Память является одним из основных психических процессов и свойств личности. Это одно из условий для развития интеллектуальных способностей.
Выделяют несколько видов памяти:
ü наглядно-образная, которая помогает запоминать лица, звуки, цвета..
ü словесно-логическая, помогающая запоминать схемы, формулы...
ü эмоциональная, при которой лучше сохраняются пережитые чувства.
В зависимости от длительности сохранения информации память может быть кратковременной и долговременной. Кроме того память бывает: зрительная и слуховая.
У дошкольников преобладает образная, эмоциональная и двигательная память. Словесно-логическая память развита слабо.
К 6 годам в психике ребенка развивается произвольная память. Произвольная память наблюдается, когда человек прилагает усилия для запоминания; т.е. направляет свою активность на достижение поставленной цели.
Задача взрослых ускорить развитие этих видов памяти.
• Попросите ребенка прислушаться к стуку сердца.
• Попросите малыша оглянуться вокруг и назвать все круглые (или зелёные, или др.) предметы.
• Скажите ребенку, что будете на что-то смотреть, а малыш должен угадать, на что именно. Можно меняться ролями.
• Поиграйте в игру, где взрослый называет различные цифры, а ребенок, услышав цифру 5, например, хлопает в ладоши.
• Договоритесь о том, что если вы ладошку сожмете - малыш должен мяукнуть, а если разожмете — гавкнуть.
• Попросите ребенка повторять все ваши движения, кроме хлопка.
• Называйте различные предметы. Если малыш услышит название летающего предмета, пусть поднимет руки вверх, а если нелетающего - хлопает в ладоши (или барабанит по коленям).
• Игра без слов. Попросите ребенка дать вам столько фишек, сколько раз вы поморгали (похлопали в ладоши). Или сформулируйте задание так: «Чтобы фишку получить, нужно рот 5 раз открыть» и т.п.
• Возьмите две игрушки, например, кошку и собачку. Объясните ребенку правила игры: если вопрос будет задавать кошка, отвечать надо только «да», а если собачка только «нет». Варианты вопросов: («Хочешь конфету?», «Пойдем в цирк?», «Ты мороженое любишь?» и т.д.).
• Разбросайте по полу разноцветные бумажки и попросите малыша собрать, например, только желтые, потом 4 красные и 6 желтых и т.д.
• Вырежьте из бумаги пары полосок разной длины, и пусть ребенок подберет соответствующие пары.
• Игра с запретными словами. Скажите малышу, что «да» и «нет» говорить нельзя. Задавайте ему вопросы, типа: «Вода мокрая?», «Ты мальчик?», «Небо голубое?» и т.д. А между ними задавайте вопросы, не предполагающие ответы «да» и «нет»: «Какого цвета небо?», «Когда идет снег?» и т.д. Следите, чтобы ребенок не произносил «запретных»
• Посадите 6 игрушек на стол и попросите ребенка запомнить, в каком порядке они сидят. Когда малыш отвернется, уберите некоторые игрушки или поменяйте их местами. Пусть ребенок догадается, что изменилось.
• Игра «У кого что было?
Посадите перед ребенком трех игрушечных животных и «раздайте» каждой игрушке разные предметы: например, зайчику - кубик, мишке – мячик, обезьянке – машинку. Потом предложите малышу закрыть глаза и вспомнить, что держит в лапах зайчик, а что мишка, а что обезьянка.
• Игра «Исключение»
Взрослый будет называть, допустим, растения, ребенок должен внимательно слушать, и как только среди растений будет названо животное, он должен подпрыгнуть.
• По дороге в магазин показывайте малышу различные окружающие предметы и произносите соответствующие слова (предупредите, что потом их все нужно будет повторить): дом, дерево, дорога, скамейка, куст, старушка, собака, машина, птица, сумка. После магазина попросите ребенка вспомнить все слова. В следующий раз можно попросить вспомнить все, что кроха видел по дороге домой.
• Гуляя, можете разучивать разные четверостишия.
Успехов вам, в общении с ребенком!
МБДОУ д/с «Тополек»
г Волгодонска
Играя дома, развиваем память и внимание.
2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.