Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
6 кл—10 кл
05.08.2018
Брейн-ринг "Мир русских былин"проводится между учениками 6-х и 10-х классов. Данное нетрадиционное мероприятие, составленное на предварительной работе с текстами былин на дополнительных занятиях по истории и литературе, позволяет удачно реализовать задачи преемственности поколений и сблизить ребят средней и старшей школы.Брейн-ринг проводится между учениками 6-х и 10-х классов.
Брейн-ринг Мир русских былин.docx
Брейн – ринг между командами 6-х и 10-х классов
«Мир русских былин»
Перед проведением брейн-ринга ученики читают былины:
«Святогор и сумочка переметная», «Святогор и Илья Муромец»,
«Святогор и Микула Селянинович», «Ставр Годинович», «Василий
Буслаев», «Добрыня и Змей», «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,
«Алеша Попович и Тугарин Змей»
Ведущий.
Внимание! Команды, соберитесь, сосредоточьтесь.
Итак, у нас сегодня необычный брейн-ринг – Называется он “Мир
русских былин”, а участвуют команды 6-х и 10-х классов.
Былины прошли сквозь всю историю Руси вплоть до XX века. Они
рассказывали обо всех событиях, происходивших в государстве,
впитывали в себя особенности народной речи и национального
быта.
Это творчество многих поколений, и мы, изучая былины, как
будто разговариваем со своими дальними предками и живем их
чувствами. И главное из этих чувств – любовь к Родине, патриотизм.
Былинные богатыри, побеждая лютых врагов, зарившихся на наши
богатства, помогали жителям Руси собирать свои силы в трудные
моменты истории, ощущать себя единым великим народом.
Пусть же и вас сплотят былинные сказания в крепкие дружины,
наполнят чувством патриотизма и единения ваши души.
Итак, начинаем.
Как во городе Саратове да в поселке Комсомольском,
В знаменитой Гимназии-то во пятоей
Собирались две дружинушки хоробрыи
Силой меряться да умением.
А и силушка не в руках у них,
Не в руках у них, а в головушке,
А уменьице – не мечом владеть –
Языком владеть да теорией.
Пусть же будут вам все заданьица
Легче пуху-то лебединого,
Пусть же славу поют, выхваляют вас
По уму-то все да по разуму.
Представление жюри.
Знакомство с условиями проведения брейн-ринга.
1. “Символ доблести богатырской”.
Капитаны, представьте свои команды. (Представление команд .
Знакомство).
2. Первый бой-сраженьице. “Теория да история былинная”.
Вопросы:
1 1. Что такое былина? (Былина – историческая песня,
повествующая о богатырях и народных героях и сочетающая в
себе историческую основу с фантастическим вымыслом).
2. Как иначе называют былину? (старина, старинка)
3. К какому роду литературы относится жанр былины?
(Эпический)
4. Каково примерное время возникновения былин? (8-9 век,
существовали в устной форме, появились в дописьменную
эпоху).
послужил реальным прообразом для этого героя? (Владимир
Святославич – до 1015 г, и Владимир Всеволодович Мономах
1053-1125 гг.).
6. Назовите имена русских писателей, создавших произведения
на былинные сюжеты. (А. К. Толстой, И. А. Бунин, Н. С. Гумилев,
А. С. Пушкин).
5. В былинах упоминается Владимир-князь стольнокиевский. Кто
7. Что означает выражение “ой ты гой еси!” (будь здоров)
8. Что произошло с дорожкой, которая заколодела, замуравела?
9. Кто такой тать, супостат? (вор, разбойник, недруг)
10.
Богатыри периодически ездили поляковать. Что это за
(замерзла, стала непроходимой, заросла травой)
занятие? (ездили в поле совершать подвиги богатырские)
11.
12.
Кто такие калики перехожие? (странники, нищие)
Что означает выражение “исполать тебе, добрый
молодец”? (хвала, слава тебе)
13.
14.
Кто написал картину "Три богатыря"
Как звали монахов Пересвета и Ослябю?
(Виктор Васнецов)
(Александр и Андрей)
Второй бой-сраженьице. “А и в том ли во городе былинном…”.
1. Озеро, в котором Садко поймал рыбу Золотое перо? (Ильмень)
2. Река в родном городе Садко? (Волхов)
3. Дайте точный адрес Соловья-Разбойника. (У Грязи-то у
Черноей, у березы у покляпыя, у речки у Смородины на сыром
дубу)
4. Место обитания Змея Горыныча? (гора Сорочинская)
5. Из какого города родом Алёша Попович? (из Ростова)
6. А Добрыня? (из Рязани)
7. Сыном короля какой земли назвалась Василиса Микулична,
жена Ставра Годиновича? (земли Ляховицкой)
8. Родной город Садко? (Новгород)
9. Из какого села родом Илья Муромец? (Карачарово)
Физкультминутка
2 Физкультминутку проводит ученик в костюме богатыря под музыку
М. Мусоргского «Богатырские ворота»:
Дружно встали – раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим.
Ноги крепкие расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо –
Получается на славу!
Третий бой-сраженьице. “Угадай-ка старинку”.
Зачитываются отрывки из былин. Надо ответить на поставленные
вопросы.
1.Кому из героев былин об Илье Муромце принадлежат слова:
«Кем ты ни стал, что ни делал бы,
Не пекись о корысти своей, выгоде,
А берись, Илья, за такие дела,
Чтобы славные были да великие,
Чтобы всем от них было радостно…»?
(Эти слова принадлежат Микуле Селяниновичу)
2.По описанию узнай героя былины об Илье Муромце:
«Он сидит злодей на семи дубах,
На семи дубах, на сорока суках…»
(Соловей - разбойник)
3.Где прочитал Илья такие слова:
«Прямо ехать – убитому быть!
Влево ехать – женатому быть!
Вправо ехать – богатому быть!
Всё судьбой сие предписано!»
(На белом придорожном камне были высечены эти слова)
4.По описанию узнай врагов, которых победил богатырь Илья:
«Голоса у них горластые,
А щиты у них крестастые,
На них шлемы, будто ведра вверх дном,
Кони – лошади в булатной броне…»
(Разбойники, напавшие на Илью ночью на прямой дороге)
5. Узнай героя былины по описанию:
«А сидит-то царище, как свинище,
3 На девяти столах, на десяти скамьях,
А глазищи…
И черным – черны, и пустым – пусты.
Бородища-то…
Из трёх волосин, как из трёх ветлин
.А носище-то…
Будто палка – клин дровокольная».
(Мамай – татарский царь)
6.К кому обратил Илья такие слова:
«Ты сухая, ты ведьма стародряхлая,
Плохо знаешь ты, видно, русский люд!»
(К смерти, которая хотела погубить его в бою с Мамаем, да не
смогла)
7.Из какой былины данный отрывок?
“Он берет сумочку да одной рукой-
Эта сумочка да не сшевелится!
Как берет он ее обеими руками,
Принатужился он силой богатырской,
По колени ушел да в мать сыру землю…”
(“Илья и Святогор”)
8.Из какой былины данный отрывок?
“А не езди-ко ты, дитятко, далече,
Да ты далеко-далече во чистое поле,
Ко тем славны горам да к сорочинским,
Да ко тем норам да ко змеиным,
Не топчи-ка ты там малых змеенышей,
Не пускай полонов оттуда русских!”
(“Добрыня и Змей”)
Четвертый бой – сраженьице «Герои былинные»
1. Богатырь, умевший превращаться в различных животных?
(Волх Всеславьевич)
2. Сообщите отчество Ильи Муромца . (Илья Иванович)
3. Сообщите отчество Алеши Поповича. (Алексей Федорович/
Леонтьевич)
4. Как звали племянницу князя Владимира? (Забава Путятична)
5. Почему Алешу называют Поповичем? (Поповский сын.)
6. Назовите героев былин –новгородских богатырей. (Садко,
Василий Буслаев.)
7. Кто из богатырей не мог ходить до 30 лет? (Илья Муромец.)
8. Как звали родителей богатыря Ильи Муромца? (Иван
9. Кто был крёстным отцом Ильи? (Микула Селянинович)
Тимофеевич и Ефросинья Александровна)
4 10.
11.
12.
13.
14.
Какая «беда-лихота» случилась с Ильёй в детстве? (У него
Кто помог богатырю исцелиться? (Ему помогли «калики
отнялись руки и ноги)
перехожие». Они дали Илье выпить «питья медвяного»)
Назовите князя, правившего в то былинное время, в
славный град которого часто созывались богатыри на честные
пиры-забавы. (Владимир Красно Солнышко, что правил в Киеве
– стольном граде.)
Назовите имя богатыря, который хвастался своей силою, а
сумки пахаря поднять не мог. (Святогор-Колыван.)
Кого из женщин освободил из полона Змея Огненного
Добрыня Никитич? (Забаву Путятичну.)
15.
16.
17.
Назовите самого сильного богатыря, который не воевал, а
силой обладал огромной. (Пахарь Микула Селянинович.)
В былинах, помимо богатырей-мужчин, есть женщины-
(Три дочери Микулы
богатырши.
Селяниновича:Катерина, Настасья, Василиса.)
Назовите их.
В каком бою погибли русские богатыри Добрыня Никитич
и Алёша Попович? (В бою с татарским ханом Мамаем)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.
Награждение победителей.
Итак, игра закончилась. Вы проявили свои знания и бойцовские
качества, проявили свое умение внимательно, вдумчиво читать и
работать в коллективе.
Надеюсь, помог вам в этом сам материал.
Еще раз хочу напомнить, что былины – часть нашей истории. А
без исторической памяти о прошлом новое поколение погибнет, как
дерево без корней. Поэтому не относитесь к былинам
легкомысленно или пренебрежительно, мол, устарели. Ощутите
выраженную в них и пронесенную через века идею единения и силы
великого народа.
–У Ильи бы научиться
Родину любить!
Ни за деньги, ни за славу
Подвиги вершить!
–Пример любви святой к Отчизне
И нам не худо перенять.
Враги пусть смотрят с укоризной –
Найдутся рыцари опять.
– Не перестанет Русь святая
Родить для битв богатырей.
Не будет мать – земля родная
Быть под защитой сыновей!
5
Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Брейн-ринг "Мир русских былин" между учениками 6-х и 10-х классов.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.