Метапредметная игра по станциям "Сила интеллекта" для учащихся 10-11 классов
Оценка 4.7

Метапредметная игра по станциям "Сила интеллекта" для учащихся 10-11 классов

Оценка 4.7
Игры
docx
Междисциплинарный 3
10 кл—11 кл +1
29.08.2024
Метапредметная игра по станциям "Сила интеллекта" для учащихся 10-11 классов
Метапредметная игра по станциям «Сила интеллекта» Три команды по очереди посещают три «станции», отвечая на вопросы из области математики, физики и обществознания, с которыми они могут столкнуться на страницах литературных произведений. За каждый верный ответ команда получает установленное количество баллов, которые в итоге суммируются. Победителей определяют по наибольшему количеству баллов. Можно присудить 3 места, определив, в какой из указанных областей знаний какая команда сильнее.
Метапредметная игра по станциям.docx

Метапредметная игра по станциям «Сила интеллекта»

Три команды по очереди посещают три «станции», отвечая на вопросы из области математики, физики и обществознания, с которыми они могут столкнуться на страницах литературных произведений. За каждый верный ответ команда получает установленное количество баллов, которые в итоге суммируются. Победителей определяют по наибольшему количеству баллов. Можно присудить 3 места, определив, в какой из указанных областей знаний какая команда сильнее.

 

 I . СТАНЦИЯ «ЛИТМАТ»

1) А. Аверченко “Экзаменационная задача”

Когда учитель продиктовал задачу, Семен Панталыкин решил: «Я погиб!»

Спасите Семена, решите задачу: 

“Два крестьянина вышли одновременно из пункта А в пункт Б, причем один из них делал в час четыре версты, а другой – пять. Спрашивается, на сколько один крестьянин придет раньше другого в пункт Б, если второй вышел позже первого на четверть часа, а от пункта А до пункта Б такое же расстояние в верстах, – сколько получится, если два виноторговца продали третьему такое количество бочек вина, которое дало первому прибыли сто двадцать рублей, второму восемьдесят, а всего бочка вина приносит прибыли сорок рублей”.

 

2) А. Чехов  “Репетитор”

“Купец купил 138 аршин черного и синего сукна за 540 руб. Спрашивается, сколько аршин купил он того и другого, если синее сукно стоило 5 руб. за аршин, а черное – 3 руб.?”

Петя повторяет задачу и тотчас же, ни слова не говоря, начинает делить 540 на 138.

– Для чего же это вы делите? Постойте! Впрочем, так… продолжайте. Остаток получается? Здесь не может быть остатка. Дайте-ка я разделю!

Зиберов (репетитор) делит, получает 3 с остатком и быстро стирает.

“Странно… – думает он, ероша волосы и краснея. – Как же она решается? Гм!.. Это задача на неопределенные уравнения, а вовсе не арифметическая…”

Учитель глядит в ответы и видит 75 и 63.

“Гм!.. странно… Сложить 5 и 3, а потом делить 540 на 8? Так, что ли? Нет, не то”.

– Решайте же! – говорит он Пете.

– Ну чего думаешь? Задача-то ведь пустяковая! – говорит Удодов Пете. – Экий ты дурак, братец! Решите уж вы ему, Егор Алексеич.

Егор Алексеич (репетитор) берет в руку грифель и начинает решать. Он заикается, краснеет, бледнеет.

– Эта задача, собственно говоря, алгебраическая… Ее с иксом и игреком решить можно. Впрочем, можно и так решить. Я вот разделил… понимаете? Теперь вот надо вычесть… понимаете? Или вот что… Решите мне эту задачу сами к завтраму… Подумайте…

Петя ехидно улыбается. Удодов тоже улыбается. Оба они понимают замешательство учителя.

А как бы вы решили задачу, если бы были репетитором?

3) Жюль Верн «Таинственный остров»

– Сегодня нам надо измерить высоту площадки Дальнего Вида, – сказал инженер.

– Вам понадобится для этого инструмент? – спросил Герберт.

– Нет, не понадобится. Мы обратимся к не менее простому и точному способу.

Взяв прямой шест, футов 12 длиной, инженер измерил его возможно точнее, сравнивая со своим ростом, который был ему хорошо известен. Герберт же нёс за ним отвес: просто камень, привязанный к концу верёвки.

Не доходя футов 500 до гранитной стены, поднимавшейся отвесно, инженер воткнул шест фута на два в песок и, прочно укрепив его, поставил вертикально с помощью отвеса.

Затем он отошёл от шеста на такое расстояние, чтобы лёжа на песке, можно было на одной прямой линии видеть и конец шеста, и край гребня. Эту точку он тщательно пометил колышком.

– Тебе знакомы начатки геометрии? – спросил он Герберта, поднимаясь с земли.

– Да.                                                                                                                 

– Помнишь свойства подобных треугольников?

– Их сходные стороны пропорциональны.

– Если мы измерим два расстояния: расстояние от колышка до основания шеста и расстояние от колышка до основания стены, то, зная высоту шеста, сможем вычислить четвёртый, неизвестный член пропорции, т. е. высоту стены.

Оба горизонтальных расстояния были измерены: меньшее равнялось 15 футам, большее – 500 футам. По окончании измерений инженер составил следующую запись:  «...»

Воспроизводите эту запись.



II. СТАНЦИЯ «ФИЗИКИ И ЛИРИКИ»

 

1) Валерий Брюсов «Мир электрона»

 

Быть может, эти электроны —

Миры, где пять материков,

Искусства, знанья, войны, троны

И память сорока веков!

 

Еще, быть может, каждый атом —

Вселенная, где сто планет;

Там всё, что здесь, в объеме сжатом,

Но также то, чего здесь нет.

 

Их меры малы, но всё та же

Их бесконечность, как и здесь;

Там скорбь и страсть, как здесь, и даже

Там та же мировая спесь.

 

Их мудрецы, свой мир бескрайный

Поставив центром бытия,

Спешат проникнуть в искры тайны

И умствуют, как ныне я.

 

Какая модель строения атома описана Брюсовым?

 

2) Назовите два физических явления, которые мы наблюдаем у В.С.Высоцкого  в его стихотворения «Проделав брешь в затишье…» и объясните их природу:

Проделав брешь в затишье,
Весна идет в штыки,
И высунули крыши
Из снега языки.
Голодная до драки,
Оскалилась весна.
Как с языка собаки,
Стекает с крыш слюна.

 

 

 

3) Какое явление описал А. С. Пушкин в своём стихотворении? Чем оно обусловлено? Какой раздел физики занимается подобными явлениями?

Ревёт ли зверь в лесу глухом,

Трубит ли рог, гремит ли гром,

Поёт ли дева за холмом —

На всякий звук

Свой отклик в воздухе пустом

Родишь ты вдруг.

 

 

 

4) А. Чехов «Степь»

Егорушка... разбежался и полетел с полуторасаженной высоты. Описав в воздухе дугу, он упал в воду, глубоко погрузился, но дна не достал; какая-то сила, холодная и приятная наощупь, подхватила и понесла его обратно наверх.

Какая сила вытолкнула Егорушку из воды?

 

 

5) Л.Н.Толстой. Как в городе Париже починили дом. 

В одном большом доме разошлись врозь стены. Стали думать, как их свести так, чтобы не ломать крыши. Один человек придумал. Он вделал с обеих сторон в стены железные ушки; потом сделал железную полосу, такую, чтобы она на вершок не хватала от ушка до ушка. Потом загнул на ней крюки по концам так, чтобы крюки входили в ушки. Потом разогрел полосу на огне; она раздалась и достала от ушка до ушка. Тогда он задел крюками за ушки и оставил её так. Полоса стала остывать и сжиматься и стянула стены. 

Какое свойство твёрдых тел использовалось для стягивания стен?

 

 

6) М. Борисова «Знакомьтесь, вот девочка Ицу»

Наконец из кухни тесной

Через дом и через сад

По селу потек чудесный,

Аппетитный аромат.

Маме стало не до курсов:

Супом пахнет очень вкусно!

От машины во всю прыть

Папа мчится руки мыть.

 

Какое физическое явление заставило маму и папу почувствовать аромат супа и забыть о делах?

 

 

7) С каким физическим явлением мы сталкиваемся на страницах следующих произведений?

М. Булгаков "Мастер и Маргарита"

...неожиданно возле него столкнулись две женщины, и одна из них закричала над самым ухом поэта другой женщине так:

– Аннушка, наша Аннушка! С Садовой! Это ее работа! Взяла она в бакалее подсолнечного масла, да литровку-то о вертушку и разбей! Всю юбку изгадила… А он-то, бедный, стало быть, поскользнулся да и поехал на рельсы…"

А. Писемский  "Мещане"

"Перехватов, в свою очередь, ...уселся в кресло, стал тереть свои красивые руки, чтобы согреть их, а потом взял Бегушева за пульс".

 

 

8) А.Блок «Двенадцать»

….Под снежком — ледок.

Скользко, тяжко,

Всякий ходок

 Скользит — ах, бедняжка!.. 

 

Как можно увеличить силу трения?

 

9) О каком явлении написала Зинаида Гиппиус? Что подразумевает поэтесса под "да" и "нет"?

Две нити вместе свиты,

Концы обнажены.

То «да» и «нет» не слиты,

Не слиты — сплетены.

Их темное сплетенье

И тесно, и мертво,

Но ждет их воскресенье,

И ждут они его.

Концов концы коснутся —

Другие «да» и «нет»

И «да» и «нет» проснутся,

Сплетенные сольются,

И смерть их будет — Свет.

 

10) Б. Акунин "Любовница смерти"

 

- Дворник сказал, что в ночь самоубийства вы слышали из-за стены необычные звуки. Опишите их.

- Такое не скоро забудешь! Ночь была ненастная, ветер, деревья трещали. Мы ложимся поздно. Этот, за стенкой, метался по комнате, бормотал. То расхохотался, то зарыдал - в общем, был не в себе. А потом началось. Вой - жуткий такой, с перерывами. Я ничего подобного в жизни не слыхивал. Это было что-то утробное, но членораздельное. Будто повторяли какое-то слово, снова и снова. 

      - Умм-ииии! Умм-ииии! - басом завыла Дашка. - Жуть! Сначала низко - "уммм", а потом выше - "иии".  <...>

- А вы поняли, что именно завывал этот голос?  - уже на улице спросил Гэндзи.

Коломбина попробовала тихонько повыть:

 - Уммм-ииии... Господи Боже!  Умммрииии!..

Позже Гэндзи сообщил: 

- Под верхним карнизом кухонного окна я обнаружил две свинцовые трубки, искусно замаскированные под штукатуркой и с отверстиями, заткнутыми пробками. Я вынул пробки. Тут за окном подул ветер, и я отчетливо услышал низкий, утробный вой: "Уммм-иии". Вне всякого сомнения, звук издавали потайные трубки!

 

А) Какую силу использовал злоумышленник, чтобы создать звуковой эффект с помощью трубок? Б ) От чего зависит эта сила? В) Как возникает вой в трубе?

 

III. СТАНЦИЯ «ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ»»

 

1)«Модный адвокат» Н.Тэффи

 

Лицо у него (адвоката) стало багровым, глаза выкатились, шея налилась. Казалось, будто он подавился бараньей костью.

— Господа судьи! — воскликнул он. — Да, это он перед вами, это Семен Рубашкин. Он автор статьи и распускатель слухов о роспуске первой Думы, статьи, подписанной только двумя буквами, но эти буквы С. Р. Почему двумя, спросите вы. Почему не тремя, спрошу и я. Почему он, нежный и преданный сын, не поместил имени своего отца? Не потому ли, что ему нужны были только две буквы С. и Р.? Не является ли он представителем грозной и могущественной партии?

Какую партию имеет в виду герой рассказа? 

 

 

2) М. Булгаков "Похождения Чичикова"

Ухмыльнулся Чичиков и начал служить.

...

А дальше пошло легче и легче. Прежде всего оглянулся Чичиков и видит, куда ни плюнь, свой сидит. Полетел в учреждение, где пайки де выдают, и слышит:

— Знаю я вас, скалдырников: возьмете живого кота, обдерете, да и даете на паек! А вы дайте мне бараний бок с кашей. Потому что лягушку вашу пайковую, мне хоть сахаром облепи, не возьму ее в рот и гнилой селедки тоже не возьму!

Глянул — Собакевич.

Тот, как приехал, первым долгом двинулся паек требовать. И ведь получил! Сел и надбавки попросил. Дали. Мало! Тогда ему второй отвалили; был простой — дали ударный. Мало! Дали какой-то бронированный. Слопал и еще потребовал. И со скандалом потребовал! Обругал всех христопродавцами, сказал, что мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет и что есть один только порядочный человек делопроизводитель, да и тот, если сказать правду, свинья!

Дали академический.

Чичиков лишь увидел, как Собакевич пайками орудует, моментально и сам устроился. Но, конечно, превзошел и Собакевича. На себя получил, на несуществующую жену с ребенком, на Селифана, на Петрушку, на того самого дядю, о котором Бетрищеву рассказывал, на старуху-мать, которой на свете не было. И всем академические. Так что продукты к нему стали возить на грузовике.

Как называется  использование чиновниками служебного положения?

 

3) А. Какому поэту принадлежат эти строки?

    Б. Какое явление, характерное для многих госструктур, описывается  в стихотворении?

 

 

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет,

расходится народ в учрежденья.

Обдают дождем дела бумажные,

чуть войдешь в здание:

отобрав с полсотни —

самые важные! —

служащие расходятся на заседания.

Заявишься:

«Не могут ли аудиенцию дать?

Хожу со времени о́на» (с незапамятных времен, очень давно). —

«Товарищ Иван Ваныч ушли заседать —

объединение Тео и Гукона».

Исколесишь сто лестниц.

Свет не мил.

Опять:

«Через час велели придти вам.

Заседают:

покупка склянки чернил

Губкооперативом».

Через час:

ни секретаря,

ни секретарши нет —

го́ло!

Все до 22-х лет

на заседании комсомола.

Снова взбираюсь, глядя на́ ночь,

на верхний этаж семиэтажного дома.

«Пришел товарищ Иван Ваныч?» —

«На заседании

А-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома».

 

4) С.Маршак "Кот и пес"

Скорняжным теплым ремеслом

Занялся кот когда-то.

Мурлыча песню, за стеклом

Сидел скорняк усатый,

Как вдруг к нему явился пес

И шкурку мягкую принес.

«Здорово, кот! - промолвил пес,

Протягивая лапку.

-Трещит на улице мороз,

Скорее сшей мне шапку!

Я за ценой не постою.

Ну, что ж, сошьешь?» - «Изволь, сошью!»

 - «А долго ль ждать?» - «В денек-другой

Окончу я работу. Ты приходи, мой дорогой,

За шапкою в субботу.

В субботу утром старый пес,

Потягиваясь зябко,

Просунул в дверь замерзший нос

- «Ну что, готова шапка?»

«Нет», – говорят ему в ответ.

 «Ну, так и быть, - Бормочет кот, -

Приди к обеду в среду!»

Среда настала. Пес идет

За шапкою к соседу.

- «Как поживаешь?» - «Жив-здоров!»

- «Готов заказ?» - «Нет, не готов!»   …

Доходит дело до суда.
Узнав про эту драку,
Судья сказал:
— Позвать сюда
И кошку и собаку!

Кто их судил, когда и как –

отдельно или вместе, -

Я не скажу, но кот-скорняк

С тех пор пропал без вести.

 

Какой закон нарушил кот?

 

5) Юстейн Гордер "Мир Софии"

Дорогая София! У многих людей есть увлечения. Кто-то собирает старинные монеты или марки, кто-то отдает свободное время рукоделию, кто-то — спорту.

Многие любят читать. Однако читательские интересы у нас тоже разные. Одни читают исключительно газеты и комиксы, другие обожают романы, третьи предпочитают литературу, посвященную астрономии, жизни животных или техническим изобретениям.

Если я увлекаюсь лошадьми или драгоценными камнями, я не могу требовать, чтобы мое увлечение разделяли все окружающие. Если я напряженно слежу по телевизору за спортивными передачами, то должен быть терпим к тем, кто считает их скучными.

А нет ли какого-нибудь предмета, который бы интересовал всех и касался каждого — независимо от его происхождения, профессии, места жительства? Представь себе, дорогая София, проблемы, призванные занимать всех, существуют. О таких проблемах и пойдет речь в нашем курсе.

О каком курсе идёт речь?

 

 

6) Александр Куприн "Суламифь"

Был седьмой день египетского месяца Фаменота, посвященный мистериям Озириса и Изиды. Торжественная процессия трижды обходила вокруг храма со светильниками, пальмовыми листами и амфорами, с таинственными символами богов...

В храме Изиды закончилась первая часть великого тайнодействия, на которую допускались все верующие. Жрец с возвышения алтаря благословил народ. Тотчас большинство прихожан в молчании направились к выходу.

Теперь надлежало совершиться второй части великого тайнодействия. В храме остались только посвященные в высшие чины таинств.

Мальчики в белых одеждах разносили на серебряных подносах мясо, хлеб, сухие плоды и вино. Другие разливали из узкогорлых сосудов напиток, который обладал свойством порождать и поддерживать в людях огонь священного безумия. Затем и они удалились.

Жрец-привратник запер все двери. Два другие жреца провезли вдоль храма  серебряную кадильницу на колесах. Густым, ароматным фимиамом наполнился храм...

Как называется совокупность обрядов и ритуалов, связанных со служением божеству?

 

ОТВЕТЫ:

 ЛИТМАТ

 

Дается 3 задачи, каждое верное решение оценивается одним баллом, во втором задании можно получить 2 балла, если решить задачу двумя способами.

1 задача

(120 + 80) : 40 = 5 (бочек).

Следовательно, расстояние от пункта А до пункта Б равно 5 верстам. Первый крестьянин пройдет это расстояние за 5 : 4 – 1,25 (часа), а второй – за 4 : 4 = 1 (час), т.е. затратит на этот путь на 0,25 часа меньше, чем первый. Поскольку второй крестьянин вышел на четверть часа позже второго, то они придут в пункт Б одновременно.

 

2 задача (можно решить разными способами, принимается любой из них). Если дают 2 варианта решения, получают 2 балла.

1 способ

Сколько купец заплатил бы, если бы все купленное сукно было синим:

 138 х 5 = 690 руб.

Разница между тем, что он заплатил на синее и черное сукно, и тем, что заплатил бы за синее:

690 – 540 = 150 руб.

Поскольку разница в цене между черным и синим сукном 5 – 3 = 2руб., то 150 : 2 = 75

Таким образом, чтобы купить на 540 руб., надо взять 75 аршинов синего сукна и

 138 – 74 = 63 аршина черного сукна.

 

2 способ: эту  задачу можно также решить через систему двух уравнений:

Дано: 5х + 3у = 540
           х+у = 138

Решение:
3х + 3 у= 414
540 – 414 = 126
2х = 126
х = 63 аршина синего сукна купил купец
63 × 5 = 315 руб. стоило синее сукно
540 – 315 = 225 руб. стоило черное сукно
225 : 3 = 75 аршин черного сукна купил купец


3 задача

 

15:500 = 10:х

 500×10 = 5000

5000:15 = 333,3 фута

 

ФИЗИКИ И ЛИРИКИ

 

1)      Планетарная модель атома, которая легла в основу квантовой теории строения атома Нильса Бора. (1 балл)

 

2)      «И высунули крыши из снега языки» - это кристаллизация; «Как с языка собаки,
стекает с крыш слюна
» - это плавление. (1-2 балла)

 

3)      Эхо.  Причиной появления эха является отражение звуковых волн от препятствий. (1 балл)

 

 

4)      Архимедова сила. (1 балл)

 

5)      Тепловое расширение при нагревании. (1 балл)

 

 

6)      Диффузия. (1 балл)

 

7)      Сила трения. (1 балл)

 

8)      Величина трения зависит от материалов взаимодействующих поверхностей. Чем грубее поверхность, тем больше трение.

1. Использование материалов с высоким коэффициентом трения. Выбор правильного материала для поверхностей взаимодействия является одним из наиболее эффективных способов увеличения полезного трения. Материалы, такие как резина или силикон, обладают высоким коэффициентом трения и могут обеспечить надежное сцепление с другими поверхностями.

2. Использование трения со сцеплением: создание микронеровностей на поверхностях взаимодействия может существенно увеличить полезное трение. (1-2 балла)

 

9)      1. Электричество, фазы минус и плюс. 2. Передача электроэнергии происходит при возникновении на концах токоведущего элемента (проводов )разности потенциалов. (1-2 балла)

 

10)   А) Сопротивление — это сила, которая противодействует движению воздуха внутри трубы. Когда воздух протекает через трубу, его молекулы взаимодействуют с внутренней поверхностью трубы, что вызывает трение и замедляет движение воздуха. Если скорость ветра высока, то давление воздуха на препятствия возрастает, потоки ветра об них рассекаются, создаются вихри, которые заставляют дрожать.

 

Б) Сопротивление зависит от нескольких факторов: вязкости воздуха, размера и формы трубы, скорости потока.

 

В) Поток воздуха частично попадает в трубу, а частично проходит мимо. Из-за этих колебаний возникает воздушная волна, которую мы слышим как гудение или вой. (1-3 балла)

 

 

 

 

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ»

 

Каждый верный ответ оценивается одним баллом.

1)      Социалисты-революционеры (эсеры)

 

2)      Коррупция.

 

3)      А. Владимир Маяковский.

Б. Бюрократия, бюрократическая волокита, бюрократические проволочки.

 

4)      Закон о защите прав потребителей. (Услуги оказаны с нарушением срока договора или вообще не оказаны)

 

5)      О курсе философии.

 

6)      Культ.

 

 

Максимальное количество баллов, которое может набрать группа:

1) 4

2) 17

3) 6

Всего 27

 


 

Метапредметная игра по станциям «Сила интеллекта»

Метапредметная игра по станциям «Сила интеллекта»

Эта задача, собственно говоря, алгебраическая…

Эта задача, собственно говоря, алгебраическая…

Искусства, знанья, войны, троны

Искусства, знанья, войны, троны

А. Чехов «Степь» Егорушка..

А. Чехов «Степь» Егорушка..

Аннушка, наша Аннушка! С Садовой!

Аннушка, наша Аннушка! С Садовой!

Умм-ииии! Умм-ииии! - басом завыла

Умм-ииии! Умм-ииии! - басом завыла

Знаю я вас, скалдырников: возьмете живого кота, обдерете, да и даете на паек!

Знаю я вас, скалдырников: возьмете живого кота, обдерете, да и даете на паек!

Все до 22-х лет на заседании комсомола

Все до 22-х лет на заседании комсомола

Юстейн Гордер "Мир Софии" Дорогая

Юстейн Гордер "Мир Софии" Дорогая

Дается 3 задачи, каждое верное решение оценивается одним баллом, во втором задании можно получить 2 балла, если решить задачу двумя способами

Дается 3 задачи, каждое верное решение оценивается одним баллом, во втором задании можно получить 2 балла, если решить задачу двумя способами

Планетарная модель атома, которая легла в основу квантовой теории строения атома

Планетарная модель атома, которая легла в основу квантовой теории строения атома

Каждый верный ответ оценивается одним баллом

Каждый верный ответ оценивается одним баллом
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.08.2024