Преподаватель биологии Гресива С.Г.
Цель :
углубить знания учащихся о сущности обмена веществ, как необходимого условия существования биологических систем;
сформировать знания о сущности и взаимосвязи пластического и энергетического обменов, особенностях трех этапов энергетического обмена веществ ;
показать важнейшую роль АТФ в энергетическом обмене;
продолжить развитие умений сравнивать биологические процессы, анализировать, делать выводы.
Энергетический обмен
(базовый уровень)
ДОНМ САО ГБПОУ ТПСК им. В.М. Максимчука
«Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причём с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».
А при чём тут горение?
Развивал идеи диалектического материализма о том, что «Труд создал человека», а активное мыслительное сознание общества – результат постоянной активной трудовой деятельности человека.
Фридрих Энгельс
Тема : ?????
«Солнце-цветок»
Солнце, растение, человек - взаимосвязаны яркими лучами , наполняются и одухотворяются этими взаимодействиями.
Сальвадор Дали-
художник-сюрриалист
экстравагантный чудак в виде символов изображал свои идеи, мысли и образы.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
П Э
Высокомолекулярные органические вещества
н
Низкомолекулярные органические и неорганические вещества
Е
СО2, Н2О, NH3
Е – общая энергия, выделяемая в процессе энергетического обмена;
Q – тепловая энергия.
Конечные продукты распада:
углекислый газ, вода, аммиак
Q
АТФ
Энергетический обмен
(Катаболизм. Диссимиляция)
Пластический обмен
(Анаболизм. Ассимиляция)
Обмен веществ и энергии ( метаболизм) -
совокупность реакций синтеза и распада, протекающих в организме, связанных с выделением и поглощением энергии.
Реакции распада и окисления органических веществ, связанные с выделением энергии и синтезом молекул АТФ
Совокупность реакций синтеза органических веществ, сопровождающихся поглощением энергии за счет распада молекул АТФ
АТФ
Энергетический обмен
1-й этап – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП сущность процесса:
в пищеварительной системе и в лизосомах.
ферменты !!!!ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ
Сложные вещества простые вещества + Q (тепловая энергия)
белки углеводы жиры
аминокислоты глюкоза глицерин + жирные кислоты
100%
тепло
Молочнокислое брожение
C6H12O6 C3H6O3
глюкоза молочная кислота
Родиной кефира считается КАВКАЗ.
У горцев существовало поверье, что если кто-то расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки , это повлечёт за собой Божий гнев –погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.
О2
Молочная кислота в мышцах накапливается во время физических тренировок, не успевает вымываться кровотоком, и начинает раздражать нервные окончания в до тех пор, пока кровь не вымоет молочную кислоту из мышц.
Энергетический обмен
3-й этап – КИСЛОРОДНЫЙ (АЭРОБНОЕ ДЫХАНИЕ)
О2
Окисление ПВК до конечных продуктов на внутренних мембранах митохондрий:
2С3Н4О3 + 6О2 + 30 АДФ + 30 Н3РО4 30 АТФ + 6СО2+ 6 Н2О
ПВК
Энергетическая ценность:
2 молекулы ПВК окисляясь образует 30 молекул АТФ.
ТЕПЛО -0%
ИТОГ: 1 глюкоза = 32 молекул АТФ
в других источниках 36
в других источниках 38
выходя за пределы митохондрии, участвуют во всех процессах жизнедеятельности клетки:
синтез новых веществ, теплообразование, сокращение мышц, проведение нервных импульсов, работа сердца и других органов.
АТФ - основной носитель энергии в живой клетке
Отдавая один фосфат и превращаясь в АДФ, они выделяют энергию. И наоборот, присоединение фосфата к АДФ требует энергии и позволяет ее запасать
ЗНАЧЕНИЕ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ
В кислородный этап вступило 56 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению? Сколько молекул АТФ образовалось при гликолизе и аэробном этапе? Каков суммарный энергетический эффект?
Дано:
N (ПВК)- 56 молекул
Найти:
1)N(глюкозы)-?
2) N1(АТФ)-?
3) N2(АТФ)-?
4) N всего(АТФ)-?
В кислородный этап вступило 56 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению? Сколько молекул АТФ образовалось при гликолизе и аэробном этапе? Каков суммарный энергетический эффект?
Дано: Решение:
N (ПВК)- 56 молекул 1) из 1 глюкозы - 2 ПВК,
значит 56:2=28 молекул Глюкозы
2) при гликолизе –2 молекулы N1(АТФ),
Найти: следовательно 28 х 2= 56 молекул АТФ
N1(АТФ)= 56 молекул
N(глюкозы)-? 3)
N1(АТФ)-?
N2(АТФ)-?
Дано:
N (ПВК)- 56 молекул
Найти:
1)N(глюкозы)-?
2) N1(АТФ)-?
3) N2(АТФ)-?
4) N всего АТФ-?
РЕШЕНИЕ:
1) из 1 глюкозы образуется - 2 ПВК,
значит 56:2=28 молекул Глюкозы
2) при гликолизе 1глюкозы образуется 2 мол.АТФ: 28х2=56 N1(АТФ)
3) При клеточном дыхании (аэробном этапе) из 1-й молекулы глюкозы образуется 30молекул АТФ, из 28 молекул глюкозы образуется: 30х28 = 840 молекул АТФ.
4) Общий энергетический эффект –
56 + 840= 896(молекул АТФ).
Ответ: глюкозы: 2 молекулы,
кол-во АТФ: 56, 840, 896 молекул
Заблуждение это пагубно тем, что оно заставляет людей, пренебрегая основной силой своей жизни — своей духовной деятельностью, — переносить всё свое внимание и энергию на деятельность насилия поверхностную, праздную и большею частью вредную.
Спасатели – это не профессия,
а призвание, современные герои из пекла…,
чтобы стать настоящим спасателем необходимо обладать необходимыми навыками и качествами. Обязательными требованиями к каждому из них являются высокий уровень дисциплины и самоорганизации, физическая сила, выносливость, ловкость, устойчивость к стрессам, способность принимать быстрые решения в экстренных ситуациях, высокая личная ответственность и умение слаженно работать в команде.
Зачем вам энергия?
Пирокинез – способность вызывать огонь или сильное повышение температуры. Термин придумал Стивен Кинг и употребил в «Воспламеняющая взглядом».
Ряд учёных считают, что источником энергии в живой клетке служит
термоядерная реакция, а при определённых условиях
в клетках организма возникают
неизвестные энергетические
процессы, аналогичные тем, что происходят при взрыве
атомной бомбы.
В "Вие" ведьма-панночка на влюбленном в нее псаре Микитке скачет, совершает полночный вояж по воздуху, это закончилось плохо: " воротился едва живой, и с той поры иссохнул весь, как щепка; и когда раз пришли на конюшню, то вместо него лежала только кучка золы да пустое ведро; сгорел совсем; сгорел сам собою".
Этапы | Исходные | Конечные | Как используется | Где протекает |
1.Подготови | Белки | Аминокислоты | Тепло 100% | Пищеварит. система, |
2. Безкисло | Глюкоза | 2 ПВК | Тепло 60% | цитоплазма |
3. Кислород | 2ПВК | СО2, Н20 | 30 АТФ | митохондрии |
проверьте правильность заполнения таблицы
составьте СИНКВЕЙН (клетка, энергия)
1-я строка - кто или что? – одно слово- существительное.
2-я строка - какой? Два слова - прилагательные,
3-я строка - что делает? Три слова - глагола, раскрывающие действия темы.
4-я строка - Четыре слова – фраза
5-я строка - кто или что? Одно слово - любая часть речи, своеобразное резюме темы.
Обобщение и закрепление знаний
по теме «Энергетический обмен веществ»
Задание №1. Заполните пропуски в тексте:Органические вещества образуются в растительных клетках из __________ и ________ в процессе ______________.Животные получают эти вещества в _____________________________.В клетках гетеротрофных организмов при _______________________ органических веществ их энергия переходит в энергию _______________. При этом гетеротрофные организмы выделяют _____________ и __________ .Задание №2. На первом этапе своего расщепления глюкоза:А) окисляется до углекислого газа и воды Б) аминокислотыВ) подвергается брожению Г)образуется 2 ПВК.
Задание №3. Окисление ПВК при аэробном дыхании происходит в:A. хлоропластах B. Цитоплазме C. Матриксе D. Митохондриях
Задание №4. Медленное окисление глюкозы позволяет:A. Получить больше энергии B. Предохранить клетку от перегреваC. Экономнее расходовать кислород D. Сократить количество получаемой энергии
Задание №5. Где протекает синтез АТФ:A. хлоропластах B. Рибосоме C. Матриксе D. Митохондриях
Задание №6.Анаэробный гликолиз происходит в:А) клетках мыщц при накоплении молочной кислотыБ) митохондриях при образовании АТфВ) эритроцитах человекаГ) хлоропластах в световой фазеЗадание №7. Получают энергию за счёт анаэробного гликолиза:А) акула Б) бычий цепень В) глюкоза Г)цапля Задание №8. Суммарный энергетический эффект распада глюкозы в молекулах АТФ составляет:
А) 36 Б) 24 В) 2 Г) 32
РЕФЛЕКСИЯ – самооценка своих действий. ФИ___________________
Что нового узнали на уроке -
Что больше всего понравилось -
На занятии я работал - активно, пассивно
Своей работой на занятии я - доволен, недоволен
За урок я не устал, я устал,
Мое настроение - стало лучше, стало хуже
Мне не понравилось -
Материал занятия для меня - понятен, непонятен,
интересен, скучен,
полезен, бесполезен
Оцените свою работу на занятии (от 1 до 10)___________________
№1. В процессе гликолиза образовалось 40 молекул пировиноградной кислоты. Сколько молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образуется при ее полном окислении? Объясните полученные результаты?
№2. В процессе полного расщепления глюкозы образовалось 260 молекул АТФ. Сколько молекул глюкозы поверглось расщеплению? Сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза? Объясните полученный результат.
задачи:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.