Развитие двигательных качеств с помощью интерактивного пола при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Оценка 5

Развитие двигательных качеств с помощью интерактивного пола при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Оценка 5
docx
01.02.2023
Развитие двигательных качеств с помощью интерактивного пола при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
статья интерактивный пол Бунина Н.И..docx

Н.И.Бунина

инструктор по ФИЗО.

г. Тамбов, ТОГБОУ «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения».                                                                                             

Развитие двигательных качеств с помощью интерактивного пола при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В статье раскрывается тема внедрения инновационных технологий в проведение занятий, в частности, использование современных технических средств.

 

У детей с ограниченными возможностями здоровья практически отсутствует или очень низкая мотивация к обучению. Сегодня решать эту проблему помогают информационные технологии и использование интерактивных сервисов. Цвет, движение, звук – это те факторы, которые достаточно долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Использование интерактивных сервисов помогает педагогам делать работу привлекательной для детей, наполнять ее новым содержанием, делать процесс обучения более эффективным и практически направленным. Осознание ребенком с ОВЗ того, что ему становятся доступны неведомые раньше знания, умения, формы общения, игры дает ему веру в свои силы.

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Она имеет в виду вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна аз таких целей - создание комфортных условий обучения, то есть условий, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Суть интерактивного обучения состоит в такой организации учебного процесса, при которой практически все учащиеся оказываются совлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и умеют.

Физкультура является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения». Находясь в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и трудовым обучением, эта дисциплина занимает одно из ведущих мест в подготовке учащихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни и производственному труду, способствует формированию положительных личностных качеств, является одним из средств успешной социальной интеграции детей в обществе.  

  Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками. Вследствие особенностей психического и физического развития учащихся Центра, физическое воспитание имеет здесь свою специфику. Оно состоит в том, что образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи решаются одновременно с задачами коррекции недостатков умственного и физического развития и нарушений моторики, то есть коррекционная направленность определяет собой специфику физического воспитания.

Наблюдения и практический опыт показывают, что школьники с ОВЗ нуждаются в повышении двигательной активности. Исправление нарушений физического развития, моторики и расширение двигательных возможностей таких детей являются главным условием подготовки его к жизни. Таким образом, посредством физкультурно-оздоровительной работы, можно значительно улучшить психическое и физическое состояние учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, приобщить их к посильным для себя физическим упражнениям и умению управлять своим психофизиологическим состоянием, что также, способствует воспитанию личностных качеств и социальной интеграции детей с проблемами в развитии в общество.                                                            

Основными задачами физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ОВЗ в «Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения» являются оздоровление ребенка, физическое развитие и совершенствование техники движений, а также воспитание положительного отношения к своему здоровью и формирование стремления к здоровому образу жизни.

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости. Вся физкультурно-оздоровительная работа строится на коррекции особенностей моторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья.   Для реализации этой работы в нашей школе созданы все условия. Имеется спортивный зал, кабинет ЛФК с тренажерами и специальным оборудованием и инвентарем.

Лечебная физкультура для детей с ОВЗ является несложной и очень эффективной. При правильно подобранной дозировке она не имеет побочных эффектов и различных противопоказаний. Лечебную физкультуру для детей применяют в качестве профилактики и лечения многих заболеваний: плоскостопия, нарушения осанки, простудных заболеваний. При организации ЛФК используются здоровьесберегающие технологии, которые предполагают строгие дозированные физические нагрузки; использование методики чередования интенсивности и релаксации в обучении; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение занятий с учётом динамичности учащихся, их работоспособности; соблюдение гигиенических требований; благоприятный эмоциональный настрой; создание комфортности.

Среди нетрадиционных форм занятий лечебной физической культурой в нашем Центре можно выделить занятия с применением технологии «интерактивный пол».

Интерактивный пол – это система, сочетающая в себе элементы цифровых и проекционных технологий, представляющая собой напольную платформу, на которую сверху проецируется изображение. В этой интерактивной графике ребенок может собственными движениями оживлять картинку. Детские учреждения все полнее включают ее в арсенал своих учебно - оздоровительных методик. И на то есть веские причины. В отличие от других игровых компьютерных технологий, которые в большинстве своем ограничивают ребенка в движении и изолируют его в социальном плане, интерактивный пол стимулирует детскую подвижность, желание общаться со сверстниками и познавать новое. Ребенок, попадая в зону проекции, мгновенно оживляет изображение, заставляя его двигаться в соответствии с собственными движениями. Благодаря разнообразным эффектам ребенок с особенностями может совершать движения, которые при обычных условиях вызывали сложности.

Интерактивный пол для учебного заведения – это новая  методика, имеющая целью умственную и физическую стимуляцию детей с ОВЗ. В программу системы могут быть заложены самые разные игры: футбол, пинг-понг, морская гладь, различные обучающие и развивающие игры. Как показывает практика, дети с огромным удовольствием предаются игре, преодолевая неудобства и трудности.

Интерактивный пол – эффективное решение и для реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Широкий потенциал возможностей позволяет использовать их в составе комплексной терапии для мотивации детей к движению и взаимодействию друг с другом. Основная цель применения этой технологии – стимулировать двигательные функции ребенка в процессе игры с яркими спецэффектами на поверхности пола.

Занятия детей с ограниченными возможностями здоровья на интерактивном полу способствуют развитию их социальных и моторных навыков. Запрограммированные командные игры развивают у детей способность к общению, облегчают формирование социальных контактов. Эта методика оказалась довольно эффективной при работе с детьми, страдающими нарушениями психики.

Некоторые игры, разработанные при участии самых разных специалистов – педагогов, разнопрофильных врачей, психологов, психиатров – направлены на повышение способности детей к концентрации и созерцанию. Это особенно актуально для работы с детьми с расстройствами аутестического спектра .

Преимущества интерактивного оборудования для детей с ОВЗ

·         помогает в развитии детского внимания, мышления, речи, памяти, двигательных навыков;

·         стимулирует интерес ребенка к двигательной активности;

·         ребенок с ОВЗ проявляет инициативу в самостоятельном решении задач;

·         делает учебный процесс простым для педагога и интересным для ученика;

·         развивает коммуникативные навыки, помогая взаимодействовать с окружающими;

·         позволяет попробовать себя в разных социальных ролях.

В заключении нашего разговора об использовании интерактивного пола на занятиях лечебной физической культурой , хотелось бы сказать следующее. При использовании интерактивных методов ребенок, в том числе и ребенок с ОВЗ, становится полноправным участником процесса обучения и развития, он находится в самостоятельном поиске для расширения своих возможностей. Активность педагога уступает  место активности ребенка, а задачей специалиста становится создание условий для ее инициативы.

Применение интерактивных форм и методов способствует процессу активизации познавательной деятельности. Напольная проекция стимулирует активную физическую деятельность – видя, как оживает каждый элемент, ребята не могут усидеть на месте. Взаимодействие с таким инструментом позволяет развивать опорно-двигательный аппарат и улучшать психоэмоциональный фон. В сочетании с традиционными методиками и технологиями они создают богатую окружающую обстановку – развивающую среду.

 

Список информационных источников:

1.     Интерактивные технологии для детей с ограниченными возможностями здоровья (методическая разработка). // Ярославцева Е.И. Сборник методических рекомендаций по работе со Smart-устройствами и программами. Умные уроки со Smart. – М.: POLYMEDIA, 2017.

2.     Интерактивные технологии и их использование в учебном процессе // Горюнова М.А., Семенова Т.В., Солоневичева М.Н. – СПб: Издательство «БВХ-Петербург», 2016г.

3.     Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе, сборник метод. материалов, сост. Т.В.Лазыкина, СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий, 2017г.

4.     Особые потребности – особые возможности: Smart Board технологии для развития потенций нестандартного ребенка. // Ярославцева Е.И. Сб. XVII Международной конференции-выставки «Информационные технологии в образовании» 9-11 ноября, 2007г. («ИТО – 2007г.») Ч.V. С. 101-103.

5.     Министерство образования и науки Российской Федерации / Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» / [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/1450

6.     Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.


 

Скачано с www.znanio.ru

Н.И.Бунина инструктор по ФИЗО

Н.И.Бунина инструктор по ФИЗО

Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира,…

Как известно, нарушение интеллекта у ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой, в свою очередь, неотделимо от познания мира,…

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности

Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности

Среди нетрадиционных форм занятий лечебной физической культурой в нашем

Среди нетрадиционных форм занятий лечебной физической культурой в нашем

Занятия детей с ограниченными возможностями здоровья на интерактивном полу способствуют развитию их социальных и моторных навыков

Занятия детей с ограниченными возможностями здоровья на интерактивном полу способствуют развитию их социальных и моторных навыков

Взаимодействие с таким инструментом позволяет развивать опорно-двигательный аппарат и улучшать психоэмоциональный фон

Взаимодействие с таким инструментом позволяет развивать опорно-двигательный аппарат и улучшать психоэмоциональный фон
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2023