Биология в таблицах и схемах
Оценка 4.9

Биология в таблицах и схемах

Оценка 4.9
Рабочие тетради +1
doc
биология
10 кл—11 кл +1
10.10.2019
Биология в таблицах и схемах
Данное учебное пособие представляет собой справочный материал по общей биологии, охватывающий основные темы по некоторым разделам курса. Материал представлен в сжатой, лаконичной форме в виде наглядных конструкций: схем, таблиц, рисунков. Материал может быть использован студентами 1 курсов и учащимися 10-11 классов.
биол в табл и схемах.doc
Биология в таблицах и схемах ОГЛАВЛЕНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….2 1.1 Свойства живых систем……………………………………………………………………..2 1.2 Уровни организации жизни…………………………………………………………………2 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ………………………………………………………………3 2.1 Клетка…………………………………………………………………………………………3 2.2 Белки…………………………………………………………………………………………..4 2.3 Углеводы……………………………………………………………………………………...5 2.4 Жиры………………………………………………………………………………………….6 2.5 Нуклеиновые кислоты……………………………………………………………………….8 3.   ОРГАНИЗМ. РАЗВИТИЕ……...11   РАЗМНОЖЕНИЕ   И   ИНДИВИДУАЛЬНОЕ 3.1 Размножение организмов ……………………………………………………………………11 3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов……………………………………….12 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ…………………………………………13 4.1 Основы генетики ……………………………………………………………………………13 5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ …………………………………………………..14 5.1 Направления эволюции………………………………………………………………………14 5.2 Эволюция человека…………………………………………………………………………..16 6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ…………………………………………………17 6.1 Гипотезы происхождения жизни ………………………………………….………………..17 6.2 Развитие жизни на Земле ……………………………………………………………………17 7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ………………………………………………………….19 7.1 Экологические факторы ……………………………………………………………………19 7.2 Структура экосистемы……………………………………………………………………….20 2 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК …………………………………………….21 3 1. ВВЕДЕНИЕ 1.1 Свойства живых систем Рост и развитие Наследственность Химический  состав Изменчивость Дискретность СВОЙСТВА ЖИВЫХ СИСТЕМ Авторегуляция Репродукция Ритмичность Метаболизм Единство  строения 1.2 Уровни  организации жизни УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. БИОСФЕРНЫЙ БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ ПОПУЛЯЦИОНННО­ ВИДОВОЙ ОРГАНИЗМЕННЫЙ ОРГАННЫЙ ТКАНЕВЫЙ КЛЕТОЧНЫЙ 8. МОЛЕКУЛЯРНЫЙ (греч. Совокупность   всех   биогеоценозов   составляют:   биосферу   и обуславливают все процессы, протекающие в ней. Биогеоценозы   –   исторически   сложившиеся   устойчивые   сообщества популяций различных видов, связанных между собой и окружающей средой обменом веществ, энергии и информации. Совокупность организмов одного вида, населяющих определенную территорию, составляет популяцию. Она является элементарной единицей   эволюционного   процесса;   в   ней   начинаются   процессы видообразования.  Живая система, состоящая из взаимосвязанных органов.  Organon –   инструмент)   –   обособленная Орган  совокупность   различных   типов   клеток   и   тканей,   выполняющая определённую функцию в пределах живого организма. Совокупность клеток с одинаковым типом организации составляет ткань.  Клетка   является   основной   самостоятельно   функционирующей элементарной   биологической   единицей,   характерной   для   всех живых организмов.  В   истории   жизни   на   нашей   планете   был   такой   период   (первая половина протерозойской эры ~ 2000 млн. лет назад), когда все организмы находились на этом уровне организации.  Наследственная   информация   у   всех   заложена   в   молекулах дезоксирибонуклеиновой   кислоты     способной   к саморепродукции.   Реализация   наследственной   информации осуществляется при участии молекул рибонуклеиновой кислоты (РНК). (ДНК), 4 2. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ 2.1 Клетка Клетка ­ элементарная живая система и основная структурно­ функциональная единица  всех живых организмов. ФОРМЫ ЖИЗНИ Клеточные                                         Неклеточные (вирусы) Прокариоты (бактерии, цианобактерии) Не имеют ядра, одна кольцевая хромосома, располагается в цитоплазме. Из органелл имеются только рибосомы. Эукариоты (растения, животные, грибы) Имеют ядро с хромосомами  и много органелл. РАСТИТЕЛЬНАЯ КЛЕТКА СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВОТНАЯ 1. Имеются пластиды, 1. Наружная цитоплазматическая  1. Пластиды отсутствуют. хромопласты,  лейкопласты,  мембрана. 2. Цитоплазматический матрикс. 2. Гетеротрофный тип  питания. хлоропласты. 2. Автотрофный тип  3. Пластиды (лейкопласты,  хромопласты, хлоропласты). питания. 3. Синтез АТФ происходит 4.Эндоплазматическая сеть. 5.Ядро, ядрышко. в хлоропластах и  митохондриях. 6.Лизосомы. 7.Клеточный центр. 4. Имеется целлюлозная  клеточная стенка, крупные вакуоли, клеточный центр  только у низших растений. 8.Митохондрии. 9.Вакуоли. 10.Рибосомы. 11.Цитоскелет. 5 3. Синтез АТФ происходит в митохондриях. 4. Целлюлозная клеточная  стенка отсутствует,  вакуоли мелкие,  клеточный центр есть у  всех  клеток. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК Вода 75­85% Органические  вещества Минеральные соли 1,0 ­ 1,5% Белки 10­20% Углеводы 0,2­2,0%       АТФ и  низкомолекулярные  соединения      0,1­0,5%      Нуклеинов ые кислоты  1­2% Жиры  1,0­1,5%      2.2 Белки Растворимость различная 7. Регуляторная 6 7 2.3 Углеводы СОСТАВ Cx(H2O)y КЛАССИФИКАЦИЯ УГЛЕВОДОВ Моносахариды Тетрозы Триозы Пентозы (рибоза,  дезоксирибоза) Гексозы (глюкоза,  фруктоза,  галактоза) Дисахариды (олигосахариды) (сахароза, лактоза,  мальтоза) Полисахариды (крахмал, целлюлоза,  гликоген) ФУНКЦИИ  УГЛЕВОДОВ Энергетическая  Запасающая Структурная Резервная Изомерия 8 Глюкоза Глюкоза Фруктоза ФИЗИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА УГЛЕВОДОВ Кристаллические  вещества Сладкий вкус  (кроме  полисахаридов) Хорошо растворимы в  H2O  (кроме полисахаридов) 2.4 Жиры ЖИРЫ Растительные Жидкие масла (кроме кокосового). Содержат непредельные кислоты. C17H33COOH ­ олеиновая C17H31COOH ­ линолевая C17H29COOH ­ линоленовая Животные Твердые (кроме рыбьего). Содержат предельные кислоты C17H35COOH стеариновая Физические свойства В H2O нерастворимы Неполярные Растворимы в эфире,  хлороформе СТРОЕНИЕ ЖИРОВ Сложные эфиры глицерина и высших карбоновых кислот CH2 – O – R1 CH – O –– R2 CH2 – O –– R3 9 Общая формула жиров ФУНКЦИИ ЖИРОВ Энергетическая Структурная Защитная Запасающая Регуляторная ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ Гидролиз (H2O) CH2 – O – С15H31  CH – O –– C15H31 + 3HOН CH – OH      + 3C15H31COOH CH2 – O –– C15H31     CH2 – OH         CH2 – OH   Гидролиз (щелочной) CH2 – O – С17H35  CH – O –– C17H35 + 3NaOH     CH – OH      + 3C17H35 CH2 – O –– C17H35     CH2 – OH         CH2 – OH   ONa Гидрирование (при наличии непредельных кислот) CH2 – O – С17H33  CH – O –– C17H33 + 3H2         CH – O ­ C17H35 CH2 – O –– C17H33       CH2 – O ­ C17H35       CH2 – O – C – C17H35    10 ХИМИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ЖИРОВ 11 2.5 Нуклеиновые кислоты (биополимеры) ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ ДНК РНК СТРОЕНИЕ НУКЛЕОТИДА Остаток фосфорной кислоты H3PO4 + УГЛЕВОД ДНК Дезоксирибоза + Азотистое основание РНК  Рибоза ДНК А – аденин Т – тимин Г – гуанин Ц ­ цитозин РНК А – аденин У – урацил Г – гуанин Ц ­ цитозин 12 Строение нуклеотидов (отличия) СТРУКТУРА ДНК ПЕРВИЧНАЯ Последовательность  мононуклеотидов ВТОРИЧНАЯ За счёт  водородных связей и комплементарности: А­Т; Т­А; Г­ Ц; Ц­Г Различные  формы  цепи 13 НАХОЖДЕНИЕ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ В ОРГАНИЗМЕ ДНК Хромосомы ядра, хлоропласты, митохондрии РНК Ядрышки, рибосомы, митохондрии, пластиды, цитоплазма ФУНКЦИИ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ Хранение и передача генетической информации в цитоплазму и по наследству Копирование информации (транскрипция), перенос информации (трансляция), участие в синтезе белка 14 3. ОРГАНИЗМ. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 3.1 Размножение организмов РАЗМНОЖЕНИЕ – свойство организмов оставлять потомство Т И П Ы   Р А З М Н О Ж Е Н И Я Бесполое размножение Развитие особи из неполовых соматических клеток Одна особь Митоз Половое размножение Развитие особи на основе  специализированных половых  клеток­гамет:                                    Яйцеклеток        Сперматозоидов Две особи ­ родителя Мейоз ОТЛИЧИЯ Организмы Простейшие (амеба, эвглена),  одноклеточные водоросли,  некоторые растения, кишечнополостные. СПОСОБЫ  РАЗМНОЖЕНИЯ Организмы Все животные, водоросли,  споровые растения,  голосеменные и семенные  растения. Деление клетки (амебы). Почкование (дрожжи, гидра). Спорообразование папоротника. Вегетативное (усами, черенками,  корневищами, клубнями. Конъюгация – обмен генетической  информацией (инфузория туфелька). Оплодотворение (образование зиготы): ­ раздельнополые растения и животные; ­ однополые – гермафродитизм (животные). Партеногенез – развитие из  неоплодотворенной яйцеклетки. 15 3.2 Онтогенез – индивидуальное развитие организмов Оплодотворение Рождение или выход из яйцевых оболочек Смерть Эмбриональное развитие Э Т А П Ы Постэмбриональное развитие П Е Р И О Д Ы Зигота – диплоидный  одноклеточный зародыш Дорепродуктив ный Репродуктивн ый Пострепродукт ивный Дробление Формирование  многоклеточного  однослойного зародыша  – бластулы Гаструляция Формирование  двухслойного зародыша  – гаструлы Т И П Ы   Р А З В И Т И Я Прямое без метаморфоза Непрямое с метаморфозом Классы: пресмыкающиес я, птицы, млекопитающие Классы:  насекомые, ракообразные, рыбы, земноводные Типы: черви, моллюски 1. 2. 3. Эктодерма – покровы тела (наружных  эпителий, кожные железы, эмаль зубов), нервная  система, передний и задний отделы кишечника. Энтодерма – эпителий кишечника,  пищеварительные железы, эпителий дыхательной  системы. Мезодерма – все кишечные, соединительные  ткани, каналы выделительных органов,  Формирование осевых органов: нервной трубки, хорды и кишечной трубки Органогенез  ­ Нейрула и в последствии      формирование органов 16 17 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ 4.1 Основы генетики Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая  терминология:  гибридизация,   гибриды,   чистая   линия,   альтернативные   признаки, доминантный признак, рецессивный признак, гомозиготная особь, гетерозиготная особь, аллельные гены, фенотип, генотип. I. Законы Г. Менделя Моногибридное скрещивание Дигибридное скрещивание 1.Закон единообразия первого поколения 2. Закон расщепления признаков 3. Закон независимого наследования признаков     Р   АА      х       аа        желт.        зеленые F1            Аа               желт. единообразие  по фенотипу 100% желт. по генотипу  100%   Аа Р F1  Аа    х   Аа          жел.      жел. F2  АА, Аа, Аа, аа         ж.    ж.  ж.   з. Расщепление  по фенотипу: 3 ж. : 1 з. по генотипу: 1 АА: 2Аа: 1аа       Р   ААВВ × аавв       ж.гл.       з.м. F1          АаВв               ж.гл. Р F1  АаВв  х АаВв      ж. гл.        ж. гл. F2  Расщепление по  фенотипу:  9ж.гл. : 3ж.м. : 3з.гл. : 1 з.м. по генотипу: 1 : 2 : 1 : 2 : 4 : 2 : 1 : 2 : 1 Неполное доминирование  (гетерозиготные потомки имеют промежуточный генотип)   Р АА   х   аа                       РF1 Аа   х  Аа                                  расщепление по      крас.      бел.                         розов.    розов.                          фенотипу и генотипу                                                                                                           одинаково:  F1         Аа                             F2 АА, Аа, Аа,  аа                                  1 : 2 : 1          розовые                           кр.  роз. роз. бел. 18 II. Закон Т.Моргана III. Закон Н.И. Вавилова Закон сцепленного  наследования. Сцепленные гены, локализованные в  одной хромосоме, наследуются  вместе и не обнаруживают  независимого распределения  признаков. Закон гомологических рядов. Генетически близкие виды и роды  характеризуются сходными рядами  наследственной изменчивости. Изменчивость Наследственная Изменения признаков организма, которые  определяются генотипом и сохраняются в  ряду поколений. Мутации­ изменения генотипического  материала ( геномные, хромосомные, генные). Ненаследственная (модификационная, групповая) Способность организма приобретать признаки  под воздействием факторов среды. 5. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ 5.1 Направления эволюции ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПУТИ ЭВОЛЮЩИИ Биологический прогресс Расширение ареала Увеличение числа особей Процветание вида Биологический регресс Сокращение ареала Сокращение числа особей Угнетение вида ПРИЧИНЫ Ароморфоз Идиоадаптация Дегенерация Факторы неживой природы, деятельность человека 19 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Ароморфоз Крупное эволюционное  изменение, ведущее к подъему  организации. Идиоадаптация Мелкие эволюционные  изменения  приспособительного  характера Дегенерация Эволюционные  изменения  приспособительного  характера, ведущие к  упрощению организации ПРИМЕРЫ Приспособление к полету,  теплокровность, волосяной  покров, четырехкамерное  сердце, фотосинтез,  разделение тела. Разные ротовые аппараты у  насекомых, формы клюва у  птиц, различные типы  конечностей  млекопитающих. Паразитические черви  лишены глаз и нервной  системы, пещерные не  имеют глаз. 20 5.2 Эволюция человека ЭВОЛЮЦИЯ – это развитие процесса или явления. Согласно этой теории, современные виды растений и животных произошли естественным образом из более ранних, простейших форм. А эти, в свою очередь, берут начало от еще более простых форм, и так далее в течение миллионов лет до самого начала жизни в ее самой простой форме — просто маленького сгустка желеобразной протоплазмы. (греч. anthropos — человек, genesis — происхождение, возникновение) —  происхождение и эволюция человека, становление его как вида в процессе формирования                                                           общества. Антропогенез  ­Предки человека. Предполагают, что ближайшим общим предком человека и антропоморфных  обезьян была группа дриопитеков (древесных обезьян), обитавших 25—30 млн. лет назад.   Примерно 25 млн. лет назад произошло разделение дриопитеков на две ветви, которые в  дальнейшем привели к возникновению двух семейств: понгид, или антропоморфных обезьян  (гиббон, горилла, орангутан, шимпанзе), и гоминид (людей).   АНТРОПОМОРФНЫЕ ОБЕЗЬЯНЫ Гиббон  Орангутанг  Горилла Шимпанзе Гоминид Основные этапы эволюции ЭТАПЫ ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ Дриопитеки ­ общие предки  человекообразных обезьян и людей (25 млн.  лет назад). Стадия протантропа. Австрало­питеки­ предшественники людей (9 млн.лет назад). Человек умелый. 2—2,5 млн. лет назад. Стадия архантропа (питекантропа).  Человек прямоходящий (питекантроп — о. Ява;  синантроп —Китай, атлантроп — Африка,  гейдельбергский человек — Европа). 1—1,3 млн. лет назад Стадия палеоантропа (неандертальца).  Древесный образ жизни, стадность Переходная форма обезьяны к человеку.  Прямоходящие. Использование примитивных  «орудий» (палки, камни, кости). Дальнейшее  развитие стадности. Переходная стадия к формированию  типасовременного человека. Объем мозга 500­  ­800 см5. Изготовление первых орудий труда  (галечная культура). Объем мозга 800—1200 см3.  Формирование речи.  Овладение огнем. Объем головного мозга 1200—1400 см3. Высокая  21 ЭТАПЫ Человек неандертальский (200—500 тыс. лет  назад). Стадия неоантропа (кроманьонца). Человек  разумный (40 тыс. лет назад). ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ культура изготовления орудий труда.  Совершенствование речи и племенных отношений. Формирование облика современного человека.  Возникновение общества. Одомашнивание  растений и животных. 6. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИЗНИ 6.1 Гипотезы происхождения жизни Стационарное  состояние Земля существует  5 млрд. лет Креационизм Бог Создатель ГИПОТЕЗЫ  ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЖИЗНИ Многократное  самозарождение Все живое  развивается из  неживого Биохимическая эволюция Панспермия  Опарин, Холдейн. Жизнь  зародилась в процессе  биологической эволюции  углеродных соединений Жизнь зародилась вне Земли и, ее  заселение произошло  с помощью микроорганизмов 6.2 Развитие жизни на Земле РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЕЛЕ ЭРЫ ОПИСАНИЕ Архейская (3,5 млрд. лет) Следы жизни незначительны Протерозойская  (2,7 млрд. лет Найдены органические остатки  всех типов Беспозвоночных.  Появляются первичные Хордовые. Палеозойская (570 млн. лет) Периоды в схеме №1 Мезозойская (230 млрд. лет) Периоды в схеме №2 22 Кайнозойская (67 млн. лет) Периоды в схеме №3 ПЕРИОДЫ ПАЛЕОЗОЙСКОЙ ЭРЫ Кембрий 70 Ордовик 60 Расцвет Беспозвоночных. Широко представлены трилобиты, водоросли. Появление Бесчелюстных позвоночных­щитковых. Выход растений на сушу – псилофиты. Силурийский  30 Расцвет щитковых, появление кистеперых стегоцефалов. Расцвет на суше споровых растений. Девонский  60 Каменноугольный 75­65 Расцвет Земноводных. Появление первых пресмыкающихся, летающих насекомых (гигантские  стрекозы), пауков, скорпионов. Расцвет папоротникообразных. Появление семенных  папоротников. Развитие пресмыкающихся, возникновение трилобитов. Исчезновение каменноугольных  песков. Развитие голосеменных. Пермский  55 Схема 1. Периоды Палеозойской эры. ПЕРИОДЫ МЕЗОЗОЙСКОЙ ЭРЫ Триасовый 35 Расцвет пресмыкающихся. Появление первых  млекопитающих, костистых рыб. 23 Юрский 58 Меловой 70 Господство пресмыкающихся. Появление  археоптерикса. Процветание моллюсков.  Господство голосемянных растений. Появление высших млекопитающих. Сокращение  папоротников и голосеменных. Появление и  распространение покрытосеменных. Схема 2. Периоды Мезозойской эры ПЕРИОДЫ КАЙНОЗОЙСКОЙ ЭРЫ Палеоген 42 Появление хвостатых лемуров, позднее ­ парапитеков и  дриопитеков. Расцвет насекомых. Вымирание крупных  пресмыкающихся. Господство Покрытосеменных. Неоген 23,5 Господство млекопитающих и птиц. Антропоген 1,5 Появление и развитие человека. Животный и  растительный мир принял современный облик. Схема 3. Периоды Кайнозойской эры 7. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ 7.1 Экологические факторы Экология  – наука, исследующая закономерности жизнедеятельности организмов (в любых ее   проявлениях,   на   всех   уровнях   организации)   в   их   естественной   среде   обитания   с   учетом изменений, вносимых в среду деятельностью человека. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ Условия органической и неорганической природы, прямо или косвенно влияющие 24 на состояние и свойства организма, популяции, природного сообщества. АБИОТИЧЕСКИЕ АНТРОПОГЕННЫЕ БИОТИЧЕСКИЕ Свет Влажность Температура Химический состав  среды Воздействие  человека  на среду (косвенное) Воздействие человека на жизнедеятельность  организмов (прямое) Организмы  одного вида Организмы разных видов 7.2 Структура экосистемы Экотоп АТМОСФЕРА ПОЧВА РАСТИТЕЛЬНОСТЬ (фитоценоз) ЖИВОТНОЕ  НАСЕЛЕНИЕ (зооценоз) МИКРООРГАНИЗМЫ  (микробоценоз) Биоценоз Экосистема  – природный комплекс, образованный живыми организмами и абиотической средой, которые связаны между собой обменом веществ, информацией и энергией. 25 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Беляев Д.К. Общая биология: учебник для 10­11 кл. общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др. ­ М.: Просвещение, 2006. 2. Биология  в  таблицах,  схемах   и   рисунках:   справочное   издание   /   С.   С.   Акимов,   А.   Х. Ахмалишева, А. В. Хренов – М.: Лист, 2000. 3. Биология   в   таблицах.6­11   классы:   справочное   пособие/   авт.­сост.   Т.А.Козлова,   В.С. Кучменко – М.:Дрофа, 2000. 4. Биология / А. А. Каменский, А. И. Ким, Л. Л. Великанов и др. ­ М.: ЭКСМО, 2003. 5. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии – М.: КМК, 2004. 6. Донецкая   Э.Г.   Общая   биология:   тетрадь   с   печатной   основой   для   11кл.­   Саратов, «Лицей»,1997. 7. Донецкая   Э.Г.   Общая   биология:   тетрадь   с   печатной   основой   для   10кл.­   Саратов, «Лицей»,1997. 8. Иванова Т.В. Общая биология: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / Т. В. Иванова, Г. С. Калинова, А. Н. Мягкова – М.: Просвещение, 2000. 9. Короткова Л.С. Дидактический материал по общей биологии: 11 кл.: пособие для учителей общеобразоват. школы. ­ М.: Просвещение, 1985. 10. Левитина Т.П. Общая биология: словарь понятий и терминов / Т.П.Левитина,М.Г.Левитин. ­ СПб.: Паритет, 2003.  11. Мамонтов,   С.Г.   Общая   биология:   учебник   для   студентов   средних   специальных   учебных заведений /С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров ­ М.: Высшая школа, 2006. 12. Общая биология: 11 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. ­ СПб.: Паритет, 2001. 13. Общая биология: 10 кл.: метод. пособие / А. В. Кулев. ­ СПб.: Паритет, 2001. 14. Общая биология: учебник для 10­11 классов общеобразовательных учреждений /под ред. ак. Д. К. Беляева, проф. Г. М. Дымшица  ­4­е изд. – М.: Просвещение, 2006. 15. Общая биология: учебник для 9­10 классов /под ред. чл.­корр. АН СССР Ю. И. Полянского. – М.: Просвещение, 1984. 16. Пасечник В.В. Общая биология: учебник / В.В.Пасечник, А.А. Каменский, Е.А. Криксунов – М.: Дрофа, 2009. 17. Пономарева И.Н. Общая биология: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений /И. Н. Пономарева, О. А. Корнилова, Т. Е. Лощилина, П. В. Ижевский. – М.: Вентана­Граф, 2002. 18. Сивоглазов В.И. Биология. Общие закономерности: книга для учителя /В. И. Сивоглазов, Т. С. Сухова, Т. А. Козлова. – М.: Школа­Пресс, 1996. 26 27

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах

Биология в таблицах и схемах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019