Составил:
учитель-логопед
Онопченко Анна Сергеевна
Синкенезии («син» - одновременно, «кинезии» - движение) называют непроизвольное содружественные движение, когда в процессе какой-либо деятельности (чтение, письмо, танцы, рисование) проявляются добавочные непроизвольные движения в теле:
è движения языком;
è болтание ногами;
è поднимаются и напрягаются плечи;
è задерживается дыхание;
è когда должна работать одна рука, вторая никак не случается и идет в работу тоже, появляются мимические и оральные оживления, что в комплексе усложняет всю деятельность.
Природа синкинезий берет свое начало из примитивных рефлексов! Рефлекс по сути это паттерн, двигательная цепь: когда движения нескольких частей тела связаны между собой единой нейронной сетью. И эти связки даны нам от рождения. Подтверждение тому сосательный рефлекс, который связывает движения губ, языка и рук. При сосании груди ребенок автоматически кладет руки на грудь матери. Таким образом, и работает связь «рука-рот». Мозг использует «проторенные» дорожки до тех пор, пока не выстроит новые нейронные связи для осуществления каких-либо действий. Если этого не происходит, мы имеем синкинезии, которые и являются признаком незрелости нервной системы.
Есть и безвредные синкинезии, когда ребенок осваивает какой-либо новый для него двигательный навык, и если нет сопутствующих, возможных проблем, то по мере освоения навыка это пройдет само. Синкинезии считаются нормой в возрасте 6-7 лет, когда ребенок осваивает письмо. То же самое касается других видов ручной деятельности (лепка, рисование) — на этапе освоения.
Сегодня, по статистике, у 67% детей, поступающих в школу, есть какие-то неврологические проблемы, и синкинезия — одна из них. Таким детям не дается грамота, им трудно освоить написание букв и цифр (может появиться их зеркальное отображение), у них низкая работоспособность и концентрация внимания.
От синкинезий вполне можно избавиться, заставив мозг разбить объединенные функции так, чтобы каждый двигательный компонент получил свой «центр управления» в головном мозге.
Вот некоторые советы, как распознать синкенезии:
è Если ребенок на протяжении длительного времени неправильно держит ложку. К 3 годам дети в состоянии хорошо управляться со столовыми приборами. После 3 лет малыша, который упорно берет ложку в кулачок, необходимо показать специалистам.
è Если в игре 6-7-летние дети не вписываются в дверной проем, задевают углы мебели или ребенок берет книжку и одновременно опрокидывает стакан — это явные признаки нарушения координации, пространственных представлений и, возможно, синкинезии. Но это зачастую списывают на природную неуклюжесть и неповоротливость малыша.
è Ребенок отказывается рисовать. Неправильно держит карандаш, кисточку, и даже специальные „пальчиковые" краски его не могут заинтересовать.
✍🏻По мнению специалистов, малыш отказывается от рисования чаще всего по двум причинам. Либо в его памяти остался негативный след, если в раннем возрасте его не похвалили за рисунок, либо это синкинезия — и тогда малышу просто физически тяжело держать в руке карандаш.
Удостовериться в том, что с крохой не все в порядке, помогают довольно простые тесты.
Попросите малыша последовательно соединить большой палец руки со всеми пальчиками на этой же руке.
Покажите малышу комбинацию „кольцо", соединив большой и указательный пальцы, а затем попросите его сделать то же самое сначала на одной руке, потом на другой. В 4 года ребенку еще можно помочь, объяснив ему, какие пальчики должны участвовать в работе. Потом это будет сделать сложнее.
Покажите на одной руке ребенку знак „виктори" — поднятые вверх указательный и средний палец. Попросите его повторить этот жест сперва на одной, потом на другой руке. Следите, чтобы при выполнении теста пальцы были выпрямлены.
А вот тест, позволяющий проверить у ребенка межполушарную координацию. Для этого насыпьте в мисочку белую и красную фасоль. Попросите ребенка левой рукой брать белую фасоль, а правой — красную. Делать это надо одновременно, раскладывая фасолины по двум разным тарелочкам.
Проблема детской синкинезии в том, что ребенку требуется значительно больше сил на обучение, чем его сверстникам. Та энергия, которая могла бы расходоваться на внимание и работоспособность, вместо этого идет на компенсацию дополнительных и совершенно лишних движений.
Ребенок с синкинезией гораздо быстрее устает, у него снижается работоспособность. Да это и понятно: ведь его энергетический запас съедается сопутствующими письму движениями, которые ему вовсе не нужны! Раз малыш утомлен — значит, он мало что воспринимает и ему надо погрузиться в себя, чтобы поднакопить энергии.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.