Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Оценка 4.7

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Оценка 4.7
Игры
docx
физика
9 кл—10 кл
05.11.2018
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Физическая игра "Брейн-ринг" может быть одним из мероприятий, проводимых в рамках предметной недели или внеклассным мероприятием по физике. Команды игроков могут состоять из учащихся одного класса или параллели, а также это могут быть сборные команды из учащихся 9 и 10 классов. По желанию организаторов данной игры конкурсы можно менять на другие, добавлять или убирать отдельные конкурсы. Удачи!!!
Брейн-ринг для учащихся 9-10 классов.docx
1. Петренко Елена Борисовна. 2. Учитель физики и математики. 3. Горловский лицей № 88 «Мечта», г. Горловка. 4. Номинация «Открытое мероприятие для детей». 5. «Брейн­ринг», физика, 9 классы, внеклассное мероприятие. 1. Аудитория: учащиеся 9­10 классов. Физический брейн­ринг 2. Состав  команд:  либо  по  6  учащихся  9 классов,  либо  по  3 учащихся 9  и 10 классов. 3. Количество команд: 2 и более. 4. Домашнее задание для команд: ­ придумать название и эмблему команды; ­ выбрать капитана команды; ­ составить представление команды. Цели:  1.Углубить   и   закрепить   знания   и   умения   учащихся,   полученные   на   уроках физики;   формировать   у   учащихся   умение   объяснять   явления,   которые встречаются в повседневной жизни. 2.   Развивать   наблюдательность,   находчивость,   умение   быстро   переключать внимание; развивать логическое мышление, умение быстро находить правильное решение   или   ответ   на   вопрос;   формировать   умение   применять   при необходимости   индуктивные   и   дедуктивные   методы   поиска   правильного решения. 3. Формировать высокие моральные качества: взаимопонимание, коллективизм, чувство   взаимной   ответственности,   умение   с   честью   отстаивать   свою   точку зрения в процессе работы; воспитывать интерес к физике как науке.  Ход мероприятия І. Сообщение темы игры, её целей. ІІ. Сообщение условий игры. 1. Ответы   на   все   вопросы   подаются   в   письменном   виде;   исправления   не принимаются. 2. Если ответ не полный или не совсем правильный, то команда может получить меньшее количество баллов. 3. Правильность   ответов   оценивается   экспертной   комиссией,   в   состав   которой входят учителя физики, математики и учащиеся 11 класса. ІІІ. Знакомство с командами. Каждая   команда   сообщает   своё   название,   демонстрирует   свою   эмблему   и представляет   своего   капитана   (возможно   представление   команды   в   виде презентации). ІV. Вступительное слово ведущего            Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником. «Скажи мне, ­ попросил юноша, ­ почему тебя часто одолевают сомнения? Ты прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так, что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»             В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький  и большой. «Твои знания ­ это маленький круг, а мои ­ большой. Но все, что  осталось вне этих кругов, ­ неизвестность. Маленький круг мало соприкасается  с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с  неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше  будет возникать у тебя неясных вопросов».             Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.            В   ходе физической расширить знаний   об мире, разум вами   новые вопросы   и желание ответы. этой игры   мы постараемся круг   ваших окружающем чтобы   ваш ставил перед и новые появилось найти на них Победит   — умнейший!!! Тур первый – «Поэтический»              Физики и лирики с давних времён идут руку об руку. Много известных учёных­физиков, инженеров, конструкторов имели склонность к поэзии — или сами   писали   стихи   или   переводили   произведения   известных   авторов.   Писал стихи   Михаил   Ломоносов.   И   не   важно,   что   эти   стихи   были   «научными»! Увлекались   поэзией   Эдисон,   Рентген,   Декарт,   Ньютон...   А   великий   Гёте увлекался физикой и в своей собственно лаборатории получил подтверждения многим   физическим   теориям;   причём   некоторые   научные   факты   он   получил самостоятельно.                          Вы не будете сегодня сочинять стихи — оставим это поэтам. Мы попробуем с помощью стихов описать более прозаические вещи­ физические величины, законы, единицы измерения и т. д.               Ваша задача определить, о чём идёт речь в стихотворениях, которые я буду читать. 1. Кто я, попробуйте узнать. Умею прямо я бежать, А иногда иду я криво, То равномерно, то игриво, То начинаю с малых проб, Чтобы потом идти в галоп. (механическое движение) 2. Единицу времени мне дают Чтобы скорость освободить от пут. Чтоб пошла она вперёд, возрастая, Ни каких границ при этом не зная. (ускоренье) 3. Только кот она – причина ускоренья? Мускулистая особа без волненья, Что таит в себе закон взаимодейства. Нету в ней эмоций. А злодейства? (сила) 4. Законы, законы всемирно известны. Кокой­то из них, затесавшийся в тексты Учебника физики, просит вниманья. Учтём мы его как Земли притяганье. (закон всемирного тяготения) 5. Когда на Земле, то боюсь я споткнуться Чтоб носиком в землю случайно не ткнуться. А в космосе рад бы прилипнуть к сиденью, Но носит меня, будто я – приведенье. Какая же сила тут мной овладела, Что воздух ищу я везде ошалело? (невесомость) 6. Я отрезок не простой – хитрая вещица. Укажу я вам куда нужно устремиться. Скорость, сила, ускоренье, импульс и перемещенье Без меня не много значат – Как попало вмиг заскачут. (вектор) 7. Мы законы­уравненья, верные и точные. Мы опишем вам движенье – нас не заморочите. Силы действия укажем и принепременно Ускорения причину выведем мгновенно. (законы Ньютона) 8. Мёртвый груз лежит уныло – Ни движенья, ни забот… Вдруг ему придали силы – устремился он в поход! Изменяется движенье  При взаимном оживленьи. (импульс) 9. Какая пружина вселилась в меня? Кручусь я, сжимаюсь, сгибаюсь – Пружина обратно равняет меня, Равняет, как я ни стараюсь. Намяли бока мне, наделали ямок, Скривили меня, что ни формы, ни рамок. (деформация) 10.Объёма дать мне не хотите, Размерами и то пренебрегаете. Зато есть масса у меня – учтите! Хотя меня и странно называете. (материальная точка) 11.Я движенье – но какое! Не любое, не простое! Я ­  особо сильное! Я ведь ­ …(реактивное) 12.Коль я слаба – тащусь я, словно кляча. Силы найду, то в движеньи удача. И расстояния нам ни почём, Быстро движение – быстро придём! (скорость) 13.К центру вечно я стремлюсь, Я на радиус ложусь, Вы побегайте по кругу – Рядом я всё время буду. (центростремительное ускорение). Тур второй – «Исторический»            С момента появления науки – физики и на протяжении всей истории её становления, развития было поставлено много задач и задано не меньше загадок. Автором   большинства   из   них   была   сама   природа.   Другие   были   «рождены» любознательными   и   интересующимися   всем   неизведанным   учёными.   Ещё некоторые были поставлены перед человеком его жизнью. Каждая из таких задач и загадок ещё один повод задуматься над проблемами мироздания, заставить работать свой мозг. Попробуем и мы отгадать несколько научных исторических загадок про физические явления, открытия, казусы… 1. Начало V века до нашей эры. Древнегреческий философ и мыслитель Демокрит наблюдает   за   работой   рабов­каменотёсов.   Рабы   дробят   огромные   глыбы   на меньшие камни, мельче, мельче и мельче. Процесс дробления продолжается до тех пор, пока не получаются небольшие камушки. Дробление сопровождается образованием   пыли.   Демокрит   берёт   эту   пыль   в   руки,   просеивает   её   сквозь пальцы – и его лицо озаряет величественная и очень смелая для того времени мысль…   На   основании   своих   наблюдений   Демокрит   сделал   вывод   об   очень важном свойстве всех веществ, о котором сейчас знает даже ученик младших классов.   Какой же вывод сделал Демокрит? Ответ: Демокрит предположил, что все вещества состоят из наименьших «кирпичиков»  ­   атомов  («атомис»  ­   неделимый)   и   любое   тело   или   вещество можно разделить на части.  2. 1638 год. Герцог Тосканский задумал украсить сады Флоренции фонтанами. Во­ первых,   это   принесёт   известность   и   славу   самому   герцогу,   а   во­вторых, прохладные струи оживят зелень садов… Но воду для фонтанов нужно было поднимать на высоту 18 метров над уровнем реки.  Это   не   остановило   ни   герцога,  ни   архитектора­строителя,   на  которого была возложена задача строительства фонтанов. И вот трубы проложены, фонтаны из белого мрамора выложены, насос сделан и подключен.   Остаётся   только   подать   воду.   На   открытие   фонтанов   съехалось много знаменитых гостей. Насосы начинают работать, вода вливается в трубы. Ещё мгновение – и струи воды ударят вверх… Но проходит 5, 10 минут – фонтаны не работают! Проходит ещё несколько тревожных минут ожидания. Гости переглядываются с недоумением, архитектор нервничает. «Почему?» ­ спрашивает герцог. «Почему?»  ­ задаётся тем же вопросом сам архитектор. Но никто из них не может дать ответ на этот вопрос. А как вы думаете: почему вода не смогла подняться на высоту 18 метров, а поднялась только чуть выше 10 метров? Ответ: в трубах насоса, под поршнем, нет воздуха, поэтому вода входит в них до тех   пор,   пока   вес   водяного   столба   в   трубе   не   уравновесится   внешним атмосферным давлением. Как только давление уравновесится, вода перестанет подниматься. 3. У бургомистра Магдебурга, известного учёного Отто фон Герике в доме с 1­го по 2­ой этаж тянется стеклянная трубка, в которой налита вода. Это – водяной барометр. На поверхности воды плавает пробковый кружочек с закреплённым на нём   бумажным   человечком.   Вытянутая   рука   человечка   показывает   на   шкалу барометра. Бургомистр утверждает, что человечек предсказывает погоду… Ему не верили. Но однажды в воскресенье 9 декабря 1660 года из дома бургомистра поползли тревожные слухи. Человечек в трубке опустился как никогда низко. Фон  Герике взволнован  и  озабочен. Он приказал  предупредить  всех  жителей городка о том, что… О чём, как вы думаете? Ответ: о том, что нужно ждать бури. И через несколько часов небо над городом потемнело и промчался такой ураган, какого не помнили даже старожилы. Ветер срывал ставни с окон и двери домов, сбрасывал крыши, угонял с пристани лодки и небольшие суда… 4. 15 апреля 1875 года со двора газового завода в Париже стартовал воздушный шар «Зенит» с отважными астронавтами на борту – в корзине. Их было трое: профессор   Гастон   Тиссандъе   и   два   врача   –   Кроче­Спиннели   и   Сивель.   Они решили   подняться   на   этом   шаре   на   наибольшую   возможную   высоту.   Шар поднялся на   8500 метров над уровнем моря и благополучно вернулся на Землю. А вот пассажиры – увы! – не все! Живым остался только Тиссандъе. Два его спутника не выдержали… Чего, по вашему мнению, не выдержали астронавты? Ответ: во­первых, им не хватило воздуха. Но главное то, что было нарушено равновесие между внешним и внутренним давлением. Это нарушение привело к тому, что у людей начали лопаться кровеносные сосуды и пузырьки в лёгких. 5. Конец ХХ века. Немецкий городок Вюрцбург. Университет. Собираясь домой в субботний   вечер,   учёный   физик   (очень   знаменитый!)   осматривает   свою лабораторию – всё ли в порядке. И вдруг он увидел, что один из приборов – трубка Крукса – не выключен.  Но не это привлекло внимание профессора, а то, что картон, лежащий на приборе – светится. Это был не обычный картон, он был покрыт слоем соединения бария и не должен был светиться. Учёный располагает между картоном и трубкой толстую книгу, доску, эбонит ­  таинственные лучи не   замечают   этих   препятствий,   на   экране   появляются   лишь   лёгкие   тени. Профессор вынимает из кармана кошелёк и подносит его к трубке – на экране чётко   обозначилось   всё,   что   лежало   в   кошельке:   три   монетки,   ключи… Следующий шаг – профессор закрывает трубку ладонью. И тут происходит те, что у большинства людей вызвало бы ужас…  Что же увидел профессор? Какое открытие он сделал? Как его имя? Ответ: на экране лёгкой тенью появилось изображение костей ладони и пальцев руки. Фотография скелета!!! Так были открыты Х­луч или рентгеновские лучи. А известный учёный – Вильгельм Конрад Рентген. Третий тур – «Практический»         Поэзия, история – это красиво, интересно и увлекательно. Свою эрудицию и находчивость   вы   уже   продемонстрировали.   Теперь   очередь   за   вашими практическими   навыками   и   умениями.   На   листах   –   задания,   которые   вам необходимо выполнить. За каждое верно выполненное задание – 2 балла. Таблица 1. № п/п Определите массу… Ответ …сосновой доски    ϱ  = 8оо кг/м 3 … ртути в ёмкости     ϱ  = 13  600 кг/м3 1. 2. 3. …   водорода,   который   наполняет аэростат ϱ  = 0,09кг/м 3, V = 1500 м3         4. … арбуза и дыни 5. …лодки,   с   которой   прыгнул   мальчик   массой   40   кг   со скоростью 4 м/с, если лодка при этом стала двигаться со скоростью 0,5 м/с. Таблица 2. № п/п 1. Изобразит силы, которые действуют с системе тел Назовите эти силы 2. 3. 4. Четвёртый тур – «Интеллектуальный»                    Физика – наука, изучающая неживую природу (по Аристотелю). Но человек, изучающий эту природу вполне живой и поэтому его интересуют не только физические, но и природные явления. Они тоже связаны с физикой и являются   проявлением   физических   явлений   практически.   Такие   явления человек отобразил в поговорках, крылатых фразах, загадках. Давайте послушаем несколько из них и попробуем отгадать, какие же явления спрятались от нас в этих образцах устного народного творчества. Световые явления 1. Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам. 2. Кто входит в окно и не раскрывает его? 3. Кто всегда со светом дружен, если солнышко в окне, Я от зеркала, то лужи пробегаю по стене. 4. Придёт в дом – не выгонишь колом; Пора придёт – сам уйдёт. 5. Видать глазами, да не взять руками. 6. На минутку в землю врос разноцветный чудо­мост. Чудо­мастер мастерил мост высокий без перил. 7. Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге. И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа. 8. Крашеное коромысло через речку повисло. 9. Белая кошка лезет в окошко. 10.Подходить к дому стала – с неба солнце украла. Звуковые явления 1. Басовитый и серьёзный, у него характер крут: Заворчит он очень громко – все тотчас же убегут! 2. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит – Не понять и мудрецам не узнать. 3. Конь бежит, земля дрожит. 4. На небе стукнет, а на земле слышно. 5. Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк его слышит.  Тепловые явления 1. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий, В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле. 2. Без крыл, без ног белые мухи летают. 3. Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идёт. 4. И не снег, и не лёд, а деревья серебром уберёт. 5. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья. А вот ветер нападёт, этот бархат опадёт. 6. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было. Растворилось молоко – стало видно далеко. 7. Без рук, без ног, а окно выбивает. 8. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, И бормочет, и поёт – убаюкивает? 9. Зимой гуляет – дома запирает, а весной плачет – людей выпускает. 10.Какой это мастер на стены нанёс и листья, и травы, и заросли роз? 11.Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо! За окошком двор исчез, там волшебный вырос лес. 12.Кто не плачет, а слёзы текут? 13.Он вошёл – никто не видел, Он сказал – никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. 14.Без рук, без ног, а в избу лезет. 15.С неба пришёл, в землю ушёл. 16.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт. И никуда я не пойду, покуда он идёт. 17.Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится. 18.Белая скатерть всё поле укрыла. 19.Сам вода, да по воде плывёт. 20.Над рекою, над долиной повисла белая холстина. 21.Без рук, без ног, а рисовать умеет. 22.Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает. 23.Лежал, лежал, а весною в реку убежал. 24.От меня зимой, как летом, расцвело всё белым цветом. 25.Белая морковка зимой растёт. 26.Летит – молчит, лежит – молчит, когда умирает, тогда ревёт. 27.Дедушка мост мостит без топора и без клиньев. 28.Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит. 29.Осенью рождаюсь, весной умираю. Зимой своим телом землю согреваю.  Электрические явления 1. Ни огня, ни жару не имею, а всё сжигаю. 2. Раскалённая стрела дуб свалила у села. 3. Летит огненная стрела, никто её не поймает. V. Подведение итогов.   VI. Выводы.

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов

Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.11.2018