Что же это значит – активно слушать ребёнка?
Во всех случаях, когда ребёнок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он устал, первое, что нужно сделать – это дать ему понять, что взрослый знает о его переживании (или состоянии), «слышит» его.
При активном слушании главная задача – понять говорящего и дать ему знать об этом. По-другому можно сказать:
- Вы повторяете то, что сказал ребёнок, «возвращаете» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Например:
1) Маленькому ребёнку сделали укол, он плачет и говорит: «Больно, доктор плохой!»
Родитель: «Тебе больно и ты
сердишься на доктора»
2) Дочь-школьница заявляет: «Не надену я эти дурацкие туфли, над ними все в классе смеяться будут!»
Родитель (в стиле активного слушания): «Тебе не нравятся эти туфли, ты боишься, что ребята тебя засмеют»
В первом примере в ответе родителя было точно повторено слово «больно», а также озвучено чувство ребёнка «сердишься». Во втором примере слова «боишься, что ребята тебя засмеют» есть парафраз высказанного опасения девочки («все в классе будут смеяться»), а также называется её чувство («боишься») Правила беседы по способу активного слушания:
Во-первых, если вы хотите послушать ребёнка, обязательно повернитесь к нему лицом. Очень важно также, чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение по отношению к нему и ваша поза – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать. Будьте внимательны к этим сигналам, которые хорошо «читает» ребёнок любого возраста, даже не отдавая себе сознательного отчета в этом.
Во-вторых, если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребёнком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши ответы звучали в утвердительной форме. Например:
СЫН (с мрачным видом): «Не буду больше водиться с Димой».
РОДИТЕЛЬ: Ты на него обиделся.
Возможные неправильные реплики:
- А что случилось?
- Ты что, на него обиделся?
Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная.
Часто на вопрос «Что случилось?» огорчённый ребёнок отвечает «Ничего!», а если вы скажете «Что-то случилось…», то ребёнку бывает легче начать рассказывать о случившемся.
В-третьих, очень важно в беседе «держать паузу». После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Узнать о том, что ребёнок ещё не готов услышать вашу реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, «внутрь» или вдаль, то продолжайте молчать – в нём происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа.
В-четвёртых, в вашем ответе также иногда полезно повторить, что, как вы поняли, случилось с ребёнком, а потом обозначить его чувство. Так ответ отца в предыдущем примере мог бы состоять из двух фраз:
СЫН (с мрачным видом): НЕ буду больше водиться с Димой! ОТЕЦ: Не хочешь с ним больше дружить.
(Повторение услышанного).
СЫН: Да, не хочу.
ОТЕЦ (после паузы): Ты на него обиделся (Обозначение чувства).
Иногда у родителей возникает опасение, что ребёнок воспримет повторение его слов как передразнивание. Этого можно избежать, если использовать другие слова с тем же смыслом. (В примере слово «водиться» отец заменил «дружить») Практика показывает, что если вы даже и используете те же фразы, но, при этом, точно угадываете переживание ребёнка, он, как правило, не замечает ничего необычного, и беседа успешно продолжается. Как же понять, что «активное слушание» работает?
ü Исчезает или, по крайней мере, сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Здесь сказывается замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
ü Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше
ü Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!
Если у вас есть трудности в воспитании сына или дочери
Если вы нуждаетесь в квалифицированной помощи или
совете специалиста
ВЫ МОЖЕТЕ ОБРАТИТЬСЯ
ЗА КОНСУЛЬТАЦИЕЙ
ПСИХОЛОГА, ПЕДАГОГА,
ЮРИСКОНСУЛЬТА
ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЮНОНА»
Наш адрес:
г. Бердск,
ул. К. Маркса, 27
( 2-08-09 * unona.berdsk@mail.ru
МБУ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ «ЮНОНА»
КАК СЛУШАТЬ, ЧТОБЫ
УСЛЫШАТЬ СВОЕГО
РЕБЁНКА или
ЧТО ТАКОЕ
«АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ»
памятка для родителей
г. Бердск
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.