Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс
Оценка 5

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Оценка 5
Видеоуроки
docx
русская литература
3 кл
14.11.2019
Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс
Библиотечный урок А.С.Пушкин.docx

Библиотечное мероприятие для младших классов. Тема: "Что за прелестьэти сказки" (по сказкам А.С. Пушкина)


Пояснительная записка

«Привить ребенку вкус к чтению - лучший подарок,который мы можем ему сделать», – писала автор книги «Поверь в свое дитя» СесильЛупан.

Учащиеся младших классов нуждаются в том, чтобыпреподносимое им было интересно и занимательно. Чем красочнее и ярче подаваемыйматериал, тем сильнее будет его влияние. Также очень важно использовать нетолько живой язык, эмоциональный рассказ, но и иллюстративный материал, музыку,видеоматериалы. Поэтому я и выбрала для урока форму наглядной презентации.

Младшие школьники стремятся познавать мир в игре, этоспособствует развитию творческой активности, интеллектуальных способностейшкольников. Литературные игры развивают память, сообразительность, даютвозможность обучающимся проявить себя. Не случайно именно игровые уроки ипользуются наибольшей популярностью, что не удивительно, так как они несут всебе элементы праздничности, необычности, не формальности, они дают возможностьвоспринимать материал более эмоционально, расширяют кругозор и активизируютпознавательные интересы. А все вместе это является средством привлечения детейв библиотеку, приобщения их к чтению. Моя практика показала эффективность такихнетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходебиблиотечного урока, вызывают в ребенке желание вернуться к книге, чащепосещать библиотеку. И тогда он становится увлеченным читателем.

Роль книги и чтения бесспорны в нравственном,интеллектуальном, эстетическом развитии детей, они развивают грамотность, общийкультурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегиваюттворческие потенции, формируют духовную основу личности. Поэтому я полностьюсогласна с мнением Э. и Дж. Простано, которые утверждают, что в век, когдановые технологии делают значительные шаги в образовании, чтение становится ещеболее важным, чем прежде.

Цель моей работы – показать ребятам (на примере сказокА. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы черезлитературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"; чтобы, сделавчтение потребностью, они становились духовно богатыми личностями..

Надеюсь, что данный мультимедийный продукт будетприменяться педагогами и библиотекарями, послужит основой для урокавнеклассного чтения, облегчит работу при подготовке и проведении его.

Задачи:

1.Познакомить обучающихся с биографией писателя.

Формироватьмотивацию чтения, отношение к читательской деятельности как сфере самореализациии творчества, создать условия для воспитания интереса к

1.творчеству писателя, внедрение новых интерактивныхформ воспитательного воздействия на формирование чтения обучающихся.

2.Развивать память, речь, наблюдательность, активность,самостоятельность.

Время реализации занятия: 45мин.

Целесообразность использования медиапродукта назанятии:

1.интенсификация учебно-воспитательного процесса(увеличение количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачиматериала)

2.повышение эффективности усвоения учебного материала засчет одновременного изложения библиотекарем необходимых сведений и показадемонстрационных фрагментов

3.формирование информационной культуры и компетентностишкольников (поиск, отбор, переработка, упорядочивание информации)

4.развитие наглядно-образного мышления за счет повышенияуровня наглядности

Необходимое оборудование и материалы для занятия компьютер,медиапроектор, книжная выставка.

Ход урока

Данный урок включает в себя презентацию «ПУШКИНА.С.». Здесь дан полный ход урока. Смена слайдов – по щелчку. Чтениепроизведений надо организовать заранее, т.к. данный урок требует знания сказокПушкина А.

СЛАЙД 2 (на данном слайде необходимо во времяперечисления литературных героев делать щелчок для появления соответствующейиллюстрации). Строчки стихов Александра Сергеевича Пушкина, словно тропинки,ведут тебя в страну его поэзии. Кого только не встретишь на этих неведомыхдорожках! (ЩЕЛЧОК) И гордого Гвидона. (ЩЕЛЧОК) И белую Царевну Лебедь. (ЩЕЛЧОК)И бойкого Балду. И чародея Черномора. (ЩЕЛЧОК) И славного Руслана.

СЛАЙД 3 Много мест в необъятной России исходил иисколесил за свою жизнь А. С. Пушкин. Одни места лишь промелькнули за окном егокибитки, в иных он задерживался – на дни, месяцы, годы. Но где бы поэт ни был,он писал – писал стихи, поэмы, повести. Со сказками же связан один интересный«географический» факт: оказывается, почти все они написаны Пушкиным в одномместе, правда, в разное время. Где создавал великий поэт свои сказки? (Вселе Болдино Нижегородской губернии в 1830 г. написаны «Сказка о медведихе» и«Сказка о попе и о работнике его Балде»; там же в 1833 г. созданы «Сказка омертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке» и возник замысел«Сказки о золотом петушке».)

СЛАЙД 4 Пушкин Александр Сергеевич – самый любимыйписатель у нас в стране. Его все знают, книги его все читают; многие егопроизведения перечитываются по нескольку раз. Его стихи заучиваются наизусть.Его портрет всем знаком – всякий, взглянув на это лицо с живыми, яснымиглазами, на эти вьющиеся волосы, скажет: это Пушкин.

СЛАЙД 5Почему-то кажется, что великие люди и в детстве должны быть необыкновенными.Необыкновенным было и само происхождение поэта. Его

прадедом был уроженец Африки по имени Ибрагим, человекс почти черным лицом и черными курчавыми волосами. Трудно себе представить, чтоизящный, порывистый Александр Пушкин был когда-то толстым и неповоротливым.Гулять не любил: только силой можно было его на улицу вытолкать! В семь лет сСашей будто случилось что-то: из тучного, боязливого увальня он превратился врезвого и озорного ребёнка. Ему было девять лет, когда, блуждая по большомудому, он забрёл в отцовскую библиотеку. Саша с трудом снял с полки одну такуюкнигу. На ней было написано: «Плутарх» (греч. писатель, I в.н.э.). Он раскрыл её – и начал читать. А потом началось что-тонеобыкновенное: Саша вставал среди ночи, прислушивался: все ли спят? – ипотихоньку шёл в библиотеку дочитывать Гомера (греч. поэт древности) !(ЩЕЛЧОК) И потом, когда он стал учеником Лицея, в нём опять проснулась «страстьк чтению», здесь он читал и днём, и ночью. Знаете ли вы, от кого поначалу А.С.Пушкин сказок по - наслушался, чтобы нам их затем так ладно пересказать?(ответы детей). СЛАЙД 6 От своей удивительной няни – Арины Родионовны. Черезмного лет, вспоминая добрую свою сказочницу, поэт так напишет о ней:

...Я ждал тебя: в вечерней тишине
являлась ты весёлою старушкой
и надо мной сидела в шушуне,
в больших очках и с резвою гремушкой.
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевами пленила
И меж пелён оставила свирель,
Которую сама заворожила.

Эта волшебная свирель из няниных сказок зазвучалапотом в чудесных пушкинских произведениях. (звучит стихотворение «К няне»).

(ЩЕЛЧОК) Поэт сам рассказал нам о тех дивных часах,когда приходила к нему перед сном милая няня, которую он называл любовно«мамушкой».

...С усердием перекрестит меня
и сказки русские рассказывать мне станет.

Ах, как сладко, и тревожно, и радостно становилось вэти мгновения мечтательному мальчику, ловившему каждое слово, каждый жест сказочницы.А сказок она знала великое множество. Он просил, чтобы няня повторяла ему однии те же сказки по многу раз... И запоминал их – навсегда. Известно, что поэтзаписал в черновиках семь няниных сказок, которые затем, почти дословно передалв своих стихах.

СЛАЙД 7 «Как на том ли Окияне-море глубоком стоитостров зелен, как на том ли острову стоит дуб зелёный, от того дуба зелёноговисит цепь золотая, по той цепи ходит учёный кот...»А как об этом сказано усамого Пушкина? Вспомнили? (Библиотекарь предлагает прочитать наизустьстихотворение «У лукоморья»).

СЛАЙД 8Становясь старше вы узнаете и другие более серьезные произведения Пушкина. 178лет уже прошло со дня смерти Александра Сергеевича (он умер в 1837 году), апамять о нем не умирает, любовь к нему не проходит и слава его все растет.Почти в каждом городе есть улица, названная в честь его. Если бы кто-то взялсясосчитать, кому из русских писателей и поэтов поставили больше всегопамятников, то первым бы в этом списке, конечно же, стояло имя АлександраСергеевича Пушкина. (для появления иллюстраций необходимо щелкнуть на

слайде). Монументы, увековечившие память о величайшемрусском поэте, можно увидеть в Москве и Санкт-Петербурге, Одессе и Кишиневе,Тбилиси, Ташкенте, в Болдине, Михайловском, Святогорском монастыре, Томске... Икаждый год 6 июня, в день рождения поэта, к памятникам Пушкину с цветами вруках приходит множество людей, чтобы еще раз выразить ему свою любовь ивосхищение. Обычно скульпторы изображали Пушкина в одиночестве. Нок 200-летию со дня его рождения эта традиция была нарушена. В Москве, назнаменитой улице Арбат, напротив дома, куда поэт привез молодую красавицу-женуНаталью Николаевну, был установлен памятник “Пушкин и Натали”. А совсемнедавно, в апреле 2004 года, первый памятник Пушкину был открыт в США, вВашингтоне. Его установили на 22-й улице возле университета им. Дж. Вашинггона.Автор - народный художник России Александр Бурганов.

СЛАЙД 9 Но не только русские люди, но и за рубежомчитают Пушкина: его сочинения переведены почти на все иностранные языки.Множество стихотворений Александра Сергеевича положено на музыку (романсы);почти на все крупные произведения его написаны оперы: «Руслан и Людмила»,«Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Евгений Онегин», «Пиковаядама», «Борис Годунов», «Дубровский», и многие другие. Они постоянно идут насценах театров в нашей стране и за границей.

СЛАЙД 10 (для того, чтобы привлечь внимание детей инастроить их на викторину предлагается литературная разминка, которая поможетдетям вспомнить сказки и даст возможность более активно работатьсамостоятельно). Предварительно класс можно разделить на команды. Звучатстрочки из сказок:

СЛАЙД 11

Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком. 
«Кабы я была царица, – 
Говорит одна девица, – 
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир. 
(«Сказка о царе Салтане...»)

СЛАЙД 12

Царь с царицею простился, 
В путь-дорогу снарядился, 
И царица у окна 
Села ждать его одна. 
(Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях.)

СЛАЙД 13

Пошел, сел у берега моря; 
Там он стал веревку крутить, 
Да конец ее в море мочить. 
(Сказка о попе и работнике его Балде.)

СЛАЙД 14 Глядь: опять перед ним землянка;

На пороге сидит старуха, 
А перед нею разбитое корыто. 
(Сказка о рыбаке и рыбке.)

СЛАЙД 15

Царь к востоку войско шлет, 
Старший сын его ведет. 
Петушок угомонился, 
Шум утих, и он забылся.

(Сказка о золотом петушке.)

СЛАЙД 16 Выбери номинацию. (предлагаетсявыбрать номинацию, которая соответствует определенной сказке и нажать наобложку книги, оформленную как гиперссылка).

СЛАЙД 17 Номинация «Сказка о рыбаке ирыбке» На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо,прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаемпо порядку. Ответы на слайде появляются по щелчку.

СЛАЙД 18 Назовите жилище старика со старухой. (Землянка)

СЛАЙД 19 Что отвечала рыбка старику, когда он приходилк ней с очередной просьбой? («Не печалься, ступай себе с богом»)

СЛАЙД 20 Сколько раз ходил старик к морю по приказустарухи? (5)

СЛАЙД 21 Сколько раз закидывал старик вморе невод? (3)

СЛАЙД 22 Назовите все желания старухи попорядку. (1 – корыто, 2 – дом, 3 – стать столбовой дворянкой, 4 – статьцарицей, 5 – стать владычицей морской)

СЛАЙД 23 Номинация «Сказка о царе Салтане». Наслайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать навопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 24 Назови в нужной последовательности всепревращения князя Гвидона. (1 – комар; 2 – шмель; 3 – муха).

Слайд 25 Сопоставь имя героини и дива, о котором онаповедала царю Салтану(Повариха – про чудесную белку; Ткачиха –про 33 богатыря; Бабариха – про Царевну-лебедь).

СЛАЙД 26 Как часто выходили 33 богатыря из морскойпучины? (Ежемесячно, еженедельно, ежедневно).

СЛАЙД 27 Перечислить по порядку все чудеса из сказки оцаре Салтане. (1 – белка, 2 – 33 богатыря, 3 – царевна-лебедь).

СЛАЙД 28 Какими родственными узами связаны героисказки с князем Гвидоном? (Бабариха – бабушка, ткачихи и повариха –тетя, царь Салтан – отец, Царевна-Лебедь – жена, Царица – мать).

СЛАЙД 29 Как назывался остров, на котором жил князьГвидон? (Баян, Буян, Боян).

СЛАЙД 30 Номинация «Сказка о попе и работникеего Балде». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов.Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки.Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 31 Что посоветовала попадья попу, чтобыизбавиться от Балды? (Попадья говорит: «Закажи Балде службу, чтоб сталоему невмочь. А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь».)

СЛАЙД 32 Что поп велел собрать с чертей (дань,налог, оброк, пошлину)

СЛАЙД 33 В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балдадал попу три щелчка. Сопоставь последовательность щелчков с их воздействием.( 1 – прыгнул до потолка; 2 – лишился языка; 3 – вышибло ум).

СЛАЙД 34 За сколько лет Балда должен был собрать оброкс чертей? (За 2 года, 3 года, за4 года)

СЛАЙД 35 В какой последовательности проходилисоревнования между Балдой и чертенком? (1 – помогли зайцы, 2 – закинулза тучу, 3 проскакал на коне).

СЛАЙД 36 Номинация «Сказка о мертвой царевне исеми богатырей». На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов.Необходимо, прежде чем нажать на вопрос, подождать изменения цвета кнопки.Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 37 Молодая царевна была отравлена яблоком? (да, нет)

СЛАЙД 38 К кому и в какой последовательности обращалсякоролевич Елисей, когда искал свою невесту? (1 – солнце; 2 – месяц; 3 –ветер).

СЛАЙД 39 Какая кличка была у собаки из «Сказки омертвой царевне и семи богатырей» (Тарзан,Соколко, Белка, Стрелка,Жулик)

СЛАЙД 40 Определите занятие семи богатырей. (охота,охрана границ, расчистка леса, отлов браконьеров)

СЛАЙД 41 Сколько торговых городов и теремов приготовилцарь в приданое дочери в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях». (7городов, 140 теремов)

СЛАЙД 42. Номинация «Сказка о золотом петушке».На слайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажатьна вопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 43 Что входит в обязанности золотого петушка? (охранятьцарство, воевать за царство; будить царя)

СЛАЙД 44 Кто подарил царю Дадону золотого петушка?(Черномор, Звездочет, Колдун, Чародей)

СЛАЙД 45 Что пообещал мудрецу царь Дадон за золотогопетушка? (Волю первую твою, Я исполню как свою)

СЛАЙД 46 Что попросил мудрец у царя за золотогопетушка? (Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу)

СЛАЙД 47 Какие слова кричал золотойпетушок, предупреждая царя Дадона об опасности? («Кири-ку-ку, царствуйлежа на боку»)

СЛАЙД 48 Номинация «Все сказки». Наслайде управляющие кнопки с номерами вопросов. Необходимо, прежде чем нажать навопрос, подождать изменения цвета кнопки. Вопросы нажимаем по порядку.

СЛАЙД 49 Найди лишнего героя. (Лягушка)

СЛАЙД 50 Сопоставь литературного героя сосказкой. (Гвидон – «Сказка о царе Салтане»; Елисей – «Сказка о мертвойцаревне и семи богатырях»; Чертенок – «Сказка о попе и работнике его Балде»;Звездочет – «Сказка о золотом петушке»; Кот ученый – «У Лукоморья»; Столбоваядворянка – «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 51 Кто или что здесь лишнее. (волшебноезеркальце, волшебная палочка, золотая рыбка, золотой петушок)

СЛАЙД 52 Какие сказки заканчиваются словами «Я тамбыл; мед, пиво пил – И усы лишь обмочил». («Сказка о царе Салтане», «Сказкао мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике егоБалде», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»).

СЛАЙД 53 Сопоставь слово с его толкованием. (Лукоморье– морской залив, берег; Полба – особый вид пшеницы; Пава – самка павлина).

Подведение итогов. Награждение.

СЛАЙД 55

Завершить встречу стихотворением:

К нам приходят пушкинские сказки
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова-алмазы
На вечерний бархат тишины.

Шелестят волшебные страницы,
Всё быстрей нам хочется узнать...
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза.

Даже если мы уже не дети,
В 20, 30 лет и в 45
Убегаем мы порою в детство, 
Убегаем к Пушкину опять.

Убегаем в буйство ярких красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.
(Автор неизвестен)

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс

Библиотечный урок по А.С.Пушкину "Что за прелесть эти сказки" 3 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2019