Буклет для родителей: Скоро в лицей
Оценка 4.6

Буклет для родителей: Скоро в лицей

Оценка 4.6
Домашнее обучение +5
doc
7 кл
01.12.2019
Буклет для родителей: Скоро в лицей
Советы родителям. Как подготовить ребёнка к обучению в начальном звене.
Букет для родителей Скоро в лицей.doc

Знаем ли мы своего ребёнка?

Что за странный вопрос скажете вы?  Какие качества мы считаем определяющими успех обучения? Знаем ли мы возможности своего ребёнка, индивидуальные и возрастные особенности развития. И, наконец, знаем ли мы, как помочь малышу справиться со всем комплексом учебных и внеучебных нагрузок, которые ложатся на его плечи с приходом в лицей?

Вы не задумывались над этим вопросом? Думаю, задумывались! «Может быть, он неспособный?» - думают родители. Но психологическое обследование показывает: способности не ниже средних. Причина в другом: ребёнок пришёл в лицей недостаточно подготовленным. «Как же так?» - недоумевает мама. – Он уже и читать немного умел, и считать…»

Оказывается, этого недостаточно.  Не это главное. Писать и читать ребёнка научить достаточно легко, если он умеет учиться и обладает минимум знаний, умений и навыков. Но что это значит?

К моменту обучения в лицее в норме дети должны овладеть правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно их произносить, уметь производить простейший звуковой анализ слов, иметь довольно развернутый словарный запас (от 3,5 до 7 тыс.), уметь грамматически правильно строить разные предложения по конструкции, согласовывать слова в роде, числе, падеже, точно спрягать часто употребляемые глаголы; уметь пересказывать сказки, рассказы, описывать окружающие предметы, картинки, некоторые явления окружающей действительности.

В последние годы значительно возрос процент детей с речевыми нарушениями. К сожалению, к специалисту-логопеду такие дети попадают перед школой, в лучшем случае после 5-ти лет. Самый значимый период (сенситивный) для развития речи упущен. Отсюда масса проблем и не только с устной речью, но и письменной. Эти проблемы особенно ярко проявляются у детей при обучении чтению и письму, при использовании правил, при написании изложений и сочинений.

Чтобы этого не случилось, родителям необходимо уделить больше времени развивающему обучению ребенка.

Один из главных показателей подготовленности ребенка в школе – уровень речевого развития.

Понимание словесных инструкций-указаний взрослого, умение ответить на его вопросы и сформулировать собственные вопросы к учителю – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Для оценки и развития речи вам может быть полезен ряд специальных заданий:

1. Понимание грамматических конструкций.

Произносим предложение:

«Петя пошел в кино после того, как дочитал книгу».

Что Петя делал раньше – смотрел кино или читал книгу?

2. Выполнение словесных поручений.

а) На столе в беспорядке лежат карандаши. Говорим ребенку: «Собери карандаши, сложи их в коробку и положи коробку на вторую полку».

После выполнения спрашиваем: «Где теперь лежат карандаши? Откуда ты их взял?»

Если ребенок не может правильно выполнить задание, оно упрощается: «Возьми карандаши и убери в ящик». Вопросы задаются те же.

Если ребёнок при выполнении этого задания допускает ошибки: не удерживает в памяти последовательность событий, пропускает детали. Нередко дети улавливают только суть или начало задания, детали же пропускают. А это значит – ребёнок невнимателен, что влечёт за собой цепочку неуспехов и неудач, например: ошибки на пропуск букв, перестановки, не дописывания до конца слов, фраз и прочее. Характерными признаками ребёнка, медленно читающего и  пишущего, является - неумение выслушать задание до конца, вдуматься в его суть: что надо делать и как. В данном случае ребёнок начнёт отставать не, потому что он неспособный, а лишь по той причине, что не успевает прочитать задание или продумать услышанное, вникнуть в детали инструкций. Он либо не может слитно читать, читает буквы, слоги, потом проговаривает слово и лишь после этого в состоянии понять прочитанное. Либо читает про себя, соединяя буквы в слоги, а слоги в слова, а затем лишь читает вслух. Такие дети читают медленнее других, с трудом понимают прочитанное. Такого ребёнка отмечает – неспособность прослеживать причинно-следствен-ные связи и делать соответствующие выводы. У него не развивается способность классифицировать информацию и опыт, умение пользоваться знаниями.

 

 

3. Изменение существительных по числам, по падежам.

Скажите ребенку: «Я назову одним словом предмет, а ты измени это слово так, чтобы получилось много предметов. Например, я скажу карандаш, а ты – карандаши. Если допущена ошибка, исправить.

 

4. Рассказ по картинкам.

Дать ребенку 4-6 картинок, на которых изображена определенная последовательность событий, и попросить ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он положил их так, а не иначе.

 

5. Чрезвычайно облегчит учебу драгоценное умение ребенка слушать, запоминать и отвечать на ваши вопросы и своими словами пересказывать.

Возьмите книгу с большим количеством иллюстраций – чтобы каждая сцена сказки была определенным рисунком.  Прочитали сказку. Теперь пусть ребенок, глядя на картинки, перескажет ее бабушке или кукле. Через некоторое время ребенок сам научится рисовать простенькие рисунки и последовательно пересказывать. Потом можно пересказывать и без рисунков.

Очень полезно предлагать придумывать собственные сказки и истории. Толчком к этому может послужить любое событие из собственной жизни, интересная картинка или серия картинок.

 

6. Научите ребёнка прислушиваться к звучащей речи. Скажите ему, что мы говорим звуками. Поиграйте с ним, например, сегодня вы по очереди придумываете слова, которые начинаются со звука м или м*: мама, Москва, молоток… Ребёнок должен увидеть, что вам тоже трудно придумать. Изредка делайте очевидную ошибку, скажите, к примеру, «солнце» и посмотрите, заметил ли ошибку ребёнок. Если не обратил внимания, объясните, но так, словно сами только что её обнаружили.

Усложните условия. Скажите ребенку, что звуки бывают мягкие (добрые, ротик улыбается, когда мы их произносим) и твёрдые (сердитые, ротик не улыбается).

Придумайте слова, например, на мягкий звук л*: Лена, лето, линейка, листок…

Усложните ещё раз условия. Поиграйте в слова, где каждое следующее слово начинается на последний звук предыдущего. Подбирайте самые обычные слова, покороче, чтобы ребёнку было легче выделять последний звук. Далее можно усложнять.

Предложите посчитать звуки в словах, начиная с самого простого, например, «ам», на, дом и т. д.

 

7. Дайте детям понятие о букве. Скажите, что все звуки речи на письме обозначаются буквами.  Далее скажите, вся наша речь, как устная, так и письменная состоит из слов, например: дом, дерево, лопата и т.д. Каждое слово имеет смысл. Поиграйте в игру: «Слово или нет?» с ладошками, например: Поймай в ладошки, если услышишь слово: мяч, ноф, нога, капу и другие.

 

8. Учите ребенка ориентироваться в пространстве, на собственном теле и на листе бумаги, и скажите ребёнку о том, что все буковки в слове пишут слитно «за ручки», слева направо и читаем мы тоже всегда только слева направо. Нарисуйте слово и найдите у него начало, конец, середину. Назовите слово, например, мак.  Какой первый звук [м] – укололи его, назовите какую букву напишем эм, где будет первая буква. И т.д.

 

9. Развивайте мелкую моторику, то есть мелкие мышцы пальцев рук. Для этого раскрашивайте, лепите, перебирайте мелкие предметы, заштриховывайте, нанизывайте бусинки играйте с пальчиками и многое другое, что тоже значительно замедляет и темп работы, и качество письма.

Дети часто не слышат первый и последний звук в слове, не называют их последовательно. У них очень бедный словарный запас, плохо развита связная речь.

 

Учителя часто сталкиваются с тем, что ребёнок невнимателен, неусидчив, плохо читает, при письме допускает большое количество ошибок и т.д. Но часто бывает учителю очень трудно оказать ребёнку действенную помощь, т.к. в классе много детей, да и методика работы с некоторыми детьми, не знакома учителю начальных классов. Но существует определённая школьная программа и её ребёнку надо успеть изучить, т.к. для каждой возрастной группы детей существует общий уровень развития, на который обязан ориентироваться учитель. Да и не всегда учитель знает, как помочь ребёнку, который «выпадает» из общего темпа обучения. А это выпадение вызывает у ребёнка различные реакции – от чувства растерянности, неуверенности, негативизма, до озлобленности, агрессивности и безразличия. Формируется комплекс неудачника, отстающего, который будет очень трудно преодолеть.

 

Что же делать? Заниматься. Одним из самых сильных мотивов поведения ребёнка является сделать так, чтобы его родители заметили, похвалили, то, что он сделал. Хвалить ребёнка за каждую победу, ведь он самый любимый. Избегайте длинных объяснений и бесед. Уважайте в ребёнке индивидуальность. Не оправдывайте свой крик на ребёнка. Учите доводить начатое дело до конца. И ещё одно. Он хочет быть похожим на вас, подражать вам. Ребёнок замечает и запоминает все события, которые вызвали вашу довольную улыбку, одобрительный кивок головы. И напротив - его ранят высказывания, замечания по поводу его неуспехов. Найдите из всех, как вам кажется плохих букв самую на ваш взгляд удавшуюся, пусть она и не идеально, но ребёнок старался, и в другой раз он сделает ещё лучше.

 

Как же учить ребёнка? Прежде всего, через игру. Но и научите ребёнка, конечно постепенно, высиживать, занимаясь одним видом деятельности 15 – 20 минут, а потом отдых.

Обратить внимание на фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие.

 Таким образом, очень важно привить ребенку веру в свои силы, не допустить снижения его самооценки. Для этого чаще хвалите его, не ругайте за ошибки, а показывайте, как их исправить, чтобы улучшить результат.

По возможности развивайте логическое мышление. Используя, например следующие задания:

1. Коля и Вася — два брата. Один из них ходит в детский сад, другой — в школу. Кто из них моложе, если Вася учится во втором классе?

2. Буратино и Пьеро соревновались в меткости. Один из них бросал в цель камушки, другой — шишки. Что бросал в цель Буратино, если Пьеро не бросал шишки?

Успехов вам, уважаемые родители!

Учитель-логопед Аверина О. К.

 

Скоро в лицей

(Речевой аспект).

 

                                                        

 

                                 Только тогда, когда родители

                                 Будут знать, что надо делать,

                                 Они будут делать.

 

                                                                       Блонский. 

 

 

 

 

 

 

                                                                          

Цель: Помочь взрослым разобраться в том, как лучше подготовить ребёнка к школе, облегчить усвоение чтения и письма, если ребёнок невнимателен и плохо запоминает, если он недостаточно хорошо владеет речью и затрудняется логически мыслить.

 

Задачи: Помочь родителям предупредить проблемы, которые могут появиться с приходом в первый класс и можно преодолеть в семье.

 

Буклет для родителей: Скоро в лицей

Буклет для родителей: Скоро в лицей

Буклет для родителей: Скоро в лицей

Буклет для родителей: Скоро в лицей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.12.2019