Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Оценка 4.7

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Оценка 4.7
Домашняя работа +1
docx
дефектология
1 кл
12.08.2018
Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Буклет предназначен для родителей детей с нарушениями речи. В буклете дана информация по формированию лексико- грамматического строя речи речи. упражнения и дидактические игры для формирования лексико- грамматического строя речи. Формирование лексико - грамматического строя необходимо для дальнейшего обучения ребенка в школе.
буклет лГ.docx
Формирование лексико- грамматического строя речи у младших школьников Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности. Различают активный и пассивный словарь. Активный словарь – слова, которые ребенок говорит. Пассивный словарь — слова, которые ребенок понимает. Грамматический строй речи – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. Морфологический уровень – умение владеть приёмами словообразования. Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ  ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО­  ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ 1 класс 1.Какие животные могут это делать? мурлычет- шипит- чирикает- мычит- жужжит- кукует- пищит- воет- поет- фыркает- каркает- квакает- (Мурлычет кошка, шипит змея, чирикает воробей, мычит корова, жужжит пчела, кукует кукушка, пищит мышь, воет волк, поет соловей, фыркает лошадь, каркает ворона, квакает лягушка.) 2.Подчеркните "лишнее" слово в каждой строчке. Диван, стол, окно, шкаф. Диван, стол, кресло, стул. Ель, липа, сирень, береза. Окунь, щука, кит, карась. Сын, друг, бабушка, папа. "Жигули", "Волга", "Лада", "КамАЗ". Река, ручей, редис, водопад. (Диван, стол, окно, шкаф - мебель. Диван, стол, кресло, стул - мебель, на которой сидят. Ель, липа, сирень, береза - лиственные растения. Окунь, щука, кит, карась - рыбы. Сын, друг, бабушка, папа - члены семьи. "Жигули", "Волга", "Лада", "КамАЗ"- легковые машины. Река, ручей, редис, водопад - водная среда.) 3.Посмотрите внимательно на слова. Попробуйте к каждому слову из них добавить по одной букве слева так, чтобы получилось новое слово. Например: анна-ванна. ...вал- , ...лень- , ...тес- , ...лен- , ...ель- ,...игры- ...овцы-ловцы- ,...рубка- …том- , игры - . (..вал-овал лень- олень, ...тес- утес. ...лен-клен ...том- атом, ...игры-тигры). Мягкий диван, мягкий климат, мягкий характер и т.д. 4. Вставьте в пословицы недостающие антонимы: Ученье свет, а неученье - ...; Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Шалоболинская СОШ №18 «Формирование лексико – грамматического строя речи у младших школьников» широкий- Черты характера: храбрый- ленивый- молчаливый- (Время: рано-поздно, рассвет-закат, осень-весна, зима-лето. Пространство: далекий-близкий, высокий-низкий, широкий-узкий. 6. Составьте слоги так, чтобы можно было прочитать пословицу. ша, кни, друг ро, я, ший хо, луч, га 7. Подберите синонимы к глаголам: броситься, строить, радоваться, печалиться, сказать. Дидактические игры по формированию лексико- грамматического строя речи. 1. «Что бывает осенью?» Цель: закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме. Оборудование: сюжетные картинки с изображением различных времен года. Ход. На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Пример. Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д 2. «Один - много» Цель: научить образовывать существительные множественного числа. Оборудование: мяч. Ход. Взрослый называет существительное в единственном числе и бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное во множественном числе и возвращает мяч: дождь - дожди капля - капли лист - листья гриб - грибы зонт - зонты плащ — плащи птица – птицы. 3.«Чудесный мешочек" Цель: закрепить названия предметов по лексической теме, их цвета. Оборудование: мешочек, натуральные овощи или муляжи. Ход. Перед игрой ребенка знакомят с овощами и их свойствами. Малыш по одному достает из «чудесного мешочка» учитель- логопед Серебрякова.Г.П Шалоболино 2015 Сытый ... не разумеет; Меньше говори, ... делай; За маленьким погнался, а ... потерял. 5. Подберите антонимы, обозначающие: Время: рано- рассвет- осень- зима- Пространство: далекий- высокий- овощи, называет их. Затем он отвечает на вопросы взрослого о цвете, форме, величине овощей.. 4. «Писатель» Ребёнок описывает выбранный им предмет по плану: например (огурец) Что это? Где растёт? Какой на вкус? Какого цвета? Какой формы? Какой на ощупь? Что из него готовят? 5. "Разрезная картинка" Цель: научить составлять целое из трех частей. Оборудование: разрезная картинка «Чашка» (два горизонтальных разреза). Ход. Ребенок складывает картинку и называет, что получилось. 6. Игра «Найди лишний предмет». Детям предлагается несколько картинок, среди которых одна картинка изображает предмет, не относящийся к той же тематической группе, что другие предметы, изображенные на картинках. Дети должны показать «лишнюю» картинку и объяснить, почему она «лишняя». Примерные серии картинок: Капуста, слива, огурец, помидор; Платье, юбка, шапка, брюки; Лиса, кот, собака, корова; Кукла, мишка, стол, паровозик; и т.д. 6. Игра «Назови одним словом». Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе. Например : корова, свинья, кот, собака- домашние животные, и т.д. 6. Игра « Назови части». Возможны два варианта – по картинке и по представлению. Логопед называет слово , предлагает представить этот предмет и назвать его части. Например : кот- тело, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы, шерсть. 7. Игра с мячом « Скажи наоборот». Педагог называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно. Одеть- раздеть Поднять-опустить Бросить-поймать Спрятать-найти Дать-взять 8. Игра «Кто как передвигается?» На картинках изображены животные, дети определяют их название, как они передвигаются. Лошадь- скачет, змея- ползает, птица- летает, рыба- плавает, лягушка- прыгает. 8. Игра «Что для чего?» Детям предлагается назвать предметы лежащие на столе ( хлеб, сахар, конфеты, мыло). Дети отвечают на вопрос –где хранятся эти предметы? ( хлеб- в хлебнице, сахар-в сахарнице, конфеты- в конфетнице, мыло в мыльнице. После называния предметов дети кладут их в ту емкость, в которой они хранятся. Как называется посуда в которую кладут салат? (салатник) Как называется посуда в которую кладут селедку? ( селедочница) Как называется посуда в которую наливают соус?9 соусница) и т.д. 9. Игра с мячом «Правильно назови детенышей животных». У лисы – лисенок У ежа – ежонок У кошки –котенок У свиньи- поросенок У слона- слоненок У мышки- мышонок У волка- волчонок У коровы- теленок и т.д. 10. Игра «Правильно назови листья» Лист дуба- дубовый Лист осины-… Березы-… Клена-… Липы-… Яблони-… Рябины-… Смородины-… Шишка ели-… Шишка сосны-… Сережка березы-… Формирование функции словоизменения. 11. Игра с мячом «Добавь слово» Логопед называет часть предложения и бросает мяч ребенку. Ребенок должен закончить предложение, используя слова справа, слева, впереди, позади. Стол стоит… Полочка с книгами висит… Мишка сидит… Пирамидка стоит… Кукла лежит… Лампа висит… Дверь находится… . Использовались следующие игры: «Разложи картинки на две группы», «Группировка слов», «Пара к паре», «Назови части», «Скажи наоборот», «Два из трех», «Закончи предложение» и др.

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи

Буклет для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.08.2018