Технологическая карта урока по математике на тему "Умножение числа на сумму" 4 класс

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Умножения числа на сумму конспект.docx

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Задача: подготовка
учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, меня зовут Евгения Рашидовна, сегодня я проведу у вас урок математики. Напоминаю, что на уроке мы отвечаем по поднятой руке. Сегодня вы сыщики детективного агентства, как вы думаете, а какими качествами обладает сыщик? Верно вы подметили, еще сыщики обладают хорошей памятью, давайте вспомним.

Что вы знаете о двузначных числах?

Как умножить устно двузначное число на однозначное

 

Эти знания помогут вам раскрыть такое серьезное преступление, так как мы определили  характер кражи

 

 

(приветствуют учителя)

 

 

 

 

В записи две цифры, есть разряд единиц и десятков

 

Заменяем суммой разрядных слагаемых, каждое слагаемое умножаемое на данное число

 

 

 

Актуализация знаний и фиксирование затруднения в пробном учебном действии

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.

Откройте тетради, отступите 4 клеточки от предыдущей работы, запишите дату.  Интересный факт, сегодня не только 185 лет со дня рождения Чайковского, но и день, когда наша страна впервые запустила спутник на Луну.

Знаете ли вы что такое спутник? Какие у него функции?

Какое число 31?

Сколько цифр содержится в записи числа?

Замените число суммой разрядных слагаемых.

Давайте отправимся в космос и представим что у нас есть созвездия, в одном 23, в другом 34,  45 и 56. запишите эти числа в тетради, отступив 2 клеточки от даты и две клеточки вправо. Ваша задача продолжить ряд чисел на два числа вперед.

23 34 45 56

Что вы заметили? Какая закономерность в этом ряду?

Назовите число, где два десятка, три единицы;  назовите самое большое число; замените число 67 суммой разрядных слагаемых, найдите число, в котором 4 десятка, 5 единиц.

Какие еще космические объекты вы знаете?  Давайте представим, что каждый из этих объектов становится во сколько раз больше?

Запишите эти выражения к себе в тетрадь . Используя первое выражение, найдите значение выражений остальных

15*3

16*3

17*3

Вы 15 умножали на 3, как вы это делали

 

 

Каким свойством мы пользовались при вычислении?

А если бы мы переставили, то как называлось бы это свойство?  (3*15)

Кажется, нашему спутнику мешает двигаться какая-то преграда, в чем возникло затруднение? Где оно возникло?

 

-спутник, это летательный объект, который помогает изучать космос и устанавливать связь между точками на Земле.

- число 31 двузначное

-в записи числа 31 содержится 2 цифры

-30 и 1

 

 

 

 

 

 

-Планеты, звёзды, метеориты

-В три раза

 

 

 

 

-Мы заменили число 15 суммой разрядных слагаемых, сначала умножили 10 на 3, затем 5 умножили на 3 и полученные результаты сложили.

Умножение суммы на число

(затруднение)

 

Действие целеполагания

Чтобы выйти из ситуации затруднения ,   давайте  откроем учебник на странице номер 42 и прочитаем тему урока. Поставим перед собой цель.  Как она будет звучать? Тогда что мы сделаем, чтобы достичь поставленной цели? У меня есть план, но сами понимаете, в космосе нет гравитации, поэтому пункты плана перемешались.

             

-Узнать, как называется новое свойство

- Назвать это свойство

-Узнаем разные способы вычисления с этим свойством

-Вычисляем с помощью этого свойства

 

 

Построение и
реализация проекта
выхода из затруднения
Задача:
решение ситуации
затруднения.

Приступим к выполнению первой задачи, попробуем самостоятельно найти название этого свойства, прям как звезду в космосе. Посмотрите сбоку, как называется свойство?

Вот видите как просто, какую задачу выполнили?

Как называется свойство?

Выполняем следующую задачу, будем такими же эффективными и продуктивными как спутники.

Внимательно посмотрите на картинку верху страницы, где расположены кружочки, Читаем первое равенство, найдите по картинке что обозначает число 3

Что обозначает число 4?

 

Что обозначает число 2?

 

Что обозначает сумма четырех и двух?

 

Чему равна сума?

Что значит умножить 3 на 6?

Какой тогда будет первый способ?

 

 

Объясняем второе равенство  объясните  еще раз что обозначат 3 и 4, что обозначает произведение 3*4

Что обозначает число 3?  Что обозначает число 2? Что обозначает произведение 3 и 2

 

что обозначает знак плюс?

Какой второй способ? 

 

 

 

Чем является луна для Земли? Верно, спутником, так вот каждый из вас сейчас встает, аккуратно задвигает стульчики и находит себе спутник по желанию, образуйте пары. Далее расскажите своему спутнику как умножить число на сумму разными способами.

 

Какую задачу мы выполнили? Наш спутник летит дальше. Как вы думаете, а где нужна эта информация в космосе? Возможно сотрудникам космоса?

 

Кто помнит какая следующая задача?

Сможем вычислить выражения с помощью нового свойства. Какое свойство умножения мы сегодня проходим?

Выполним упражнение номер 139. Поставили пальчик, прочитали задание про себя.

Что нам нужно сделать?

 

Оформлять мы можем как в строчку, так и в столбик, но будет ли нам удобно в столбик? Почему?

Значит оформляем в строчку эти выражения.  Первое сделаем вместе.

9*(6+3)=81

Какой первый способ?

Какой результат получится в скобках?

Что будем делать дальше?

Какое значение выражения получится?

 

Какой второй способ?

9*(6+3)=9*6+9*3=81

Точно также вы оформляете в тетрадях, будем работать в группах по 4 человека, первые парты повернулись ко вторым партам, третьи к четвертым, пятые к шестым. Две группы выходят к доске.

Я слушаю как вы комментируете.

Давайте проверять работу групп, оценка знаний очень важна также и для космонавтов, чтобы быть готовым к любым ситуациям на борту.

8*(4+5)=72

8*(4+5)=8*4+8*5=32+40=72

Какой получился ответ в первом выражении? Кто может назвать способы вычисления?

6*(5+2)=42

6*(5+2)=6*5+6*2=30+12=42

Какое значение второго выражения? Кто может назвать способы вычисления?

-умножение числа на сумму

 

 

-узнали, как называется свойство

 

 

 

-число 3 обозначает количество строк

-число 4 обозначает количество синих кружков в каждой строке

­-количество красных кружков в каждой строке

это общее количество красных и синих кружков в одной строке

-сумма равна 6

-общее количество кружков

-нашли общее количество кружков в строке, и умножить на количество строк)

­-общее количество синих кружков

=это общее количество красных кружков

=общее количество кружков

-число умножаем на первое слагаемое, потом на второе слагаемое  полученные результаты складываем

-Луна для Земли является спутником

 

 

 

-Узнали способы вычисления с новым свойством

 

-Вычислять, используя это свойство

-Умножение числа на сумму

 

-Нам нужно вычислить выражения двумя способами

-Нам будет неудобно оформлять в столбик, так как длинная запись.

 

-Раскрыть скобки и умножить на число

-В скобках получится 9

-Умножим число 9 на число 9

-Получится 81

-Умножить «фонтанчиком» сначала на первое слагаемое, затем на второе.

 

 

 

 

 

Первичное закрепление
проговариванием во
внешней речи

Задача: тренировать
способность учащихся к
проговариванию изученного
содержания во внешней
речи.

 

 

 

Как вы думаете, а для космонавтов важно уметь решать задачи?

По секрету скажу, задачу под номером 142 решали все космонавты. Предлагаю и нам попробовать.

Прочитали задачу про себя. Выделили главные слова, о чем говорится в задаче?  Еще что известно? Что мы сейчас разобрали?

 

Какой вопрос задачи? 

Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

Запишем слово задача, отступим две клеточки вниз и запишем условия задачи.

Решили двумя способами

1 способ

4+5=9 (всего рейсов)

52*9= 468(ц)

Ответ: 468 ц картофеля было вывезено с этих участков.

 

2 способ

52*4=208(вывезли с первого поля)

52*5=260(вывезли со второго поля)

208+268=468(ц)

Ответ: 468 ц картофеля было вывезено с этих участков.

 

С задачей мы справились, осталось немного подрасти и потренироваться и мы обязательно сможем по-настоящему

 

-Важно

-В задаче говорится о том, что фермер вывозил картофель с двух участков, с первого он вывез за 5 рейсов, со второго за 4

-условие

-Сколько всего центнеров картофеля было вывезено с двух участков, если за каждый рейс перевозили по 52ц картофеля?

-Мы не можем сразу ответить на вопрос

 

Самостоятельная
работа с самопроверкой по эталону.
Задача:
закрепление новых
знаний и умений.

В космосе нет звука. Звук не может распространяться в вакууме, поэтому мы выполним упражнение номер 140. Ваша задача самостоятельно найти значение первых двух  выражений удобным способом.

7*(10+4)= 7*10+7*4=98

8*(5+3)=64

 

 

 

Итог урока (рефлексия
учебной деятельности)
Задачи:
обобщение и выводы по учебной
проблеме.

Итак, какую цель мы перед собой ставили в начале урока?

Какие шаги мы выполнили для её достижения?

Если вам было легко на уроке, все задания были понятны, то встаньте со своего места и примите позу звезды. Если возникали затруднения, то встаньте и сожмитесь как настоящий метеорит.

Спасибо за урок!

 

Узнать, как называется новое свойство

- Назвать это свойство

-Узнаем разные способы вычисления с этим свойством

-Вычисляем с помощью этого свойства