Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"
Оценка 4.9

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
06.10.2017
Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"
Модель: «Учитель – Специалист». 5 класс, УМК: Учебник «Русский язык». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.- М.: Просвещение, 2012. Номер урока: Урок № 150 Тип урока: урок изучения нового материала, продолжительность – 40 минут. Формы работы обучающихся: коллективная, самостоятельная, групповая, индивидуальная работа. Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объему карточки.
мой урок.docx
Технологическая карта бинарного урока «Русский язык» Модель:   «Учитель   –   Специалист».   5   класс,   учитель   Крупская   Светлана   Анатольевна, педагог­   психолог   Адамович   Людмила   Николаевна,   Муниципальное   казенное общеобразовательное учреждение Шелеховская средняя общеобразовательная школа Тема : «Чередование гласных Е­И в корнях слов». УМК: Учебник «Русский язык». 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч.2/ Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов и др.­ М.: Просвещение, 2012. Номер урока: Урок № 150 Тип урока: урок изучения нового материала, продолжительность – 40 минут. Формы   работы   обучающихся: коллективная, индивидуальная работа.   самостоятельная,   групповая, Материалы: презентация, дифференцированные по трудности заданий и объему карточки. В классе находятся 13 учащихся: 10 высокомотивированных ученика, 1 ученик с легкой умственной отсталостью, 2 учащихся с ЗПР. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: Личностные (ЛР): осознание строения русского языка как основного средства общения между   людьми;   наличие   адекватной,   самоуважения, самовосприятия, самоанализа, смыслообразования.   позитивной   самооценки, Метапредметные МПР): П – ориентироваться в учебной книге, читать язык условных обозначений; умение искать и выделять необходимую информацию, делать выводы о правильности высказываний, делать умозаключения,   выделять   необходимую   информацию   из   дополнительных   источников; осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Р ­ определять и формировать цель деятельности на уроке под руководством учителя; планировать последовательность действий для решения учебной задачи; умение в диалоге вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других   в   соответствии   с   этими   критериями,   осуществлять   пошаговый   и   итоговый самоконтроль и взаимоконтроль, самооценку и взаимооценку; К   – коммуникация   как   сотрудничество,   работать   в   группе   в   соответствии   с   нормами общения, правилами поведения и этикета; взаимопроверка; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Предметные (ПР): знать правило правописания букв Е­И в корнях с чередованием: нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне; уметь правильно писать слова с изученной орфограммой; графически обозначать условия выбора правильных написаний; уметь разбирать слова по составу. Цель: апробация организации   проведения   бинарного   урока   с   участием   психолога.   педагога­ Оборудование: учебник,   книга   для   учителя,   мультимедийная   презентация   материала   к уроку в Power Point, проектор, экран, карточки с учебным материалом и для проверки. Литература: 1 Ромашина   Л.В.,   Вертей   Ю.Н.   Материалы   курса   «Проектирование   инклюзивной   среды образовательного   учреждения   в   рамках   ФГОС»:   лекции   5   –   8.   –   Педагогический университет «Первое сентября», 2015. 2 Этап урока/учебная ситуация Результаты этапа Цель этапа 1.  1.Мотивация   к учебной деятельности. Цель:   включение   в учебную деятельность личностно значимом уровне    на –     Готовность (внутренняя и внешняя к работе на уроке).   Оценка готовности . Приветствие учащихся. Создание ситуации готовности к уроку,   успеха   на предстоящем уроке.   Взаимодействие в образовательном процессе Действия педагога и учащихся       любящей Приветствие   учащихся.   Настрой   на работу. ­   Где­то   во   Вселенной   существует волшебное королевство Лингвистика, где   Язык   является   могущественным храбрым   королем,   а   Орфография   – строгой, порядок Королевой.   И   никогда   королева Орфография   не   пропустит   свое королевство никого, кто не знает ее правил. Каждому, кто хочет попасть в королевство,   она   предлагает выполнить задание. Найдите   слово   с   чередующейся гласной в корне и объясните её. «Сонливый   да   ленивый   –   родные братья,   ни   к   чему   усилий   не прилагают». Как   вы   понимаете   смысл   этой пословицы? ­   У   нас   на   уроке   присутствует   наш помощник   –   педагог­психолог, Людмила   Николаевна     поможет   вам преодолеть   трудности,   которые встретятся на вашем пути. 3 Действия   педагога­психолога   и учащихся Психологический настрой на урок. ­ Здравствуйте, ребята!  С разным настроением   вы   все   пришли сегодня в школу. Кто­то идёт сюда с   грустью,   вспоминая,   что   будет контрольная   работа;   кому­то радостно,   что   он   увидит   друга; кого­то   утром   обидел   близкий человек,   и   он   идёт   в   школу обиженный.  «Бывают   чувства   у   зверей? У   рыбок,   птичек   и   людей? Влияет, сомнения, На всех нас настроение». У   вас   на   столах   лежат   дневники настроения   и   пиктограммы (Приложение 1, ). Выберите пиктограмму,   соответствующую вашему   настроению   в   данный момент, и наклейте её на дневник настроения. Погладьте   себя   по   голове  Обнимите себя  Пожмите соседу руку ,улыбнитесь друг ваше   другу .Надеюсь, настроение улучшилось?  без 2.Актуализация знаний   и   пробное учебное действие.     и Готовность мышления осознание потребности к построению   нового способа действия. Осознание необходимости получения   новых знаний       для в дети Организация ситуации, которой актуализируют нужные последующего открытия   знания (мотивация на   изучение темы. Определение границ   знания   и незнания. Для ребёнка с ОВЗ подсказка (см. форзац орф.1, 2,12). Работа в группах. Обозначают орфограммы. ­   Сегодня   нам   предстоит   с   вами интересная   и   непростая   работа.   Но для   начала   вспомним   материал предыдущего урока. ­   Какие   орфограммы   корня   вам известны? (Корни   с   проверяемой   и непроверяемой   безударной   гласной; корни с чередованием). Игра «Третий лишний» (на слайде). ­Определите «третий лишний» 1) прилагать, ловить, примирить; 2) усложнить, положить, изложение; 3) произрастать, потрясти, излагать. ­ Объясните свой выбор. ­ А как мы объясним слова третьего ряда? будет   ­ слово потрясти,   кроме слова излагать в этом ряду есть ещё один   корень   с   чередованием   ­   в слове произрастать. Организует   и   сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы. лишним       Верно, ведь 4 ­ Ребята, поднимите руки те, кто любит   сказки.   А   какие   вам нравятся больше всего? Кто из вас слышал сказки о русском языке? ­ Именно с такой сказкой я хочу вас познакомить.   королевстве Жили­были   в Русского   Языка   корни.   Однажды они стали спорить, с какой  буквой Е или И   больше слов в Русском Языке. Этот спор услышали другие корни. Один из них, корень ­дал­, объяснил братьям: ­   Суть   не   в   том,   с   какой   буквой больше слов. Есть много слов и с буквой Е , и с буквой И. Важнее знать,   когда   в   корне   писать  Е, а когда И. 3.Выявление места   и   причины затруднения.  Построение проекта выхода из затруднения. Постановка   цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.   Выявление   и фиксация   места   и причины затруднения. На   интерактивной   доске   дать   две колонки   слов   с   чередованием   е//и   в корне. Буквы Е и И выделены другим цветом. Разбирать – разберу Отпирать – отпереть Задирать – задеру Вытирать – вытереть Замирать – замереть Блистать – блестеть Расстилать – расстелить Выжигать – выжег Учитель предлагает выявить условия написания е – и в корне слова. Учащиеся   наблюдают,   анализируют   и   слова алгоритм рассуждения. строят   1. Выделим в слове корень. 2. Поставим ударение. 3. Посмотрим,   какая   гласная стоит за корнем. 4. Если за корнем стоит гласная (суффикс) А, то в корне будем писать И. 5. Если за корнем нет суффикса А, то в корне будем писать Е. Речевое проговаривание. Обозначение орфограмм. 5.   Постановка Сформулированная Формирование   и ­   Сегодня   на   уроке   мы   продолжим 5 учебной задачи цель и тема урока. Предположение учеников о том, что нового   они   узнают на   уроке,   чему научатся развитие   умения определять   и формулировать проблему,   цель   и тему для изучения работать над правописанием корней с чередованием гласных, только теперь это   будут   другие   буквы   и   другие корни. ­   Как   вы   думаете,   о   чем   мы   будем говорить  на уроке? (О  правописание корней с чередованием Е­И) Формулируют цель урока. ­  Давайте  познакомимся  с   правилом из учебника и сравним их. (Работа с учебником, с.112).   глаз 6. Физкультминутка для (презентация) 7. Решение учебной   задачи. Первичное закрепление.   Динамическая пауза   (этап Применение новой Оофограммы   сменить   деятельности. вид Формирование умения применять новую орфограмму   решении учебных   Реализация плана достижения цели. задач.   в   Включает физкультминуток, правильностью выполнения. одну   следит     из за Учащиеся с ОВЗ записывают в две колонки   слова   с   буквами   Е­И   в корнях.     Обозначают   изучаемую орфограмму. Проверка: по карточке­подсказке (Приложение 2) Проводит физкультминутку. Девочки   и   мальчики:   хлоп,   хлоп,     Учитель   предлагает   учащимся составить словосочетания со словами на изученную орфограмму. Учащиеся составляют словосочетания, выделяют   орфограмму,   повторяют теоретические сведения – части речи. дифференцированное: Задание составляют слабые словосочетания   словами, приведенными   выше,   сильные     ­ составляют предложение с эпитетами, используя   слова   с   изучаемой орфограммой. Игра   «Хлопок».   Учитель   диктует слова   с   чередующимися   Е   и   И   в   учащиеся   со   6 физической разрядки). корне. Если в слове есть И – хлопок. Учащиеся выполняют упражнение. хлоп, Прыгают,   как   мячики:   прыг­скок, прыг­скок. Ножками   топчут:   топ,   топ,   топ! Весело   хохочут:   ха,   ха,   ха! Глазками   моргают   (ритмичное зажмуривание глаз), После отдыхают (приседают, руки свободные)   8.   Работа   по самостоятельному применению новых знаний. Умение   применять полученные   знания на практике вместе с ранее   полученными знаниями Формирование   и развитие   умения применять полученные знания на практике.   Задание дается (дифференцированно) по группам: 1 группа – сильные дети; 2   группа   –   средние,   3   группа   – учащиеся с ОВЗ.  1 группа: работает с текстом. Задание: выпишите из текста слова с буквами е­и в корнях с чередованием, объясните   орфограммы.   Затем   по этим   опорным   словам   восстановите его. (Текст   напечатан   для   каждого ученика группы)  Над городом  разгоралась утренняя заря. Первые лучи, ярко бл…стая, прикоснулись   к   золотым   куполам церкви. Белый туман еще клубился в   зар…слях   кустарника,   когда подр…стающие тополя   7       группа   учащиеся   с 3   ОВЗ– Задание: выпишите из предложений с слова чередующимися   гласными   е­и   в корнях, объясните орфограммы. Солдат службы не выбирает. Не силой дерутся­умением. Не   споткнешься. Не   знаешь,   где   найдешь,   где потеряешь. задирай   нос   высоко­ солнцу. поклонились     Город, озаренный   утренним   светом, представлял   собой   удивительное соч…тание красок. При взгляде на родной   город   душа   озаряется добром,   теплом,   светом.   В   сердце загорается   искра   нежности, рождается чувство любви к своему Отечеству. Проверка: А)   1   группа (кто   выписал   слова, проверяет   их   по   контрольной карточке,   оценивает   работу,   затем пишет текст). 2   группа   ­ Мультимедийная   игра «Найди лишнее слово» Задание: выпишите в левую колонку слова с буквой Е в корне, в правую­ с буквой   И.   Объясните   орфограмму. Какие   слова   вы   не   включили   ни   в одну   из   колонок   и   почему? (Презентация) Проверку   осуществляют   учащиеся   1 группы ( по контрольной карточке). ­   Оцените   свою   работу  на   уроке  по цветовой сигнальными карточками. Зеленая   карточка. Я   удовлетворен уроком. Урок был полезен для меня. Я   с   пользой   и   хорошо   работал   на 8 Домашнее задание: С.112 (выучить правило) 1 гр. – упр.646, 2 гр. – упр.647, 3 гр. учащиеся с   ОВЗ – списать 7. Оценка Умение   определять уровень   овладения учебным материалом. Формирование   и развитие умения к самооценке и умения употреблять новые слова в речи 8.   Итог   занятия. Рефлексия деятельности. Умение   соотносить цели   и   результаты собственной деятельности Формирование   и развитие   умения анализировать   и осмысливать   свои достижения. уроке.   Я   понимал   все,   о   чем говорилось и что делалось на уроке. Желтая   карточка.   Урок   был интересен. Я принимал в нем участие. Урок   был   в   определенной   степени полезен для меня. Я отвечал с места, выполнил ряд заданий. Мне было на уроке достаточно комфортно. Красная карточка. Пользы от урока я получил мало. Я не очень понимал, о чем идет речь. Мне это не нужно. К ответу на уроке я был не готов Учитель   предлагает   учащимся начертить   кластер   по   изучаемой орфограмме   «Чередование   е//и   в корне слова». Рефлексия Прием Незаконченное   предложение». На доске записаны два предложения,   вставить   подходящие по смыслу слова: Урок мне ­­­­­­­­ понравился. Я   _____   доволен   своей   работой   на уроке. Или   показывают   смайлы   с   разным выражением настроения. «   Великолепно работал! Я  доволен своими  результатами! (5) 9 текст   (карточка), слова и изученной орфограммой. (Приложение 2)   подчеркнуть Объяснение домашнего задания Ребята,   скажите,   изменилось   ли ваше   настроение   за   время   урока? Отметьте   настроение   в   ваших дневниках. А  знаете ли вы, что  настроение   можно   создавать, изменять.   Существуют   приёмы повышения   настроения,   и   вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые:  Вспомните о хорошем;  Отвлекитесь   –   почитайте, послушайте музыку;  Посмотрите фильм;   хороший  Совершите прогулку;  Сделайте   физические Многое у меня  получилось, значит и  то, что не получи­ лось, я смогу!(4) Я мог бы лучше! Надо подумать, что  мне помешало!(3) упражнения;  Имейте   также   в   виду,   что на настроение влияет цвет и плохая освещённость. Педагог – психолог вручает детям «психологические зеркала» 10 Мой дневник настроения ПРИЛОЖЕНИЕ 1 понедельник вторник среда четверг пятница Начало  занятий Конец начало конец начало конец начало конец начало конец заня­ тий Ф.И. восвосторженное Радостное,тёплое Светлое,приятное спокойное Неудовлетворительное,груст­ное Тревожное,напряжённое Упадок,уныние 11 Раздаточный материал для учащихся с ОВЗ. Распределите слова в 2 группы:  С буквой Е в корне С буквой И в корне ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Запереть,   подбирать,   протирать,   перестилать,   собираешь,   блестят,   запирает,   соберутся, протереть, соберём, замирать, расстелю, запер. Карточка­подсказка для самопроверки. С буквой Е в корне ЗапЕреть блЕстят собЕрутся протЕреть собЕрём расстЕлю запЕр С буквой И в корне подбИрать протИрать престИлать собИраешь запИрает замИрать 12 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 13

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"

Бинарный урок русского языка "Чередование гласных Е-И в корнях слов"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.10.2017