Физическая игра "Брейн-ринг" может быть одним из мероприятий, проводимых в рамках предметной недели или внеклассным мероприятием по физике. Команды игроков могут состоять из учащихся одного класса или параллели, а также это могут быть сборные команды из учащихся 9 и 10 классов. По желанию организаторов данной игры конкурсы можно менять на другие, добавлять или убирать отдельные конкурсы. Удачи!!!
Брейн-ринг для учащихся 9-10 классов.docx
1. Петренко Елена Борисовна.
2. Учитель физики и математики.
3. Горловский лицей № 88 «Мечта», г. Горловка.
4. Номинация «Открытое мероприятие для детей».
5. «Брейнринг», физика, 9 классы, внеклассное мероприятие. 1. Аудитория: учащиеся 910 классов.
Физический брейнринг
2. Состав команд: либо по 6 учащихся 9 классов, либо по 3 учащихся 9 и 10
классов.
3. Количество команд: 2 и более.
4. Домашнее задание для команд:
придумать название и эмблему команды;
выбрать капитана команды;
составить представление команды.
Цели:
1.Углубить и закрепить знания и умения учащихся, полученные на уроках
физики; формировать у учащихся умение объяснять явления, которые
встречаются в повседневной жизни.
2. Развивать наблюдательность, находчивость, умение быстро переключать
внимание; развивать логическое мышление, умение быстро находить правильное
решение или ответ на вопрос; формировать умение применять при
необходимости индуктивные и дедуктивные методы поиска правильного
решения.
3. Формировать высокие моральные качества: взаимопонимание, коллективизм,
чувство взаимной ответственности, умение с честью отстаивать свою точку
зрения в процессе работы; воспитывать интерес к физике как науке.
Ход мероприятия
І. Сообщение темы игры, её целей.
ІІ. Сообщение условий игры.
1. Ответы на все вопросы подаются в письменном виде; исправления не
принимаются.
2. Если ответ не полный или не совсем правильный, то команда может получить
меньшее количество баллов. 3. Правильность ответов оценивается экспертной комиссией, в состав которой
входят учителя физики, математики и учащиеся 11 класса.
ІІІ. Знакомство с командами.
Каждая команда сообщает своё название, демонстрирует свою эмблему и
представляет своего капитана (возможно представление команды в виде
презентации).
ІV. Вступительное слово ведущего
Гуляя в тенистой роще, греческий философ беседовал со своим учеником.
«Скажи мне, попросил юноша, почему тебя часто одолевают сомнения? Ты
прожил долгую жизнь, умудрен опытом и учился у великих эллинов. Как же так,
что и для тебя осталось столь много неясных вопросов?»
В раздумье философ очертил посохом перед собой два круга: маленький
и большой. «Твои знания это маленький круг, а мои большой. Но все, что
осталось вне этих кругов, неизвестность. Маленький круг мало соприкасается
с неизвестностью. Чем шире круг твоих знаний, тем больше его граница с
неизвестностью. И впредь, чем больше ты станешь узнавать нового, тем больше
будет возникать у тебя неясных вопросов».
Греческий мудрец дал исчерпывающий ответ.
В ходе
физической
расширить
знаний об
мире,
разум
вами новые
вопросы и
желание
ответы.
этой
игры мы
постараемся
круг ваших
окружающем
чтобы ваш
ставил перед
и
новые
появилось
найти на них
Победит —
умнейший!!! Тур первый – «Поэтический»
Физики и лирики с давних времён идут руку об руку. Много известных
учёныхфизиков, инженеров, конструкторов имели склонность к поэзии — или
сами писали стихи или переводили произведения известных авторов. Писал
стихи Михаил Ломоносов. И не важно, что эти стихи были «научными»!
Увлекались поэзией Эдисон, Рентген, Декарт, Ньютон... А великий Гёте
увлекался физикой и в своей собственно лаборатории получил подтверждения
многим физическим теориям; причём некоторые научные факты он получил
самостоятельно.
Вы не будете сегодня сочинять стихи — оставим это поэтам. Мы
попробуем с помощью стихов описать более прозаические вещи физические
величины, законы, единицы измерения и т. д.
Ваша задача определить, о чём идёт речь в стихотворениях, которые я
буду читать.
1. Кто я, попробуйте узнать.
Умею прямо я бежать,
А иногда иду я криво,
То равномерно, то игриво,
То начинаю с малых проб,
Чтобы потом идти в галоп. (механическое движение)
2. Единицу времени мне дают Чтобы скорость освободить от пут.
Чтоб пошла она вперёд, возрастая,
Ни каких границ при этом не зная. (ускоренье)
3. Только кот она – причина ускоренья?
Мускулистая особа без волненья,
Что таит в себе закон взаимодейства.
Нету в ней эмоций. А злодейства? (сила)
4. Законы, законы всемирно известны.
Кокойто из них, затесавшийся в тексты
Учебника физики, просит вниманья.
Учтём мы его как Земли притяганье. (закон всемирного тяготения)
5. Когда на Земле, то боюсь я споткнуться
Чтоб носиком в землю случайно не ткнуться.
А в космосе рад бы прилипнуть к сиденью,
Но носит меня, будто я – приведенье.
Какая же сила тут мной овладела,
Что воздух ищу я везде ошалело? (невесомость)
6. Я отрезок не простой – хитрая вещица.
Укажу я вам куда нужно устремиться.
Скорость, сила, ускоренье, импульс и перемещенье
Без меня не много значат –
Как попало вмиг заскачут. (вектор)
7. Мы законыуравненья, верные и точные.
Мы опишем вам движенье – нас не заморочите.
Силы действия укажем и принепременно
Ускорения причину выведем мгновенно. (законы Ньютона)
8. Мёртвый груз лежит уныло –
Ни движенья, ни забот…
Вдруг ему придали силы – устремился он в поход!
Изменяется движенье
При взаимном оживленьи. (импульс)
9. Какая пружина вселилась в меня?
Кручусь я, сжимаюсь, сгибаюсь –
Пружина обратно равняет меня,
Равняет, как я ни стараюсь.
Намяли бока мне, наделали ямок, Скривили меня, что ни формы, ни рамок. (деформация)
10.Объёма дать мне не хотите,
Размерами и то пренебрегаете.
Зато есть масса у меня – учтите!
Хотя меня и странно называете. (материальная точка)
11.Я движенье – но какое!
Не любое, не простое!
Я особо сильное!
Я ведь …(реактивное)
12.Коль я слаба – тащусь я, словно кляча.
Силы найду, то в движеньи удача.
И расстояния нам ни почём,
Быстро движение – быстро придём! (скорость)
13.К центру вечно я стремлюсь,
Я на радиус ложусь,
Вы побегайте по кругу –
Рядом я всё время буду. (центростремительное ускорение).
Тур второй – «Исторический»
С момента появления науки – физики и на протяжении всей истории её
становления, развития было поставлено много задач и задано не меньше загадок.
Автором большинства из них была сама природа. Другие были «рождены»
любознательными и интересующимися всем неизведанным учёными. Ещё
некоторые были поставлены перед человеком его жизнью. Каждая из таких задач
и загадок ещё один повод задуматься над проблемами мироздания, заставить
работать свой мозг. Попробуем и мы отгадать несколько научных исторических
загадок про физические явления, открытия, казусы…
1. Начало V века до нашей эры. Древнегреческий философ и мыслитель Демокрит
наблюдает за работой рабовкаменотёсов. Рабы дробят огромные глыбы на
меньшие камни, мельче, мельче и мельче. Процесс дробления продолжается до
тех пор, пока не получаются небольшие камушки. Дробление сопровождается
образованием пыли. Демокрит берёт эту пыль в руки, просеивает её сквозь
пальцы – и его лицо озаряет величественная и очень смелая для того времени
мысль… На основании своих наблюдений Демокрит сделал вывод об очень
важном свойстве всех веществ, о котором сейчас знает даже ученик младших
классов.
Какой же вывод сделал Демокрит? Ответ: Демокрит предположил, что все вещества состоят из наименьших
«кирпичиков» атомов («атомис» неделимый) и любое тело или вещество
можно разделить на части.
2. 1638 год. Герцог Тосканский задумал украсить сады Флоренции фонтанами. Во
первых, это принесёт известность и славу самому герцогу, а вовторых,
прохладные струи оживят зелень садов…
Но воду для фонтанов нужно было поднимать на высоту 18 метров над уровнем
реки. Это не остановило ни герцога, ни архитекторастроителя, на которого
была возложена задача строительства фонтанов.
И вот трубы проложены, фонтаны из белого мрамора выложены, насос сделан и
подключен. Остаётся только подать воду. На открытие фонтанов съехалось
много знаменитых гостей. Насосы начинают работать, вода вливается в трубы.
Ещё мгновение – и струи воды ударят вверх…
Но проходит 5, 10 минут – фонтаны не работают!
Проходит ещё несколько тревожных минут ожидания. Гости переглядываются с
недоумением, архитектор нервничает.
«Почему?» спрашивает герцог.
«Почему?» задаётся тем же вопросом сам архитектор.
Но никто из них не может дать ответ на этот вопрос.
А как вы думаете: почему вода не смогла подняться на высоту 18 метров, а
поднялась только чуть выше 10 метров?
Ответ: в трубах насоса, под поршнем, нет воздуха, поэтому вода входит в них до
тех пор, пока вес водяного столба в трубе не уравновесится внешним
атмосферным давлением. Как только давление уравновесится, вода перестанет
подниматься.
3. У бургомистра Магдебурга, известного учёного Отто фон Герике в доме с 1го
по 2ой этаж тянется стеклянная трубка, в которой налита вода. Это – водяной
барометр. На поверхности воды плавает пробковый кружочек с закреплённым на
нём бумажным человечком. Вытянутая рука человечка показывает на шкалу
барометра. Бургомистр утверждает, что человечек предсказывает погоду… Ему
не верили. Но однажды в воскресенье 9 декабря 1660 года из дома бургомистра
поползли тревожные слухи. Человечек в трубке опустился как никогда низко.
Фон Герике взволнован и озабочен. Он приказал предупредить всех жителей
городка о том, что…
О чём, как вы думаете?
Ответ: о том, что нужно ждать бури. И через несколько часов небо над городом
потемнело и промчался такой ураган, какого не помнили даже старожилы. Ветер
срывал ставни с окон и двери домов, сбрасывал крыши, угонял с пристани лодки
и небольшие суда… 4. 15 апреля 1875 года со двора газового завода в Париже стартовал воздушный
шар «Зенит» с отважными астронавтами на борту – в корзине. Их было трое:
профессор Гастон Тиссандъе и два врача – КрочеСпиннели и Сивель. Они
решили подняться на этом шаре на наибольшую возможную высоту. Шар
поднялся на 8500 метров над уровнем моря и благополучно вернулся на Землю.
А вот пассажиры – увы! – не все! Живым остался только Тиссандъе. Два его
спутника не выдержали…
Чего, по вашему мнению, не выдержали астронавты?
Ответ: вопервых, им не хватило воздуха. Но главное то, что было нарушено
равновесие между внешним и внутренним давлением. Это нарушение привело к
тому, что у людей начали лопаться кровеносные сосуды и пузырьки в лёгких.
5. Конец ХХ века. Немецкий городок Вюрцбург. Университет. Собираясь домой в
субботний вечер, учёный физик (очень знаменитый!) осматривает свою
лабораторию – всё ли в порядке. И вдруг он увидел, что один из приборов –
трубка Крукса – не выключен. Но не это привлекло внимание профессора, а то,
что картон, лежащий на приборе – светится. Это был не обычный картон, он был
покрыт слоем соединения бария и не должен был светиться. Учёный располагает
между картоном и трубкой толстую книгу, доску, эбонит таинственные лучи
не замечают этих препятствий, на экране появляются лишь лёгкие тени.
Профессор вынимает из кармана кошелёк и подносит его к трубке – на экране
чётко обозначилось всё, что лежало в кошельке: три монетки, ключи…
Следующий шаг – профессор закрывает трубку ладонью. И тут происходит те,
что у большинства людей вызвало бы ужас…
Что же увидел профессор? Какое открытие он сделал? Как его имя?
Ответ: на экране лёгкой тенью появилось изображение костей ладони и пальцев
руки. Фотография скелета!!! Так были открыты Хлуч или рентгеновские лучи.
А известный учёный – Вильгельм Конрад Рентген.
Третий тур – «Практический»
Поэзия, история – это красиво, интересно и увлекательно. Свою эрудицию и
находчивость вы уже продемонстрировали. Теперь очередь за вашими
практическими навыками и умениями. На листах – задания, которые вам
необходимо выполнить. За каждое верно выполненное задание – 2 балла.
Таблица 1.
№
п/п
Определите массу…
Ответ …сосновой
доски
ϱ
= 8оо кг/м
3
… ртути в ёмкости
ϱ
= 13
600 кг/м3
1.
2.
3.
… водорода, который наполняет
аэростат
ϱ
= 0,09кг/м
3, V = 1500 м3
4.
… арбуза и дыни 5.
…лодки, с которой прыгнул мальчик массой 40 кг со
скоростью 4 м/с, если лодка при этом стала двигаться со
скоростью 0,5 м/с.
Таблица 2.
№
п/п
1.
Изобразит силы, которые действуют с системе тел
Назовите эти силы 2.
3. 4.
Четвёртый тур – «Интеллектуальный»
Физика – наука, изучающая неживую природу (по Аристотелю). Но
человек, изучающий эту природу вполне живой и поэтому его интересуют не
только физические, но и природные явления. Они тоже связаны с физикой и
являются проявлением физических явлений практически. Такие явления
человек отобразил в поговорках, крылатых фразах, загадках.
Давайте послушаем несколько из них и попробуем отгадать, какие же явления
спрятались от нас в этих образцах устного народного творчества.
Световые явления
1. Ежедневно по утрам он в окошко входит к нам.
2. Кто входит в окно и не раскрывает его?
3. Кто всегда со светом дружен, если солнышко в окне,
Я от зеркала, то лужи пробегаю по стене.
4. Придёт в дом – не выгонишь колом;
Пора придёт – сам уйдёт.
5. Видать глазами, да не взять руками.
6. На минутку в землю врос разноцветный чудомост.
Чудомастер мастерил мост высокий без перил.
7. Ты упала мне под ноги, растянулась по дороге.
И нельзя тебя поднять, и нельзя тебя прогнать
На меня ты так похожа, будто я шагаю лёжа.
8. Крашеное коромысло через речку повисло.
9. Белая кошка лезет в окошко.
10.Подходить к дому стала – с неба солнце украла. Звуковые явления
1. Басовитый и серьёзный, у него характер крут:
Заворчит он очень громко – все тотчас же убегут!
2. Громко стучит, звонко кричит, а что говорит –
Не понять и мудрецам не узнать.
3. Конь бежит, земля дрожит.
4. На небе стукнет, а на земле слышно.
5. Живёт без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всяк его слышит.
Тепловые явления
1. Без пути и без дороги ходит самый длинноногий,
В тучах прячется, во мгле, только ноги на земле.
2. Без крыл, без ног белые мухи летают.
3. Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идёт.
4. И не снег, и не лёд, а деревья серебром уберёт.
5. В белом бархате деревня – и заборы, и деревья.
А вот ветер нападёт, этот бархат опадёт.
6. Молоко над речкой плыло, ничего не видно было.
Растворилось молоко – стало видно далеко.
7. Без рук, без ног, а окно выбивает.
8. Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает,
И бормочет, и поёт – убаюкивает?
9. Зимой гуляет – дома запирает, а весной плачет – людей выпускает.
10.Какой это мастер на стены нанёс и листья, и травы, и заросли роз?
11.Побелело за ночь всюду, а у нас в квартире чудо!
За окошком двор исчез, там волшебный вырос лес.
12.Кто не плачет, а слёзы текут?
13.Он вошёл – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес.
14.Без рук, без ног, а в избу лезет.
15.С неба пришёл, в землю ушёл.
16.Шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.
И никуда я не пойду, покуда он идёт.
17.Без рук, без ног, под окном стучится, в избу просится.
18.Белая скатерть всё поле укрыла.
19.Сам вода, да по воде плывёт.
20.Над рекою, над долиной повисла белая холстина.
21.Без рук, без ног, а рисовать умеет.
22.Зимою греет, весною тлеет, летом умирает, осенью оживает. 23.Лежал, лежал, а весною в реку убежал.
24.От меня зимой, как летом, расцвело всё белым цветом.
25.Белая морковка зимой растёт.
26.Летит – молчит, лежит – молчит, когда умирает, тогда ревёт.
27.Дедушка мост мостит без топора и без клиньев.
28.Старик у ворот тепло уволок, сам не бежит и стоять не велит.
29.Осенью рождаюсь, весной умираю.
Зимой своим телом землю согреваю.
Электрические явления
1. Ни огня, ни жару не имею, а всё сжигаю.
2. Раскалённая стрела дуб свалила у села.
3. Летит огненная стрела, никто её не поймает.
V. Подведение итогов.
VI. Выводы.
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Брейн-ринг по физике для учащихся 9-10 классов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.