Бухгалтерская (финансовая) отчетность - основа анализа финансового состояния организации
Получив широкую экономическую свободу, субъекты хозяйствова- ния оказались перед проблемой самостоятельного выбора стратегии развития, поиска источников финансирования, реконструкции и рас- ширения производства, полностью ощутили бизнес-риски всех уровней - коммерческие, финансовые, валютные. В этих условиях была глубоко осознана значимость получения такой информации, которая позволи- ла бы всесторонне обосновать финансовые стратегические и текущие решения, снизить информационный риск при разработке стратегии раз- вития и бизнес-планирования, выбрать надежных партнеров и предви- деть финансовые результаты своей деятельности. Новые условия хозяй-
ствования потребовали изменений в системе
бухгалтерско-аналитической работы, включая развитие новых направлений
анализа, поиска новой ин- формации и методов ее обработки.
Глубина анализа, достоверность и объективность аналитических выводов обеспечиваются привлечением и аналитической обработкой разнообразных источников информации. В зависимости от источни- ков полученной информации ее можно разделять на внутреннюю и внешнюю.
Наибольшую роль в информационном обеспечении анализа играет внутренняя информация, к которой относятся все виды хозяйственно- го учета (оперативного и текущего, производственного, управленческо- го, финансового), бухгалтерская и статистическая отчетности, учреди-
тельные документы, юридическая документация, характеризующая до- говорные отношения с поставщиками и покупателями, заемщиками, вкладчиками и эмитентами, проектная и другая техническая докумен- тация, отражающая ассортимент выпускаемых изделий, их качество, уровень техники и технологии производства, степень автоматизации управления всеми сторонами деятельности хозяйствующего субъекта, нормативно-плановая документация и бизнес-план, акты аудиторских и плановых проверок.
Для проведения разных видов экономического анализа можно использовать разный набор источников внутренней информации и раз- ное их соотношение.
Данные внутрихозяйственного бухгалтерского учета привлекаются при осуществлении всех видов анализа внутренними пользователями в пределах их компетенции. Для внешних пользователей основным ис- точником информации является бухгалтерская отчетность, которая может быть использована любым партнером организации.
Бухгалтерская отчетность представляет собой единую систему данныхобимущественномифинансовомсостоянииорганизациииоре- зультатах ее хозяйственной деятельности и формируется на основе данныхбухгалтерскогоучетапоустановленнымформам.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность является связующим зве- ном между организацией и другими субъектами рынка. Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации - в смысле притока дополнительных капиталов как источника расширения дея- тельности организации, так как деловые партнеры организации не по- лучат интересующих их сведений о финансовой устойчивости, пла- тежеспособности, перспективах развития организации, а часто даже о ее существовании. Такое знакомство возникает при изучении дос- тупных для них источников - публично предъявляемой бухгалтерс- кой отчетности.
Изучая бухгалтерскую отчетность, субъекты рыночных отношений преследуют различные цели: деловых партнеров интересует информа- ция о возможности своевременно погашать долги; инвесторов - перс- пективы организации, финансовая устойчивость; акционеров - цена акции, размеры и порядок выплат дивидендов.
Пользователи информации могут быть разделены на две группы: внешних и внутренних. К внутренним пользователям информации от- носятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры; к внешним - банки, нало- говые органы, аудиторские и консалтинговые фирмы, юристы и др.
Количество пользователей бухгалтерской отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конк- ретных экономических условий, тогда как интересы пользователей в отношении информационного содержания достаточно постоянны.
Внешних пользователей можно разделить на три группы:
1) тех, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передает- ся в обязательном порядке:
• налоговые службы;
• органы статистики;
• аудиторские фирмы, если отчетность субъекта хозяйствования проходит обязательную ежегодную аудиторскую проверку;
2) тех, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчет- ность для последующей ее обработки и применения:
• профсоюзы, которые изучают ее при подготовке и заключении коллективных договоров с целью защиты интересов работников, для получения информации об экономической жизнеспособнос- ти организации, для оценки занятости работников, оплаты тру- да, условий образования и использования пенсионных фондов, фондов потребления;
• информационные и консультационные фирмы, которые исполь- зуют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие;
• пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчет- ности в целях ознакомления с нею широких кругов обществен- ности;
• торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчет- ности проводят сравнительный анализ и оценку результатов де- ятельности на отраслевом уровне;
• Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правитель- стве РФ, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т. д.;
3) партнеров:
• особую группу пользователей составляют дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в данных бухгалтерской (фи- нансовой) отчетности, поскольку основное общество имеет воз- можность влиять на решения, которые они принимают, и дикто-
вать им свою волю (условия признания общества дочерним и за- висимым и последствия такого признания определены Граждан- ским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»). Эту группу пользователей интересует вся информа- ция о финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
• деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нужда- ющиеся в информации о платежеспособности организации, каче- стве продукции, надежности поставок;
• инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, де- лают выводы о том, каковы финансовые перспективы организа- ции в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.
Различие информационных интересов внешних пользователей можно представить двумя иерархическими уровнями: вертикальным и горизон- тальным. К пользователям информации вертикального иерархического уровня относятся: государственные органы власти, саморегулируемые орга- низации участников рынка, биржи, производители аналогичной продукции (конкуренты), аудиторские фирмы, налоговые службы, банковские учреж- дения, органы государственной статистики, профсоюзы, консультационные фирмы, пресса и информационные агентства, торгово-производственные ассоциации, Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Пра- вительстве РФ. К пользователям информации горизонтального иерархи- ческого уровня относятся: дочерние общества, зависимые общества, акцио- неры, деловые партнеры российского и зарубежного рынка, инвесторы, служащие общества, управленческий персонал. Зачастую собственник лич- но не осуществляет руководство деятельностью экономического субъекта (юридического лица), права оперативного управления, как правило, предо- ставляются исполнительному органу - коллегиальному (правлению, сове- ту, дирекции и т. п.) либо единоличному (генеральному, исполнительному директору и т. п.) (п. 3 ст. 103 ГК РФ, ст. 71 ФЗ «Об акционерных обще- ствах», ст. 40-44 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Такое деление необходимо в силу того, что последняя из упомянутых групп пользователей по их количеству и экономическим интересам играет опре- деляющую роль по отношению к акционерному обществу.
Количество внешних пользователей отчетности весьма динамично и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономи- ческих условий, а их интересы в отношении информационного содержа- ния относительно стабильны.
К внутренним пользователям информации относятся:
• акционеры, интерес которых затрагивает многие аспекты хозяй- ственной деятельности общества - его рентабельность, ликвид-
ность, прочность финансового положения, тенденции выплат ди- видендов и многие другие вопросы;
• менеджеры, которые нуждаются в данных отчетности для обосно- вания принимаемых решений или подготовки возможных вари- антов принимаемых решений, обоснования перспектив развития организаций, оценки резервов производства;
• работники предприятия, которые интересуются данными об уров- не заработной платы, перспективах работы, оценивают стабиль- ность и рентабельность деятельности предприятия, получения финансовых и других льгот и выплат от него, оценивают условия труда и т. п.
Разнохарактерность информационных запросов влечет за собой воз- никновение определенных противоречий в требованиях к содержанию и структуре отчетности между:
а) внутренними и внешними пользователями; б) внешними пользователями;
в) различными группами пользователей;
г) собственниками и действующим руководством.
Основное противоречие, возникающее между внешними и внутрен- ними пользователями отчетности, заключается в степени дезагреги- рованности отчетных данных. В силу своего «привилегированного» положения пользователи внутренней отчетности являются и состави- телями, и поставщиками публичной отчетности для внешних пользо- вателей информации. Следовательно, поставщикам публичной доку- ментации важно найти оптимальное содержание отчетных данных, позволяющее дать ответы на приоритетные информационные запро- сы внешних пользователей. Недостаток же сведений не позволит вне- шним пользователям отчетности сделать выводы о жизнеспособнос- ти хозяйствующего субъекта. Однако не стоит забывать поставщикам информации о том, что подробная детализация данных повлечет за собой отрицательный эффект информационной перегруженности. По- лагаем, что сгладить существующее противоречие при составлении корпоративной публичной отчетности можно с помощью таких при- емов, как введение в корпоративную публичную отчетность разделов с дополнительными данными, письменный отчет совета директоров корпорации пользователям отчетности, раскрывающий важные вехи ее деятельности.
Между пользователями открыто предоставляемой отчетности проти- воречия возникают в силу расхождения интересов и взглядов на эконо- мику хозяйствующего субъекта. Как отмечено ранее, по различию инфор-
мационных интересов внешние пользователи могут быть представлены двумя иерархическими уровнями - вертикальным и горизонтальным.
Пользователи по вертикали не заинтересованы в деятельности хо- зяйствующего субъекта, они лишь констатируют временную деятель- ность организации.
Пользователи по горизонтали на основе отчетности принимают ре- шение о вливании своих свободных капиталов в деятельность хозяй- ствующего субъекта. Данная группа пользователей по их количеству и экономическим интересам играет определяющую роль по отношению к организации. В силу определяющего статуса пользователей по гори- зонтали корпоративная публичная отчетность должна быть ориенти- рована прежде всего на них.
Отношения деловых партнеров, акционеров, потенциальных ин- весторов и т. п. во многом сопряжены с неопределенностью, риском из-за недостаточности информации. Проблема в том, что иметь аб- солютно полную информацию в условиях динамичного рынка вооб- ще невозможно. Поэтому пользователи отчетности при вынесении своего суждения (оценки) будут опираться на ключевые показатели - как правило, на конечные результаты. Так, акционеры не могут кон- тролировать все решения управляющих и оценивают качество их ра- боты по результатам за год; предприниматель не может точно оценить степень участия в трудовом процессе каждого работника, он также полагается на конечный результат; покупатель не может контроли- ровать технологию изготовления продукта, он доверяет торговой мар- ке и т. п.
На наш взгляд, стремление стимулировать приобретение акций определяет акционеров как основную группу, на которую прежде все- го должно ориентироваться акционерное общество при составлении корпоративной публичной отчетности и определении ее содержания. Интересы этой группы пользователей складываются из противоре- чий, вытекающих из видов акций и их правовой основы. Приобре- тая акции, акционеры преследуют различные цели и, исходя из этих целей, предпочтение отдают привилегированным или обыкновенным акциям.
Покупая привилегированные акции, акционеры приобретают и ряд привилегий по сравнению с держателями обыкновенных акций: им пре- доставляются гарантии в получении дивидендов определенного разме- ра, зафиксированного в уставе общества, и право преимущественного получения части имущества в случае ликвидации последнего. Интерес этой группы связан с получением информации о надежности и долго-
временности своих вложений. Их интересует прочность финансового положения организации в дальнейшем.
Покупая обыкновенные акции, акционеры получают право голоса в управлении акционерным обществом. Всех владельцев таких акций можно представить тремя группами:
1) акционеры, приобретающие акции для получения материальных выгод в виде дивидендов или через продажу на рынке ценных бумаг. Интерес этой группы акционеров однозначно связан с сиюминутной прибылью общества, их интересует в основном информация о суммах выплачиваемых дивидендов. Сокращение дохода, снижение размера ди- видендных выплат затрагивают интересы данной группы и могут по- влечь массовую продажу акций;
2) акционеры, имеющие значительный пакет акций. Их интересует информация долгосрочного характера, нежели суммы выплачиваемых дивидендов. Такие акционеры стараются активно вмешиваться в управ- ление акционерным обществом для повышения его конкурентоспособ- ности, рентабельности предпринимательской деятельности;
3) акционеры, работающие в обществе, заинтересованы в получении информации о суммах выплачиваемых дивидендов и перспективах раз- вития общества в будущем, в сохранении рабочих мест. Если данная группа акционеров владеет контрольным пакетом акций, с их стороны возможен диктат интересов по отношению к интересам внешних акци- онеров.
Необходимо отметить, что несовпадение интересов различных ка- тегорий акционеров влияет на определение политики, проводимой обществом, по осуществлению интересов группы акционеров с кон- трольным пакетом акций. Акционеры, работающие в обществе, име- ют доступ к внутренней отчетности корпорации, в том числе по от- дельным ее подразделениям, что автоматически превращает их в лиц, имеющих возможность оценить достоверность публичной корпора- тивной отчетности путем сопоставления с данными внутренней от- четности.
Объективно всегда существуют обстоятельства, в силу которых уп- равление организацией может осуществляться в противоречии с инте- ресами собственника, действие или бездействие руководства может не соответствоватьтекущейконъюнктуре,стратегиирыночногоповедения*
Неинформированность собственника о реальном положении дел в организации создает угрозу финансовой нестабильности, недополучения ожидаемых выгод или получения прямых убытков, а также потенциаль- ного банкротства. Законодатель предусмотрел возмещение убытков, при-
чиненных хозяйствующим субъектам, со стороны их исполнительных органов (п. 3 ст. 53 ГК РФ, ст. 44 ФЗ «Об обществах с ограниченной от- ветственностью», ст. 71 ФЗ «Об акционерных обществах»). Это не пре- пятствует осуществлению финансового контроля, эффективность кото- рого во многом зависит от формата внешней отчетности организации, составляемой на основе данных бухгалтерского учета, а также аудитор- ского заключения о качестве этой отчетности.
Противоречия, возникающие между составителями отчетности и внешними пользователями, можно сгладить с помощью пояснений и до- полнений. Противоречия, возникающие между внешними пользовате- лями отчетности вертикального и горизонтального иерархических уровней, могут быть ликвидированы посредством дополнительных рас- шифровок, включенных в состав отчетности, и детализации статей бух- галтерского отчета, ориентированных на интересы приоритетных групп пользователей.
Для тех организаций, которые имеют акционерный капитал или выпускают облигации, в законодательном порядке определяются со- держание публикуемой отчетности (так называемой публичной отчет- ности) и степень агрегированности ее данных хозяйствующими субъектами определенных организационно-правовых форм. Для всех субъектов хозяйствования состав и содержание бухгалтерской (фи- нансовой) отчетности установлены Законом «О бухгалтерском уче- те» и Положением (стандартом) бухгалтерского учета ПБУ 4/99, При- казом Министерства финансов «О формах бухгалтерской отчетности организации» (от 22 июня 2003 г. № 67н).
Однако организация в настоящее время имеет право самостоятельно решать вопрос о форматировании отчетности, т. е. определять степень детализации и агрегирования статей форм отчетности в зависимости от их существенности и количества граф, т. е. динамику приводимых в от- четности данных.
Учитывая, что бухгалтерская отчетность является основным источ- ником информации, которую получают партнеры организации при принятии финансовых решений, особое внимание уделяется обеспече- нию ее достоверности и повышению информативности. Именно этим объясняются дискуссии, которые ведутся на страницах периодической печати в России и во всем мире. Достоверность в большой мере обес- печивается системами внутреннего контроля, которые создаются во многих организациях, и аудиторскими проверками, в результате кото- рых подтверждается достоверность отчетности независимыми экспер- тами. Повышение информативности в значительной мере зависит от
полноты пояснений, которые даются к формам отчетности. Следует особо подчеркнуть, что в настоящее время во всех странах мира боль- шое внимание обращается на прозрачность отчетности; ее трактуют не только как достоверность, но и как информативность, связанную с под- тверждением итоговых данных отчетности материалами внутреннего учета. В этой связи часть данных управленческого учета включается в отчетность. Так, в форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» приво- дятся данные не только по общей выручке и общим затратам, но и по отдельным группам товаров (работ, услуг), по отдельным сегментам рынка и группам клиентов. Достаточно часто в пояснениях к отчетно- сти проводятся данные по отдельным бизнес-единицам, материалы про- межуточной отчетности и т. п. Более полное раскрытие и достоверность данных отчетности стали требованиями сегодняшнего дня. Этот про- цесс часто называют «революцией в корпоративной отчетности».
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.