Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Оценка 4.9
Мероприятия
doc
администрации
9 кл
04.06.2017
Это мероприятие разработано с целью систематизировать знания о родном крае, его истории, растительном и животном мире Донского края. Содержание мероприятия: работа с физической картой Ростовской области, просмотр презентации «Сторона Донская», оформление выставки фотографий и книг о Ростовской области, затронуты вопросы о достопримечательностях Донского края.
Брейн- ринг«Достопримечательности. Люди. События Донского края».doc
Внеклассное мероприятие согласно требованиям ФГОС
Составитель: Курзина Н.Н.
МБОУ Углегорская СОШ
Тема: «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Класс: 9 класс
Цель: систематизировать знания о родном крае, его истории, растительном и
животном мире.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов
обучения:
формирование коммуникативной культуры воспитанников, творческой активности
учащихся, обогащение словарного запаса;
– воспитание морально – нравственных качеств личности, уважению к ценностям
культуры родного края;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной
отзывчивости
прививать интерес к историческому прошлому Донского края.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов
обучения:
формирование умения строить логическое рассуждение, включая установление
причинноследственных связей, делать умозаключения и выводы на основе
аргументации;
развивать познавательный интерес, сообразительность, мышление, быстроту реакции
при ответах, речь, внимание;
развитие умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами
коммуникации;
развитие умения слушать и слышать собеседника, вести диалог; формирование умения организовывать и планировать учебное сотрудничество и
совместную деятельность со сверстниками, умения самостоятельно и
аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников;
Ключевые вопросы:
Как вы думаете, о чем мы будем говорить? Сформулируйте тему нашего
мероприятия? Что такое Родина? Какие исторические события, происходившие в
родном крае вам известны?
Направление воспитательной деятельности: гражданскопатриотическое
Форма проведения мероприятия: Брейнринг (два ведущих)
Методы и приемы:
методы формирования сознания: метод примера, эмоциональное воздействие;
методы убеждения: информационный, поисковый, взаимного просвещения;
методы самоопределения: рефлексия;
методы стимулирования и коррекции действий и отношений: соревнование.
Средства воспитания (виды деятельности, развивающие личность):познание,
общение.
Оборудование: физическая карта России, физическая карта Ростовской области,
проектор, презентация «Сторона Донская», музыкальное сопровождение, карточки с
цифрами, глобус, плакаты, юла со стрелкой, карточки с буквами, коллекция видов
полезных ископаемых, книги и фотографии о Ростовской области.
Предварительная подготовка:
Роль педагога:
создание психологического настроя: зажигательный рассказ о предстоящем деле,
написание необычного объявления;
подбор содержательного материала;
распределение поручений; раздать детям слова (для разучивания) песни «Край родной» слова А. Пришелец.
Роли и поручения детям:
индивидуальные: подобрать книги и фотографий о родном крае, изготовить лепестки к
цветку (подсолнух), подготовить карточки с буквами, каточки с цифрами;
парные: оформление класса;
групповые : выпуск плаката, изготовления шаблона Ростовской области (30 штук по
количеству вопросов)
коллективное: распределение ролей и поручений.
Предполагаемые результаты:
познавательные
самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную;
умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение
существенной информации из различных информационных источников.
коммуникативные
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с
задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
формирование вербальных и невербальных способов коммуникации;
умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
регулятивные
удерживать цель деятельности до получения ее результата;
анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной)
деятельности;
оценивать результаты деятельности;
личностные
проявлять уважение к ценностям культуры родного края;
анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих,
строить свои взаимоотношения с их учетом;
проявлять доброжелательность, внимательность, помощь.
Ход мероприятия
Мотивационноориентировочный этап
Ведущий 1:
У каждого листочка, У каждого ручья,
Есть главное на свете
Есть родина своя.
Для ивушки плакучей
Нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки
Опушки нет родней.
Есть ветки у листочка,
Овражек у ручья…
У каждого на свете
Есть родина своя,
А там где мы родились,
Где радостно живём,
Края свои родные
Мы Родиной зовём.
Ведущий:2
Посмотрите на доске карточки с буквами. В результате перестановки букв получите
тему нашей встречи (а,я,Р,о,Т.В,о,с,с,б,к,ь,о,л,с,т,а Ростовская область)
Ведущий 1:
Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о Родине, о родной стороне, в которой мы
живём. Ростовская область – это место, где природа, история и самобытность
сплелись воедино в ароматный венок луговых трав, диких тюльпанов, пронзительного
южного солнца и ласковой воды.
Ведущий 2:
Ростовская область выглядит на карте как маленькое пятнышко. Пускай пятышко,
пускай маленькое, но родное. Что может быть роднее тех мест, где ты родился? Это наша земля: мы живём, учимся, трудимся, любим. Так давайте её беречь, гордиться и
защищать. А для этого мы должны очень хорошо знать историю нашей земли, нашего
Донского края.
Ведущий 1:
Мы проведём Брейнринг «Достопримечательности. Люди. События Донского
края».
Ведущий 2:
В игре примут участие две команды. На столе разложены карточки с вопросами, в
центре стола находится юла со стрелкой.
Ведущий 1:
Правила для участников игры. Вопросы достаются каждой команде по очереди.
Один из участников команды крути юлу. Стрелка останавливается, указывая на
вопрос. На обсуждение вопроса для команды даётся 1 минута (ответ может быть
досрочным). Если нет ответа или ответ неправильный, права ответа переходит к
соперникам. За каждый правильный ответ команда набирает баллы в виде маленького
шаблона Ростовской области. Выигрывает та команда, которая набрала большее
количество баллов. По завершении игры будет награждён самый эрудированный
игрок.
Ведущий 2:
Представим счётную комиссию ….
Ведущий 1:
Игра начинается. Вопросы.
№ 1.
Как назывались первые жители Донского края? (кочевники)
№2.
Чем занимались кочевники на Дону? (разведением овец, лошадей, земледелием,
ловлей рыбы, разведением крупного рогатого скота).
Ведущий 2:
№ 3. Какова протяжённость границ Ростовской области? (А2280 км, Б50207, В 103км)
№4.
Древние греки и римляне называли Танаисом.
Русские люди в старину называли Диким полем.
В 1617 веках называли Земля донских казаков.
С1937 года эти земли называют………………..(Ростовская область)
Ведущий 1:
Столица Донского края Ростов – на Дону
Какая река нашего края главная?
Найдите и покажите реку Дон на карте.
Кто может объяснить название реки?
(ответы детей)
Ведущий 2:
Дон раньше называли Танаисом. Древние греки строили поселения на его берегах.
Плутарх (летописец) рассказывал любопытную легенду о названии реки.
Когдато Танаис назывался Амазонской рекой, так как в нём купались амазонки.
Однажды сын предводительницы амазонок Танаис бросился в реку Амазонскую и
утонул. А река с тех пор стала называться Танаисом.
Ведущий 1:
Когда же на реке Танаис появились осетинские поселения, осетинское слово «дон»
просто «река» постепенно вытиснуло греческое «Танаис», и теперь наша река
зовётся Доном.
Ведущий 2:
На территории Ростовской области находится Археологический музейзаповедник
«Танаис» первый из археологических заповедников на территории России. Правый берег Дона возвышенный, на нём люди строили и строят города, селения.
Ленивый берег пологий. Здесь хозяйничает природа: много зелени цветов, камыша,
птиц.
Ведущий 1:
№5
Какое растение в народе называют «шёлковой травой»? (Ковыль)
№6
Назовите самую крупную птицу степей, занесённую в Красную книгу? (Дрофа)
Ведущий 2:
№7
Всем известны строки «У Лукоморья дуб зелёный» из произведения А.С.Пушкина
«Руслан и Людмила». А знаете ли вы, где находится это Лукоморье? (Лукоморье
старинное название Таганрогского залива)
№ 8
Как орла называют царём птиц, льва«царём» зверей, так и один из типов почв
великий русский почвовед В.В.Докучаев назвал «царём» почв? Что это за почвы?
(Чернозём)
Ведущий 1:
№ 9
Некоторые населённые пункты нашей области имеют приставку «Верхне» или
«Нижне» Почему? (По течению реки)
Ведущий 2:
№10
Какой город Ростовской области называют «Воротами Кавказа»? (Ростов – на –
Дону). Почему? (Все дороги идут через этот город).
№11 Люди всегда селились по берегам рек, озёр, морей, ведь вода поит, кормит и
соединяет людей. Но этот город нашего края вырос в степи, за десятки километров
от водоёмов. Хлеб породил его название и дал ему красивое имя. Что это за город?
(Зерноград)
Ведущий 1:
Разговорный стиль казаков необычен. Вот, вы, ребята как думаете, что значит
гутарить? Сопоставьте старинные слова с современными.
Вечерять – ужинать
Цибарка – ведро
Завеска – фартук
Курень – дом
Банить – мыть
Бедовая – шустрая
Чувяки – тапочки, туфли
Ошкорябать – поцарапать
Кочет – петух
Торбачка – сумка
Жменя – горсть
Ведущий 2:
№12
Какие полезные ископаемые находятся на территории Ростовской области?
(каменный уголь, мел, глина, песок, известняк, природный газ, железная руда,
поваренная соль)
№13
Как называют коренного жителя Ростовской области? (Казак)
Ведущий 1: №14
Угадай дерево по листу? (команде предлагают листья деревьев)
№15
Какие лекарственные растения Ростовской области вы знаете? (Зверобой, пастушья
сумка, ландыш, подорожник, чистотел, ромашка, шиповник, мать и мачеха, пижма,
чабрец, тысячелистник, цикорий, мята)
Ведущий 2:
Отгадайте загадки:
1.Колосится в поле рожь,
Там во ржи, цветок найдёшь.
Ярко синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
2.Белые горошки на зелёной ножке? (Ландыш)
3. Золотой и молодой
За неделю стал седой,
А денёчка через два
Облысела голова. (Одуванчик)
4.Цвёл когда – носил как франт
На макушке красный бант,
А созрел он и макушка
Стала словно погремушка.
Много в городе большом
Лишь по бубликам знаком (Мак)
Ведущий 1: № 16
Кого называют пернатой кошкой? (Сову)
№17
Большинство животных нашей области норники, т.е. животные, которые живут в
норках. Почему? (Нора спасение от непогоды, в ней прохладнее летом и теплее
зимой. Даже волки и лисы строят себе подземные норы.)
Ведущий 2:
№18
Знаете ли вы, где на территории области «полюс» холода, а где «полюс» жары?
(«Полюс» холода – станица Вёшенская (40), «полюс» жара – село Заветное (+43)).
№19
Назовите главную реку области? Какова её длина? (река Дон, длина 1870 км)
№20
Почему в песнях и сказаниях Дон часто величают «Ивановичем»? (В недалёком
прошлом река вытекала из Иван – озера, в Тульской области).
Ведущий 1:
№21
К какой природной зоне относится Донской край? (Донской край находится в
степной зоне.)
№ 22
Это животное крайне редко встречается в наших краях, это красивое и стройное
животное с грубой шерстью коричневой окраски. Рост его составляет 2 метра, а вес
достигает 700 кг. Что это за животное? (Лось)
№ 23
Животное из отряда грызунов. (Заяц)
Более 50 видов растений и животных нашего края занесены в Красную книгу.
№24 В каких частях света расположена Ростовская область? Где проходит граница
между ними? (Ростовская область расположена в двух частях света: Европа и Азия.
Граница между ними проходит по КумоМаныческой впадине.)
Откуда взялось название «Ростов – на – Дону»? (От крепости, названной в честь
митрополита Дмитрия Ростовского. Крепость находилась на территории
Темерника.)
№25
Назовите самую крупную и самую маленькую рыбу Дона. (Белуга, бычок бубырь)
Ведущий 2:
№ 26
Какой собор в Ростовской области третий в России по величине и красоте (после
храма Христа Спасителя в Москве и Исаакиевского собора в Санкт Петербурге)?
Выполнен в нововизантийском стиле. Все купола его первоначально были покрыты
червонным золотом, а изготовленный в Богемии главный крест – инкрустированный
горным хрусталём. Благодаря этому в свете яркого солнца храм был виден на
многие километры, как своеобразный маяк для верующих и страждущих.
(Вознесенский кафедральный собор Новочеркасский)
№27
Первый на Дону каменный собор. Он строился с 1706 по 1719 год. В плоть до 1805
года Воскресенский собор являлся главным храмом. Храм был возведён во время
действия указа Петра 1, запрещавшего строительство каменных зданий везде, кроме
Петербурга. Однако, в виду политической необходимости, Пётр сам содействовал
строительству, помогая деньгами, утварью, специалистами и, как утверждается,
лично приняв символическое участие в строительстве. В какой станице находился
этот собор? (Станица Старочеркасская)
Ведущий 1:
№28
Дом Шолоховых, в котором родился будущий писатель, был построен в 70е годы
19 века до того, как в 1898 году его купил Александр Михайлович Шолохов, отец
Миши, он принадлежал дьякону местной церкви. Дом представлял собой типичный
казачий курень под камышовой крышей: окна с наличниками, наверху три комнаты
(прихожая, спальня, горница), под домом – «низы» ( так называли казаки полуподвальное жилое помещение). В какой станице находился музей Шолохова?
(станица Вёшенская)
№29
Войсковой атаман Донского казачьего войска (с 1801г.), генерал от кавалерии (с
1809 г.), граф (с 1812 г.). Родился в семье войскового старшины. Начал службу с 13
лет. Участвовал в русскотурецкой войне 176874 г., участвовал в подавлении
Крестьянской войны под руководством Е.И. Пугачёва. В 178283 служил на Кубани
и в Крыму под командованием А.В. Суворова. Во время русскотурецкой войны
1787191 участвовал во взятии Очакова (1788 г.) и штурме Измаила (1790 г.). С 1788
походный атаман войска Донского. В январе 1801 г. назначен главным помощником
войскового атамана Донского войска, а вскоре – войсковым атаманом. В 180607
участвовал в войне с Францией, в 180709 – с Турцией, Во время Отечественной
войны 1812 г. успешно командовал Донским казачьим корпусом. Его смелые и
решительные действия способствовали разгрому наполеоновских войск. Завоевал
популярность, как герой войны 1812 г. Участник компании 181314 г. В 1814
г.сопровождал Александра 1 в поездке в Великобританию, где был торжественно
встречен и получил диплом почётного доктора Оксфордского университета. В
Новочеркасске поставлен памятник работы П.К. Клодта. (Матвей Иванович Платов)
№30
Казачий атаман, предводитель московского войска, успешно начавший по приказу
царя Ивана 4го войну с сибирским ханом Кучумом, в результате которой Сибирское
ханство перестало существовать, а Сибирские земли вошли в состав Русского
государства. В разных источниках назван поразному. Назовите атамана? (Ермак)
Ведущий 2:
Вы ответили на все вопросы игры. Подводим итоги Брейнринга.
(идёт подсчёт баллов, определяется команда – победитель мероприятия, счётная
комиссия выявляет самого активного, самого эрудированного участника игры)
Ведущий 1:
Счётная комиссия работает, а всем раздаём лепестки (вырезанные из жёлтого
картона) подсолнуха, где каждый из вас напишет своё пожелание Ростовской области
(родному краю).
Ведущий 2: Посмотрите, какие красивые получились подсолнухи, этот букет может послужить
букетом нашему краю на день рождение, потому, что цветок подсолнуха
символизирует величие, достаток, прочность и тёплое южное солнце.
Ведущий 1:
Мы с вами должны сделать всё, чтобы сохранить уникальную природу Донского
края.
Всю жизнь мы должны помнить слова русского писателя М.М. Пришвина, который
сказал: «Для работы нужна чистая вода будем сохранять наши водоёмы. В лесах,
степях горах ценные животные будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку
нужна Родина. И охранять природу значит охранять Родину!»
Ведущий 2:
Подводя итог выше сказанному, предлагаю посмотреть видеоролик «Сторона
Донская».
Ведущий 1:
Закончилось наше мероприятие. Желаю развиваться и процветать родному краю, а
вам, ребята, желаю быть настоящими гражданами своей страны, продолжателями
традиций своего народа.
Ведущий 2:
Просим счётную комиссию огласить итог Брейнринга. (определяется команда
победитель, вручается медаль «Эрудит» самому умному участнику, вручается
медаль самому активному игроку «Только вперёд!»)
В заключение нашего мероприятия исполним песню «Край родной».
Успеха всем!
Рефлексия – «Дерево успеха»
1. Красные яблоки мне понравилось
2. Зелёные яблоки – не понравилось.
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Брейн-ринг «Достопримечательности. Люди. События Донского края»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.