Брошюра "Занимательный русский язык" - сборник игр по фонетике, орфографии и т.д. Кроссворды на русское полногласие. Кроссворды с гласными и согласными. Увлекательные задания развивающего характера. Веселые стихи. Задания для самостоятельного составления. Для внеклассной и внеурочной работы. Разминка на уроке и на факультативных занятиях.
игры.docx
Государственное учреждение «Школа-гимназия №1
имени М.Горького»
Занимательный
русский язык
игры на уроках русского языка
Автор: Минапова Р.Р.
Жетысай, 2013 год От игры к знаниям
«У ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять.
Надо не только дать ему время поиграть, но надо
пропитать этой игрой всю его жизнь.
Вся его жизнь – это игра»
А.С.Макаренко
Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка,
играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый
детьми к урокам русского языка, учитель успешно решает вопросы воспитания
обучающихся, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время.
Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение
учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое, и стимулирует
увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в
любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.
В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает
введение элементов игры на уроке. Наиболее распространѐнными и действенными в этом
отношении являются игрыупражнения.
Грамматические игрыупражнения следует рассматривать как особый метод обучения
русскому языку. Упражнения выполняются в форме игры, активного соревнования между
детьми. Перед учащимися ставится задача показать в ходе выполнения упражнения свои
знания, умения, навыки. Эти упражнения имеют свои особенности. Подбираются чаще
всего такие упражнения, которые позволяют вовлечь в работу большое количество детей,
вызвать их активность и наглядно показать результат соревнования. Они выполняются с
большим интересом при максимальной активности учащихся. Игрыупражнения позволяют
сделать трудную работу по усвоению родного языка более интересной и эффективной.
Разумнее всего использовать игры в конце урока, когда работоспособность учащихся
падает, внимание начинает рассеиваться, и нужен более эффективный метод, способный
мобилизовать умственные способности школьников. Кроме того, игра требует от учащихся
значительной степени самостоятельности, поэтому она должна быть подготовлена
предшествующими ей упражнениями. Для неѐ должно быть оставлено достаточно времени.
Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях,
когда учащиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму
словарного диктанта, орфографической пятиминутки Игры по «Фонетике»
Цель: повторить алфавит, проверить правильное произношение букв
Оборудование: плакат с русским алфавитом
Песенка - азбука
Тридцать три родных сестрицы, писаных красавицы,
На одной живут странице, а повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат, славные сестрицы, -
Очень просим всех ребят с ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж прикатили на еже!
З, И, К, Л, М, Н,О дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х оседлали петуха, -
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они – стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!
Б. Заходер Гласные - в кроссворд
Цель: привитие интереса, любознательности, терпения в решении
кроссвордов
Оборудование: таблицы для кроссвордов (после решения - составить свой
кроссворд)
О
О
О
О
О
О
О
О
О
1. Сам худ, а голова – с пуд.
2. Целый день кланяется, кланяется. А вечером придет домой – растянется.
3. Стоит Ерошка прямо у дорожки. Кто не пройдет, всяк поклон отдает.
4. Вот огромный шумный мир, в нем есть множество квартир, и театры, и
кино, магазины, казино
5. Красный вкусный, хоть не сладкий. Зреет на обычной грядке. Но, как в
сказке, с давних пор
Все зовут его: «Синьор»! (Ответы: молоток, топор, ягода,
город, помидор)
Составь сам задания для кроссворда!
А
А
А
А
А
А
А
А
А Согласные в кроссворд
Цель: расширение кругозора, развитие логического мышления,
самостоятельности
Оборудование: карточки с кроссвордами
С
С
С
С
С
С
С
1. На срубленном да пиленом тканое положено, да на всех помножено.
Что от земли родится — на тканое годится (скатерть) 2. Благоухает и
манит, цветами нежными дарит,
Протянешь руку за плетень - и в ней окажется … (сирень) 3. Сохнет
словно после стирки,
а на ней — сплошные дырки (сеть) 4. В этой комнате диванчик мягкий,
словно одуванчик. Ночью тут летают сны в желтых лучиках луны
(спальня) 5. И не красива, и не вкусна, а без неё не проживёшь(соль) 6.
Его мнут и катают, в печи закаляют, а потом за столом нарезают ножом.
Что же с ним происходит потом? (сухарь) 7. Висит за окошком кулек
ледяной, он полон капели и пахнет весной (сосулька)
Придумай сам задания для кроссворда!
П
П
П
П
П
П
П
П
П 1. Свободное место в лесу. 2. Линия противоположная кривой. 3. Грязь на
одежде. 4. Часть туловища. 5. Место для игр. 6. Насекомое, дающее мед. 7. ..
Придумай сам!
Игра в слова «Типография»
Цель: научить умению быстрого составления слов, проверка словарного
запаса
Оборудование: наборное полотно с буквами
Если взять большое слово,
Вынуть буквы раз и два,
А потом собрать их снова,
Выйдут новые слова.
Поиграйте раньше с нами,
А потом садитесь сами!
Вот из слова ГАСТРОНОМ
Вышел важный АСТРОНОМ,
А за ним и АСТРОНОМ…
МОСТ построен на реке,
ГРОМ грохочет вдалеке.
С нижней палубы МАТРОС
ОТ причала тянет ТРОС.
Например: слово «с н е г у р о ч к а» - … снег, урок, рок, нега, сон, нос,
ген, кон, коса, кора, куча, река, ночка, ручка, речка, чурка, гора, горка, норка,
рог, рога, сено, сок, нора и др.
Задание: из букв данного слова составить как можно больше
слов у
н
и
в
е
р
с
а
м
Игра «Шесть раков»
Цель: развивать внимательность, сообразительность
Оборудование: перфокарта
Р
Р
А
К
Этот рак из сатина сшит
А
К
Этот рак на Луну летит
Р
А
Этот рак – долгожданный день
Р
Этот может вспорхнуть на пень
А
К
Р
А
Этот рак сторожит дворец
К
К Р
А
Этот – кисленький леденец
Игра «Трафаретки»
К
«Шесть ос»
Цель: закрепить усвоенные навыки, развивать творческие способности
Оборудование: перфокарта (можно предложить для самостоятельного
составления)
О
С
А
На этой осе в октябре позолота
О
С
А
А эта растет на лугу у болота
О С
А
Эта оса на луну улетает
О С
А
Эта на солнце худеет и тает
О С
А
С этою спит в колыбели малыш О
С
А
Эта по классу крадется как мышь
Кроссворд. Кроссворд? Кроссворд!
Цель: вставить недостающие гласные и согласные, чтобы получилось
загаданное слово
Оборудование: таблица с кроссвордом и загаданные слова
Южное
дерево
Веселы
й танец
Мелкая
Рыба
П
П
К
Верхня
я
Одежда П
Части
рук
П
Нужны
Для
поезда Р
Л
Л
Л
Л
Л
Л
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
Ь
Часть
суток
Летний
месяц
Домашн
ее
Животн
ое
Н
Н
Н
Ь
Ь
Ь Речная
рыба
Дикое
Животн
ое
Время
года
Н
Н
Н
Ь
Ь
Ь
Подбери парные глухие согласные!
Цель: проверить знание парных согласных по твердости-мягкости, звонкости –
глухости
Оборудование: таблица со словами
Б
Г
Д
Ж А
З
А
В А
Т
А Ш Н
М О
Л
С А
О
Л
О М
Р
Д
А
Я
Л
О
Задание: замените звонкую
согласную на парную глухую и
запишите рядом в клетки
Г
З
Д Е
Д Е
О Ч
О Ч
О
У
Л
Н
К
К
Д
Б
О
Ь
А
А
Д
Б
Замени твердую согласную на мягкую
«Русское полногласие»
Цель: повторить правописание сочетаний – оро - и – оло –
Оборудование: перфокарты для составления собственных слов О
О
О
О
Л
Л
Л
Л
О
О
О
О
Целебный напиток
Стебель пшеницы
инструмент
Для лица
Придумай слова сам!
О
О
О
О
О
Р
Р
Р
Р
Р
О
О
О
О
О
Игра «Добавь букву – получишь новое слово»
Цель: проверка словарного запаса, умения быстрого подбора слов
Оборудование: таблица с буквами и словами К
Г
М
Б
Э
Я
Ш
О
Г
О
Р
У
С
К
К
У
В
Р
С
О
Х
Т
Р
О
Т
Р
О
А
Т
А
О
А
Р
К
А
З
Л
Н
Ь
А
Г
А
Придумай слова сам!
Игра «Тринадцать орфограмм»
Цель: воспитывать внимательность, орфографическую зоркость
Оборудование: текст Нам подарили в Новый год
Чудесные подарки:
Конфеты, книжки,
Паровоз и мяч,
Кинжал и мячик яркий
Машинки, яблоки, цветы,
И лыжи, и тетрадки,
И пароходы, и шары,
И обруч мягкий, гладкий.
Спасибо, дедушка Мороз,
Что ты подарки нам принес!
(Найти и обозначить тринадцать орфограмм) Игра «Таинственный квадрат»
Цель: прививать интерес к предмету, развивать зоркость
Оборудование: таблица со словами
С
Т
В
П
О
Н
У
С
И
Р
Л
О
Щ Ь
Л
Е
Е
Т
И
Ч
Л
А
Г
Г
Н
С
О
А
С
Е
О
Е
Ю
З
Т
И
Задание: найди 4 самостоятельные части речи и перевертыш «союз -
местоимение»
П
Т
Ь
О
Д
А
О
С
И
Р
М
А
В
Е
Л
И
А
Р
Р
Э
П
К
А
Д
О
Н
О
А
Е
П
М
А
С
Э
П
О
Задание: найди и выпиши роды и жанры литературы Игра «Непроизносимые согласные»
Цель: посторенние орфограммы, развитие творческих способностей
Оборудование: таблица для самостоятельного составления слов
С
С
С
С
С
Н
Н
Н
Н
Н
Задание: придумать задание для 5 прилагательных (вкусный, гласный,
красный, искусный…)
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Брошюра "Занимательный русский язык"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.