Особенности осетинского народа

  • Исследовательские работы
  • docx
  • 01.02.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«….Осетинский народ - это народ, имеющий в своей природе по существу великую театральность, это музыкальный народ, пластический народ, такой поэтичный народ, который имеет такой чудесный танец «Симд» - один из неповторимых танцев в мире.
Иконка файла материала Кабулов Давид- работа.docx

XVIII Республиканский  конкурс молодых исследователей

«Ступень в науку»

 

 

                    Секция: Этнография

 

 

                  Тема «Особенности  осетинского народа»

 

                                                                                    Автор работы:

                                                                                    Кабулов Давид Тарелович, 6 класс 

    

 

                                                                                     Место выполнения работы:

                                                                                     МБОУ ДОД ДДТ

                                                                                       г. Ардон

 

 

                                                                                   Научный руководитель:

                                                                                  Кабулова Натия Мерабовна

                                                                                  педагог дополнительного образования 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Владикавказ, 2020-2021 г.

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..……………..………...3

Глава 1Гостеприимство осетин.………………………………………………………..…………..…….4

1.1.  Правила осетинского застолья ……………………………………………………………...……....5

1.2.Национальный наряд у осетин в 19 веке…………………………………………….........................7

Глава 2. Осетинские национальные праздники…………………………………………......………......9

2.1. Танцевальная культура осетин………………………………………………..…………...……….11

Заключение…………………………………………………….………………..……………..………....13

Список использованной литературы………………………………………...…………………….…....14

Приложения……………………………………………………………………..………………..……....15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Введение

 

«….Осетинский народ - это народ, имеющий в своей природе

по существу великую театральность, это музыкальный народ,

пластический народ, такой поэтичный народ, который

имеет такой чудесный танец «Симд» - один из

неповторимых танцев в мире.

 

Дмитрий Алексидзе, грузинский

режиссер, народный артист СССР.[1]

 

Осетины народ живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции, в Греции и других странах

Наш народ называют «Осетины», сами же мы во все времена называли себя «Ир».

Данный исследовательский проект рассказывает об осетинском народе, его истории и многовековой культуре и традициях

Тема исследования: «Особенности осетинского народа» 

Цели и задачи исследования:

Развитие интереса к истории своего народа;

Знакомство с наиболее распространенными традициями и обычаями своего народа;

Воспитание чувств любви, уважения и гордости к своему народу, к его истории и культуре.

Объект исследования: Осетинские обычаи.

Длительность исследовательской работы  (долгосрочный)

3 месяца(январь-апрель)

Возрастная группа

Учащийся средней школы.

Ожидаемые результаты.

В результате такой поисковой работы  дети должны усвоить, что

Национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первоначальном виде;

Сохранение национальных традиций дает гарантию культурного возрождения.

Уважать старших по возрасту и по положению - это национальный менталитет.

Хорошо знакомы с жизнью кавказских горцев, Коста Хетагуров призывал интеллигенцию своего времени к всестороннему изучению традиционной культуры, сетуя, что пройдет «еще несколько десятков лет и заглянут в прошлое туземце Кавказа, доживших с незапамятных времен  до ХХ столетия без своей собственной письменности, будет совершено невозможно»[2]

              

 

 

 

 

 

Глава 1. Гостеприимство осетин

 

 

Осетины народ, который населяет центральную часть Кавказского хребта и прилегавшие предгорья. По происхождению, языку и культуре  они принадлежат к североиранской ветви индоевропейцев.    Отдаленные предки осетин, известные в исторических источниках под такими названиями как скифы, массагеты,   саки, сарматы, роксоланы, населяли в древности обширные территории на Кавказе, юге России и в Средней Азии. Средневековое название осетин-аланы. К  концу 14 века после нашествия Тимура аланы-осетины переселились в горные ущелья Центрального Кавказа.

Национальная культура осетин обеспечивала их существование в сложных природных, географических, а также хозяйственных условиях в горах. Результатом такого процесса как модернизация общественной и культурной жизни стало, в 19 веке, формирование современной осетинской национальной культуры, объединившей в себе традиции и новации.

         Одной из важнейших характерных черт традиционной культуры является метод ее передачи– путем включения новых поколений в жизнь традиционного общества, путем изустного приобретения знаний и реального освоения жизненно важных навыков. Мы живем в эпоху модернизации, при которой приобщение человека с общественной жизнью осуществляется преимущественно через профессиональную культуру, систему образования, средство массовой информации. Однако традиционная культура охраняет значительную роль в жизни народа, оставаясь хранительницей  семейных связи и нравственных ценностей.

Знать основы традиционной культуры и понимать общие принципы ее устройства, познавать смысл старинных обрядов, которые сохранились до наших дней, или форм хозяйства, которые ушли  в прошлое- все это может помочь современному человеку  стать полноправным продолжателем традиции и осмысленно  учувствовать в строительстве национальной культуры.

«Гость- божий гость»,-  говорят осетины. И действительно, при наших путях сообщения и всеместном разбое, попасть из одного ущелья в другое равносильно явлению с небес.

Идя по улице нельзя не заметить, что проходя мимо сидящего- он встает при вашем приближении, проходя мимо говорящего- он замолкает, проходя мимо занятого работой- бросает ее, для того чтобы поприветствовать вас, будто старого знакомого. При входе дом, в который вы получили приглашение войти, встречает вас старший  член семьи и водит вас в уаздон.[3]

 

 

 

 

1.1. Правила осетинского застолья

 

       «Съешь за ужином целый кæрдзын, если у тебя на завтра остается еще полкæрдзына», гласит осетинская поговорка, которая жителями Нарской котловины  охотно принимается в жизни. Кæрдзын – это лепешка из ячменной, просяной или  кукурузной муки, размером с чайное блюдце, он до сих пор считается главной пищей осетин. В Нартской котловине, как и вообще в горной Осетии, из-за климатических условий, употреблялся до позднего времени исключительно кæрдзын ячменный, или, как его принято называть, «твердый». Приготовление его самое примитивное: просяную муку разбавляют теплой водой с примесью небольшого количество соли; тесто тщательно мнят и сбивают в лепешки; последние подрумяниваются на подогретой каменной плите (в железной оправе в виде стремени)  и затем испекаются в горячей золе. Из такой лепешки с кусочком сыра  или с чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды состоял обыкновенные обед и ужин осетин. Немало  важное значение  в осетинской кухне имел и овес, из него готовились три наиболее популярные в народе блюда: бламыхъ, хомыс и къæлуа. Для приготовления таких яств овес предварительно   варили в зерне, высушивали и промалывали: муку просевали и подавали на стол как кушанье. В первом случае в одну половину деревянной чаши кладут муку, в другую наливают квас; чашу снабжают ложкой; каждому предоставляют полную свободу  разбавлять бламыхъ по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же составных частей, предварительно мятый, идет в пищу под названием хомыс. Такое же  тесто, но более густое и рассыпчатое,  составляет третье блюдо- къæлуа. Из ячменной солодовой муки пекли лепешки, которые назывались задын. Они на вкус были немного сладковатыми,  рыхлыми, а главное, неудобоваримыми. Пшеничные лепешки,  пироги всевозможных  сортов (с мясом, сыром, копченым салом и  разною зеленью) были достоянием богатых. Бобы,  горох, а позднее и картофель привозили  в Нарскую котловину из Грузии и Южной Осетии. Они поступали в пищу в виде начинки пирога и приправы к дзæрна (похлебка из ржаных, кукурузных и пшеничных зерен). Из этих же зерен приготовлялся цæкуы, их поджаривали в сухом виде в котле или на плите. Похлебки  с разнообразными приправами и различные виды киселя- цымгæ были в широком употреблении. Мясо появлялось только   на свадьбах, поминках и в большие праздники. Съедалось оно практически без остатков, сколько бы его ни было. Редко кто делал заготовки себе на зиму в виде лакомой копченки из необыкновенно вкусной здесь баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, дикая коза, серна, лань). Чаще можно было встретить  подвешенные к потолку над очагом, завернутые в сальник, круги нетопленного сала и связки колбасы разной длины и толщины. Исключая мелких кур  в Нартской  котловине не имелось другой домашней птицы. Яйца  являлись большим лакомством для детей. Огородов в нартской котловине не было совсем; сады упоминались только в сказках. Зелень, растущая в диких условиях в сыром и вареном виде, орехи, ягоды  коренья разнообразили пищу осетин. Дикий мед был использован как лакомая приправа блюд. Из напитков осетинами с особым искусством приготовлялось пиво, для этого использовали дикорастущую хмель, и арак- обыкновенная неочищенная водка в 20-30 градусах, приготовленная исключительно из ячменя. В двойной перегонке арака достигает до 60 и больше градусов и содержит незначительное количество сивушного масла.

Из молока с начала лета приготовляется известный осетинский сыр, а осенью- сбивается масло, которое сейчас же растапливается, сливается и хранится в глиняной посуде. Сыворотка поступает в пищу и в рассол для хранения сыра, а сыр и масло по возможности стараются расходовать так,  чтобы их хватило до великого поста. Для масленичной недели сохраняется особая порция этих продуктов, которая ни в коем случае не может быть расходована раньше времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Национальный наряд у осетин в 19 веке.

 

 

      Ермолка, сшитая из грубого сукна, из такого же сукна сшитая черкеска до колен с несколькими газырями, надевалась прямо на голое тело, суконные штаны, такие же ноговицы,  кожаные æрчъитæ (обувь) с ремешковым переплетом и пучком мягкой шелковистой  травы вместо чулок; кинжал, шашка, винтовка, и пика в 1,5 сажени длиной  с железным заостренным наконечником- вот все одеяние и вооружение молодого джигита. Носить нагрудник, а тем более целую рубаху- такая роскошь давалась очень немногим, и даже ими они надевались  только по большим праздникам, в торжественных случаях. Бывало, что у целой фамилии была всего одна рубаха или нагрудник; тогда пользовались ими по принятому порядку, а иногда могли отдавать их во временное  пользование постороннему человеку, в виде особого одолжения. Бешмета теперешнего совсем не существовало; бурки встречались очень редко; коротким полушубком из овчины дополнялся зимою наряд молодого осетина; длинный до самых пят и широкие тулупы были исключительной принадлежностью стариков. Наиболее бедные и зимою и летом ходили в тулупах, так как они не имели другой одежды.

          Женщины одевались лучше: рубаха, сшитая из бязи синего или зеленного цвета, короткий бешмет, который шили из грузинской материи сурма и лаина, красные штаны из грубой сила, черная повязка, из-под которой по щекам падали два вьющихся локона, белый коленкоровый платок, чувяк из телячьей кожи и такой же передник  до колен. Девушками вместо повязки носилась шапочка из разноцветных лоскутов и ровно подстриженный чуб вместо локонов.

            Траурный наряд женщины состоял из длинной рубахи из грубого черного сукна и черного платка. Шелк и серебро можно было встретить только в свадебных и очень редко в погребальных нарядах.

           Костюм в далекие времена играл одну из важных ролей в повседневной жизни осетин. Его носили как повседневный наряд, украшали платком голову. Наряд для невесты имел более праздничный характер выбитый осетинским орнаментом. Костюм для симда был особенный: рукава должны были быть очень длинными и полностью закрывать все обнажённые места так как тела партнёров не должны были соприкасаться. В женском костюме эти рукава назывались «уæлæрттæ». Они служили также украшением костюма. Хотя костюм для симда был достаточно закрытый, даже слишком: он не оставлял ни одного сантиметра тела обнажённым, чтобы избежать соприкосновения тел партнёров. По приданию осетин от мастерства швеи когда-то могла зависеть судьба возлюбленных: жених, который в танце наступил на подол платья невесты, сразу же становился объектом насмешек.

 Хотя прошло очень много времени, а с годами многое меняется в современной жизни осетин, национальный костью имеет высокую актуальность  не одна свадьба не обходится без национального костюма. А интересен тот факт что сегодня в мастерских по пошиву национального костюма продолжают работать по старинным технологиям, то есть все вышивки для украшения костюма делаются вручную. Разделения труда здесь нет: над одним костюмом должен трудиться только один человек.

Изольда Гогичаева, мастер по изготовлению национального костюма: "Когда с одной руки, то оно гораздо интереснее, гораздо красивее".

 Шить исторически достоверные костюмы для  «Симда» - задача порой просто невыполнимая. Но на сегодняшний день с этим справляются успешно известные мастера республики. Яркие и колоритные выступления наших ансамблей в величавом танце симд, радуют не только наших жителей республики, но и далеко за её пределами. Так, свою коллекцию национальных костюмов, для показа за рубежом Изольда Гогичаева выбрала танец симд. Что, опять же говорит об исторической значимости этого танца.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Осетинские национальные праздники

 

 

               Осетины – народ, который проживает на Кавказе, они считаются потомками алан, являются основным населением Осетии. Живут  также во многих других  регионах Российской Федерации, в Грузии, Турции, и в других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе. Наш народ называют Осетины, сами же мы во все времена  называли себя «Ир». И где бы ни проживал осетин, он всегда будет знать где его корни. Данная исследовательская работа  рассказывает об осетинском народе, его истории и многовековой культуре и традициях.

К древнейшим обязательным обычаям относится гостеприимство и куначество осетин. Эти обычаи бытовали также и у других горских народов Северного Кавказа, у них имелось много сходных черт.

Прием гостя в Осетии- вообще явление важное. Лучшая иллюстрация сказанного- осетинское приветствие гостя «Уазæг – Хуыцауы уазæг» (гость- Божий гость).

Помимо  гостеприимства у осетин существовал обычай куначества, именовавшийся хъунахъ, лымæн, хион уазæг (свой гость)

Стол- святое место. За ним никто не сквернословит, не ругается, не злословит. За  одним столом в Осетии внук никогда не садился с дедом, сын с отцом, племянник с дядей, зять с тестем, родные братья.

Праздничный стол осетин всегда украшают три пирога. В этом кроется культ поклонения Богу  и природе. Почему осетины ставят на стол три пирога? Почему они бывают круглые и треугольные? Число три означает символический три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля. Круг рассматривают как символ  плодоносящей силы земли. Верхний  пирог символизирует бога, средний  солнце, нижний землю.

В культуре осетин почетное место занимает танцевальное искусство. Существует несколько видов танцев: массовый танец «Симд», парный танец (тымбыл кафт), медленный танец   (хонгæкафт). Каждому из танцев принадлежит своя музыка, исполняемая на осетинской гармони (фæндыр). Танцевали осетины всегда- с древних времен и до нашего поколения. Учащиеся нашего класса тоже приобщаются к культуре своего народа. Мы учимся  искусству национального танца в школьном хореографическом кружке под руководством Елоева Казбека.

В различных ущельях Осетии отмечалось множество праздников.[5]

 

НОГБОН

Новый год по старому стилю- является одним из любимых осетинами праздников- дни его празднования приходятся  на 12-14 января. Люди разжигали костры, вокруг которых они собирались, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры и высказывала пожелание.

 

КУАДЗÆН-ПАСХА

Является одним  из наиболее любимых осетинами праздников. Приготовления к Пасхе  проходят заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги.

 

КАРДÆГХÆССÆН

(день приношения домой трав). Отмечается спустя 30 дней со дня празднования Пасхи, в июне, обычно в первое воскресенье месяца.

 

ХЕТÆДЖЫ БОН- ДЕНЬ ХЕТАГА

(один из самых почетных праздников)

ДЖОРГУЫБА

Особа  почетное место среди осетинских святых занимает Уастырджи -  покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных.

Как и любая семья  в Осетии, наша семья с большим почтением  отмечает все национальные праздники.

В такой день бабушка печет заветные три  пирога, мама накрывает на стол, а папа с чашей пива возносит молитвы в честь праздника.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Танцевальная культура осетин.

 Танцами наши предки занимались, судя по всему, не особенно  охотно, так как дошедшие до нас  виды  этого развлечения очень не сложны; они были скорее выражением экстаза пирующих  мужчин, чем развлечением молодежи. Девушки танцевали очень редко, а женщины совершенно не принимали участия в танцах, исключая разве расходившейся на свадьбе своего внука старушки. С течением времени молодёжь загодя готовилась к танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте, где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес золота, были такие места. В танце осетин выражались молитвы богам, на языке танца они передавали любовь и ненависть, добро и зло, радость и горе. "Новости культуры" представляют специальный материал о народном танце осетин, об их мастерстве в рубрике "Хождение по музам".
Характер народа? Иногда его можно увидеть в истории одного танца. Самый армейский,  величавый из танцев осетин, в котором изначально женщинам запрещали участвовать, - и который осуществлялся как ритуал- воины перед битвой сходились в круг,- осетины переиграли и сегодня он является веселой частью свадебного действа.

Осетинское  хореографическое искусство - одно из изящных  проявлений национального творчества, которое воплотило в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений общества. Искусство танца имеет неотделимую связь с музыкальным, а очень часто и с песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с исторических  времен играет важную роль в жизни  жителей Юга России, а особенно в  истории и творчестве  осетин. В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна считался необходимо важной принадлежностью почти всех национальных празднеств, которые связываются с древнейшими языческими, а позднее- и с христианскими верованиями. Правда, танцу у осетин лишь в отдельных случаях придавалось обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах. Из богатейшей  истории осетинского народа   мы знаем, какое значение придавали танцу в быту предки осетин, этому свидетельствует  эпическое наследие осетинского народа. В отдельных сказаниях о нартах воспроизводятся красочные картины пиршеств, которые сопровождались «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, например, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе», безымянными творцами героического эпоса описывается блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец.[6]

И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,

Он сперва на земле проплясал немало...

А затем на фынге продолжал пляску.

Тут он начал плясать еще искуснее,

Закружился волчком по самому краю,

Ни капли не пролил, не сбросил и крохи...

Сослану под ноги мечи подставили,

Мечи уставили остриями кверху,

А Сослан пляшет - на мечах вертится,

Будто бы вертится колесо мельницы.

В хореографической культуре осетинского народа существует большое количество различных танцев и танцевальных наигрышей, которые в настоящее время исполняются преимущественно на национальной гармонике. Однако нам известно, что не все танцы, которые исполняются народом, имеют распространение в быту.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Традиционная осетинская культура- это визитная карточка осетинского народа. Осетинские обычаи – это призыв к сердцу народа чтить и возносить  достояние своей нации. Национальные обычаи и правила поведения осетин  и сегодня во многом  сохраняются  в своем первоначальном виде. Сохранение национальных традиций  дает гарантию культурного возрождения.

Мы провели опрос среди жителей города Ардона, задавали такие вопросы как: Вы знаете осетинские обычаи?; Вы любите осетинские обычаи?; Нужно ли их сохранять и передавать младшему поколению? На что получили положительные ответы, большая часть населения считает, что мы не имеем права забывать или лояльно относиться к обычаям нашего народа. Обычаи, традиции и культура- это фундамент осетинского народа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

 

Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов.

 

1.                  Алексидзе Дмитрий Александрович (1910-84) - грузинский режиссер, народный                                    артист СССР (1976). Текст словарных статей «Большой Энциклопедический Словарь», 1998

 

2.                  А.А. Магометов. Некоторые аспекты публицистики К.Л. Хетагурова // Вестник Владикавказского научного центра. — 2009. — Т. 9, № 5. — С. 68—79.

 

3.                   Агънаты ГæстæнИрон æгъдæуттæ. Рецензенттæ:  Ходы Камал Чеджемты Геор  

Дзæуджыхъæу  «Урсдон», 1999 – 176 с.

 

4.                   Свадебные платья от Изольды Гогичаевой osinform.org›index.php?newsid=47805

 

5.                  Агнаев Г. Осетинские обычаи. - Владикавказ, 1999 – 172 с.  

                                                                                

6.                  Е. И. Крупнов, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. А. Калоев и др. Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. — М.: Наука, 1969. — С. 19—20. — 551 с.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

 

 

 

Блиц-опрос жителей г.Ардон.

Количество опрошенных

Пол

Вопрос

Вы любите осетинские обычаи?

Вы знаете осетинские обычаи?

Надо ли их соблюдать и передавать младшему поколению?

10

Жен.

10

10

10

9

Муж.

9

9

9

19

Старшее поколение

19

19

19

12

Дети(10-15)

12

2

3

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru