Будущий первоклассников. Готовность к школе.
Цель: дать родителям представление о
психологической готовности ребёнка к школе, познакомить с конкретными
развивающими играми и упражнениями, способствующими развитию памяти, внимания,
воображения, мышления.
Скоро
в школу!» - у многих родителей все сжимается внутри, когда они слышат эту
фразу. Взволнованные мамы и папы начинают думать:
• готов ли мой ребенок к школе;
• хватит ли ему усидчивости;
• какую учебную программу выбрать и т. д.
Поступление в школу – очень важный момент в
жизни ребенка. Психологическая готовность к школе во многом предопределяет
будущую успешность.
Общеизвестно, что все дети хотят стать
учениками, однако не все одинаково хорошо подготовлены к выполнению новых
обязанностей. Можно утверждать, что адаптация ребенка к школьным условиям
пройдет быстро, если ребенок психологически подготовлен к школе.
Такая
готовность включает:
• желание узнавать новое;
• способность преодолевать трудности;
• способность доводить начатое дело до конца;
• умение вступать в контакт с новыми людьми;
• умение организовывать свое рабочее место и
поддерживать порядок на нем;
• развитие внимания, мышления, памяти;
• развитие речи.
Особое
внимание уделяется:
• работе органов зрения, слуха, осязания,
обоняния;
• развитию моторики и координации движений всего
тела и особенно рук;
• общему физическому здоровью ребенка.
Уменьшить объективные трудности при обучении
ребенка в школе возможно лишь в том случае, если правильно подготовить его, а
именно учитывать его возрастные и индивидуальные особенности.
Готовность к школе - это не только желание, но
еще и умение учиться. Признак психологической готовности к
школе – это смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную.
Интеллектуальная
готовность к школе.
Для того, чтобы успешно учиться, ребенку
необходим определенный уровень развития познавательных функций – памяти,
внимания, мышления, речи. Развивать познавательные функции при подготовке к
школе нужно через интересную для ребенка игру.
Акцентируя свое внимание на интеллектуальной
подготовке ребенка к школе, родители иногда упускают из виду эмоциональную и
социальную готовность, включающие в себя такие учебные навыки, от которых
существенно зависят будущие школьные успехи.
Речевая
готовность. Данный вид
готовности очень важен. Ребенок должен уметь задавать и отвечать на вопросы,
общаться в диалоге, иметь навык пересказ.
Физическая готовность.
Успешный школьник – здоровый школьник.
На самом деле, поступление в первый класс – это
и эмоциональный стресс, и серьезная интеллектуальная нагрузка для ребенка. У
будущего школьника в режиме дня обязательно должны быть оздоровительные
процедуры – он должен больше времени проводить на воздухе, много двигаться, по
возможности, заниматься спортом.
Ребенка считают неготовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять
словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может
сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых
предметов и др.;
- имеет серьезные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или,
наоборот, слишком развязен.
Если ребенок физически ослаблен, ему трудно
будет сохранить осанку, сидя за партой, трудно работать на уроке из-за быстрой
утомляемости. Для овладения письмом важно развитие мелких групп мышц. Кроме
того, у ребенка должны быть развиты и крупные группы мышц, основные
двигательные навыки в беге, прыжках, лазании, метании и др. Это поможет ему
управлять своим телом, участвуя в играх, соревнованиях, взаимодействии с
товарищами.
Ребенок должен быть здоровым, усидчивым,
нераздражительным; он не должен быть подвержен страхам; ему необходимо хорошо
засыпать, крепко спать.
Волевая
готовность ребенка к школе
Волевая готовность заключается в способности
ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим
школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной
деятельностью.
Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему
длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до
конца.
Социальная
готовность к школе
Социальная готовность к школе означает
готовность ребенка вступать в отношения с другими людьми – со сверстниками и со
взрослыми (педагогами). Низкая социальная готовность часто оказывается у детей,
не посещавших детский сад, и может привести к достаточно серьезному стрессу и
проблемам с учебой. Неумение общаться со сверстниками может привести к
сложностям в участии в групповой работе на уроке.
На застенчивого ребенка может оказать негативное
влияние присутствие большого количества новых людей, если он к этому не привык.
В итоге – страх отвечать на уроке, неумение попросить о помощи учителя и другие
самые разные трудности.
Обычно дети, посещавшие дошкольные учреждения,
имеют достаточный уровень социальной готовности.
Мотивация
Диагностируя школьную
готовность, психологи всегда уделяют внимание мотивации. Лучший мотив для
успешности обучения – интерес к получению новых знаний. Однако этот мотив
встречается в шести-, семилетнем возрасте не столь часто. Также благоприятным
мотивом считается желание ребенка получить новый статус («в школе я буду уже
большой»). Многие первоклассники начинают учиться для того, чтобы «порадовать
маму». Этот мотив не самый эффективный, но обычно его хватает на первое время,
а потом может подключиться и интерес к самой учебе.
Сложнее, если ребенок не хочет в школу. Чем бы
это ни было вызвано, на первых порах такое негативное отношение может серьезно
сказаться на эффективности обучения. Если ваш ребенок заявляет, что не хочет в
школу, важно разобраться в причинах. В зависимости от причины и нужно
действовать.
У ребенка должна быть сформирована
организованность, умение организовать рабочее место, своевременно начинать
работу, уметь поддерживать порядок на рабочем месте в ходе учебной работы.
Коммуникативная готовность.
У ребенка должны быть навыки взаимодействия со взрослыми (учителями), со своими сверстниками. При общении со сверстниками ребенок должен уметь кооперироваться и договариваться с другими детьми. Кроме этого, он достаточно спокойно должен чувствовать себя в условиях конкуренции, так как школьная жизнь – это соревнование.
Уважаемые родители!
Берегите своих детей, заботьтесь о них,
учите их жить в этом сложном мире!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.