Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов
Оценка 5

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Оценка 5
docx
06.01.2020
Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов
БРЕЙН.docx

БРЕЙН-РИНГ (Интеллектуальная игра).

Цель: проверить (в игровой форме) сформированность у учащихся общеучебных знаний, умений, навыков по русскому языку; воспитывать любовь к русскому слову ,к русской культуре и традициям; прививать интерес к предмету, развивать речь, творческие способности учащихся.

Оборудование: красочные плакаты с высказываниями о русском языке, размещённые под портретами авторов; словари; переносная доска для выполнения некоторых заданий; бумага для записей; музыкальное сопровождение.

    Игра позволяет развивать навыки взаимодействия в команде или группе, познавательный интерес к родному языку, активность в познании нового, целеустремлённость.

      Вопросы подобраны как простые, проверяющие репродуктивный уровень знаний, так и более сложные, требующие смекалки, логического мышления и творческого подхода. Они выбраны из разных разделов русского языка: фонетики, орфографии, лексики, морфологии, синтаксиса, затрагивают как изученный на уроках материал, так и неизвестные учащимся факты.

Эпиграф:

Перед вами громада - русский язык. Наслажденье глубокое зовёт вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его... ( И. В. Гоголь)

Чтец 1. Выучи русский язык
Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре,
-Выучи русский язык!

Ч т е ц 2.
Он твой наставник великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи
-Выучи русский язык!

Чтец 3.

Горького зоркость, бескрайность Толстого,
Пушкинской лирики чистый родник
Блещут зеркальностью русского слова.
Выучи русский язык!
(С. Абдулла, узбекский поэт.)
Учитель: В школе продолжается Неделя русского языка и литера­туры. А сегодня в нашем зале в игре "Брейн-ринг" встречаются сильнейшие представители 5-х классов - знатоки русского языка.

Дорогие друзья, добро пожаловать в страну Русского языка!

Девиз нашей игры:  Выучи русский язык!

 

 

Правила игры

1. За столами, поставленными группами, располагаются игроки (6 человек).

2. У каждой группы на столе лежат карточки определённого цвета по числу игроков.

3. Между группами проводится жеребьёвка. Группы, вытянувшие номера 1 и 2, садятся за игровые столы.

4. Ведущий задает вопросы, а игроки как можно быстрее поднимают карточку, если знают правильный ответ на прозвучавший вопрос.

5. Наблюдатели фиксируют, какая группа подняла карточку быстрее, и дают этой группе право отвечать. Если прозвучал правильный ответ — группе присуждается 1 очко. Если прозвучал неправильный ответ — группа получает минус 1 очко. Если отвечающая команда дала неправильный ответ, может отвечать вторая группа.

6. Игра продолжается до 4-х очков. Группа, набравшая 4 очка, продолжает играть, а проигравшая группа проходит на своё прежнее место. Её игровое место занимает следующая группа. Так игра продолжается до тех пор, пока не определится явный лидер — группа, набравшая наибольшее количество баллов. Как правило, поиграть успевают все группы, но 40 минут для игры часто не хватает, и ребята просят продолжить игру, пока не закончатся вопросы.

7. Для поддержания дисциплины во время игры можно снимать баллы группам за нарушение правил игры и порядка.

8. Если ни одна из играющих на ринге команд не дала на прозвучавший вопрос правильного ответа, ответить может любая другая команда или группа, ожидающая своей очереди в игре. Она тоже получает балл за правильный ответ.


Вопросы для игры

 

1.      Посмотрите на список слов: жир, цирк, починка, дрожит, щипчики. В скольких из них под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове сыр?

2.       Назовите лишнее слово в ряду: семья, коньки, друзья, вьюга. Объясните выбор (лишнее слово коньки, т. к. в нём Ь смягчает согласный, а в остальных словах Ь знак разделительный).

3.      Определите род имен существительных: Мебель (ж. р.), Кофе (м. р.), Тюль (м. р.), Такси (ср. р.), Рояль (м. р.), Хрусталь (м. р.), Кенгуру (м. р.), Какао (ср. р.).

4.      Назовите самостоятельные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное).

5.       Расставьте слова в порядке усиления лексического значения: шагать, бежать, ползти, мчаться, нестись (ползти, шагать, бежать, нестись, мчаться).

6.      Написание этого месяца заканчивается буквой «т». Какой он по счёту в году? (март, третий).

7.       Когда у имён существительных после шипящих пишется мягкий знак? (У имён существительных женского рода III склонения после шипящих пишется мягкий знак).

8.      Назовите буквы, которые обозначают сонорные (всегда звонкие непарные согласные звуки (Л, М, Н, Р, Й).

9.       Назовите главные члены предложения (подлежащее, сказуемое).

10.   Назовите все падежи (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный).

11.   Назовите три сочинительных союза (и, а, но и др.).

12.   Назовите пять неизменяемых приставок (по-, на-, у-, за-, пере- и др.).

13.   Назовите второстепенные члены предложения (определение, дополнение, обстоятельство).

14.  Назовите буквы, обозначающие глухие непарные согласные звуки (Ц, Ч, Х, Щ).

15.   Назовите лишнее слово в данном ряду: диво, удивлять, диван, дивный (лишнее слово «диван», остальные — однокоренные слову «диво»).

16.   Назовите виды предложений по интонации (восклицательное, невосклицательное).

17.  Назовите виды предложений по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное).

18.   Когда в словах пишется твёрдый знак? (Твёрдый знак пишется между приставкой и корнем, если приставка заканчивается на согласный, а корень слова начинается с гласного).

19.   Какая часть речи может обозначать признак действия, признак признака? (наречие)

20.  Какие части речи в предложении могут быть сказуемым? (глагол, имя существительное, имя прилагательное).

21.  Какая форма имени прилагательного является начальной? (форма мужского рода, именительного падежа, единственного числа).

22.  Какая форма имени существительного является начальной? (форма единственного числа, именительного падежа).

23.  На какие вопросы отвечает глагол в начальной форме? (Что делать, что сделать?)

24.  Сколько звуков слове «поет»? (4)

25.   Сколько согласных звуков в слове «союз»? (3)

26.   Разберите по составу: Подснежник, придорожный, красавчик, завтракать.

27.  Назовите вкусный полезный напиток из трёх предлогов (с-о-к).

28.  Сколько всего букв в названии нашей страны? (Россия — 6 букв).

29.   Назовите 2 синонима слову Родина (Отечество, отчизна).

30.  Назовите слово, лишнее в данном ряду: подстаканник, подснежник, подлокотник, подорожник. (В первых трёх словах приставка под-, в последнем слове приставка по- ).

31.   В каком из слов есть твёрдый согласный звук: мяч, семь, синий, шить? (Звук ш всегда твёрдый).

32.  Назовите все гласные звуки русского языка (их 6: а, о, у, э, и, ы).

33.  Какой частью речи может быть слово «печь»? (Именем существительным, глаголом).

34.  У какой части речи значение рода постоянный признак? (У имени существительного).

35.   Какая часть речи изменяется по родам, числам, падежам? (имя прилагательное).

36.   Назовите неизменяемую часть речи (наречие).

37.   Назовите синоним слову «финал» (конец).

38.   Найдите лишнее слово в ряду: дом, дома, домик, домом (домик — лишнее, т. к. родственное, остальные — изменения формы слова).

39.   Какое это предложение по наличию второстепенных членов? (Мальчик и девочка разговаривали и смеялись).

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для капитанов.

1.На какие вопросы отвечает имя прилагательное?

2.На какой вопрос отвечают одушевленные сущ-ые?

3.Приведи пример имени собственного.

4.С какой гласной пишется слово шорох?

5.Назови исключения из правила «Слова с корнем раст-рос»

6.Как изменяются имена сущ-ые?

7.Определить склонение слова степь.

8.На какие вопросы отвечает определение?

9.Как называются слова одной и той же части речи, близкие по лексическому значению?

Вопросы 2 участнику.

1.На какие вопросы отвечает глагол?

2.Что обозначает имя прилагательное?

3.Какого спряжения глагол стелить?
4.Какая гласная пишется в слове шепот?

5.Какие две формы может иметь прилагательное?

6.Как изменяются имена прилаг.?

7.Определить склонение сущ. парк?

8. На какие вопросы отвечает дополнение?

9.Как называются слова одной и той же части речи противоположные по лексическому значению?



 

 

 

 

Вопросы для болельщиков.

1.На какие вопросы отвечает имя сущ?

2.Определить спряжение глагола брить.

3.Назвать исключения из правила «Правописание ы-и после ц.

4.Как изменяются глаголы в наст. и буд. времени?

5.Какие окончания имеют сущ. з скл. в Р,Д,П падежах?

6.Определить склонение сущ калач.

7. На какие вопросы отвечает обстоятельство?

8. Как называются слова одной и той же части речи одинакового написания и произношения, но разные по лексическому значению?

9. На какие вопросы отвечают неодуш. Сущ.?

10. Опр. спр. гл. позаботиться .

11.Какая гласная пишется в слове росток?

12.Какая гласная пишется в слове цыган?

13.Что такое лексика?

14.Сколько с пишется в слове рассыпаться?

15.Какое окончание имеет слово воздух?

16.Какие сущ. относятся к 1 скл.?

17.Подлежащее и сказуемое – это…

18.Какой звук обозначает буква с в слове сжечь?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БРЕЙН-РИНГ Интеллектуальная игра для учащихся 5-х классов.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                             

                                                                Составитель: учитель русского языка

                                                                                                 и литературы

Ахильгова Марина Магометовна

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов

Брейн-ринг по русскому языку для 5-х классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.01.2020