Билеты по экономике для обучающихся 10 класса (социально - гуманитарный профиль)

  • Контроль знаний
  • docx
  • 08.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Экзамен в предлагаемой традиционной форме проводится по выбору учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.). Количество билетов, предлагаемых для экзамена, не может быть менее 20 и не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно-методических комплексах. Первые два вопроса направлены на проверку знаний, что одновременно предполагает проверку умений их логично излагать, перестраивать, аргументировать и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос направлен на выявление творческого потенциала учащихся, умения применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.Экзаменационные материалы по экономике в 10 классе социально - гуманитарного профиля
Иконка файла материала экзамен по экономике.docx
1. ЭКОНОМИКА Предлагаемые примерные комплекты билетов подготовлены с учетом обязательных минимумов   содержания   основного  общего  и   среднего  (полного)   общего  образования,   а также   государственных   образовательных   стандартов   основного   общего   и   среднего (полного) общего образования. Предлагаемый экзаменационный материал не зависит от конкретного   учебника   по   предмету.   Поэтому   для   сдающих   экзамен   по   экономике потребуется   привлечение   соответствующих   учебников   для   школы   и   адресованной школьникам   дополнительной   учебной   литературы,   более   обстоятельно   раскрывающей вопросы экономики.  Экзамен   в   предлагаемой   традиционной   форме   проводится   по   выбору   учащихся. Возможны и иные формы: тестирование, для наиболее подготовленных учащихся – защита творческих работ (проектов, рефератов и т.п.).  Количество  билетов,  предлагаемых  для  экзамена,  не может  быть  менее  20 и  не должно превышать 30. Объем проверяемых знаний и умений должен быть соразмерен с их объемом в существующих учебно­методических комплексах.  Первые   два   вопроса   направлены   на   проверку   знаний,   что   одновременно предполагает   проверку   умений   их   логично   излагать,   перестраивать,   аргументировать   и иных умений, предусмотренных требованиями к уровню подготовки выпускников. Третий вопрос   направлен   на   выявление   творческого   потенциала   учащихся,   умения   применять полученные знания для решения познавательных и практических задач.  Общая   экзаменационная   оценка   складывается   из   трех   оценок   за   выполнение каждого из заданий билета и является их средним арифметическим.  Рекомендации по оцениванию ответов на первый и второй вопросы.  Отметка   «5»  за   каждый   из   первых   двух   вопросов   ставится   при   условии,   что экзаменуемый:  • логично изложил содержание своего ответа на вопрос, при этом выявленные знания примерно   соответствовали   объему   и   глубине   их   раскрытия   в   учебнике   базового   или профильного уровня;  • правильно использовал научную терминологию в контексте ответа;  • верно, в соответствии с вопросом характеризовал на базовом или профильном уровне основные  социальные  объекты  и процессы,  выделяя  их существенные  признаки, закономерности развития (на профильном уровне также раскрыл их место и значение в жизни  общества как целостной системы);  • объяснил причинно­следственные и функциональные связи названных социальных объектов;  • обнаружил умение раскрывать на примерах относящиеся к вопросу теоретические положения и понятия социально­экономических и социальных наук;  • проявил умение оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм, экономической рациональности (на профильном уровне проявил также умение   оценивать   различные   суждения   о   социальных   объектах   с   точки   зрения общественных наук);  • показал умение формулировать на основе приобретенных экономических знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;  •   проявил   умения   сравнивать   социальные   объекты,   выявляя   их   общие   черты   и различия;   устанавливать   соответствия   между   существенными   чертами   и   признаками социальных явлений и экономическими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы;• проявил понимание особенностей различных общественных наук, основных путей и способов социального и гуманитарного познания.  Степень проявления каждого из перечисленных умений определяется содержанием вопроса.  Не влияют на оценку незначительные неточности и частичная неполнота ответа при условии, что в процессе беседы экзаменатора с экзаменуемым последний самостоятельно делает необходимые уточнения и дополнения.  Отметка «4» ставится, если экзаменуемый допустил малозначительные ошибки, или недостаточно   полно   раскрыл   содержание   вопроса,   а   затем   не   смог   в   процессе   беседы самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения, или не обнаружил какое­либо из необходимых для раскрытия данного вопроса умение.  Отметка «3» ставится, если в ответе допущены значительные ошибки, или в нем не раскрыты   некоторые   существенные   аспекты   содержания,   или   экзаменуемый   не   смог показать необходимые умения.  Оценка   ответа   на   третий   вопрос   связана   прежде   всего   с   характером   задания, требующего   от   экзаменуемого   демонстрации   определенных   умений.   В   зависимости   от содержащегося в вопросе предписания могут быть востребованы умения:  • анализировать информацию о социальных объектах, устанавливать соответствие между   существенными   чертами   и   признаками   конкретных   социальных   явлений   и соответствующими понятиями курса;  •   осуществлять   поиск   социальной   информации,   представленной   в   различных знаковых системах (текст, схема, таблица и т.п.);  • извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам;  • различать в социальной информации факты и мнения, выводы и аргументы;  • применять знания для решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам, доказывать надежность предлагаемого решения;  • предвидеть последствия определенных социальных действий;  • осуществлять вычисления на условных примерах;  • применять для экономического анализа графические изображения экономических явлений и процессов.  Рекомендации по оцениванию ответа на третий вопрос.  Отметка «5» по третьему вопросу ставится при получении требуемого ответа на основе применения соответствующих умений и теоретических знаний.  Отметка «4»  ставится,   если   при   выполнении   задания  допущены   незначительные ошибки.  Отметка   «3»  ставится,   если   экзаменуемый   справляется   с   заданием   лишь   после наводящих вопросов экзаменатора.  Предложенные выше рекомендации по оцениванию ответов на отдельные вопросы не носят исчерпывающего характера и не описывают все возможные случаи, а могут быть лишь общим ориентиром.  Билет № 1 1. Предмет и метод экономической науки.  2. Фирма и ее цели.  3. В настоящее время для развитых стран является характерным темп экономического  роста на уровне 2–3%, а некоторые развивающиеся страны имеют темпы роста 5– 7%. Можно ли утверждать, что развивающиеся страны способны обогнать развитыепо уровню ВВП? Объясните, что необходимо учитывать для того, чтобы ВВП  служил объективным показателем экономического роста.  Билет № 2 1. Глобальные экономические проблемы.  2. Факторы производства и факторные доходы.  3. Прочитайте приведенный ниже текст.  «В России в 2000 г. ВНП составил около 248 млрд долл. Это соответствует примерно 21– 22­му месту в мировой табели о рангах, где место страны определяется абсолютной  величиной ее годового ВНП. Но при этом наша страна пока сползает в этом списке  вниз, а не поднимается вверх. В таблице ООН по ранжированию стран по величине  ВНП на душу населения мы находимся на 120­м месте. Данную ситуацию нельзя  признать благоприятной. На наш взгляд, перспективы экономического роста в  России в XXI в. могут оказаться более успешными при достижении политического  согласия нации относительно курса экономических преобразований и стабильного  руководства в стране».  Определите, какие положения текста носят:  А) Фактический характер.  Б) Характер оценочных суждений.  Билет № 3 1. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП.  2. Монополистическая конкуренция.  3. Общая выручка фирмы А. от продажи произведенной продукции составила 600 тыс. р., а  сумма явных и неявных издержек – 470 тыс. р. Общая выручка фирмы Б. составила  350 тыс. р., сумма явных и неявных издержек – 320 тыс. р. Рассчитайте  экономическую прибыль каждой фирмы и сравните эти показатели. Билет № 4 1. Свободные и экономические блага. Альтернативная стоимость.  2. Рынки факторов производства.  3. Сравните различные экономические системы и заполните соответствующие графы  таблицы.          Опираясь на полученные данные таблицы, охарактеризуйте различные системы  хозяйствования.  1. Выгоды обмена. Абсолютные и сравнительные преимущества.  2. Экономические и бухгалтерские затраты и прибыль.  Билет № 53. Легковые автомобили производятся в России пятью предприятиями, 82% шин для  сельскохозяйственных машин выпускают четыре предприятия, 92%  кальцинированной соды – три, все производство магнитной ленты сосредоточено на  двух предприятиях, автогрейдеров – на трех. К какой рыночной структуре  относятся отрасли промышленности? Охарактеризуйте особенности этой рыночной  структуры.  Билет № 6 1. Спрос. Факторы спроса.  2. Показатели выпуска фирмы. Закон убывающей отдачи.  3. Реальный ВВП страны N за данный год составил 420 млрд долл. В предыдущем году этот показатель был равен 400 млрд долл. Рассчитайте темп роста ВВП (экономический  рост) за данный год.  Билет № 7 1. Предложение. Факторы предложения.  2. Реальные и номинальные доходы семьи.  3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущены слова.  «Экономика – это наука о том, как общество использует _____ для производства благ и  распределения их среди людей. Их недостаточно, чтобы удовлетворить полностью  даже минимальные ____ всех людей. Поэтому общество должно постоянно делать  выбор, что производить, для кого производить и _____ . Эти задачи можно решить,  по­разному организуя экономическую жизнь общества. Один тип экономики  характеризуется тем, что основная часть решений о производстве и потреблении  принимается отдельными лицами и фирмами с учетом цен, складывающихся на  _____ . Они же являются собственниками факторов производства. Государству  отводится в экономике второстепенная роль. Такая экономика называется ____ . К  другому типу экономики относится централизованно управляемая экономика, или  _____ . Государство в этом случае играет первостепенную роль».             Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить. Слова в списке даны в именительном падеже. Имейте в виду, что слов в списке больше,  чем вам необходимо выбрать:  А) Традиционная экономика.  Б) Ограниченные ресурсы.  В) Рынок.  Г) Возможности.  Д) Техника.  Е) Потребности.  Ж) Командная экономика.  З) Как производить.  И) Рыночная экономика.  1. Функционирование рынка.  2. Организационно­правовые формы предприятий по российскому законодательству.  3. Установите соответствие между регуляторами рыночной экономики и их функциями.  Билет № 8Назовите негативные последствия для рыночной экономики, вызываемые чрезмерным усилением влияния одного из регуляторов и соответственно снижением роли другого. Подтвердите свое мнение необходимыми аргументами и соответствующими  примерами.  Билет № 9 1. Рынок совершенной конкуренции.  2. Постоянные и переменные издержки фирмы.  3. Сравните данные двух диаграмм, свидетельствующие о соотношении доходов самых  богатых семей и доходов самых бедных семей в России в период с 1990 по 1995 г.  Как изменился уровень жизни россиян? Объясните причины этих изменений.  Билет № 10 1. Роль государства в рыночной экономике.  2. Монополия, виды монополий.  3. Вопрос более активного включения России в процесс глобализации мировой экономики – предмет многочисленных дискуссий. Согласно оценкам Всемирного банка общий  размер финансовой выгоды России от вступления во Всемирную торговую  организацию может составить в среднесрочной перспективе 19 млрд, а в  долгосрочной – 64 млрд долл. в год.           Какие выгоды и потери ждут Россию в результате вступления в ВТО? Выскажите  аргументы «за» и «против» участия России в экономической глобализации.  Билет № 11 1. Государственный бюджет и государственный долг.  2. Рынок труда. Минимальная оплата труда.  3. Потребитель взял ссуду в банке на оплату лечения. Срок погашения 12 месяцев. Сумма  возвращалась по условиям договора в рассрочку в виде ежемесячных платежей.  Банковская процентная ставка была установлена в соответствии с ожидаемой  инфляцией 2% в месяц. Фактическая норма инфляции оказалась 4% в месяц. Кто  остался в выигрыше от этой сделки – кредитор или заемщик?1. Общественные блага и внешние эффекты.  2. Обменный курс валюты.  3. Опираясь на данные таблицы, сравните и охарактеризуйте типы рыночных структур.  Билет № 12 Билет № 13 1. Налоги и налоговая политика государства.  2. Предпринимательство. Мотивы предпринимательства.  3. Прочитайте приведенный ниже текст.  «Европейский союз включает пятнадцать государств, взаимосвязь экономик которых  доказывает то, что взаимная торговля составляет более 60% внешнеторгового  оборота этих стран. Страны ЕС с января 2002 г. ввели в обращение единую валюту  (евро). Данная ситуация может позволить капиталу еще более свободно  перемещаться по единой Европе в поисках выгодного приложения. Несмотря на  часто возникающие разногласия по отдельным проблемам экономической политики,  можно предположить, что экономическая интеграция в рамках ЕС будет  углубляться».  Определите, какие положения текста носят:  А) Фактический характер.  Б) Характер оценочных суждений.  Билет № 14 1. Фискальная политика государства.  2. Основные источники финансирования бизнеса.  3. «Систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером,  способным решать свои собственные проблемы автоматически. Но каждый, кто  имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут  действовать без присмотра» (В. Леонтьев).          Охарактеризуйте экономические проблемы, которые рыночная система способна  решать самостоятельно, и экономические проблемы, которые требуют  вмешательства государства. Справедливо ли утверждение ученого­экономиста в  условиях современной экономики? Аргументируйте свой ответ.  Билет № 15 1. Банки и банковская система.  2. Рыночное равновесие и равновесная цена.  3. Экономически активное население страны N составляет 75 млн человек. Норма  безработицы в стране равна 7%. Рассчитайте число занятых и безработных. Дайте  оценку уровням занятости и безработицы в стране.  1. Инфляция. Виды инфляции.  2. Безработица.  Билет № 163. Охарактеризуйте и проиллюстрируйте примерами выполнение государством следующих  экономических функций: перераспределение доходов общества, производство  общественных благ, обеспечение занятости населения, правовое регулирование  экономических отношений.  Билет № 17 1. Экономический рост и развитие.  2. Причины и последствия инфляции.  3. Стремление к экономическому росту – характерная черта всех правительств. Однако в  обществе в последнее время возникли два вида возражений. Сторонники одного их  них ставят вопрос о самой возможности дальнейшего движения по пути усиленного  экономического роста ввиду предполагаемого исчерпания природных ресурсов.  Сторонники другого считают, что концепция экономического роста, учитывая  связанные с ним загрязнение окружающей среды и ухудшение условий жизни, не  совместима более с идеей прогресса. Сформулируйте свое отношение к этой  проблеме. Аргументируйте поддержку или опровержение взглядов сторонников  различных возражений.  Билет № 18 1. Экономические циклы. Причины циклического развития экономики.  2. Государственная политика в области занятости.  3. «Налоги взимаются с части общества в интересах целого». Приведите объяснения,  подтверждающие это положение, и проиллюстрируйте их примерами.  Билет № 19 1. Распределение доходов общества.  2. Нормальные блага, товары первой необходимости и товары роскоши.  3. Коммерческий банк «Империал» принял вклады на общую сумму 300 млн р.  Центральному банку было передано в качестве обязательных резервов 20 млн р.  Вычислите норму обязательного банковского резерва, установленную Центральным  банком, и объясните ее необходимость.  Билет № 20 1. Закон предложения. Индивидуальное и рыночное предложение.  2. Виды предпринимательства.  3. В таблице представлены данные Всероссийского центра уровня жизни, отражающие  различия в структуре потребления семей.  Структура потребительских расходов (в %)           Под бедными подразумевается 10%­ный слой наименее обеспеченных граждан  России, богатые – 10%­ный слой наиболее обеспеченных граждан.           Проанализируйте данные таблицы и охарактеризуйте следующие зависимости: между  структурой расходов и размерами доходов; между размерами доходов и  платежеспособным спросом на продовольственные и непродовольственные товары.  Объясните связь выявленных зависимостей с положениями закона Энгеля. 1. Международная торговля.  Билет № 212. Дискриминация на рынке труда.  3. Государство N переживает период экономического спада. Правительству необходимо  предпринять меры по изменению экономической политики для выхода из кризисной  ситуации в экономике. Представьте, что вы руководитель Центрального банка  страны. Какие инструменты денежно­кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? Сделайте выбор и обоснуйте его.  Билет № 22 1. Внешнеэкономическая деятельность государства.  2. Рынок ценных бумаг.  3. «Почти все налоги на производство в конечном счете ложатся на потребителя» (Д.  Рикардо). Приведите необходимые аргументы, подтверждающие справедливость  данного вывода ученого­экономиста.  Билет № 23 1. Закон спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.  2. Международное разделение труда.  3. Предприниматель К., организовав производство, получил бухгалтерскую прибыль 30  тыс. р. Если бы он вложил деньги в покупку ценных бумаг, то получил бы 40 тыс. р.  в виде дивидендов. Как соотносятся бухгалтерская и экономическая прибыль  предпринимателя? Можно ли считать применение предпринимателем имеющихся  ресурсов эффективным?  Билет № 24 1. Рыночные структуры и конкуренция.  2. Деньги. Виды и функции денег.  3. Среди экономистов нет единого мнения о том, нужно ли государству и в какой мере  вмешиваться в рыночную экономику. Одни считают, что ни одна экономическая  система, даже свободная рыночная экономика, не может эффективно  функционировать без вмешательства государства. Роль государства в  регулировании экономических и социальных процессов должна возрастать. Другие  уверенно доказывают, что рыночный механизм свободного ценообразования  работает с большей эффективностью в экономике, чем государство. Необходимы  максимальное вытеснение государства из сферы регулирования экономических  отношений и либерализация рынка и цен. Какую позицию поддержали бы вы?  Аргументируйте свой ответ.  Билет № 25 1. Экономические функции государства.  2. Олигополия и рыночная конкуренция.  3. Предложите основное содержание (замысел, основные проблемы) и этапы разработки  ученической практической работы (проекта) по теме «Рынок труда и молодежь».