Навыки письма рассматриваются в двух отношениях – с точки зрения речевой деятельности и с точки зрения двигательных навыков (мелкой моторики), т.е., в отношении знаний, что писать (рисовать), и в отношении умения писать на бумаге (моторные навыки).
Программа занятий по подготовки ребенка с синдромом Дауна к
письму должна обязательно включать в себя следующие основные моменты:
– перерисовать круг, крест, овал;
– нарисовать лицо, квадрат, человека;
– перерисовать треугольник, буквы;
– рисовать, не заходя за две ограничительные линии;
– обвести линии, круг, слова;
– перерисовать слова;
– рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом
вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же»);
– ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно
сделать (педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх,
вдоль»);
– ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою,
нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует
вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления
движения руки, т.е., в углах квадрата);
– ребенок соединяет четыре точки, образующие квадрат (поставить 4 точки на
бумаге и затем соединив эти точки, нарисовать квадрат, сказать: «Я соединяю эти
точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать
ребенку, как их соединить.).
Детям с синдромом Дауна ввиду недостаточности мелкой моторики целесообразно давать упражнения на перерисовывание по шаблону очертаний букв и цифр, и только после этого он может попытаться нарисовать их самостоятельно. Важный момент – обучение без ошибок: достаточная практика в обведении, а затем в срисовывании.
В обучении письму (рисованию) возможно перерисовывание с завязанными глазами по шаблону, предъявляемому ему предварительно. В этом случае происходит нейтрализация зрительной обратной связи от руки, ребенок сосредоточивается только на одной системе обратной связи – проприоцептивной. Такая нейтрализация позволяет закрепить «моторные программы» – при том условии, что ребенок обводит очертания точно по шаблону.
Логопед-дефектолог Сарахман Н.И.
МОУ
«ШКОЛА № 24 г.Тореза»
Особенности подготовки детей с синдромом Дауна к письму
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.