Буклет для родителей "Активное слушание"
Оценка 4.6

Буклет для родителей "Активное слушание"

Оценка 4.6
Памятки +2
pdf
психологическая работа +2
Взрослым
07.11.2019
Буклет для родителей "Активное слушание"
Что же это значит – активно слушать ребёнка? Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что взрослый знает о его переживании (или состоянии), «слышит» его. При активном слушании главная задача – понять говорящего и дать ему знать об этом.
Буклет.Активное слушание (Малахова).pdf

Что же это значит – активно слушать ребёнка?

Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что взрослый знает о его переживании (или состоянии), «слышит» его.

При активном слушании главная задача – понять говорящего и дать ему знать об этом. По-другому можно сказать:

- Вы повторяете то, что сказал ребёнок, «возвращаете» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Например

1)             Маленькому ребёнку сделали укол, он плачет и говорит: «Больно, доктор плохой!» 

              Родитель:     «Тебе      больно     и      ты

сердишься на доктора»

2)             Дочь-школьница заявляет: «Не надену я эти дурацкие туфли, над ними все в классе смеяться будут!»

Родитель (в стиле активного слушания): «Тебе не нравятся эти туфли, ты боишься, что ребята тебя засмеют»

В первом примере в ответе родителя было точно повторено слово «больно», а также озвучено чувство ребёнка «сердишься». Во втором примере слова «боишься, что ребята тебя засмеют» есть парафраз высказанного опасения девочки («все в классе будут смеяться»), а также называется  её чувство («боишься») Правила беседы по способу активного слушания:

Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте внимательны к этим сигналам, которые хорошо         «читает»       ребёнок        любого возраста,   даже не       отдавая                     себе сознательного  отчета в этом.

Во-вторых,             если   вы       беседуете    с расстроенным     или     огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы.      Желательно,           чтобы            ваши ответы звучали         в          утвердительной форме. Например:

СЫН (с мрачным видом): «Не буду больше водиться с Димой».

РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.

Возможные неправильные реплики:

-  А что случилось? 

-  Ты что, на него обиделся?

Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная.

Часто на вопрос «Что случилось?» огорчённый ребёнок отвечает «Ничего!», а если вы скажете «Что-то случилось…», то ребёнку бывает легче начать рассказывать о случившемся.

В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.

В-четвёртых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Так ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз:

СЫН (с мрачным видом): НЕ буду больше водиться с Димой! ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.

(Повторение услышанного).

СЫН: Да, не хочу.

ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся (Обозначение чувства).

Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. (В примере слово «водиться» отец заменил «дружить») Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но, при этом, точно угадываете переживание ребёнка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Как же понять, что «активное слушание» работает? 

ü  Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.

ü  Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше

ü  Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

 

Если у вас есть трудности в воспитании сына или дочери

 

 

 

Если вы нуждаетесь в квалифицированной помощи или

совете специалиста

 

 

 

ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ

 ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ

ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГА,

ЮРИСКОНСУЛЬТА

ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЮНОНА»

 

 

 

 

Наш адрес:

г. Бердск, 

ул. К. Маркса, 27

 

( 2-08-09 * [email protected]

 

МБУ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ  СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЮНОНА»

 

 

 

 

 

 

              

 

КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ

УСЛЫШАТЬ СВОЕГО

РЕБЁНКА  или 

ЧТО ТАКОЕ

«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» 

 

 памятка для родителей

 

 

 

 

 

 

г. Бердск

Что же это значит – активно слушать ребёнка?

Что же это значит – активно слушать ребёнка?

В-четвёртых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство

В-четвёртых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство

ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» памятка для родителей г

ЧТО ТАКОЕ «АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ» памятка для родителей г
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2019