Пояснительная записка.
Кружок «Культура народов » проводится с учениками среднего школьного возраста.
Цель кружка: заинтересовать учащихся развитием культуры Татарстана; ознакомить государственными символами; рассказать об устном народном творчестве татарского и русского народа; изучать народные праздники и традиции народов, проживающих на территории нашей республики; декоративно-прикладное искусство и народные костюмы; изучать музыкальную и театральную культуру Татарстана; посетить музеи и театры г. Казани.
Всем известно, что культура человека и его ценностные ориентиры закладываются в семье. Задача кружковой работы углубить и расширить эти ценности, развивать кругозор учащихся, воспитать у них толерантное отношение к окружающему миру, бережное отношение к культуре народов Татарстана, приучить учащихся к поисковой деятельности, формировать национальное самосознание, патриотизм.
Проблема формирования общей культуры настолько востребована в наши дни, что может быть реализована в системе дополнительного образования, т.е. в кружковой деятельности.
Республика Татарстан – это Родина для всех народов, живущих в нем. Многообразие народного творчества и своеобразие искусства составляют культуру Татарстана.
Известный русский этнограф Ю.В.Бромлей дает целостное определение культуры: «…Культура – это все, что создано и создается человечеством, от орудий труда до предметов домашнего обихода, от привычек, обычаев, самого образа жизни людей до науки и искусства, религии и атеизма, морали и философии. Культуру обогащают, умножают в поле, у мольберта, за станком, за пишущей машинкой, повседневный труд сливается в ней с подвигами героев и прозрением гениев. Это лестница, по которой наши далекие предки поднялись от животного к человеку. Лестница, которую человечество неустанно строит – трудно, страстно, в печали и радости. И культура живет, дышит, совершенствуется вместе с нами и совершенствует нас. Люди являются создателями культуры и одновременно – ее созданиями» Следовательно, и мы являемся частью культуры и призваны творить ее.
Важным концептуальным положением работы кружка является ее интегрированный характер, показывающий самобытность культур татарского, русского и других народов и их взаимосвязь. Не зная своих национальных корней, человек не может в полном объеме познать традиции других народов. Национальные и русская культуры тесно взаимосвязаны – это аксиома, в этом главное богатство нашей республики и страны.
Кружок проводится из расчета 1 час в неделю. Всего за год 34 часа.
Календарно-тематическое планирование кружковой работы
№ |
Тема |
Время |
факт |
|
«Татарстан – моя родина, предков очаг…» |
|
|
1 |
Введение. Знакомство. |
1ч |
|
2 |
Татарский народ и его предки |
1ч |
|
3 |
Я и моя семья |
1ч |
|
4 |
Что обозначает моё имя? |
1ч |
|
|
Истоки становления истории татарского народа.-8ч |
|
|
5 |
Государственные символы Российской Федерации |
1ч |
|
6 |
Государственные символы Республики Татарстан |
1ч |
|
7 |
Многонациональный Татарстан |
|
|
8 |
Сказаньем встает Казань – столица равного средь равных Татарстана. |
1ч |
|
9 |
Экскурсия в город Казань |
1ч |
|
10 |
Мой город –Альметьевск |
1ч |
|
11 |
Национальный состав жителей города Альметьевска |
1ч |
|
12 |
Национально-культурные традиции татар. Семейно-бытовые традиции. |
1ч |
|
13 |
Татарские национальные праздники. |
1ч |
|
14 |
Традиционная кухня . |
1ч |
|
15 |
Жилище – сложный культурно-бытовой комплекс, который выражает природные условия, направления хозяйства, формы семейного быта, традиции и обычаи, уровень развития производительных сил. |
1ч |
|
16 |
Усадьба татарских селений: двор (жилой дом, надворные постройки) и зады (огороды, баня, гумно и т. Д.). Особенности планировки двора и хозяйственных построек. Система расположения жилого дома и надворных построек.Типы жилищ и интерьер жилища. Архитектура жилища. Строительная техника и обряды |
1ч |
|
17 |
Самостоятельная работа. Изготовление буклета «Татарская национальная кухня.» |
1ч |
|
18 |
Русская кухня: традиции и обычаи. |
1ч |
|
19 |
Приходите пить чай! |
1ч |
|
|
Татарский костюм – часть духовного богатства своего народа.-13ч |
|
|
20 |
Особенности татарской одежды – важнейшего элемента материальной культуры народа. Отражение природно-хозяйственных, социально-экономических условий жизни народа, его традиций, эстетического вкуса. |
1ч |
|
21 |
Женские украшения. Оригинальность женских головных уборов и украшений, их особенности и композиция. |
1ч |
|
22 |
Верхняя одежда женщин и мужчин, его типы. Деление одежды по временам года. |
1ч |
|
23 |
Обувь. Особенности плетения обуви. |
1ч |
|
24 |
Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличниках. |
1ч |
|
25 |
Ткачество. Подготовка холста для ткачества, обработка волокна, прядение. Виды волокна для пряжи. |
1ч |
|
26 |
Вышивка. Основные цвета татарского орнамента и вышивки. |
1ч |
|
|
Культура и спорт-3ч |
|
|
27 |
Живопись, скульптура, литература. |
1ч |
|
28 |
Знаменитые деятели культуры. Гордость татарской нации. (Знаменитые спортсмены) |
1ч |
|
29 |
Виртуальная экскурсия. Музеи Татарстана |
1ч |
|
30 |
Народные праздники и народные традиции. Татарский народный праздник – Сабантуй. |
1ч |
|
31 |
Праздник Навруз |
1ч |
|
32 |
Русские народные праздники. |
1ч |
|
33 |
Русский фольклорный праздник «Каравон» |
1ч |
|
|
Фольклор- 8 ч. |
|
|
34 |
Секреты бабушкиного сундука |
1ч |
|
35 |
Мифология у татар. |
1ч |
|
36 |
Разучивание татарской народной песни. |
1ч |
|
37 |
Сказания и предания. |
1ч |
|
38 |
Пословицы и поговорки |
1ч |
|
39 |
Колыбельные песни |
1ч |
|
40 |
Сказки, загадки. |
1ч |
|
41 |
Народные подвижные игры |
1ч |
|
42 |
Татарские народные танцы |
1ч |
|
43 |
Татарский народный костюм |
1ч |
|
44 |
Самостоятельная работа. Иллюстрирование песен, сказок. Чтение мифов и сказок. Разучивание подвижных игр. |
1ч |
|
|
Татарский национальный костюм |
1ч |
|
45 |
Татарский национальный костюм |
|
|
46 |
Головные уборы: калфак, камчат, бурек, тюбетейка |
1ч |
|
47 |
Обувь татар |
|
|
48 |
Женский национальный костюм |
1ч |
|
49 |
Мужской национальный костюм |
|
|
50 |
Рисование дома, зарисовка орнаментов на наличниках. |
1ч |
|
|
Творчество татарских поэтов и писателей. |
|
|
51 |
Творчество татарских поэтов и писателей. |
1ч |
|
52 |
Творчество М. Джалиля |
1ч |
|
53 |
Читательская конференция по произведениям татарских авторов |
1ч |
|
54 |
Встреча с татарскими поэтами Альметьевска |
1ч |
|
55 |
Занятие-конкурс чтецов произведений татарских поэтов |
1ч |
|
56 |
Изобразительное искусство Татарстана. Творчество художников. |
|
|
57 |
Творчество Б.Урманче и И.И.Шишкина. |
1ч |
|
58 |
Практический урок «Рисуем сами» |
1ч |
|
59 |
Архитектура и зодчество Татарстана. |
1ч |
|
60 |
Музыкальная культура Татарстана. |
1ч |
|
61 |
Татарская музыка. |
1ч |
|
62 |
Шаляпин в Казани |
1ч |
|
63 |
Альметьевский драматический театр |
1ч |
|
64 |
Театр имени Г.Камала |
1ч |
|
65 |
Знакомство с особенностями национальной архитектуры |
1ч |
|
|
Экскурсия в краеведческий музей (посещение этнографической экспозиции) |
1ч |
|
66 |
Музыкальная культура. Наиболее распространенные музыкальные инструменты – быргы, сорнай, курай
|
1ч |
|
67 |
Татарские композиторы Р.Яхин, Сара Садыйкова, Салих Сайдашев, Луиза Батыр-Болгари. |
1ч |
|
68 |
Итоговый урок . |
1ч |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.