«Блокада Ленинграда» Музейный урок
Оценка 5

«Блокада Ленинграда» Музейный урок

Оценка 5
Культурные мероприятия
docx
воспитательная работа +1
4 кл—11 кл
15.03.2024
«Блокада Ленинграда» Музейный урок
27 января — особая дата в истории нашей страны. 75 лет назад, в этот день была прорвана блокада Ленинграда, которая продолжалась 900 долгих дней и ночей. С тем, что происходило в Ленинграде в то время-с его жителями, улицами, историей ребята знакомятся на музейном уроке
блокада Ленинграда.docx

Комитет по образованию администрации города Барнаула

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 118»

 

 

 

 

 

«Блокада Ленинграда»

Музейный урок

 

 

разработала: Афанькова А.В.

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул

2020 год

Музейный урок «Блокадный Ленинград»

Цель урока: воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.     Познакомить школьников со страшным периодом в жизни нашей страны - войной и блокадой Ленинграда.

2.     Развить интерес к истории своей страны.

3.     Пробудить в учащихся чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны.

 

Слайд 1

Слайд 2

22 июня 1941 года гитлеровские войска атаковали границы Советского Союза. План ведения кампании против СССР получил название "Барбаросса". Фашистское командование рассчитывало за 6-7 недель захватить нашу Родину.

Слайд 3 (видеохроника)

Ужасную участь готовил Гитлер Ленинграду. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военного штаба: "Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерий всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять его с землёй".

Для осуществления этого варварского замысла гитлеровское командование бросило к городу огромные силы - более 40 отборных дивизий, 1000 танков, 1500 самолётов.

Слайд 4

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 41 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего коварного замысла - уничтожению города и его населения.

Слайд 5

Слайд 6 (видеохроника)

Начались ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбёжки. Днём фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолётов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!".

Слайд 7

На защиту города поднялись все его жители, как взрослые, так и дети.

Ленинградские ученые придумали горючую смесь для поджога вражеских танков. Бутылки с такой смесью при ударе загорались.

Школьники за первую неделю собрали более 1 миллиона бутылок.

Слайд 8, 9

Ребята дежурили в госпиталях, выполняли разные просьбы раненых, читали им газеты и книги, писали письма домой, помогали врачам и медсёстрам.

Слайд 10

В 1941 году Дмитрий Шостакович написал свою знаменитую Симфонию № 7, как её потом стали называть, «Ленинградская». Эта симфония стала одним из важнейших его произведений.

Слайд 11

Исполнял симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были свёрнуты, а когда они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов.

 

Слайд 12

Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети. Её слышали не только жители города, но и осаждавшие Ленинград немецкие войска. Много позже, немцы признались: «Тогда, 9 августа 42 года, мы поняли, что проиграем войну. Мы ощутили вашу силу, способную преодолеть голод, страх и даже смерть».

Слайд 13

Вскоре началась блокада: всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Всё меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 41 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим.

Слайд 14 (видеохроника)

Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог. Надвигался голод. Люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Почти все ленинградцы стали дистрофиками.

Слайд 15

Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень дистрофии. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее – но к этому времени значительная часть населения погибла.

Слайд 16

Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах.

Все эти нечеловеческие тяготы и лишения наравне со взрослыми переносили дети и подростки.

Слайд 17

 

Слайд 18

Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы Тани Савичевой. Кто же они, Савичевы, жившие на Васильевском острове в доме № 13?  Большая дружная семья - семья рабочих. Все они работали, дети ходили в школу. Вся семья погибла. В те же дни Таня сделала в записной книжке 9 коротких трагических записей.

"Женя умерла 28 декабря в 12.00 ч. утра 1941 года"

"Бабушка умерла 25 января 42 года"

"Лека умер 17 марта"

"Дядя Вася 14 апреля"

"Дядя Леша 10 мая"

"Мама умерла 13 мая в 7 ч. 30 мин. утра 1942 года"

"Савичевы умерли"

"Умерли все"

"Осталась одна Таня"

Вскоре Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но истощение и стресс сломали её, и она вскоре умерла.

Слайд 19

А в это время в осаждённом городе работали 39 школ. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, теплой одежды, многие дети учились.

Слайд 20

Александр Фадеев писал: "И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что учились. Учились ни смотря, ни на что". Опасен и тяжёл был путь в школу.

Слайд 21

Ведь на улицах часто рвались снаряды.

В школах и бомбоубежищах стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках и рукавицах.

Ученики шатались от голода. Дети умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но случалось - и прямо в классе.

Слайд 22

Александр Фадеев писал про свою учительницу. "Никогда не забуду Зинаиду Павловну Шатунову -было ей уже за 60. В это лютое время она приходила в школу в отутюженном чёрном платье, белоснежном воротнике и такой же подтянутости требовала от нас - школьников. Я смотрел на неё и думал: "В какую ярость пришли бы фашисты, увидев нашу учительницу!" своим примером она готовила нас к повседневному маленькому подвигу - в нечеловеческих условиях суметь оставаться человеком".

Слайд 23

 "Всё для фронта! Всё для победы!" - это был боевой девиз рабочих Ленинграда. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тысяч орудий, 10 миллионов снарядов и мин.

Слайд 24

Подростки работали на военных заводах, в тяжёлых, порой невыносимых условиях, голодные, изнемождённые они работали по 12-14 часов.

За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями. Однажды на завод, где изготавливали пулемёты, пришёл известный журналист. Он хотел нарисовать для боевого плаката портрет лучшего рабочего.

Слайд 25

К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик. Директор завода объяснил, что это Вася Иванов, который выполняет 3 нормы в день, работая по 15 часов.

Слайд 26

С Большой Земли в осаждённый город доставляли продукты питания и топливо по Ладожскому озеру. Но поздней осенью оно замёрзло.

Тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. 22 ноября 41 года по ещё неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой:

Слайд 27

"Дорогой жизни шёл к нам хлеб,

Дорогой жизни многих к многим.

Ещё не знают на земле

Страшней и радостней дороги".

Слайд 28

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя Ленинграду продукты, а из города на большую землю вывозили детей, раненых.

Слайд 29

Чтобы не повторились ужасы первой блокадной зимы, нужно было тщательно подготовиться к следующей. Обеспечить город топливом и всевозможным пропитанием.

Слайд 30

В городе вскопали и засеяли каждую полоску земли: на пустырях, в парках, школьники работали в пригородных скверах и подсобных хозяйствах.

Слайд 31

Чтобы увековечить доблесть воинов Ленинградского фронта, была учреждена медаль "За оборону Ленинграда".

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города.

Слайд 32

В январе 1943 года войска Ленинградского фронта получили приказ - прорвать блокаду. Началось сражение. Но час окончательного освобождения пробил только через год.

Слайд 33

Наконец, в январе 44 наши войска разгромили 18-ую немецкую армию, отбросили оккупантов на 100 километров от Ленинграда. Город был полностью освобождён от врагов.

Слайд 34

В честь выигранного сражения 27 января 44 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Слайд 35 (видеохроника)

Ленинградцы показали себя истинными патриотами. Они несли огромные жертвы, но ни минуты не сомневались в победе. В суровые дни блокады от голода умерло  более 600 тыс. человек.  

Битва за Ленинград закончилась. В течение 900 дней ленинградцы и советские воины при поддержке и помощи всей страны в боях и упорном труде отстаивали город. Ни голод, ни холод, ни авиационные бомбардировки не сломили славных защитников города. Родина высоко оценила заслуги города-героя, и он был награждён орденом Ленина. Почти 900 тыс. человек удостоились медали "За оборону Ленинграда".


 

Комитет по образованию администрации города

Комитет по образованию администрации города

Музейный урок «Блокадный Ленинград»

Музейный урок «Блокадный Ленинград»

Слайд 5 Слайд 6 (видеохроника)

Слайд 5 Слайд 6 (видеохроника)

Слайд 12 Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети

Слайд 12 Во время исполнения симфония транслировалась по радио, а также по громкоговорителям городской сети

Слайд 17 Слайд 18 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы

Слайд 17 Слайд 18 Многие знают печальную историю 11-летней ленинградской школьницы

Ведь на улицах часто рвались снаряды

Ведь на улицах часто рвались снаряды

К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик

К удивлению художника, его подвели к станку, где стоял на подставке мальчик

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города

Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллионов ленинградцев, не были забыты и дети, внесшие свой вклад в оборону города
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.03.2024