Буклет : " Обучение пересказу как средство развития связной речи у дошкольников"

  • docx
  • 02.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала буклет.docx

Скругленный прямоугольник:  

I. Вводная часть. 
Приёмы:
 	загадка о действующем лице/предмете рассказа;
 	актуализация личного опыта детей, аналогичного  ситуации в произведении;
 	психогимнастика. 

II. Основная часть.
1. Чтение рассказа (без установки на пересказ). 
2. Воссоздающая беседа о прочитанном. 
Важно: 
v	на первых этапах обучения обязателен анализ каждого предложения. 
v	Рекомендован приём повторения в начале ответа части вопроса. (Что сделала мышка? – Мышка махнула хвостиком.) 
!Отвечаем полным предложением!
v	 установление логики происходящих событий
Приёмы:
•	Упражнение «Что было сначала, а что потом?». Выписать все основные глаголы произведения, составить пары противоположные по хронологии. Дети определяют правильную последователь-
ность действий.
       Например: Что было сначала: махнула или снесла?



Скругленный прямоугольник: Для связной речи современных дошкольников и младших школьников характерен ряд проблем:
 	часть детей оказывается способной лишь ответить на вопросы;
 	короткие связные высказывания;
 	связные высказывания отличаются непоследовательностью, пропуском важных сюжетных деталей, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
 	 речь состоит из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой.

 

 	один из типов монологической речи.
 	это осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.
Обучение пересказу занимает одно из ведущих мест в системе формирования связной речи. Это подчеркивается  многими   исследователями как в общей дошколь¬ной, так и в коррекционной педагогике (Глухов В.П., Бородич А.М., Филичева Т.Б., Федоренко Л.П., Тихеева Е.И. и др.)
Пересказ доступен и близок детям дошкольного возраста в силу того, что ребенок получает готовый образец (словарь, грамматические конструкции, внутритекстовые связи), который действует на его чувства, заставляет сопереживать и тем самым вызывает желание запомнить и пересказать услышанное. 


Скругленный прямоугольник: Каждое произведение для пересказа должно иметь воспитательную ценность: учить детей чему-то полезному, формировать их кругозор, моральный и эстетический опыт.
Тексты должны быть доступны по содержанию, объему и языку.
Содержание должно соответствовать опыту детей, что позволит лучше понять и воспроизвести текст произведения.
***
При выборе объема учитывается внимание и память детей, поэтому произведение должно быть небольшим    
       (Лучше меньше, да лучше!)
***
Тексты подбираются динамичные, с четкой повествовательной структурой, с хорошо выраженной последовательно-
стью действий.
Доступность языка предполагает отсутствие сложных синтаксических конструкций, отягощенных деепричастными оборотами.
Произведения должны быть образцовыми по использованию ярких образных средств, несложных форм прямой и косвенной речи.
***
ВИДЫ ПЕРЕСКАЗА:

 	Подробный (близкий к тексту)
 	Пересказ одного фрагмента
 	Пересказ с изменением лица
 	Пересказ по аналогии
 	Пересказ-инсцинировка
 	Пересказ по ролям

 

 

                                                                            

https://i.pinimg.com/originals/be/41/b3/be41b3c21b29cdfbd6e37ddfc751422a.png

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

https://yt3.ggpht.com/a/AGF-l7_U3x-0wN5zyq1kyO2tq5cPKWArT2H0eUEa0A=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mo

 

 

 

 

 

 

 

Скругленный прямоугольник: •	Моделирование сюжета
 	мнемотехника (мнемотаблицы, мнемодорожки);
 	сюжетные картинки (выставляются в хаотичном порядке, детям нужно восстановить хронологию событий)
 	в подготовительной к школе группе - опорные сигналы, схематичные картинки.
Динамическая пауза
 	Физминутка с действующим главным героем.
 	Упражнение с движением. Например, педагог произносит существительные/
прилагательные/ глаголы. Если встречаются слова из произведения, дети приседают/подпрыгивают.
3. Повторное чтение произведения с установкой на пересказ.
4. Пересказ 1-2 детьми (в парах друг другу). 
III. Заключительная часть.
***
!Важно не ограничиться временем самой образовательной деятельности, а продолжить работу:
*	рисование на тему (сюжет) произведения с последующим пересказом по выполненным рисункам, 
*	планирование и проведение индивидуальной работы с детьми, которым наиболее сложно даются пересказы,
*	работа с родителями - предложить текст для закрепления дома,
*	постановка сценки всего произведения или его части.

Скругленный прямоугольник: Произведения 
для обучения пересказу:
Средняя группа:
 	знакомые сказки, подобные таким как: «Курочка Ряба», «Теремок», «Козлята и волк», «Колобок»,
 	короткие рассказы Л.Толстого «Хотела галка пить», В.Сутеева «Кто сказал мяу?», Е.Чарушина «Курочка» …
Старшая группа:
 	русские народные сказки: «Лиса и рак», «Петух да собака», «Лиса и кувшин», 
 	авторские сказки А.Толстого «Ёж», К.Ушинского «Кораблик», 
 	рассказы Е.Чарушина «Лисята», «Почему Тюпа не ловит птиц», Л.Толстого «Пожарные собаки», Н.Калининой «Снежный колобок» и др.
Подготовительная к школе группа:
 	сказки  «Лиса и козел», «Как аукнется, так и откликнется», 
 	рассказы К.Д.Ушинского «Четыре желания», М.Пришвина «Ёж», «Золотой луг», В.Бианки «Купание медвежат» ….
***
Важно осознать: сформированная связная речь у дошкольника – это основа его выступлений, 
сочинений в будущем!
***
Скругленный прямоугольник:  


Связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно, интонационно выразительно.

Связность речи = связность мыслей
 
По тому, как ребенок строит свои высказывания, можно судить не только о его речевом развитии, но и о развитии мышления, восприятия, памяти, воображения.

Связная речь ребенка базируется на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи,
воспитании её звуковой культуры.

http://dis-cip.ru/images/main_778326_original.jpg

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/05/Carevna-lyagushka_17_17172623.pnghttps://slavna.ucoz.ru/_ph/23/664583854.jpg