Участники
Ученики 5–11-х классов.
Цель
Сформировать у учащихся представление о терроризме, акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов.
Задачи
Сформировать представление об угрозе терроризма и его последствиях; сформировать у учащихся навык ориентирования в чрезвычайных обстоятельствах; показать пути выхода из критических ситуаций, которые связаны с террористическими актами; развивать у учащихся навыки ведения дискуссии, обсуждения и анализа полученной информации, умение делать выводы.
Материалы
Презентация, памятка «Правила поведения в случае террористической угрозы», видеоролик «3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом», видеоклип «#Жить».
Оборудование
Проектор, экран, компьютер.
Примерное время
45 минут.
Классный час посвящен памяти жертв террористических актов и сотрудников силовых структур, которые погибли, когда предотвращали теракты и спасали заложников.
5 минут
Звучит спокойная музыка.
Ученик
И я... и я скорблю со всеми вами,
И я хочу зажечь свою свечу.
И невозможно выразить словами
Все то, что я сказать сейчас хочу.
Стекают слезы скорби по щекам.
Они ведь, как и мы... хотели жить
И радоваться... солнцу... облакам,
Как мы... страдать... надеяться... любить.
Одним рывком безжалостной руки
Их жизнь оборвалась в один момент.
Скорбит народ... скорбят наши стихи...
И для родных сильнее горя нет.
Зажжем свечу и молча постоим...
Здесь от букетов некуда деваться,
Скорбим... скорбим... скорбим... скорбим...
Да сколько ж это будет продолжаться?!
(«Свеча памяти и скорби!» А. Войнаровская)
30 минут
Учитель
Ежегодно 3 сентября в России отмечается День солидарности в борьбе с терроризмом. Он был установлен Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы России"» от 21 июля 2005 года.
Педагог демонстрирует видеоролик «3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом».
Учитель
День солидарности в борьбе с терроризмом символизирует единение государства и общества в борьбе с таким страшным явлением, как терроризм. В этот день Россия отдает дань памяти тысячам соотечественников, погибших от рук террористов. Давайте вспомним теракты, которые когда-либо были совершены на территории страны.
Школьники перечисляют теракты, о которых им известно.
Рассказ учителя сопровождается слайдами (фото/видео) с места трагедий.
Учитель
1. Буденновск
В 1995-м группа террористов из 195 человек под командованием Шамиля Басаева захватила 1200 жителей города Буденновска, которых согнали в местную больницу. Тех жителей города, которые отказывались идти, расстреливали. Вначале у террористов было много требований, но главное – вывод российских войск из Чечни. Во время теракта в Буденновске погибли 129 человек.
2. Серия взрывов жилых домов
В сентябре 1999-го произошла серия взрывов жилых домов в Москве, Буйнакске и Волгодонске. С 4 по 16 сентября террористы подорвали четыре многоквартирных дома. Первый взрыв прогремел в дагестанском городе Буйнакск 4 сентября: жертвами стали 64 человека. Второй взрыв произошел 8 сентября в Москве на улице Гурьянова, в результате чего два подъезда дома были уничтожены, погибли 100 человек. На месте взрыва специалисты обнаружили следы гексогена. Изготовить его в домашних условиях невозможно. До сих пор нет ответа на вопрос, где террористы могли достать вещество. Третий террористический акт снова произошел в столице 13 сентября 1999 года в жилом доме на Каширском шоссе. Здание было полностью разрушено, погибли 124 человека. Четвертый взрыв прогремел в Волгодонске 16 сентября, погибли 18 человек.
3. «Норд-Ост»
Захват заложников во время мюзикла «Норд-Ост» в московском театре на Дубровке произошел 23 октября 2002-го. 40 террористов во главе с Мовсаром Бараевым в течение трех дней удерживали 916 человек. При штурме здания силовики использовали газ, он позволил уничтожить боевиков, однако из-за этого же газа погибла часть заложников. По официальным данным, жертвами теракта стали 130 человек.
4. Беслан
Самая страшная трагедия произошла утром 1 сентября 2004-го во время линейки по случаю Дня знаний в школе № 1 города Беслана, что в Северной Осетии. Группа террористов под руководством Руслана Хучбарова захватила 1100 заложников. 3 сентября в школе прогремело несколько взрывов, начался пожар. Во время штурма погибли 333 человека, большинство из них – дети. Также во время спецоперации погибли 10 сотрудников ФСБ. Они прикрывали собой детей, выводя из здания школы.
5. Теракты в метро Москвы и Санкт-Петербурга
Первый раз в истории современной России поезда подземки взорвали в 1996-м. Самодельное взрывное устройство было спрятано в сиденье поезда московского метрополитена, двигавшегося с «Тульской» в сторону станции «Нагатинская». В результате теракта погибли четыре человека. Ответственность за теракт взяли на себя террористы из Чечни. Следующая трагедия произошла не в метро, а в подземном переходе к станциям «Пушкинская», «Тверская» и «Чеховская». 8 августа 2000-го из-за взрыва погибли 13 человек, ранено – 118. 6 февраля 2004 года в поезде, следовавшем от станции «Автозаводская» до «Павелецкой», произошел очередной взрыв. Теракт унес жизни 41 человека, а пострадавших было более 250. Серия взрывов в московском метрополитене произошла в 2010-м. Сразу на двух станциях – «Лубянка» и «Парк культуры» произошли мощные взрывы, которые унесли жизни 41 человека.
3 апреля 2017 года в 14:33 по московскому времени в Санкт-Петербурге прогремел взрыв в тоннеле между станциями «Сенная площадь» и «Технологический институт». Террорист-смертник подорвал себя в одном из вагонов во время движения поезда. В результате теракта погибли 16 человек, ранения получили 103.
6. Теракты в «Невском экспрессе»
«Невский экспресс» подрывали несколько раз. Первый теракт произошел в 2007-м, в результате чего поезд сошел с рельсов. Было ранено 60 человек. Следующий теракт с «Невским экспрессом» произошел два года спустя – 27 ноября 2009-го. Возле деревни Лыкошино в 21:30 по московскому времени раздался взрыв, из-за чего четыре последних вагона сошли с рельсов и перевернулись. В результате подрыва экспресса погибли 28 человек, а пострадали более 132.
7. Теракт в аэропорту Домодедово
Взрыв в зале ожидания столичного аэропорта Домодедово произошел 24 января 2011-го. Зал моментально затянуло дымом, людей эвакуировали, а большую часть рейсов направили в аэропорт Шереметьево. На месте взрыва погибли 35 человек, двое скончались в больнице. Травмы различной степени тяжести получили 170 человек.
8. Теракт в самолете авиакомпании «Когалимавиа»
В 2015 году самолет авиакомпании «Когалымавиа», выполнявший чартерный рейс из египетского Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, пропал с радаров спустя 23 минуты после вылета. Воздушное судно рухнуло недалеко от города Нахль. Позже выяснилось, что в хвостовой части самолета произошел взрыв самодельного устройства. Все 217 пассажиров и семь членов экипажа погибли. Символом трагедии стало фото «главного пассажира» – десятимесячной девочки, которая, прислонившись к панорамным окнам в аэропорту Шарм-эль-Шейха, смотрела на роковой самолет.
В целом, по словам первого заместителя руководителя аппарата Национального антитеррористического комитета Игоря Кулягина, сохраняется тенденция снижения террористической активности. В данном направлении ведется большая работа, отслеживают сайты, переписки, что позволяет заблаговременно найти террористические группировки. Но есть случаи, когда страдают люди, а в частности дети, не от рук террористов, хотя те, кто это делает, такие же террористы.
9. Стрельба в школах
Два года назад вся страна с ужасом наблюдала за «казанским стрелком». Утром 11 мая 2021 года в гимназии № 175 прогремел взрыв и послышались выстрелы. 19-летний Ильназ Галявиев, исключенный с 4-го курса ТИСБИ, вернулся в свою бывшую школу, чтобы устроить расправу над людьми. До этого в своем телеграм-канале он сообщал, что собирается покончить с собой после массовых убийств. Как и стрелок из Керчи, Ильназ стрелял из турецкого ружья Hatsan ESCORT, которое стоит недорого. В результате погибли 9 человек – 7 детей, вахтер и учительница начальных классов. Еще около 30 пострадали. За последние годы этот случай – не единственный в России.
Первый случай стрельбы в школе, когда погибли люди, произошел в Москве 3 февраля 2014 года. Старшеклассник Сергей Гордеев с двумя винтовками в руках пришел в школу № 263 и, угрожая охраннику, потребовал отвести его в кабинет биологии. По пути он застрелил учителя географии, а после взял в заложники 24 десятиклассника. Когда сотрудники полиции попробовали освободить детей, он открыл огонь из окна – в перестрелке захватчик убил полицейского и учителя, ранил четверых. После переговоров подросток сдался.
4 декабря 2014-го в частную гимназию в начале декабря вернулся ее бывший ученик и открыл огонь из пневматического пистолета, пострадали трое – завуч и ученики.
5 сентября 2017-го девятиклассник из Подмосковья опоздал на урок. В ответ на замечание учительницы он достал травматический пистолет и выстрелил в нее – в тяжелом состоянии ее госпитализировали. Пострадали и трое учеников – во время паники они выпрыгнули из окна второго этажа.
Весной 2018 года девятиклассник пришел в школу № 1 с оружием. Мальчик этот был тихий, из обеспеченной семьи. Одноклассники издевались над ним из-за его тугоухости – переход в другую школу не помог. За два года до этого парень, вдохновившись стрелками из школы «Колумбайн», принес в учебное заведение «коктейль Молотова», но не смог его открыть, а 8 апреля 2018 года он пришел в класс информатики с самодельной взрывчаткой и ножом, нанес несколько ударов однокласснице и пытался спалить кабинет. Девочку удалось спасти. Учительница, которая укрыла детей в подсобке и позже эвакуировала их, была награждена орденом. Одна ученица выпрыгнула из окна, от чего получила травмы позвоночника и ног.
Осенью того же года произошло еще одно нападение на учеников, но уже с летальным исходом. 18-летний ученик политехнического колледжа Владислав Росляков взорвал самодельную бомбу в столовой и начал расстреливать студентов. После он покончил жизнь самоубийством в библиотеке. От ранений скончался 21 человек, включая 15-летних детей. Больше полусотни людей были ранены. Знакомые характеризовали Владислава как тихого, послушного, немного замкнутого. Он увлекался историями про маньяков и стрелками из «Колумбайна». Внешний вид Владислава в день инцидента был схож с видом одного из этих стрелков – белая футболка с надписью, ружье 12-го калибра.
10 минут
Просмотр видоклипа «#ЖИТЬ».
Учитель
Терроризм подстерегает нас везде, поэтому мы должны знать, что делать в критических ситуациях, и уметь принимать определенные меры предосторожности. В случае же, если мы попали в такую ситуацию, то как себя вести, как помочь пострадавшим? Давайте вместе попробуем ответить на вопросы:
– Как не стать жертвой теракта?
– Что такое гражданская бдительность?
– Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
– Если вы услышали выстрелы, находясь на улице, в школе, дома, – ваши первые действия?
– Если вам поступила угроза по телефону, что вам необходимо сделать?
– Если рядом прогремел взрыв, – ваши действия?
– Если вы оказались в числе заложников?
Школьники отвечают на вопросы. После беседы учитель раздает ученикам памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.