Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
специальная общеобразовательная школа – интернат
БРЕЙН – РИНГ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ
«Сказка – ложь, да в ней – намёк»
для обучающихся с ОВЗ 5- 9 классов
Составила
учитель русского языка и
литературы МБОУ СОШИ
Атнагулова Л.Ф.
г. Кизел
2022г
Брейн – ринг «Сказка – ложь, да в ней – намёк»»
Цель: Обобщить знания детей по сказкам
Задачи:
1.Расширить кругозор детей в области сказок.
2.Развивать интерес к отечественным сказкам.
3.Формировать первичные представления о добре и зле, эталонах хорошего и плохого поведения.
Оборудование: мультимедийный проектор, сундучок или коробка со сказочными предметами (игла, шапка-невидимка, золотое яичко, горошина, зеркальце, стрела, туфелька).
Вступление
Здравствуйте, ребята! Книга- это самое лучшее, что когда-либо создавал человек, потому что она нас учит, воспитывает и ведет по жизни. Мы все любим читать сказки. С помощью сказок мы познаём мир, учимся различать добро и зло, правду и ложь… В них всегда много захватывающих приключений, а в конце добро обязательно побеждает зло.
А сейчас мы проведем интересную викторину и совершим путешествие в сказочный город наших любимых мультфильмов. Я надеюсь, что вы хорошо помните все сказки и легко справитесь со следующими заданиями.
Задания.
1.Разминка.
2.Волшебный сундучок.
3.Сказки и писатели.
4.Расположите заголовки сказки по порядку.
5. Соберите пазл. Назовите главный персонаж, название сказки и автора.
6. Тест по сказкам А.С. Пушкина.
7. Вставьте в текст пропущенные слова.
8. Прочитайте отрывок из сказки, укажите название сказки и автора
1. Задание Разминка (5- 6 класс)
«Дополни имя». Игра для разминки, включения ребят в игровую ситуацию. Я называю первое слово имени сказочного героя, вы продолжаете.
Кощей – Бессмертный
Василиса – Премудрая
Карабас - Барабас
Елена - Прекрасная
Сестрица - Алёнушка
Братец – Иванушка
Крошечка - Хаврошечка
Змей - Горыныч
Иван - Царевич
Финист – Ясный сокол
Снежная - Королева.
1. Задание Разминка. (7 – 9 кл) Отгадай название сказки и имя героя по описанию.
• Милая, работящая девушка, которая из замарашки превращается в настоящую принцессу. (Золушка из одноименной сказки «Золушка»)
• Банка варенья помогла этому герою, по его собственному утверждению, избавиться от высокой температуры ( Карлсон . «Малыш и Карлсон»)
• Этот маленький мальчик вырос среди волков. У него много друзей: медведь Балу, пантера Багира, удав Каа и другие (Маугли из одноименного мультфильма «Маугли»).
• Сказочная девочка с необычными волосами , которая любила всех воспитывать.(Мальвина. «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
• Этот «неизвестный науке зверь приехал в нашу страну в ящике с апельсинами и поселился сначала в телефонной будке. Потом он нашел много друзей и все проблемы решились (Чебурашка, «Крокодил Гена и его друзья»).
• Этот мальчик очень самостоятельный, хозяйственный, и очень любит животных. Переехал из города в деревню и организовал там свою ферму. Его приятель занимался фотоохотой. (Дядя Федор, «Простоквашино»).
• Этот герой собирался пойти в школу, а потом стать артистом, но его планы чуть не погубили пять золотых монет и подозрительные друзья. (Буратино, « Золотой ключик, или Приключения Буратино»).
2. Задание «Волшебный сундучок». В сундучке лежат сказочные предметы, вам надо по описанию их отгадать.
• С помощью этого предмета, можно смастерить самые разные вещи, а можно даже меня убить. (Игла).
• Эта вещь может спрятать вас, если её надеть на голову. (Шапка – невидимка)
• Из – за этого предмета плакали дед да баба после проделки маленького зверька? (Золотое яичко)
• Всю ночь ворочалась, потому что она ей мешала спать? (Горошина)
• Этот предмет говорил правду царице. Он сообщил, что есть на свете девица красивее. (Зеркальце)
• А прилетел этот предмет прямо в болото и упал возле лягушки? (Стрела)
• Она потеряла её на балу? (Туфелька)
3. Задание Сказки и писатели.
Указать стрелкой от название сказки к автору.
Айболит (Чуковский Корней Иванович)
Алёнушкины сказки (Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович)
Аленький цветочек (Аксаков Сергей Тимофеевич)
Артельные мужички (Паустовский Константин Георгиевич)
Волшебник Изумрудного города (Волков Александр Мелентьевич)
Городок в табакерке (Одоевский Владимир Федорович)
Двенадцать месяцев (Маршак Самуил Яковлевич)
Золотой ключик, или Приключения Буратино (Толстой Алексей Николаевич)
Конёк-горбунок (Ершов Пётр Павлович)
Крокодил Гена и его друзья (Успенский Эдуард Николаевич)
Мойдодыр (Чуковский, Корней Иванович)
Краденое солнце (Чуковский Корней Иванович)
Крокодил (сказка) (Чуковский Корней Иванович)
Муха-цокотуха (Чуковский Корней Иванович)
Приключения Незнайки (Носов Николай Николаевич)
Сказка о Золотом Петушке (Пушкин Александр Сергеевич)
Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях (Пушкин Александр Сергеевич)
Сказка о попе и о работнике его Балде (Пушкин Александр Сергеевич)
Сказка о рыбаке и рыбке (Пушкин Александр Сергеевич)
Сказка о царе Салтане (Пушкин Александр Сергеевич)
Три медведя (Толстой Лев Николаевич)
Задание 4. Составить план к русской народной сказке "Морозко" (5 – 6 класс)
Мачеха решила избавиться от падчерицы.
Старик отвёз дочь в лес.
Встреча Настеньки с Морозко.
Доброта Морозко.
Возвращение падчерицы с подарками.
Дочь старухи в лесу.
Встреча ленивой девицы с Морозко.
Морозко обиделся на старухину дочь.
Исчезновение старухи в лесу.
План к сказке Аксакова "Аленький цветочек" из 14 частей может быть таким:
Три разные просьбы дочерей.
Исполнение желаний старших дочерей.
Поиск аленького цветочка.
Долгожданная находка.
Встреча с чудовищем и заключение договора.
Купец вернулся домой.
Рассказ дочерям о сделке.
Настенька отправляется к чудовищу.
Жизнь Настеньки с чудищем.
Настенька отправляется к отцу в гости.
Подлый план сестер.
Опоздание Насти на встречу с чудищем.
Превращение чудища в прекрасного принца.
Свадьба Настеньки и принца-королевича.
5. Задание. Собрать пазл, назвать сказку и автора.
6 Задание. Ответить на тест по сказкам А.С. Пушкина.
1. Как начинается пушкинская «Сказка о рыбаке и рыбке»?
А. «Жили-были старик со старухой».
Б. «Жили-были дед да баба».
В. «Жил старик со своею старухой».
Г. «У моря, у синего моря, где волны шумят на просторе».
2. Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке?
А. Двадцать три года.
Б. Тридцать три года.
В. Сорок три года.
Г. Пятьдесят три года.
3. Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку?
А. Два раза.
Б. Три раза.
В. Пять раз.
Г. Семь раз.
4. Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»?
А. Не садись не в свои сани.
Б. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.
В. Рыбак рыбака видит издалека.
Г. Любишь брать - люби и отдать.
5. В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина?
А. У трёх.
Б. У семи.
В. У двенадцати.
Г. У тридцати трёх.
6. К кому НЕ обращался королевич Елисей из сказки Пушкина в поисках царевны?
А. Ветер.
Б. Месяц.
В. Солнце.
Г. Ясень.
7. Сколько было сыновей у царя Дадона в "Сказке о золотом петушке" А.С. Пушкина?
А. Один.
Б. Два.
В. Три.
Г. Ни одного.
8. Кто в сказке А.С. Пушкина подарил царю Дадону золотого петушка?
А. Золотая рыбка.
Б. Курочка Ряба.
В. Царевна Лебедь.
Г. Мудрец.
9. Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон из пушкинской сказки?
А. Три дня.
Б. Семь дней.
В. Десять дней.
Г. Четырнадцать дней.
10. Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество?
А. В царстве славного Салтана.
Б. На острове Буяне.
В. В море-океане.
Г. У лукоморья.
11. Какое отчество у пушкинского князя Гвидона?
А. Елисеевич.
Б. Русланович.
В. Салтанович.
Г. Дадонович.
12. Мимо какого острова лежал путь в царство пушкинского царя Салтана?
А. Забияки.
Б. Буяна.
В. Скандалиста.
Г. Хулигана.
13. Сколько глаз в рабочем состоянии осталось к концу сказки у ткачихи, поварихи и бабы Бабарихи?
А. 2.
Б. 3.
В. 4.
Г. 5.
14. Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями?
А. Ихтиандр.
Б. Черномор.
В. Беломор.
Г. Жак-Ив Кусто.
15. Какую Кашу любил Балда из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина?
А. Манку.
Б. Полбу.
В. Геркулес.
Г. Плов.
16. За какую плату работал пушкинский Балда у Попа?
А. За 3 рубля.
Б. За 3 щелчка по лбу.
В. За 3 подзатыльника.
Г. За 3 поцелуя в лоб.
17. Что делает пушкинский «кот учёный», когда идёт направо?
А. Песнь заводит.
Б. С лешим бродит.
В. Сказку говорит.
Г. На ветвях сидит.
18. Сколько лет было Людмиле в поэме Пушкина "Руслан и Людмила"?
А. Шестнадцать.
Б. Семнадцать.
В. Восемнадцать.
Г. Двадцать.
19. Сколько витязей отправилось искать Людмилу?
А. Трое.
Б. Четверо.
В. Семеро.
Г. Тридцать четыре.
20. Что охраняла Голова из сказки Пушкина «Руслан и Людмила»?
А. Шапку-невидимку.
Б. Волшебное кольцо.
В. Говорящее зеркальце.
7. Задание. Вставить пропущенные слова в отрывке сказки.
5 класс
…Ей в _________ дано
Было зеркальце одно;
Свойство ____________ имело:
Говорить оно умело.
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И____________ говорила:
«Свет мой, зеркальце! скажи!
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
6 класс
Снег теперь уже не тот, -
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
_____________ бегут быстрей.
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Всё чернее с каждым днём
Стёжки и ________________,
И на вербах серебром
Светятся серёжки.
7 класс
Ветер по морю гуляет
И ____________ подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах
Мимо острова крутого,
Мимо города большого:
Пушки с _____________ палят,
Кораблю пристать велят.
Пристают к заставе гости;
Князь Гвидон зовёт их в гости,
Их он кормит и поит
И ответ держать велит…
9 класс
Когда Рогдай неукротимый,
Глухим предчувствием томимый,
Оставя спутников своих,
Пустился в край _________________
И ехал меж пустынь лесных,
В глубоку думу погружённый, -
Злой дух тревожил и смущал
Его ___________________ душу,
И витязь пасмурный шептал:
«Убью!...преграды все разрушу…
Руслан! Узнаешь ты меня…
Теперь - то ________________ поплачет…»
И вдруг, поворотив коня,
Во весь опор назад он скачет.
8. Задание: назови сказу и автора (если есть) 5 класс
В старые годы появился невдалеке от Киева страшный змей. Много народу из Киева потаскал в свою берлогу, потаскал и поел. Утащил змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко – накрепко запер в своей берлоге… _________________________________________________________________
Раньше от хозяина медведя никому у нас в тайге житья не было. Всех в страхе держал. Ревел на весь лес. Малые зверюшки дрожали и в норы забирались, большие звери бежали куда глаза глядят. ________________________________________________________________
- Моё богатство всегда при мне, - весело ответил юноша и вынул из кармана иглу, молоток и поварёшку. Я - хороший портной и могу сшить платье, лучше того, которое сейчас надето на тебе. Я – хороший кузнец и могу в час подковать всех коней в табунах. Я и повар и могу состряпать такой обед, какого не ел ещё ни один повелитель в мире.
________________________________________________________________
Жили – были мужик да баба. У мужика своя дочка, у бабы своя. Свою дочку баба нежила, голубила, а старикову дочку не взлюбила, всю работу на неё взвалила…. _____________________________________________________
Покачал головой Мороз – Синий нос и говорит: - Молод ты, брат, да глуп. Поживи с моё, так узнаешь, что топор лучше шубы греет. __________________________________________________________________
Одна она не могла принимать участия в этих прогулках, потому что у неё было сломано крыло. Зато как она плавала, как ныряла! Вода для неё составляла всё.
__________________________________________________________________
6 класс
Он остановился посреди комнаты, сложил на груди руки, голову наклонил набок и стал думать. Потом поднял голову кверху и стал думать, глядя на потолок. Потом ухватился руками за собственный подбородок и стал думать, глядя на пол… ____________________________________________________
Так открыл Сергей великую тайну цены. И на что не поглядит теперь – на дом ли, на стол ли, на узорчатую ткань, на ржаной хлеб, на радужные пуговицы, - труд человека видит…
________________________________________________________________
Королева захотела к Новому году получить в подарок подснежники. Ей говорили, что это невозможно, что подснежники появляются только весной. Но королева ничего не хотела слушать…
________________________________________________________________
Жил – был тролль, злющий – презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное, напротив, там и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. _________________________________________________________________
Ёлочке ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о тёплом солнышке, ни о свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых крестьянских ребятишек, что собирали в лесу землянику и малину…
__________________________________________________________________
В воскресенье Варюша пошла за махоркой для деда в соседнее село Переборы. Мимо села проходила железная дорога. Варюша купила махорки, завязала её в ситцевый мешочек и пошла на станцию посмотреть на поезда. _________________________________________________________________
7 класс
Жил – бы старик, и было у него три сына. Младшего все Иванушкой - дурачком звали. Посеял раз старик пшеницу. Добрая уродилась пшеница, да только повадился кто – то пшеницу мять да топтать. ____________________
Жили - были на болоте Журавль да Цапля, построили себе по концам избушки. Журавлю показалось скучно жить одному, и задумал он жениться. _____________________________________________________________
Взял он одного гуся и подносит царю с царицей:- Двое вас, государь – батюшка и царица – матушка, а с гусём трое будет. ______________________
Как услышал царь – отец,
Что донёс ему гонец,
В гневе начал он чудесить;
И гонца хотел повесить.
Но смягчившись на сей раз,
Дал гонцу такой приказ:
«Ждать царёва возвращенья
Для законного решенья». ____________________________________________
Королева захотела к Новому году получить в подарок подснежники. Ей говорили, что это невозможно, что подснежники появляются только весной. Но королева ничего не хотела слушать… _______________________________
Жил – был тролль, злющий – презлющий. Он смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекрасное уменьшалось донельзя, всё негодное и безобразное, напротив, там и бросалось в глаза и казалось ещё хуже. _________________________________________________________________
9 класс
…И пошёл Иван в подводное царство. Приходит – смотрит: и там свет такой, как у нас; и там поля и луга, и рощи зелёные, и солнышко греет, и месяц светит.
_________________________________________________________________
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит: - Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать. _______________________________________________________
Ах, Людмила, бедная Людмила, что сделалось с твоим сердцем при первом взгляде на прекрасного юношу? «Для чего я не красавица, для чего я не богата?» - подумала она, вздохнула, опустила глаза… _________________________________________________________________
В некотором царстве, в некотором государстве жили – были старик и старуха и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Разнеслась вдруг в том царстве – государстве весть: собирается Чудо – юдо поганое на их землю напасть…
_________________________________________________________________
Вдруг сердце у Алёши ещё сильнее забилось: ему послышался голос любимой его Чернушки. Она кудахтала самым отчаянным образом, и ему показалось, что она кричит
__________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.