Буклет на тему "К чтению через игру со звуками"

  • Памятки
  • Раздаточные материалы
  • docx
  • 05.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

«Хлопни, если услышишь в слове звук А» Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из слова. Ход Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь внимательным. Рекомендации. Произносите слова медленно, выделяя звук А голосом (аааист). По окончании игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда произносились слова, где нет звука А. «Три слова» Цель. Учить ребенка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова. Ход Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел. Ребенок. Звук У. Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в начале, в середине или в конце слова? Ребенок. В начале слова. Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребенком звуков из слова. «Картинки» Цель. Учить ребенка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки. Ход Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки? Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А. Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, утрировано выделяя звук А (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И.
Иконка файла материала buklet_k_chteniyu_cherez_igru_so_zvukami.docx
«Хлопни, если услышишь в слове звук А» Цель. Учить ребенка выделять заданный звук из  слова. Ход Взрослый. Я назову цепочку слов. Если ты  услышишь в слове звук А, хлопни в ладоши, вот  так (взрослый хлопает один раз). Слушай и будь  внимательным. Рекомендации. Произносите слова медленно,  выделяя звук А голосом (аааист). По окончании  игры уточните, почему ребенок не хлопал, когда  произносились слова, где нет звука А. «Три слова» Цель. Учить ребенка самостоятельно определять  звук, с которого начинаются три слова. Ход Взрослый. Я назову три слова, а ты назови звук,  который встречается в каждом слове: утка, уши,  узел. Ребенок. Звук У. Взрослый. Где ты услышел звук У в слове: в  начале, в середине или в конце слова? Ребенок. В начале слова. Рекомендации. Если ребенок успешно выделяет  заданный звук в начале слова, то предложите  цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что  ребенку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова и труднее всего услышать звук в  середине слова. Учитывайте эту особенность  восприятия ребенком звуков из слова. «Картинки» Цель. Учить ребенка называть заданный звук,  который встречается в названии каждой картинки. Ход Взрослый. Посмотри на картинки, назови их. С  какого звука начинается название каждой  картинки? Ребенок. Апельсин, аист, арбуз. Звук А. Рекомендации. Если ребенок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами  назовите картинки, утрировано выделяя звук А  (ааааист). Заранее подберите картинки на звуки А, О, У, И. «Путешествия по комнате» Цель. Учить ребенка находить предметы, в  названии которых есть заданный звук. Ход Взрослый. У нас необычная игра. Мы будем  ходить по комнате и находить предметы, в  названии которых есть звук С. Но чтобы  запомнить, кто какие предметы нашел, я кладу  синюю фишку, а вы кладите красную фишку на  найденный вами предмет. Пошли.  Рекомендации. Не давайте сразу оценку  деятельности ребенка, особенно если он допустил  ошибку. У вас по четыре фишки: как только они  закончились – это сигнал к окончанию игры.  Предложите ребенку проверить правильность  выполнения вами задания; похвалите, если он  самостоятельно заметит допущенную вами  ошибку: в названии предмета «диван» нет звука С.  Затем вы проверяете правильность выполнения  задания ребенком, даете оценку. Игры подбираются с учетом основного принципа  обучения – от простого к сложному. На начальном этапе ребенку предлагаются игры, в которых  требуется различать гласные звуки, выделять  звуки в начале слова, а затем в конце и в середине  слова, подбирать слова, отбирать картинки,  находить предметы с заданным звуком в названии.  Впоследствии педагог использует эти же игры, но  с заданиями на согласные звуки. Правила остаются теми же.  Когда ребенок усвоит понятие «звук» и «буква»,  научится различать гласные и согласные звуки,  будет самостоятельно справляться с анализом и  синтезом односложных слов (мак, дом), вы можете использовать следующие, более сложные игры. «Составь слово из отдельно названых звуков» («Поймай словечко в ладошки») Цель. Учить ребенка составлять слово из отдельно названных звуков. 1­й вариант. Ход Взрослый. Я назову звуки, а ты назови слово.  Звуки: М,А,К. какое слово ты услышал? Ребенок. Слово мак. Рекомендации. К сожалению, очень часто  взрослые вместо согласных звуков называют буквы :ЭМ – вместо [м]. ребенок воспринимает на слух  два звука –Э и М, что вызывает у него затруднения в составлении и восприятии слова на слух. 2­й вариант. Ход Взрослый называет звуки слова в нарушенной  последовательности: Д, М, О. ребенок путем проб  и ошибок составляет слово дом. Рекомендации. 2­й вариант игры очень сложен для  ребенка, и если ребенок затрудняется в назывании  слова при последовательном произнесении  взрослым звуков слова, то еще рано проводить  игру по 2­му варианту. Попробуйте положить на  стол картинки с изображением предметов (дом,  кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребенку  легче будет составить слово из отдельно  названных вами звуков. «Найди слово, которое спряталось в  названиях картинок» Цель. Учить ребенка выделять первый звук из  слов, запоминать звуки и составлять из них слово. Ход Взрослый. Как ты думаешь, можно ли с помощью  картинок составить слово?поддержка, ласковое слово ему очень нужны.  Очень важно, чтобы интерес к играм со звуками,  словом не пропал у ребенка. «Цепочка слов» Цель. Учить ребенка выделять последний звук в  слове и подбирать слова с этим звуком. Учить  запоминать правила игры и не нарушать их. Ход 1­ый вариант. На подносе лежат картинки.  Взрослый берет картинку, кладет на стол,  называет ее, выделяя голосом последний звук:  ЛУК. Ребенок находит картинку, название  которой начинается со звука К, и кладет рядом с  первой картинкой, называя ее: КОТ, выделяя  голосом последний звук. Игра заканчивается,  когда все картинки будут разобраны игроками. 2­ый вариант. Правила те же, но без картинок. Взрослый. Я назову слово, а ты запомни последний звук в слове и назови слово, которое будет  начинаться с этого звука. РАК. Ребенок. Коза И т.д. Например: рак – коза – ананас – сова – автобус ­  самолет. Необходимо помнить, что слова, написание  которых расходится с произнесением, в таких  играх лучше не использовать (например, нельзя  брать слова, в конце которых пишется звонкая  парная буква: зуб, мороз и т.п.). Ребенок. Не знаю. Взрослый. Попробуем. Надо запомнить правила.  Правило первое: рассмотри картинки, назови их и  определи, с какого звука начинается название  каждой картинки. Правило второе: запомни звуки и назови их в том  порядке, в котором картинки лежат на столе. Правило третье: назови слово, которое спряталось  в названиях картинок. 1­ый вариант. Из названия каждой картинки  запомни первый звук. Образец: Картинки: шапка, автобус, рак. Звуки: ш,а,р. Слово: шар. 2­ый вариант. Из названия каждой картинки  запомни последний звук. Образец: Картинки: комар, трава, сок. Звуки: р,а,к. Слово: рак. 3­ый вариант. Из названия каждой картинки  запомни третий звук и составь слово из  последовательно названных звуков. Образец: Картинки: куст, крот, кукла. Звуки: с,о,к. Слово: сок. Рекомендации. Не торопитесь проводить сложные для ребенка игры. Убедитесь, что ребенок легко  выделяет звук на фоне слова, определяет место  звука и , что очень важно, запоминает звуки.  Только в этом случае можно использовать более  сложные игры. Если ребенок испытывает трудности, помогайте  ему, объясните еще раз правила игры, дайте  образец выполнения задания. Не забывайте  хвалить ребенка за старание, даже в том случае,  если у него ничегоне получилось. Ваша  ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ  «КОМПЛЕКСНЫЙ ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ №2» К чтению через игру со звукамиПодготовила логопед Кочегарова Ю.С. Алексин 2018