Артикуляция звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц. Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков.
1. «Месим тесто».Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ля-ля-ля. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Контроль за выдыхаемой струей воздуха осуществляется с помощью ватки, поднесенной ко рту ребенка: если упражнение выполняется правильно, ватка будет отклоняться. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.
2. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на нижние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. «Качели».Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку;б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опускается к нижней губе;в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой;г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.
4. «Язык перешагивает через зубы».Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка: широким языком дотронуться до нижних зубов с наружной стороны, затем с внутренней. При выполнении упражнений следить, чтобы язык не сужался, нижняя челюсть и губы были неподвижны.
5. «Почистим зубы»Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нижние зубы, делая движения языком вверх-вниз. Следить, чтобы язык не сужался, останавливался у верхнего края зубов и не выходил за него, губы находились в положении улыбки, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Пирожок».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить на нижнюю губу. Затем боковые края языка поднимаются и сворачиваются в пирожок.
7. «Горка» «Киска сердится».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Спинка языка выгибается, затем выравнивается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от зубов, язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.
9. Упражнение в произнесении звука И.В игровой форме отрабатывается произнесение звука и, при котором положение языка близко к нормальной артикуляции звука с.
10. «Загнать мяч в ворота».Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в <ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.
Артикуляция звуков Ш, Ж,Ч, Щ. Подготовительные артикуляционные упражнения для постановки и коррекции звуков.
Артикуляционные упражнения для постановки и коррекции шипящих звуков:
1. «Лопатка», «Блинчик», «Лепешка».
2. «Пирожок».Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка поднимаются вверх, по средней продольной линии языка образуется впадина. Язык в таком положении удерживать под счет от 1 до 5—10. Следить, чтобы губы не помогали языку, оставались неподвижными.
3. «Качели»
4. «Язык перешагивает через зубы».
5. « Маляр»Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
6. «Грибок».Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.
7. «Гармошка».Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот.
8. «Вкусное варенье» Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.
9. «Фокус».Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка прогибается книзу. Удерживая язык в таком положении, сдувать ватку с кончика носа. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной, губы не натягивались на зубы, ватка летела строго вверх.
10. «Горка» Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в нижние резцы, а передне-средняя часть его спинки сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.
Артикуляционная гимнастика для формирования произношения звуков (Л, ЛЬ, Р, РЬ)
1."Заборчик" - зубы сжаты, губы растянуты в улыбке. Удерживать в таком положении до счёта 5. Повторить 5-7 раз.
2."Трубочка" - зубы сжаты, губы вытянуты вперед трубочкой. Удерживать в таком положении до счёта 5. Повторить 5-7 раз.
3.Чередование "Заборчика" и "Трубочки" - удерживать каждое положение до счёта 5, затем менять на другое. Повторить 5-7 раз.
4."Почистим зубы" - рот открыт. Кончик языка двигается по внутренней поверхности верхних зубов вправо - влево, надавливая на них. Повторить до 10 раз.
5."Маляр" - рот открыт. Кончик языка медленно двигается от верхних зубов по твёрдому нёбу к горлу и обратно, словно движение кистью. Повторить до 10 раз.
6."Лошадка" - цокать языком, как лошадка копытами , до утомления мышц языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть не поднималась вверх вместе с подъёмом языка.
7."Грибок" - рот открыт, в улыбке. Присосать язык к нёбу так, чтобы уздечка растянулась до предела, и язык как бы принял форму ножки гриба со шляпкой. Удерживать, пока в рот не набежит слюна. Повторять до 10 раз.
8."Барабан" - рот открыт. Язык поднят вверх к альвеолам. Быстро произносить: "д-д-д-д-д". Следить за тем, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
9."Индюки" - рот открыт. Произносить звук "А-а-а" одновременно двигая широким языком по верхней губе, вперёд-назад, подражая крику индюка.
10."Качели" - рот открыт, язык поочередно упирается в верхние и нижние зубы. Повторять до 10 раз.
Артикуляционная гимнастика –
залог успешной профилактики и коррекции правильного звукопроизношения
Три комплекса артикуляционной гимнастики
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.