Брейн-ринг по русскому языку для 8-9 классов "Знай и люби русский язык"

  • docx
  • 09.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Брейн-ринг 2.docx

КГОБУ «Партизанская КШИ»

            Брейн-ринг по русскому языку для 8-х-9-х классов

«Знай и люби русский язык

Клименко Е. В., учитель русского языка и литературы, олигофренопедагог.

 

Цель: развитие интереса к изучению русского языка; выработка орфографической зоркости обучающихся; обогащение словарного запаса учащихся; развитие памяти, логического мышления, творческого воображения и наблюдательности; укрепление и сплочение ученического коллектива.

 

Оборудование:  жетоны, карточки с заданиями, ребусы, игровое поле.

 

                        Ход занятия:

 

                          Игра со зрителями

 

Закончите пословицу.

Ум хорошо(а два лучше).
Чем дитя не тешилось (лишь бы не плакало).
В гостях хорошо (а дома лучше).
Делу время(потехе час).
Не на пользу книги читать(коли вершки в них хватать).
Не плюй в колодец(пригодится воды напиться) и т.д.

- куй железо (пока горячо);
сам пропадай (а товарища выручай);
не рой другому яму (сам в нее попадешь).

Представление команд ЭРУДИТЫ», «ЗНАТОКИ»)

 

 

1 задание командам

 

       Прочитайте слова.

 

1)          РАНАКАДШ                                            2)      ЛЕЙК                              

                  ЧАУРК                                                              ЛИНСТИПЛА                

          ТОСИКЧАК                                                       САРКАК             

           ОРЕВД                                                              ТЕЕРВ                                                                                                               

                                                                                  

 

                                                                                                                            

Ответ:

карандаш                                      клей                                                  

ручка                                         пластилин                                            

кисточка                                           краска                                           

ведро                                             ветер                                               

 

2 задание:

        математическая грамматика

 

1.      Жидкость измеряем литрами.                                                            

 

2.      Квадратный сантиметр-мера площади.

   

        

Игра со зрителями. :

         Раскрыть смысл выражений, которые называют крылатыми

 

1)      Рукой подать (близко)

2)      Морочить голову (говорить неправду)

3)      Во весь дух (быстро)

4)      Прибрать к рукам (забрать себе)

 

1)      Прикусить язык (замолчать)

2)       Путаться под носом (мешать)

3)      Водить за нос (обманывать)

4)      Ни в зуб ногой ( ничего не знать)

 

1)      Пропускать мимо ушей (прослушать)

2)      Падать с ног (устать)

3)      Как снег на голову (неожиданно)

4)      Скалить зубы (улыбаться)

 

3 задание:   

     Собери пословицы. 

Одинаковые задания

 

4 задание.

Найди ошибки и исправь их: (задание каждой команде на листочках)

 

 1)      Вернулся со школы.

2)      Идти в концерт.

3)      Пришёл из завода.

4)      Доехать на аэропорт.

5)      Выехать с города.

 

5 задание:

Конкурс капитанов

 

  Из слова  ТРАНСПОРТ  составьте как можно больше слов.

Ответ:

        Спорт                         рост

        Торт                           тост

         Рот                             пост

         Нос                            наст

        Спор                           ар

         Трос                           тон

         Сорт                          нота

        Порт                           тропа               сор

 

 

Игра со зрителями:

 

1.   Может ли дождь идти три дня подряд? (Нет, между днями будут ночи).
2.
Каким звуком различаются слова люк и лук([л] [л,] ).
3.
Мельница ветреная или ветряная? (Ветряная ).
4.
Кто создал славянскую азбуку? (Кирилл и Мефодий ).
5.
Сколько звуков в слове «приём» ? (Шесть).  
6.
Как правильно сказать: свёкла или свекла? (Свёкла).
7.
Какие соединительные гласные существуют в русском языке? (о, е ).
8.
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? (Суббота ).
9.
В каких существительных пишется ь после шипящих? (в сущ. 3 скл. ).
10.
Что обозначает имя существительное?

 

6 задание :

 

КАРТОЧКА  Три месяца находился узник в сыром и мрачном помещении. В пищу ему давали только хлеб сухой и воду. Когда его освободили, в его темнице, в углу, оказалось много костей. Откуда взялись кости?



Дети. Допущена ошибка в написании существительного с предлогом: с ухой, а не сухой

       

 

7 задание (по одному участнику от команды)

 

    Вставь подходящие по смыслу слова:

Труслив как (заяц), нем как (рыба), хитёр как (лиса), надут как (индюк), голоден как (волк), упрям как … (осёл).

 

 

   Игра со зрителями

 

Разгадай метаграмму:

Без звука [с] я невкусна,                                                                                                   

С с в пище каждому нужна.

С [м] берегись меня, не то

Я съем и платье, и пальто.   (Соль моль).

 

С [к] я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.              

С [п] от вас не утаю

Тоже в школе я стою.

                                                (карта, парта)

 

Поставь имена существительные в форму множественного числа:

 небо, чудо, ребёнок, человек.

(Небеса, чудеса, дети, люди).

 

 

8 задание

 

Подбери начало к слову, чтобы получились новые слова:

ПОЧКА (лампочка, папочка, шапочка, цепочка, кепочка, щепочка).

 

 

Подведение итогов игры.