Брошюра содержит разнообразные увлекательные и занимательные приемы работы с фразеологизмами - самым уникальным явлением русского разговорного языка. Игры можно применять как на уроках по теме "Лексика", так и на внеклассных мероприятиях: Брейн-рингах, КВН и др., на занятиях кружка и факультативных занятиях, а также элективных курсах.
gosudarstvennoe-uchrezhdenie.docx
Государственное учреждение «Школа-гимназия №1 имени
М.Горького»
Занимательная фразеология
на уроках русского языка
Автор: Минапова Р.Р.
Жетысай, 2012 год
От автора Фразеология исследует наиболее живой, подвижный
и разнообразный отряд языковых
явлений.
В.В.Виногра
дов
Самым уникальным явлением в истории русского языка, по-моему, является
фразеология. Вы только вдумайтесь, насколько обеднел бы и обесцветился язык
без этих красочных, образных выражений.
Но откуда же появились фразеологизмы? Оказывается, источники появления
фразеологизмов различны. Самый первый источник – это разговорная сфера
общения, связанная с разнообразным родом деятельности человека. Ведь, как и
все жанры устного народного творчества рождались в процессе труда, так и
устойчивые выражения пришли оттуда же.
Например, «без сучка и задоринки», «попасть впросак», «снимать стружку». Но
многие все же взяты из бытовых ситуаций: «проще пареной репы», «плясать под
чужую дудку», «белая ворона» и «мокрая курица».
Для учащихся нашей страны, особенно для южных регионов, где русская
старинная бытовая речь стала диковинкой, многие выражения звучат непонятно.
Непонятны не только выражения, но и некоторые слова. Например, что такое
«просак» или «баклуши». А в тестовых заданиях они непременно встречаются.
Поэтому изучение этих неделимых сочетаний должны стать неотъемлемой частью
каждого урока русского языка. В начальных классах желательно систематически
отрабатывать по одному выражению за урок, в средних классах – от 3 до 5
выражений, а в старших неплохо бы проводить словарные пятиминутки
(составление мини словарной статьи на выражение) или фразеологические минутки
(замена выражения одним словом).
Особенно интересно проходят внеклассные мероприятия по фразеологии
русского языка. Это викторины, КВНы. Я проводила Брейн-ринг, где участвовали
команды разных классов.
В своей брошюре хотелось бы привести примеры игровых моментов с
фразеологизмами, связанными в основном с бытовой сферой общения, т.е. наиболее
часто встречающимися в речи.
Каждая игра снабжена заметками и объяснениями. Игры можно использовать как
на уроках, так и во внеурочное время. Надеюсь, что этот сборник поможет особенно
начинающим филологам в работе по изучению русского языка и при подготовке к
ЕНТ. Игра-разминка «Закончи фразу»
Цель игры: воспитание организованности,
быстроты реагирования, настрой на
основной вид деятельности по данной
теме, выработка навыков образного
мышления.
1. Шевелить (чем?)…. (мозгами)
2. Держать (что?) за зубами … (язык).
3. Задирать (что?)…. (нос).
4. Морочить (что?) … (голову)
5. Мотать (на что?) …. (на ус).
6. Делать (что?) … (ноги)
7. Тыкать (чем?) … (носом)
8. Точить (что?) … (лясы, язык)
9. Развесить (что?) … (уши)
10. Разинуть (что?) … (рот)
11. Вытаращить (что?) … (глаза)
12. Путаться (где?) … (под ногами)
13. Пыль пускать (куда?) … (в глаза)
14. Втирать (что?) … (очки)
15. Хоть (что?) …. выколи (глаза)
16. Ударить в грязь (чем?) … (лицом)
17. Беречь как (что?) … (зеницу ока)
18. Проглотить (что?) … (язык, аршин)
19. Проглотить горькие (что?) … (слезы)
20. Смотреть сквозь (что?) … (пальцы)
21. Проситься на (что?) … (язык)
22. Просить (чего?) … (руки и сердца)
23.Не класть в рот (чего?) … (пальца)
24. Даже (чем?) … не шевельнуть
(пальцем)
25. Засверкать (чем?) … (пятками,
глазами)
26. Покривить (чем?) … (душой)
27. Положить (что?) … на полку (зубы)
28. Ломать (что?) … над задачей (голову)
29. Положить на обе (что?) … (лопатки)
30. Обвести вокруг (чего?) … (пальца)
31.Остались только (что?) … (рожки да
ножки)
32. Навострить (что?) … (лыжи; ушки)
33. Провалиться (куда?) … (сквозь землю)
34. Становиться поперек (чего?) … (горла)
35. Стереть (с чего?) … ( с лица земли)
36. Одного поля (что?) … (ягода)
37. До мозга (чего?) … (костей)
38. Выеденного (чего?) … не стоит (яйца)
39. Вылететь (во что?) … (в трубу)
40. Пальца о (что?) не ударить … (палец)
41. Притягивать за (что?) … (уши)
42. Приложить (что?) … (руку)
43. Не затащишь на (чем?) … (аркане)
44. Вставлять (что?)… в колеса (палки)
45. Только (чем?) … всплеснуть (руками)
46. Разгорелся (что?) … (сыр-бор)
47. Родиться в (чем?) … (сорочке)
48. Убить двух (кого?) … (зайцев)
49. Сматывать (что?) … (удочки)
50. Указать (куда?) … (на дверь)
51. Вгонять (во что?) в … (краску)
52. В костюме (кого?) … (Адама, Евы)
53. Биться как рыба (обо что?) … (об лед)
P.S. Попросить учащихся тут же
заменить фразу одним словом
(шевелить мозгами - думать)
Групповая работа «Кто больше?» Цель: научить работе в группе, быстро
находить фразу по ключевым словам,
проверить багаж устойчивых выражений,
учить организованности и грамотности,
взаимовыручке.
Раздаются листы с картинками, учащиеся
должны написать за 5 минут как можно
больше выражений на ключевое слово –
картинку:
(совать нос, задирать нос, комар носа на
подточит, дальше носа не видеть, прямо
под носом, и носа не кажет, нос воротить,
нос не дорос, клевать носом, крутить
носом, нос к носу)
(бросаться в глаза, вертеться на глазах,
хоть глаз выколи, закрывать глаза, глаза
разгорелись, говорить за глаза, не смыкая
глаз, не верить своим глазам, пускать
пыль в глаза, и глазом не моргнуть, ни в
одном глазу, стрелять глазами)
(голова садовая, с больной головы на
здоровую, голова на плечах, вешать
голову, голова варит, голова кругом
пошла, горячая голова, морочить голову,
гладить по головке, голова закружилась)
(рука руку моет, рука об руку, играть на
руку, распускать руки, рукой подать,
нечист на руку, на все руки мастер,
нагреть руки, набить руку, накладывать
на себя руки, руки марать, руки не подать,
руки мозолить, не покладая рук, руки
опустить, приложить руку, рукой махнуть,
руки чешутся, руки связать, руки золотые)
(ножку подставлять, одна нога здесь,
другая там, путаться по ногами, на одной
ноге, в ногу со всеми, на широкую ногу,
наступать на ноги, уносить ноги, не чуять
под собой ног, ни в зуб ногой, идти в ногу
со временем, ноги волочить)
(вдувать в уши, уши вянут, и ухом не
повести, развесить уши, хлопать ушами,
лапшу на уши вешать, пройтись по ушам,
медведь на ухо наступил, не верить своим
ушам, ушки на макушке, ухо режет,
навострить уши, ухо в ухо)
(пятки смазать, пятками сверкать, пятки
лизать, пятки показывать, наступать на
пятки, находиться под пяткой)
(в рот воды набрать, разинуть рот, пальца
в рот не клади, разжевать и в рот
положить, раскрыть рот, открыть рот,
смотреть в рот, набить рот, мимо рта
пронести, заглядывать в рот)
(за чужой спиной прятаться, за широкой
спиной, спину показать, не разгибая
спины, нож в спину всадить, спиной
поворачиваться, положить на спину, гнуть
спину)
P.S. Проверить понимание фраз, т.е.
заменить одним словом (смазать пятки
- убежать) 25. Вставать с первыми (кем?) …
(петухами)
Игра на внимательность «Поймай
птицу»
расширение кругозора
Цель игры:
учащихся,
воспитание внимательного
отношения к языковым явлениям,
проверка владения идиомами русского
языка, воспитание интереса
Восстановить фразы названиями птиц:
1. Как белая (кто?) … (ворона)
2. Как мокрая (кто?) … (курица)
3. Пускать красного (кого?) … (петуха)
4. Вольная (кто?) … (птица)
5. Считать (кого?) … (ворон)
6. Как (кто?) … в павлиньих перьях
(ворона)
7. Гол как (кто?) … (сокол)
8. Дразнить (кого?) … (гусей)
9. Заливаться (кем?) … (соловьем)
10. Писать как (кто?) … (лапой)
11. Как с (кого?) … вода (гуся)
12. Сделано (кому?) … на смех (курам)
13. У него деньги (кто?) … не клюют (куры)
14. У них верность (чья?) … (лебединая)
15. Последняя (чья?) … песня (лебединая)
16. Жить на (чьих?) … правах (птичьих)
17. Поймать синюю (кого?) … (птицу)
18. Стреляный (кто?) … (воробей)
19. Кто? … Рим спасли (гуси)
20. Важная (кто?) … (птица)
21. Стрелять из пушки по (кому?) …
(воробьям)
22. (Кто?) … лапчатый (гусь)
23. Попасть как (кто?) … во щи (кур)
24. Красный (кто?) … (петух) Игра на эрудицию «Догони
животное»
проверить эрудицию,
Цель игры:
расширять
развивать
кругозор,
внимательность и реагирование на
скорость. Аналогичная игра с предыдущей
– восстановить фразеологизм:
12. Разбираться как
в апельсинах
13. Глуп как сивый
1. Уставиться как
на новые ворота
14. Как
на сене
2. Брать
за рога
15. Бежать как угорелая
3. Вертеться как
в колесе
16. Конторская (канцелярская)
4. Вешать на кого-то всех
17. Лить
слезы
5.
отпущения
18. Макар
не гонял
6.Показать, где
зимуют
19. Бисер перед
метать
7. Скрутить в
рог
8. Из мухи делать
9. Извиваться
10. Идет как
седло
11.Дуться как
на крупу
20. Темная
21. Купить
в мешке
об лед
22. Биться как
P.S. Можно составить предложения с
данными
и
произвести синтаксический разбор.
фразеологизмами
Групповая игра с числительными
«Где спрятались цифры?» дать
определение
Цель
игры:
вспомнить разряды
числительных,
числительных,
научить нахождению
фразеологизмов с цифрами, проверить
умение определять разряды, повышать
интерес к фразеологии.
Раздать командам листок с кластером и
указанным числом. Записать как можно
больше фразеологизмов с данной цифрой
=
(быть
+
скрипку
первую
одной веревкой связаны (неразрывно)
висеть на одном волоске(опасное
положение)
играть
руководителем)
говорить в одно слово (быть заодно)
кричать в один голос (одновременно)
одним миром мазаны (из одной среды)
валить в одну кучу (мешать все вместе)
в первую голову (вначале)
первая ласточка (первый среди подобных)
первая молодость (самый первый успех)
первый сорт (хороший)
первый встречный (случайный человек)
первой руки (качественный; отъявленный )
первым делом (сначала; прежде всего)
по первое число (наказан по заслугам)
=
+
в два счета (быстро)
в двух словах (коротко)
в двух шагах (рядом)
сидеть на двух стульях (неясно)
два сапога пара (один другого лучше)
до второго пришествия (очень долго)
палка о двух концах (двусмысленная
ситуация)
+
=
в трех соснах заблудиться (запутаться)
согнуть в три погибели (притеснять,
угнетать)
плакать в три ручья (сильно реветь)
гнать в три шеи (избавляться)
видеть на три аршина в землю
(предвидеть)
+
=
пота
седьмого
за семью печатями (тайный)
седьмая вода на киселе (дальняя родня)
давать семь очков вперед (опередить)
работать
до
(добросовестно)
быть семи пядей во лбу (умный)
семь пятниц на неделе (меняет решения,
мнение)
без году неделя (неопытный)
за семью замками (надежно)
P.S. Можно предложить составить
словосочетания и определить разряд
числительных; можно предложить
составить предложения и определить
синтаксическую роль фразеологизма
в предложении.
Групповая игра на скорость
«Кто быстрее и больше
придумает» реагирования;
Цель игры: развивать умения быстрой
организованности,
концентрации,
быстрого
проверка
кругозора и владения устойчивыми
выражениями.
Дать командам листок с указанными
частицами и попросить написать как
можно больше фразеологизмов, которые
бы начинались и продолжались на «ни-
ни» или на «не…, а …»:
НИ – НИ
… дать …. взять
… свет … заря
… два … полтора
… дна …покрышки
… душой … телом
… жарко … холодно
… за что … про что
… кола … двора
… мало … много
… пава … ворона
… ответа … привета
… рыба … мясо
… с того .. с сего
… зверь … птица
… гога … магога
… то … се
… стать … сесть
… слуху … духу
… сучка .. задоринки
… тпру … ну
… шатко … валко
не…, а …
не в бровь, а в глаз
не за страх, а за совесть
не на жизнь, а на смерть
не мытьем, так катаньем
не по дням, а по часам
не
не в своей (тарелке)
не в коня (корм)
не верить (своим ушам)
не верить (своим глазам)
не видеть (света белого)
не все (дома)
не видеть дальше (своего носа)
не годится в (подметки)
не давать (прохода)
не детей (крестить)
не (за горами)
не из той (оперы)
не лыком (шит)
не мудрствуя (лукаво)
не находить себе (места)
не от мира (сего)
не покладая (рук)
P.S. Двойные выражения можно
подавать по-разному: дать начало без
конца, либо конец без начала. Можно
просто ограничиться частицами, а
ученики сами продолжат. В слабом
классе дать только пары антонимов
(ни много – ни мало).
Групповая работа
«Что можно брать, давать, держать?»
Цель: развивать логическое мышление,
проверить словарный запас устойчивых учить
употреблению
выражений,
фразеологизмов в повседневной речи.
Раздать каждой группе листочки с
ключевыми глаголами и за 7 минут
попросить написать как можно больше
фразеологизмов. Раскрыть их значение.
Что можно «брать» ?
брать огонь на себя - … (отвлекать врага
на себя)
брать голыми руками - … (без особых
усилий)
брать под свое крылышко - … (опекать)
брать на абордаж - … (решительно
действовать)
брать на карандаш - … (записать)
брать за душу - … (тронуть)
брать себя в руки - … (успокоиться)
брать с кого-то слово - … (заставить
обещать)
брать свое - .. (не упустить возможность)
брать в свои руки - … (подчинять своей
воле)
брать в переплет - …(ругать, критиковать)
брать на пушку - … (добиваться
желаемого)
брать быка за рога - … (смело, энергично)
брать в оборот - … (ругать, бранить)
Что можно «давать» ?
давать голову на отсечение (ручаться)
давать жару (сильно ругать)
давать задний ход (отступать от
убеждений)
даватьмаху (ошибаться)
давать по рукам (пресекать действия)
давать петуха (поджечь)
давать подножку (препятствовать)
давать стрекача (убегать)
Что можно «держать» ?
держать в кубышке (прятать дома)
держать камень за пазухой (таить злобу)
держать марку (соблюдать достоинство)
держать на привязи (лишать свободы)
держать нос по ветру (подстраиваться)
держать порох сухим (быть наготове)
держать руку (сторону) (быть за кого-то)
держать ухо востро (быть осторожным)
держать ушки на макушке (быть
настороже)
держать хвост пистолетом (не унывать)
держать язык на привязи (помалкивать)
держаться на волоске (быть в опасности)
Что можно «бросать» ?
бросать в глаза, лицо (прямо говорить)
бросать грязью (порочить, чернить кого-
то)
бросать камешек в огород (намекать)
бросать камнем (обвинять, издеваться)
бросать на ветер (зря тратить)
бросать слова на ветер (опрометчиво
обещать)
бросать перо (перестать писать)
бросать перчатку (вызывать на борьбу)
бросать тень (порочить, чернить)
бросать ся в глаза (быть заметным)
бросить якорь (обосноваться,
остановиться)
Игра на понимание смысла
«Соедини стрелками» Цель: усложнение задания, работа с
лексическим значением фразеологизмов;
нахождение тонких смысловых границ
выражений; учить применять в речи;
применять на уроках литературы.
Нужно перемешать выражения и значения
и попросить соединить стрелками:
/ несообразительный,
/ лишенная обаяния,
«Характер человека»
себе на уме / скрытный, хитрый
без царя в голове / глупый
святая простота / наивный
сердце мохом обросло / бездушный,
черствый
синий чулок
поглощенная в книги, науки женщина
голова садовая
медлительный
горячая голова / неосмотрительный
душа нараспашку / прямодушный
аршин с шапкой / мал ростом
без руля и без ветрил / без цели в жизни
белая ворона / не такой, как все
белая
происхождения
бесструнная балалайка
несерьезный
большое сердце / способный на чувство
ветряная мельница / пустой человек
ветреная голова / ненадежный
взятки гладки / не добьешься ничего
видавший виды / много переживший
вольная птица / независимый
медный лоб / ограниченный человек
мастер на все руки / умелец
дворянского
/
болтун,
кость
/
«Состояние человека»
белены объелся / обезумел
вылететь в трубу / разориться
валиться с ног / устать
валять дурака / бездельничать
валяться в ногах / унижаться
вариться в собственном соку / сами по
себе
вертеть хвостом / хитрить, лукавить
вертеться как белка в колесе /суетиться
ветер свистит в карманах / безденежье
повесить нос, голову / приуныть
вздохнуть свободно / освободиться
витать в облаках / мечтать
водой не разольешь / неразлучны
воды не замутит / смирный, кроткий
волк в овечьей шкуре / лицемер
волком выть / жаловаться
выйти сухим из воды / остаться
безнаказанным
аршин проглотить / неестественно
вытянуться
душа радуется / радостное волнение
душа в пятках / испугаться
души не чаять / любить, уважать кого-то
душой болеть / переживать
еле дышать / обреченный
ждать у моря погоды / бездействовать
живого места не осталось / изуродован
жечь корабли, мосты / порвать с
прошлым
как кур во щи / попасть в беду
как маков цвет / покраснеть,
застыдиться
Игра «Синонимы - антонимы» Цель: вспомнить определение синонимов и
антонимов; проверить умения в подборе
похожих и противоположных понятий;
расширять кругозор;
работать над
эрудицией.
К данным фразеологизмам сначала
подобрать пары синонимов, затем пары
антонимов.
«Подбери синоним-фразеологизм»
мурашки бегают - … (мороз по коже)
ни свет ни заря - … (чуть свет)
поминай как звали - … (как в воду канул)
как ветром сдуло - … (только его и
видели)
пора и совесть знать - … (пора и честь
знать)
«Подбери антоним - фразеологизм»
как по маслу - … (без сучка и задоринки)
бить баклуши - … (валять дурака)
бок о бок - … (плечом к плечу)
больше всего - … (главным образом)
в два счета - … (в один миг)
в двух шагах - … (рукой подать)
в первое время - … (на первых порах)
владеть собой - … (держать себя в руках)
вдоль и поперек - … (как свои пять
пальцев)
во весь дух - … (на всех парусах)
сломя голову - … (очертя голову)
со всех ног - … (что есть духу)
за тридевять земель - … (на краю света)
закрывать глаза - … (смотреть сквозь
пальцы)
как снег на голову - … (откуда ни
возьмись)
капля в море - … (кот наплакал)
один на один - … (с глазу на глаз)
больше всего - … (меньше всего)
брать себя в руки - … (выходить из себя)
в двух шагах - … (на краю света)
в лучшем случае - … (на худой конец)
в первое время - … (в последнее время)
воспрянуть духом - … (упасть духом)
звезд с неба не хватает - … (семи пядей во
лбу)
легок на подъем - … (тяжел на подъем)
с тяжелым сердцем - … (с легким сердцем)
положить начало - … (положить конец)
не покладая рук - … (сложа руки)
засучив рукава - … (спустя рукава)
заваривать кашу - … (расхлебывать кашу)
под боком - … (у черта на куличках)
войти в колею - … (выбиться из колеи)
в первую очередь - … (в последнюю
очередь)
под самым носом - … (за тридевять
земель) на всех парусах - … (черепашьим шагом)
Игра на внимательность и
эрудицию
«Исправь ошибку»
Цель: проверить понимание и знание
античной мифологии; развитие эрудиции,
внимательности.
Ахиллесова клятва
Дамоклов труд
Аредовы конюшни
Панический огонь
Нить Пандоры
Танталовы столпы
Прометеев страх
Сизифов меч
Ящик Ариадны
Геркулесовы муки
Аннибалова пята
Авгиевы веки
Ахиллесова пята (уязвимое место)
Дамоклов меч (постоянная опасность)
Аредовы веки (долголетие)
Панический страх (ужас)
Нить Ариадны (выход из трудного
положения)
Танталовы муки (страдания)
Прометеев огонь (стремление к цели)
Сизифов труд (тяжелый и бесполезный)
Ящик Пандоры (источник всех бед)
Геркулесовы столпы (до крайнего
предела)
Аннибалова клятва (твердая решимость)
Авгиевы конюшни (загрязненное место)
Игра «Такая популярная!» Цель: работать по ключевому слову,
проверить знание и понимание устойчивых
выражений, воспитывать интерес к
лексике русского языка.
Подобрать как можно больше
фразеологизмов к ключевым словам-
рисункам по методу кластера:
***
(и мухи не обидит - смирный)
(осенняя муха - назойливый)
(из мухи делать слона - преувеличивать)
(сонная муха - нерасторопный)
(какая муха укусила – причина бешенства)
(мухи дохнут - скучно)
(мух считать - бездельничать)
(мух ловить – быть невнимательным)
(белые мухи - снег)
***
(собака на сене – ни себе ни другим)
(всех собак вешать – обвинять во всем)
(как собаке пятая нога - ненужный)
(как кошка с собакой - враждовать)
(гонять собак - лодырничать)
(собаку съел – приобрести большой опыт)
***
(как курица с яйцом – чересчур оберегать)
(как курица лапой – неразборчивый
почерк)
(мокрая курица – нелепый вид)
(курам на смех – никуда негодно)
(денег куры не клюют – очень много
денег)
(курам на смех – очень мало)
P. S. Можно предложить с таким же
успехом иллюстрации других
насекомых, животных и птиц.
Игра «Найди пару»
Цель: повторить термин «антоним»,
проверить умение подбора антонимичных
форм, осваивать тестовые формы опроса, учить подбору правильных вариантов
ответов.
Подобрать соответствия по заданным
цифрам и буквам.
1. Развязать себе руки
2. Развязался язык
3. Спустя рукава
4. Идти в ногу
5. Всей душой
а) засучив рукава
б) скрепя сердце
в) кто в лес кто по дрова
г) связать себя по рукам
д) прикусить язык
Ответ: 1г, 2д, 3а, 4в, 5б
***
1. Вешать нос
2. Вбивать в голову
3.Важная птица
4. Без царя в голове
5. Поставить на ноги
а) сбить с ног
б) ума - палата
в) задирать нос
г) вылетело из головы
д) мокрая курица
Ответ: 1в, 2г, 3д, 4б, 5а
***
1. Влезать в шкуру
2. Раскрывать глаза
3. На глазах вертеться
4. На аркане не затащишь
5. Мутить воду
а) втирать очки
б) и палкой не выгонишь
в) скрыться с глаз
г) выйти из себя
д) вывести на чистую воду
Ответ: 1г, 2а, 3в, 4б, 5д
***
1. Молодо-зелено
2. Лизать пятки
3. Постоять головой
4. Куда Макар телят не гонял
5. Как баран на новые ворота
а) под самым носом
б) хватает на лету
в) потерять голову
г) ни во что не ставить
д) седина в голову
Ответ: 1д, 2г, 3в, 4а, 5б
пары
P.S. По этому же принципу можно
подбирать
синонимов,
предложить учащимся эту работу для
самостоятельного
выполнения.
Рекомендую включать в пятиминутку
на любом уроке.
«Тестовая игра»
Цель: приучать к тестовым опросам,
внедрять различные типы тестовых
заданий, научить творческому подходу
для самостоятельного составления
аналогичных заданий.
Решить тестовые задания в комплексе:
Задание I «Исправь ошибку»
1. Красный (1) кот (а) –работать)
2. Канцелярская (2) собака (б)
3. Сонная (3) крыса (в)
4. На сене (4) петух (г)
5. Наплакала (5) муха (д)
Ответ: 1г,2в,3д,4б,5а
Задание II «Убери лишнее»
1. Тянуть канитель
2. Тянуть лямку
3. Тянуть время
4. Тянуть волынку
Ответ: 2 (
тянуть лямку
Задание III «Найди пару»
а) сами с усами - 1 расстроен
б) сам по себе - 2 независимо
в) сам не свой - 3 все ни по чем
г) сам черт не брат – 4 не хуже других
Ответ : а4, б2, в1, г3
Задание IV «Определи значение»
1. Наломать дров а) отругать
2. Накрутить хвост б) вовремя
3. В самый раз в) наделать
ошибок
4. На каждом шагу г) нудно говорить
5. Жевать мочалку д) повсюду
Ответ: 1в, 2а, 3б, 4д, 5г
Задание V «Верни животное»
1.Как … на сене.
2. Как кошка с … .
3. … вешать.
4. Гонять … .
5. Как … пятая нога.
Корова, кошка, крыса, собака, лошадь?
Задание VI «Закончи фразу»
1. Биться как рыба об а) заклад
2. Висеть на б) день
3. Вбивать в в) лед
4. В один прекрасный г) волосок
5. Биться об д) голову
Ответ: 1в, 2г, 3д, 4б, 5а.
Задание VII «Верни глагол»
1. … грязью в лицо.
2. … камень в чужой огород.
3. … слова на ветер.
4. … тень на плетень.
Собирать, держать, бросать, поймать?
Задание VIII «Какая фраза спрятана?»
1.Показать кузькину мать
2. Утереть нос.
3. Показать, где раки зимуют.
4. Показать когти.
5. Всыпать по первое число.
Похвалить, помочь, проучить, умыть?
PS Предложить учащимся самим
составить аналогичные или другие
задания.
Игра «Распредели по группам»
фразеологизмы
Цель:
проверить знание источника
возникновения идиомы, научить отделять
русские
от
древнегреческих.
Распределить в три столбика:
русские греческие
французские
1. Притча во языцех
2. На мякине не проведешь.
3. Ариаднина нить.
4. Дым коромыслом 5. Стричь под одну гребенку.
6. Разрубить гордиев узел.
7. Куда Макар телят не гонял.
8. Ставить все точки над и.
9. Геростратова слава.
10. Таскать каштаны из огня.
11. Драконовы законы.
12. Панический ужас.
13. Строить воздушные замки.
14. Сражаться с ветряными мельницами.
15. Прокрустово ложе.
16. Медный лоб.
17. Быть между Сциллой и Харибдой.
18. Зондировать почву.
19. Попасть впросак.
20. Не лыком шиты
Ответ:
Русские: 1, 2, 4, 5, 7, 19,20.
Греческие: 3, 6, 9, 11, 12, 15, 17.
Французские: 8, 10, 13, 14, 16, 18.
Распределить в два столбика:
мифические
библейские
1. От альфы до омеги.
2. Вавилонское столпотворение.
3. Бочка Данаид.
4. До второго пришествия.
5. Отогреть змею на груди.
6. За чечевичную похлебку.
7. Колосс на глиняных ногах.
8. Танталовы муки.
9. До морковкиных заговен.
10. Пальма первенства.
11. Перейти Рубикон.
12. Плясать по дудке.
13. Кость от кости.
14. Манна небесная.
15. На сон грядущий.
16. Разрубить гордиев узел.
17. От аза до ижицы.
18. Петь лазаря.
19. Дамоклов меч.
20. Разверзлись хляби небесные.
Ответ:
Мифические: 1, 3, 5, 8, 10, 11, 12, 16, 19.
Библейские: 2, 4, 6, 7, 9, 13, 14, 15, 17,
18,20.
P.S. По такому же образцу можно
составить
разговорные
и
книжными.
фразеологизмы
Предложить
для
самостоятельного выполнения.
учащимся
с
«Это интересно!»
Цель: раскрыть значение некоторых
составление мини-
фразеологизмов,
идиом,
энциклопедии
привлечение
к
исследовательской работе.
Показать пример составления словарной
статьи на фразеологизм.
учащихся
сложных
«Проходит красной нитью»
Так говорят об основной теме какого-
нибудь произведения. Например, в сказке
А.П.Гайдара «Горячий камень» красной
нитью проходит мысль о том, что
подлинное счастье – в борьбе и труде на
благо народа.
Откуда пошло это выражение? Оно пришло к нам из английского языка.
На английских судах в веревки вплетали
красные нити. Это был опознавательный
знак английского флота. По красным
нитям определяли принадлежность судна
Англии.
«Белая ворона»
Когда мы так говорим? Человека,
который резко отличается от других
людей, называют белой вороной.
Белая ворона – это ворона – альбинос, то
есть ворона с белой окраской.
Альбиносами бывают и сороки, и воробьи,
и олени, и тогры, и даже рыбы. В древнсти
таким белым животным приписывали
чудесную силу. Например, белую мышь
считали посланцем счастья.
«Плясать под чужую дудку»
Так говорят о человеке, который
действует не по своей воле. Это
выражение из басни древнего баснописца
Эзопа. В басне рассказывается об одном
рыбаке. Игрой на флейте он хотел
подманить рыб. Затея не удалась.
Пришлось поймать сетью.
Рыбы забились на песке, а рыбак сказал:
«Пока я играл на флейте, вы не хотели
плясать, а теперь заплясали».
«Проще пареной репы»
Репа – самый древний овощ на Руси.
Наши предки любили и сырую, и вареную,
и пареную репу. Блюдо из репы легко
было приготовить. С тех пор и пошло
выражение «проще пареной репы». Так
говорят о том, что просто сделать.
«Аника-воин»
Вы, наверное, знаете, что горе-воина,
задиру и хвастуна нередко называют
Аника-воин. Появилось это выражение из
народной русской сказки.
В ней
рассказывается, что однажды Аника убил
в поединке противника. И стал после этого
Аника хвастать, что ему все нипочем,
даже сама смерть его боится.
Услыхала об этом смерть и предстала
перед ним. Испугался Аника и стал
просить у нее прощения. А имя Аника в
переводе с греческого обозначало
непобедимый.
Бить баклуши
Бить баклуши — первоначально
разрезать полено вдоль на несколько
частей — плах, закруглять их снаружи и
выдалбливать изнутри. Из таких плах —
баклуш — делали ложки и другую
деревянную посуду. Заготовка баклуш, в
отличие от изготовления изделий из них,
считалась легким, простым делом, не
требующим особого умения. Отсюда и
значение — «делать несерьёзное,
ненастоящее дело» или «ничего не
делать».
“Попасть впросак”
Можно без конца ломать голову над
этим словосочетанием. А ведь означает
оно нечто очень простое: попасть в глупое
положение, проморгать опасность.
Просак - станок, на котором в старину
вили веревки и канаты. Попасть в такой
станок на его ходу было делом не из
приятных, если он вырабатывал тонкие
веревки, и, возможно, довольно опасным в
случаях, когда изготовлялись канаты. При
работе с просаком рекомендовалось
держать ухо востро.
«Из истории мифологий»
Цель: познакомить с древнегреческими
фразеологизмами; расширять кругозор
учащихся; пополнять словарный запас;
воспитывать интерес к слову.
Показать источник возникновения
выражения, научить составлению
словарной статьи.
«Авгиевы конюшни»
Прям.: крайне запущенное, загрязненные
конюшни царя Авгия, не чистившиеся в
течение многих лет; они были очищены в
один день героем Гераклом, направившем
реку, которая унесла весь навоз. Перен.: нечто чрезвычайно запущенное,
беспорядочное,
не
поддающееся или лишь с большим трудом
поддающееся устранению.
загрязненное,
«Аннибалова клятва»
клятва в ненависти и
Прям.:
непримиримости к чему-либо или к кому-
либо в стремлении бороться до конца.
по имени карфагенского
Перен.:
полководца Ганнибала
(Аннибала),
который поклялся быть всю жизнь врагом
Рима.
«Геростратова слава»
Позорная, печальная слава (по имени
грека Герострата, который,
чтобы
прославиться, сжег в 356г. до н. э
великолепный храм Артемиды в Эфесе.)
«Перейти Рубикон»
Перейти Рубикон – означает совершить
смелый, решительный поступок, сделать
бесповоротный шаг (от названия реки
Рубикон,
которая служила границей
итальянских владений Древнеримской
республики;
вопреки
запрету римского сената перешел со
своими войсками Рубикон,
начал
гражданскую войну и завладел Римом) –
это важный рубеж,
который надо
преодолеть, чтобы начать какое-либо
крупное дело, предприятие, экспедицию.
Юлий Цезарь,
«Прокрустово ложе»
Это означает искусственные мерки или
жесткие рамки, под которые стараются
насильственно подогнать что-либо (по
имени древнегреческого разбойника
Прокруста, который клал свои жертвы на
ложе и при этом отрубал ноги тем, кто был
длиннее ложа, а тое, кто короче,
вытягивал ноги).
«Дамоклов меч»
Прям.: острый меч, который подвесил
сиракузский тиран Дионисий на конском
волосе над головой завидовавшего ему
Дамокла, которого он посадил во время
пира на свое место, желая показать
непрочность своего положения.
Перен.: нависшая опасность, несмотря на
кажущееся благополучие.
«Драконовы законы»
Это крайне суровые и жестокие законы
(по имени древнегреческого законодателя
Дракона, или Драконта).
«Паника, панический ужас»
Произошло от имени бога лесов,
покровителя пастухов и стад – Пана,
который имел образ человека с козлиными
ногами, он любил отдыхать в тени дубрав.
Горе тому, кто нарушал его покой. Он
кричал так, что человек о страха бежал
куда глаза глядят.
«Лукуллов пир»
Это необычно роскошный, изысканный
пир ( по имени древнеримского
полководца Лукулла, прославившегося
роскошью и богатыми пирами).
«Гордиев узел»
Чрезвычайно запутанный сложный узел.
По древнегреческому преданию, царь
Гордий прикрепил таким узлом ярмо к
дышлу колесницы. Оракул предсказал,
что, тот, кто развяжет этот узел, будет
властелином Азии.
А.Македонский
разрубил его мечом. Отсюда выражение
«разрубить гордиев узел», т.е. принять
смелое решение.
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Брошюра "Занимательная фразеология"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.