XVIII Республиканский конкурс молодых исследователей
«Ступень в науку»
Секция: Этнография
Тема «Особенности осетинского народа»
Автор работы:
Кабулов Давид Тарелович, 6 класс
Место выполнения работы:
МБОУ ДОД ДДТ
г. Ардон
Научный руководитель:
Кабулова Натия Мерабовна
педагог дополнительного образования
Владикавказ, 2020-2021 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..……………..………...3
Глава 1Гостеприимство осетин.………………………………………………………..…………..…….4
1.1. Правила осетинского застолья ……………………………………………………………...……....5
1.2.Национальный наряд у осетин в 19 веке…………………………………………….........................7
Глава 2. Осетинские национальные праздники…………………………………………......………......9
2.1. Танцевальная культура осетин………………………………………………..…………...……….11
Заключение…………………………………………………….………………..……………..………....13
Список использованной литературы………………………………………...…………………….…....14
Приложения……………………………………………………………………..………………..……....15
Введение
«….Осетинский народ - это народ, имеющий в своей природе
по существу великую театральность, это музыкальный народ,
пластический народ, такой поэтичный народ, который
имеет такой чудесный танец «Симд» - один из
неповторимых танцев в мире.
Дмитрий Алексидзе, грузинский
режиссер, народный артист СССР.[1]
Осетины народ живущий на Кавказе, потомки алан, основное население Осетии. Живут также в других районах Российской Федерации, в Грузии, Турции, в Греции и других странах
Наш народ называют «Осетины», сами же мы во все времена называли себя «Ир».
Данный исследовательский проект рассказывает об осетинском народе, его истории и многовековой культуре и традициях
Тема исследования: «Особенности осетинского народа»
Цели и задачи исследования:
Развитие интереса к истории своего народа;
Знакомство с наиболее распространенными традициями и обычаями своего народа;
Воспитание чувств любви, уважения и гордости к своему народу, к его истории и культуре.
Объект исследования: Осетинские обычаи.
Длительность исследовательской работы (долгосрочный)
3 месяца(январь-апрель)
Возрастная группа
Учащийся средней школы.
Ожидаемые результаты.
В результате такой поисковой работы дети должны усвоить, что
Национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первоначальном виде;
Сохранение национальных традиций дает гарантию культурного возрождения.
Уважать старших по возрасту и по положению - это национальный менталитет.
Хорошо знакомы с жизнью кавказских горцев, Коста Хетагуров призывал интеллигенцию своего времени к всестороннему изучению традиционной культуры, сетуя, что пройдет «еще несколько десятков лет и заглянут в прошлое туземце Кавказа, доживших с незапамятных времен до ХХ столетия без своей собственной письменности, будет совершено невозможно»[2]
Глава 1. Гостеприимство осетин
Осетины народ, который населяет центральную часть Кавказского хребта и прилегавшие предгорья. По происхождению, языку и культуре они принадлежат к североиранской ветви индоевропейцев. Отдаленные предки осетин, известные в исторических источниках под такими названиями как скифы, массагеты, саки, сарматы, роксоланы, населяли в древности обширные территории на Кавказе, юге России и в Средней Азии. Средневековое название осетин-аланы. К концу 14 века после нашествия Тимура аланы-осетины переселились в горные ущелья Центрального Кавказа.
Национальная культура осетин обеспечивала их существование в сложных природных, географических, а также хозяйственных условиях в горах. Результатом такого процесса как модернизация общественной и культурной жизни стало, в 19 веке, формирование современной осетинской национальной культуры, объединившей в себе традиции и новации.
Одной из важнейших характерных черт традиционной культуры является метод ее передачи– путем включения новых поколений в жизнь традиционного общества, путем изустного приобретения знаний и реального освоения жизненно важных навыков. Мы живем в эпоху модернизации, при которой приобщение человека с общественной жизнью осуществляется преимущественно через профессиональную культуру, систему образования, средство массовой информации. Однако традиционная культура охраняет значительную роль в жизни народа, оставаясь хранительницей семейных связи и нравственных ценностей.
Знать основы традиционной культуры и понимать общие принципы ее устройства, познавать смысл старинных обрядов, которые сохранились до наших дней, или форм хозяйства, которые ушли в прошлое- все это может помочь современному человеку стать полноправным продолжателем традиции и осмысленно учувствовать в строительстве национальной культуры.
«Гость- божий гость»,- говорят осетины. И действительно, при наших путях сообщения и всеместном разбое, попасть из одного ущелья в другое равносильно явлению с небес.
Идя
по улице нельзя не заметить, что проходя мимо сидящего- он встает при вашем
приближении, проходя мимо говорящего- он замолкает, проходя мимо занятого
работой- бросает ее, для того чтобы поприветствовать вас, будто старого
знакомого. При входе дом, в который вы получили приглашение войти, встречает
вас старший член семьи и водит вас в уаздон.[3]
1.1. Правила осетинского застолья
«Съешь за ужином целый кæрдзын, если у тебя на завтра остается еще полкæрдзына», гласит осетинская поговорка, которая жителями Нарской котловины охотно принимается в жизни. Кæрдзын – это лепешка из ячменной, просяной или кукурузной муки, размером с чайное блюдце, он до сих пор считается главной пищей осетин. В Нартской котловине, как и вообще в горной Осетии, из-за климатических условий, употреблялся до позднего времени исключительно кæрдзын ячменный, или, как его принято называть, «твердый». Приготовление его самое примитивное: просяную муку разбавляют теплой водой с примесью небольшого количество соли; тесто тщательно мнят и сбивают в лепешки; последние подрумяниваются на подогретой каменной плите (в железной оправе в виде стремени) и затем испекаются в горячей золе. Из такой лепешки с кусочком сыра или с чашкой сыворотки, хлебного кваса, а то и просто ключевой воды состоял обыкновенные обед и ужин осетин. Немало важное значение в осетинской кухне имел и овес, из него готовились три наиболее популярные в народе блюда: бламыхъ, хомыс и къæлуа. Для приготовления таких яств овес предварительно варили в зерне, высушивали и промалывали: муку просевали и подавали на стол как кушанье. В первом случае в одну половину деревянной чаши кладут муку, в другую наливают квас; чашу снабжают ложкой; каждому предоставляют полную свободу разбавлять бламыхъ по своему вкусу. Комок липкого теста из тех же составных частей, предварительно мятый, идет в пищу под названием хомыс. Такое же тесто, но более густое и рассыпчатое, составляет третье блюдо- къæлуа. Из ячменной солодовой муки пекли лепешки, которые назывались задын. Они на вкус были немного сладковатыми, рыхлыми, а главное, неудобоваримыми. Пшеничные лепешки, пироги всевозможных сортов (с мясом, сыром, копченым салом и разною зеленью) были достоянием богатых. Бобы, горох, а позднее и картофель привозили в Нарскую котловину из Грузии и Южной Осетии. Они поступали в пищу в виде начинки пирога и приправы к дзæрна (похлебка из ржаных, кукурузных и пшеничных зерен). Из этих же зерен приготовлялся цæкуы, их поджаривали в сухом виде в котле или на плите. Похлебки с разнообразными приправами и различные виды киселя- цымгæ были в широком употреблении. Мясо появлялось только на свадьбах, поминках и в большие праздники. Съедалось оно практически без остатков, сколько бы его ни было. Редко кто делал заготовки себе на зиму в виде лакомой копченки из необыкновенно вкусной здесь баранины, говядины и превосходной дичи (тур, олень, дикая коза, серна, лань). Чаще можно было встретить подвешенные к потолку над очагом, завернутые в сальник, круги нетопленного сала и связки колбасы разной длины и толщины. Исключая мелких кур в Нартской котловине не имелось другой домашней птицы. Яйца являлись большим лакомством для детей. Огородов в нартской котловине не было совсем; сады упоминались только в сказках. Зелень, растущая в диких условиях в сыром и вареном виде, орехи, ягоды коренья разнообразили пищу осетин. Дикий мед был использован как лакомая приправа блюд. Из напитков осетинами с особым искусством приготовлялось пиво, для этого использовали дикорастущую хмель, и арак- обыкновенная неочищенная водка в 20-30 градусах, приготовленная исключительно из ячменя. В двойной перегонке арака достигает до 60 и больше градусов и содержит незначительное количество сивушного масла.
Из молока с начала лета приготовляется известный осетинский сыр, а осенью- сбивается масло, которое сейчас же растапливается, сливается и хранится в глиняной посуде. Сыворотка поступает в пищу и в рассол для хранения сыра, а сыр и масло по возможности стараются расходовать так, чтобы их хватило до великого поста. Для масленичной недели сохраняется особая порция этих продуктов, которая ни в коем случае не может быть расходована раньше времени.
1.2.Национальный наряд у осетин в 19 веке.
Ермолка, сшитая из грубого сукна, из такого же сукна сшитая черкеска до колен с несколькими газырями, надевалась прямо на голое тело, суконные штаны, такие же ноговицы, кожаные æрчъитæ (обувь) с ремешковым переплетом и пучком мягкой шелковистой травы вместо чулок; кинжал, шашка, винтовка, и пика в 1,5 сажени длиной с железным заостренным наконечником- вот все одеяние и вооружение молодого джигита. Носить нагрудник, а тем более целую рубаху- такая роскошь давалась очень немногим, и даже ими они надевались только по большим праздникам, в торжественных случаях. Бывало, что у целой фамилии была всего одна рубаха или нагрудник; тогда пользовались ими по принятому порядку, а иногда могли отдавать их во временное пользование постороннему человеку, в виде особого одолжения. Бешмета теперешнего совсем не существовало; бурки встречались очень редко; коротким полушубком из овчины дополнялся зимою наряд молодого осетина; длинный до самых пят и широкие тулупы были исключительной принадлежностью стариков. Наиболее бедные и зимою и летом ходили в тулупах, так как они не имели другой одежды.
Женщины одевались лучше: рубаха, сшитая из бязи синего или зеленного цвета, короткий бешмет, который шили из грузинской материи сурма и лаина, красные штаны из грубой сила, черная повязка, из-под которой по щекам падали два вьющихся локона, белый коленкоровый платок, чувяк из телячьей кожи и такой же передник до колен. Девушками вместо повязки носилась шапочка из разноцветных лоскутов и ровно подстриженный чуб вместо локонов.
Траурный наряд женщины состоял из длинной рубахи из грубого черного сукна и черного платка. Шелк и серебро можно было встретить только в свадебных и очень редко в погребальных нарядах.
Костюм в далекие времена играл одну из важных ролей в повседневной жизни осетин. Его носили как повседневный наряд, украшали платком голову. Наряд для невесты имел более праздничный характер выбитый осетинским орнаментом. Костюм для симда был особенный: рукава должны были быть очень длинными и полностью закрывать все обнажённые места так как тела партнёров не должны были соприкасаться. В женском костюме эти рукава назывались «уæлæрттæ». Они служили также украшением костюма. Хотя костюм для симда был достаточно закрытый, даже слишком: он не оставлял ни одного сантиметра тела обнажённым, чтобы избежать соприкосновения тел партнёров. По приданию осетин от мастерства швеи когда-то могла зависеть судьба возлюбленных: жених, который в танце наступил на подол платья невесты, сразу же становился объектом насмешек.
Хотя прошло очень много времени, а с годами многое меняется в современной жизни осетин, национальный костью имеет высокую актуальность не одна свадьба не обходится без национального костюма. А интересен тот факт что сегодня в мастерских по пошиву национального костюма продолжают работать по старинным технологиям, то есть все вышивки для украшения костюма делаются вручную. Разделения труда здесь нет: над одним костюмом должен трудиться только один человек.
Изольда Гогичаева, мастер по изготовлению национального костюма: "Когда с одной руки, то оно гораздо интереснее, гораздо красивее".
Шить исторически достоверные костюмы для «Симда» - задача порой просто невыполнимая. Но на сегодняшний день с этим справляются успешно известные мастера республики. Яркие и колоритные выступления наших ансамблей в величавом танце симд, радуют не только наших жителей республики, но и далеко за её пределами. Так, свою коллекцию национальных костюмов, для показа за рубежом Изольда Гогичаева выбрала танец симд. Что, опять же говорит об исторической значимости этого танца.[4]
Глава 2. Осетинские национальные праздники
Осетины – народ, который проживает на Кавказе, они считаются потомками алан, являются основным населением Осетии. Живут также во многих других регионах Российской Федерации, в Грузии, Турции, и в других странах. Осетинский язык принадлежит к иранской группе. Наш народ называют Осетины, сами же мы во все времена называли себя «Ир». И где бы ни проживал осетин, он всегда будет знать где его корни. Данная исследовательская работа рассказывает об осетинском народе, его истории и многовековой культуре и традициях.
К древнейшим обязательным обычаям относится гостеприимство и куначество осетин. Эти обычаи бытовали также и у других горских народов Северного Кавказа, у них имелось много сходных черт.
Прием гостя в Осетии- вообще явление важное. Лучшая иллюстрация сказанного- осетинское приветствие гостя «Уазæг – Хуыцауы уазæг» (гость- Божий гость).
Помимо гостеприимства у осетин существовал обычай куначества, именовавшийся хъунахъ, лымæн, хион уазæг (свой гость)
Стол- святое место. За ним никто не сквернословит, не ругается, не злословит. За одним столом в Осетии внук никогда не садился с дедом, сын с отцом, племянник с дядей, зять с тестем, родные братья.
Праздничный стол осетин всегда украшают три пирога. В этом кроется культ поклонения Богу и природе. Почему осетины ставят на стол три пирога? Почему они бывают круглые и треугольные? Число три означает символический три стихии, которые окружают человека в жизни: солнце, вода и земля. Круг рассматривают как символ плодоносящей силы земли. Верхний пирог символизирует бога, средний солнце, нижний землю.
В культуре осетин почетное место занимает танцевальное искусство. Существует несколько видов танцев: массовый танец «Симд», парный танец (тымбыл кафт), медленный танец (хонгæкафт). Каждому из танцев принадлежит своя музыка, исполняемая на осетинской гармони (фæндыр). Танцевали осетины всегда- с древних времен и до нашего поколения. Учащиеся нашего класса тоже приобщаются к культуре своего народа. Мы учимся искусству национального танца в школьном хореографическом кружке под руководством Елоева Казбека.
В различных ущельях Осетии отмечалось множество праздников.[5]
НОГБОН
Новый год по старому стилю- является одним из любимых осетинами праздников- дни его празднования приходятся на 12-14 января. Люди разжигали костры, вокруг которых они собирались, молодежь с песней «Сой-сой» обходила костры и высказывала пожелание.
КУАДЗÆН-ПАСХА
Является одним из наиболее любимых осетинами праздников. Приготовления к Пасхе проходят заранее: варят пиво, мясо, готовят пироги.
КАРДÆГХÆССÆН
(день приношения домой трав). Отмечается спустя 30 дней со дня празднования Пасхи, в июне, обычно в первое воскресенье месяца.
ХЕТÆДЖЫ БОН- ДЕНЬ ХЕТАГА
(один из самых почетных праздников)
ДЖОРГУЫБА
Особа почетное место среди осетинских святых занимает Уастырджи - покровитель мужчин, путников, защитник бедных и обездоленных.
Как и любая семья в Осетии, наша семья с большим почтением отмечает все национальные праздники.
В такой день бабушка печет заветные три пирога, мама накрывает на стол, а папа с чашей пива возносит молитвы в честь праздника.
2.1. Танцевальная культура осетин.
Танцами наши предки занимались, судя по всему, не особенно
охотно, так как дошедшие до нас виды этого развлечения очень не сложны; они
были скорее выражением экстаза пирующих мужчин, чем развлечением молодежи.
Девушки танцевали очень редко, а женщины совершенно не принимали участия в
танцах, исключая разве расходившейся на свадьбе своего внука старушки. С
течением времени молодёжь загодя готовилась к
танцам, которые устраивались на специально отведённом для этого месте,
где-нибудь на краю села. Даже в горных аулах, где каждый акр земли — на вес
золота, были такие места. В танце осетин выражались молитвы богам,
на языке танца они передавали любовь и ненависть, добро и зло, радость и
горе. "Новости
культуры" представляют специальный материал о народном танце
осетин, об их мастерстве в рубрике "Хождение по музам".
Характер народа? Иногда его можно увидеть в истории одного танца. Самый
армейский, величавый из танцев осетин, в котором изначально женщинам запрещали
участвовать, - и который осуществлялся как ритуал- воины перед битвой сходились
в круг,- осетины переиграли и сегодня он является веселой частью свадебного
действа.
Осетинское хореографическое искусство - одно из изящных проявлений национального творчества, которое воплотило в себе отдельные стороны этических и эстетических представлений общества. Искусство танца имеет неотделимую связь с музыкальным, а очень часто и с песенным творчеством; оно представляет собой национально-своеобразную форму синтетического искусства и с исторических времен играет важную роль в жизни жителей Юга России, а особенно в истории и творчестве осетин. В Осетии наряду с музыкально-поэтическим искусством танец издавна считался необходимо важной принадлежностью почти всех национальных празднеств, которые связываются с древнейшими языческими, а позднее- и с христианскими верованиями. Правда, танцу у осетин лишь в отдельных случаях придавалось обрядовое значение. Он являлся излюбленным видом развлечений молодежи на свадебных, семейных торжествах, на общественных празднествах. Из богатейшей истории осетинского народа мы знаем, какое значение придавали танцу в быту предки осетин, этому свидетельствует эпическое наследие осетинского народа. В отдельных сказаниях о нартах воспроизводятся красочные картины пиршеств, которые сопровождались «громовыми» песнями и бурными стремительными плясками. Так, например, в сказании «Женитьба Сослана на Бедохе», безымянными творцами героического эпоса описывается блестящий по своему техническому совершенству и мужественному содержанию сольный мужской танец.[6]
И вскочил тут Сослан, да и начал пляску,
Он сперва на земле проплясал немало...
А затем на фынге продолжал пляску.
Тут он начал плясать еще искуснее,
Закружился волчком по самому краю,
Ни капли не пролил, не сбросил и крохи...
Сослану под ноги мечи подставили,
Мечи уставили остриями кверху,
А Сослан пляшет - на мечах вертится,
Будто бы вертится колесо мельницы.
В хореографической культуре осетинского народа существует большое количество различных танцев и танцевальных наигрышей, которые в настоящее время исполняются преимущественно на национальной гармонике. Однако нам известно, что не все танцы, которые исполняются народом, имеют распространение в быту.
Заключение
Традиционная осетинская культура- это визитная карточка осетинского народа. Осетинские обычаи – это призыв к сердцу народа чтить и возносить достояние своей нации. Национальные обычаи и правила поведения осетин и сегодня во многом сохраняются в своем первоначальном виде. Сохранение национальных традиций дает гарантию культурного возрождения.
Мы провели опрос среди жителей города Ардона, задавали такие вопросы как: Вы знаете осетинские обычаи?; Вы любите осетинские обычаи?; Нужно ли их сохранять и передавать младшему поколению? На что получили положительные ответы, большая часть населения считает, что мы не имеем права забывать или лояльно относиться к обычаям нашего народа. Обычаи, традиции и культура- это фундамент осетинского народа.
Список использованной литературы.
Ссылки на монографии, учебники или учебные пособия одного или нескольких авторов.
1. Алексидзе Дмитрий Александрович (1910-84) - грузинский режиссер, народный артист СССР (1976). Текст словарных статей «Большой Энциклопедический Словарь», 1998
2. А.А. Магометов. Некоторые аспекты публицистики К.Л. Хетагурова // Вестник Владикавказского научного центра. — 2009. — Т. 9, № 5. — С. 68—79.
3. Агънаты Гæстæн. Ирон æгъдæуттæ. Рецензенттæ: Ходы Камал Чеджемты Геор
Дзæуджыхъæу «Урсдон», 1999 – 176 с.
4. Свадебные платья от Изольды Гогичаевой osinform.org›index.php?newsid=47805
5. Агнаев Г. Осетинские обычаи. - Владикавказ, 1999 – 172 с.
6. Е. И. Крупнов, Ш. Д. Инал-Ипа, Б. А. Калоев и др. Сказания о нартах — эпос народов Кавказа. — М.: Наука, 1969. — С. 19—20. — 551 с.
Приложения.
Блиц-опрос жителей г.Ардон.
Количество опрошенных |
Пол |
Вопрос |
||
Вы любите осетинские обычаи? |
Вы знаете осетинские обычаи? |
Надо ли их соблюдать и передавать младшему поколению? |
||
10 |
Жен. |
10 |
10 |
10 |
9 |
Муж. |
9 |
9 |
9 |
19 |
Старшее поколение |
19 |
19 |
19 |
12 |
Дети(10-15) |
12 |
2 |
3 |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.