«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А.
«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
«Хлопни, если услышишь в слове звук А»
Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из
слова.
Ход
Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты
услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот
так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь
внимательным.
Рекомендации. Произносите слова медленно,
выделяя звук А голосом (аааист). По окончании
игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда
произносились слова, где нет звука А.
«Три слова»
Цель. Учить ребенка самостоятельно определять
звук, с которого начинаются три слова.
Ход
Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук,
который встречается в каждом слове: утка, уши,
узел.
Ребенок. Звук У.
Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в
начале, в середине или в конце слова?
Ребенок. В начале слова.
Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет
заданный звук в начале слова, то предложите
цепочку из слов, в которых звук находится в конце
слова, а затем в середине. Надо помнить, что
ребенку легче выделять заданный звук в начале и в
конце слова и труднее всего услышать звук в
середине слова. Учитывайте эту особенность
восприятия ребенком звуков из слова.
«Картинки»
Цель. Учить ребенка называть заданный звук,
который встречается в названии каждой картинки.
Ход
Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С
какого звука начинается название каждой
картинки?
Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А.
Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать
звук, предложите ему закрыть глаза и сами
назовите картинки, утрировано выделяя звук А
(ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А,
О, У, И.
«Путешествия по комнате»
Цель. Учить ребенка находить предметы, в
названии которых есть заданный звук.
Ход
Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем
ходить по комнате и находить предметы, в
названии которых есть звук С. Но чтобы
запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу
синюю фишку, а вы кладите красную фишку на
найденный вами предмет. Пошли.
Рекомендации. Не давайте сразу оценку
деятельности ребенка, особенно если он допустил
ошибку. У вас по четыре фишки: как только они
закончились – это сигнал к окончанию игры.
Предложите ребенку проверить правильность
выполнения вами задания; похвалите, если он
самостоятельно заметит допущенную вами
ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С.
Затем вы проверяете правильность выполнения
задания ребенком, даете оценку.
Игры подбираются с учетом основного принципа
обучения – от простого к сложному. На начальном
этапе ребенку предлагаются игры, в которых
требуется различать гласные звуки, выделять
звуки в начале слова, а затем в конце и в середине
слова, подбирать слова, отбирать картинки,
находить предметы с заданным звуком в названии.
Впоследствии педагог использует эти же игры, но
с заданиями на согласные звуки. Правила остаются
теми же.
Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква»,
научится различать гласные и согласные звуки,
будет самостоятельно справляться с анализом и
синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете
использовать следующие, более сложные игры.
«Составь слово из отдельно названых звуков»
(«Поймай словечко в ладошки»)
Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно
названных звуков.
1й вариант.
Ход
Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово.
Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал?
Ребенок. Слово мак.
Рекомендации. К сожалению, очень часто
взрослые вместо согласных звуков называют буквы
:ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух
два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения
в составлении и восприятии слова на слух.
2й вариант.
Ход
Взрослый называет звуки слова в нарушенной
последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб
и ошибок составляет слово дом.
Рекомендации. 2й вариант игры очень сложен для
ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании
слова при последовательном произнесении
взрослым звуков слова, то еще рано проводить
игру по 2му варианту. Попробуйте положить на
стол картинки с изображением предметов (дом,
кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку
легче будет составить слово из отдельно
названных вами звуков.
«Найди слово, которое спряталось в
названиях картинок»
Цель. Учить ребенка выделять первый звук из
слов, запоминать звуки и составлять из них слово.
Ход
Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью
картинок составить слово?поддержка, ласковое слово ему очень нужны.
Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками,
словом не пропал у ребенка.
«Цепочка слов»
Цель. Учить ребенка выделять последний звук в
слове и подбирать слова с этим звуком. Учить
запоминать правила игры и не нарушать их.
Ход
1ый вариант. На подносе лежат картинки.
Взрослый берет картинку, кладет на стол,
называет ее, выделяя голосом последний звук:
ЛУК. Ребенок находит картинку, название
которой начинается со звука К, и кладет рядом с
первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя
голосом последний звук. Игра заканчивается,
когда все картинки будут разобраны игроками.
2ый вариант. Правила те же, но без картинок.
Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний
звук в слове и назови слово, которое будет
начинаться с этого звука. РАК.
Ребенок. Коза
И т.д.
Например: рак – коза – ананас – сова – автобус
самолет.
Необходимо помнить, что слова, написание
которых расходится с произнесением, в таких
играх лучше не использовать (например, нельзя
брать слова, в конце которых пишется звонкая
парная буква: зуб, мороз и т.п.).
Ребенок. Не знаю.
Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила.
Правило первое: рассмотри картинки, назови их и
определи, с какого звука начинается название
каждой картинки.
Правило второе: запомни звуки и назови их в том
порядке, в котором картинки лежат на столе.
Правило третье: назови слово, которое спряталось
в названиях картинок.
1ый вариант. Из названия каждой картинки
запомни первый звук.
Образец:
Картинки: шапка, автобус, рак.
Звуки: ш,а,р.
Слово: шар.
2ый вариант. Из названия каждой картинки
запомни последний звук.
Образец:
Картинки: комар, трава, сок.
Звуки: р,а,к.
Слово: рак.
3ый вариант. Из названия каждой картинки
запомни третий звук и составь слово из
последовательно названных звуков.
Образец:
Картинки: куст, крот, кукла.
Звуки: с,о,к.
Слово: сок.
Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные
для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко
выделяет звук на фоне слова, определяет место
звука и , что очень важно, запоминает звуки.
Только в этом случае можно использовать более
сложные игры.
Если ребенок испытывает трудности, помогайте
ему, объясните еще раз правила игры, дайте
образец выполнения задания. Не забывайте
хвалить ребенка за старание, даже в том случае,
если у него ничегоне получилось. Ваша
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
«КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
НАСЕЛЕНИЯ №2»
К чтению через игру со
звукамиПодготовила
логопед
Кочегарова Ю.С.
Алексин 2018