Обществознание, 6 класс
Учитель: Шульженко В. В.
Тема урока: Будь смелым
Тип урока комбинированный
Цели и задачи: познакомить учащихся с понятиями (страх, фобия, смелость, испуг) для раскрытия сущности страха, выявить причины его возникновения, рассмотреть его проявления и последствия; обсудить практические способы преодоления страха.
Планируемые результаты: учащиеся должны характеризовать проявления и последствия страха, сравнивать социальные объекты, выяснять их причины и различи; владеть принципом работы с учебником, в тексте которого встречаются схемы, дополнительный текст и вопросы, а также вести дискуссию, эвристическую беседу, работать с документами, анализировать проблемы и решать проблемные задачи, работать в группе.
Формируемые УУД:
предметные: применять изученный понятийный аппарат; объяснять сущность феномена страха, выявить причины его появления; взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения: находить нужную социальную информацию;
метапредметные–
1) коммуникативные: критично относится к своему мнению, корректировать его, с достоинством признавать его ошибочность;
2) регулятивные: сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от эталона и внесения необходимых корректировок;
3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, давать определения понятий;
4) личностные: сознательная организация и регулирование своей модели поведения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: учебник, схемы к уроку, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация, проектор, цветные карандаши, листы бумаги для рисования.
Тип урока: открытие нового знания.
Ход урока:
I Организационный момент
II Мотивационно-целевой этап
Один человек остановился на ночь на постоялом дворе. Поздно вечером он поужинал и на следующее утро уехал. Через год он снова оказался на том же постоялом дворе. Увидев его, трактирщик был потрясен.
- У вас все в порядке?-спросил он путешественника.
- Все в порядке. А что?
- Мы очень боялись, - сказал трактирщик.- Видите ли, последний раз, когда вы здесь останавливались, в горшок с пищей, которую вам подали, упала змея. Эту пищу съели еще четыре человека, и они вскоре умерли. Мы не могли себе представить, что случилось с вами, потому что вы уехали так рано. Мы беспокоились о вас. Услышав это, путешественник сказал:
- Что? Змея у меня в еде? – и упал замертво. Через год!
Вопросы классу:
- Отчего умер путешественник? Как вы поняли смысл притчи?
Итак, ребята, о чем мы будем сегодня говорить на уроке?
Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о таком чувстве, как страх и противоположном ему – смелости и влиянии этих чувств на нашу с вами жизнь.
III Изучение нового материала
Тема нашего урока «Будь смелым» (запись в тетрадях)
Сегодня на уроке вы должны будете:
- познакомиться с понятиями: страх, фобия, смелость;
- выявить причины возникновения страха;
- рассмотреть проявления и последствия страха;
- обсудить практические способы преодоления страха.
1 Что такое страх
Учитель: Нелегко найти человека, который никогда не испытывал чувство страха. Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, удивление, гнев, печаль. Но при чрезмерной податливости страху меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе.
Задание: Попробуйте выстроить в порядке нарастания следующие чувства: испуг, боязнь, опасение, ужас, тревога. (опасение, тревога, боязнь, испуг, ужас)
Задание: Разделившись на три группы, составьте список самых распространенных страхов.
Первая группа:Школьники обычно боятся…
Вторая группа: Взрослые обычно боятся…
Третья группа: Учителя обычно боятся…
(Проверка выполнения задания)
Учитель: Чувство страха испытывают не только люди, но и животные.(слайд 5)
Трусость овец вошла в поговорку, и их действительно нетрудно испугать. Они легко заражаются страхом друг от друга. При этом овцы стараются держаться поближе одна к другой и в панике бегут за вожаком. В горной Шотландии чужая охотничья собака ворвалась в овечий хлев и принялась гоняться за овцами. Они пришли в такой ужас, что, нажав случайно на дверь, отворили ее и помчались через холмы, не заметив обрыва, они свалились с кручи и погибли все до одной.
Сильный испуг иногда называют животным страхом.
(слайд 6)«В древнегреческих мифах говорится, что от брака Афродиты, богини красоты и любви, и Ареса, вероломного бога войны, родились сыновья Деймос, в переводе «ужас» и Фобос, в переводе «страх».
От слова «Фобос» произошло слово «Фобия».(запись в тетрадях) Фобия – это страх, постоянная боязнь чего-либо и психическое расстройство человека. Фобий насчитывается огромное множество. Кто-то боится темноты, собак, высоты.
Есть совсем необычные фобии:
Арифмофобия – люди боятся конкретного числа или нескольких чисел.
Один из самых великих исторических персонажей, Наполеон Бонапарт боялся белых лошадей. Многочисленные полотна, где Бонапарт изображен верхом на белой лошади, это фантазии художника. Этих лошадей не было в его конюшнях.
Петр I избегал свободного пространства, не мог чувствовать себя комфортно в больших, просторных помещениях с высокими потолками.
Метрофобия – это страх поэзии. Метрофоб не может читать стихи или слушать, как их читают другие, его бросает в дрожь от любого четверостишия.
Интернетофобия – люди страдают боязнью выхода в интернет, опасаются вирусов и того, что могут стать жертвами преступников, использующих возможности всемирной паутины.
Одним из самых распространенных человеческих страхов может стать номофобия – боязнь остаться без своего мобильного телефона и оказаться оторванным от внешнего мира.
Иногда фобия принимает характер болезни.
Итак, что представляет собой страх? Страх – это состояние ожидания какой – либо грозящей опасности (запись в тетрадях)
Страх перед чем-либо не проходит бесследно для нашего здоровья. Он может спровоцировать головокружение, тошноту, учащенное сердцебиение. Тревога увеличивает уровень гормона стресса, который влияет на работу нашей иммунной системы. Организму становится сложнее бороться с вирусами и бактериями, мы рискуем заболеть, не только простудой, но и чем-нибудь более серьезным.
С детства нас учат, что страх - это признак слабости. На протяжении многих столетий это чувство считалось недостойным уважаемого человека, но у страха есть и положительное назначение.
Работа с текстом учебника стр.93
Докажите, что страх – это не только вредное чувство, но и полезное.
(служит предупреждением об опасности; позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги, требует осторожности; не будь страха, человечество было бы беспечно и могло бы погибнуть)
Каждый человек испытывает страх, потому что это врожденная защитная реакция. Но страх можно преодолеть, поняв его причину.
- Как сделать так, чтобы страх не брал верх над человеком? (важно постараться понять, в чем его причина)
2 Смелость города берет
- Как вы думаете, ребята, смелость – это врожденное качество?
Смелыми люди не рождаются. Смелость воспитывается. Умение владеть собой перед лицом страха – вот главное свойство смелого человека.
Задание: подберите синонимы к слову «смелость» (храбрость, мужество, отвага, бесстрашие, неустрашимость, безбоязненность.)
Какие же качества должен воспитывать в себе человек, чтобы назвать себя смелым?
храбрость жизнестойкость
Смелость
цельность настойчивость
В словаре В. Даля говорится, что смелый – это неустрашимый, безбоязненный, отважный, храбрый и решительный человек.
Задание: прочтите материал рубрики «Жил на свете человек» настр.94 учебника и ответьте на вопросы
- Почему Чернышева Евгения Николаевича можно назвать смелым человеком?
- Назовите профессии связанные с риском, для которых смелость необходимое качество.
Смелость является необходимым качеством для любого человека в критической ситуации.
Физкультминутка
3 Имей смелость сказать злу «нет»
Учитель: Кто же будет спорить с тем, что страх надо уметь преодолевать? Хорошо героям сказок. Даже в самых страшных сказках им на помощь приходят волшебники, Конек-горбунок, Серый Волк. А в жизни чаще всего приходится надеяться только на самого себя. Особенно важно проявить смелость перед лицом зла. Часто от этого зависит, можно ли считать себя настоящим человеком. Зло проявляется не только в войнах, драках, оскорблениях, но и в мелких проступках: кто-то обидел малыша, отказался помочь ближнему, сказал обидные слова. Только честный человек смело вступает в борьбу со злом.
Многое зависит от внутреннего настроя. Тот, кто все время твердит: «Я боюсь», скорее всего, струсит в непростой ситуации. Если же себе говорить: Мне нечего бояться, я храбрый», то в подходящий момент храбрость проявится. Многие люди, совершившие смелый поступок, говорят, что все произошло само собой. На самом деле внутренний приказ помог стать смелым
Турист обратился к горцу: «Послушай, почему ты так легко ходишь по узким, скользким тропинкам над пропастью, тогда как я, двигаясь по ним, буквально трясусь от страха и чувствую, что мое сердце вот-вот выпрыгнет?» Горец усмехнулся: «Все очень просто: когда я иду на ту сторону, я иду за водой, без нее моя семья и я погибнем от жажды, а когда возвращаюсь, я так хочу видеть мою семью, что даже не думаю о пропасти внизу»
-Почему горец не боится ходить над пропастью?
Один древний мудрец сказал, что храбрость – это умение различать, что беда, а что нет. Если беда грозит тебе или твоим близким, как тут не стать храбрецом? А если беда грозит твоей Родине? В годы ВОВ героизм был массовым.
Учитель: Одним из верных способов победить страх является смех. Чтобы убедиться в том, что смешное уже не является страшным, прослушать запись песни В. Высоцкого «Страшно, аж жуть» в авторском исполнении. Для того чтобы вам было легче на слух воспринимать строки В. Высоцкого перед вами на столах лежит текст этой песни.
1. Почему когда
смешно, то не страшно?
2. Как ты думаешь, каково настроение этого
стихотворения?
3. Что оно вызывает у тебя: страх,
улыбку, иронию?
IV Закрепление
Игра «Верю - не верю»
1. Сына греческой богини Афродиты, чье имя в переводе на русский язык звали Фобос.
2. Постоянную боязнь чего-либо называют отчаяние.
3. Смелым называют человека, который умеет владеть собой перед лицом страха.
4. Чувство страха можно преодолеть и сохранить человеческое достоинство.
5. Полезное свойство страха в том, что чувство страха сближает человека с животным миром
6. Перед лицом опасности люди ведут себя одинаково
7. Воспитывая в себе смелость, ты противостоишь злу.
8. Страх не позволяет сосредоточить внимание на источнике тревоги
9. Одним из способов преодоления страха является смех.
V Рефлексия
VI Подведение итога урока.
Домашнее задание: Прочитать пар.11 учебника. В классе и дома: задание 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.