многочлен, приведем подобные слагаемые.
2 ученика работают у доски. Остальные на местах
Ученики выставляют оценки отвечающим. Комментируют их ответы |
Личностные: самоопределение Регулятивные: -контроль, коррекция, оценка, осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества усвоения. Познавательные: -выполнение универсальных логических действий (сравнение, анализ, синтез); -выстраивание логической цепи рассуждений; -ориентация в своей системе знаний, сопоставление и отбор информации. |
Домашнее задание |
№ 1050 (4–6), 1052, № 1079 задача |
Просматривают домашнее задание. Задают вопросы |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли;
|
8. Осуществление рефлексии. |
Закончите предложения. Я сегодня узнал на уроке… Мне запомнилось на уроке… Я хочу узнать больше о… Как вы думаете, мы в полной мере выполнили наказ Аристотеля? Кто может сказать: Я сегодня одержал маленькую победу над системой уравнений. Поставьте оценку себе. |
Отвечают. |
Коммуникативные: - умение с достаточной полнотой и. точностью выражать свои мысли; Познавательные: - рефлексия; Личностные: -смыслообразование |
Приложение.
Способ подстановки
Способ сложения
Графический способ решения системы линейных уравнений
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.