Технологическая карта урока
Буквосочетания ЧУ-ЩУ
Учитель: Свирина Наталья Владимировна
Класс: 1
Предмет: русский язык
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала.
Форма урока: игра-путешествие.
Тема урока: Правописание чу-щу
Цель: создать условия для формирования умений и навыков написания слов с буквосочетаниями чу-щу.
Задачи:
образовательные: закреплять представления обучающихся о мягких согласных звуках [ч,], [ щ,], упражнять детей в написании слов с сочетаниями чу-щу.
воспитательные: воспитывать чувство аккуратности, усидчивости, готовности к уроку, товариществу.
развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщения; речь детей при работе с пословицами.
Предметные УУД: знания: научатся объяснять, почему в сочетаниях чу-щу, написание гласной у.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; поиск средств её осуществления, отвечать на итоговые вопросы; определяют план выполнения задания, действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.
Познавательные УУД: использование знаково-символических средств представления информации.
Коммуникативные УУД: готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий; участвую в диалоге, обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Личностные УУД: формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; положительно отзываются о школе; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно идентифицируют себя с позицией школьника; осознают свои возможности в учение; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Технологическая карта урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Время |
Примечание |
Осуществляемые действия |
Осуществляемые действия |
|
|
|
Мотивация к учебной деятельности. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Беседа по пословице. |
Мы
пришли сюда учиться,
- Читаем крылатое выражение для нашего урока "Один за всех, и все за одного" (слайд 2) - Как понимаете ее?
|
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу
Отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. |
2-3 минуты |
|
Постановка темы урока. |
- Давайте расскажем, какой наш класс.
- А какое самое главное качество нашего класса?
- Я в этом не сомневаюсь. - Когда кому-то грустно, то грустно всем, когда всем весело, то весело каждому. Все мы делаем с вами вместе. - Согласны со мной? - Вот давайте поиграем в игру "Один, как все" (слайд 3) - Будем дружно называть действия всего класса, а кто-то из нас будет называть собственное действие. - Мы грустим... - Мы молчим... - Мы летим.. - Мы тащим... - Мы стучим... - Мы пустим.. - Молодцы! Вы действительно дружные ребята. - Скажите, а какое сочетание вы все время повторяли? - А что интересного в этом сочетании? - Какова тема нашего урока? (слайд 4)
- А что вы знаете про буквы ч и щ?
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на Чудо-остров "Чунга-Чанга"(слайд 5), где живу мягкие шипящие согласные звуки. |
- Наш класс дружный, наш класс веселый, наш класс умный. - Дружный.
Дети по очереди, по одному называют действие.
- Я грущу. - Я молчу. - Я лечу. - Я тащу. - Я стучу. - Я пущу.
Чу-щу - Чу-щу пиши с буквой у. Дети высказывают предположения, формулируют тему урока. - Они шипящие и каждый из них обозначает по одному мягкому согласному звуку. |
3-4 минуты |
|
Каллиграфическая минутка. |
- На чем мы будем добираться до Чудо-острова? - Чтобы построить наш корабль, мы должны с вами выполнить первое задание (слайд 6). - Какие шипящие звуки вы знаете? - Что вы о них знаете?
- С какими гласными буквами дружат буквы ч и щ? - С какими гласными буквами они не дружат.
- Давайте вспомним правила посадки при письме. Я тетрадь свою открою И с наклоном положу. Я от вас, друзья, не скрою: Ручку я вот так держу (показывают). Сяду прямо, не согнусь, За работу я примусь. Запишите в тетрадях число.
- Но вначале давайте подготовим руку к письму. "Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой. Этот пальчик для того, чтоб показывать его. Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине. Этот пальчик безымянный, он избалованный самый. Этот пальчик хоть и мал, но он ловок и удал» Молодцы! - Первое задание вы выполнили, и у нас теперь есть корабль, на котором мы отправимся в путешествие. - И так, поплыли. (слайд 7-8) |
- На корабле.
- [ж], [ш],[ч,], [щ,]. - [ж] и [ш] - твердые, а [ч,] и [щ,] - мягкие.
Ответы детей.
Дети выполняют движения.
Дети проговаривают слова и разминают каждый пальчик по очереди, начиная с большого пальчика. Далее они пишут сочетания Ча, ча, Чи, чи, Че, че, Чу, чу. Ща, ща, Щи, щи, Ще, ще, Щу, щу. |
4-5 минут |
|
Актуализация знаний. |
- Мы проплываем с вами мимо небольшого острова. Там живут добрые маленькие дружные слова (слайд 8) - Но смотрите, что-то случилось на острове. - Злой Бармалей украл букву в словах, и слова плачут. - Поможем им вернуть эту букву. (слайд 9-14) Чудо, чучело, щука, чулан, чувство, чудеса.
- Каким правилом вы пользовались, при написании слов?
- Слова на острове опять стали веселыми. Вы им помогли. А мы отправляемся с вами дальше |
Дети работают со словами на доске: рощ…, туч…, чащ.., щ..вель, ч..йник и записывают каждое слово в тетрадь.
- Ча-ща пиши с гласной а.
|
5 минут |
|
Физминутка |
Мы сидеть уже устали, На зарядку дружно встали. Руки в боки, смотрим вправо. Поворот налево плавный. (Повороты корпуса в стороны) Поднимаем мы колени, Занимаемся без лени. Поднимаем их повыше. Может быть, коснемся крыши? (По очереди поднимать ноги, согнутые в коленях) Наклоняемся до пола. Прогибаемся поглубже. Вправо-влево два наклона, Повторяем снова дружно. (Наклоны вперед-назад, вправо-влево) От души мы потянулись (Потягивания – руки вверх и в стороны) На корабль наш вернулись. |
|
2-3 минуты |
|
Проектирование и фиксация нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
|
- Поплыли дальше (слайд 15). - Смотрите, Русалочка. (слайд 16). Она просит поиграть с ней в ее любимую игру "Продолжи словечко" - Поиграем? (слайд 17-18) Учитель: На рыбалке не ворчу, Щуку из реки … Учащиеся: Тащу. Учитель: Волки рыщут, Пищу … Учащиеся: Ищут. Учитель: Я откликаться не хочу, Меня зовут, а я … Учащиеся: Молчу. Учитель: Пескарю, плотвице – мука, Если близко рыщет … Учащиеся: Щука. Учитель: Я только нитки отыщу И змея в небо … Учащиеся: Запущу. - Молодцы! Русалочка довольна вами. Она спрашивает, какие сочетания все время повторялись? - Расскажите Русалочке, что вы знаете об этих сочетаниях? - А почему не с ю?
- Молодцы, все правильно. - А мы поплыли дальше. (слайд 19) |
Дети продолжают предложения, подбирая слова с сочетаниями чу-щу
- Чу-щу
- Чу-щу пиши с буквой у. - Звукам ч и щ не требуется дополнительное обозначение мягкости. |
3 минуты |
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. |
- Смотрите, что это? Так это - бутылка. Кто же ее отправил по воде, и что в ней? Учитель достает из бутылки записку. (слайд 20-21). "Я Морской царь. Хотя я уже старый, но люблю писать грамотно и хочу, чтобы вы, дети, тоже писали грамотно. Вот вам мой стих и задание. Я грамотно писать хочу, Слова на ЧУ и ЩУ учу: Чулки, чулан, стучу, кричу, Тащу, ворчу, молчу, ищу. Выборочное списывание. Выписать два слова с буквосочетанием чу и два слова с буквосочетанием щу. Подчеркнуть эти сочетания.
Взаимопроверка. - Морской царь остался вами доволен, он пожелал вам доброго плавания. |
Карточки.
Ученики выписывают по два слова |
4-5 минут |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. |
Слайд 22 - Смотрите, на море разыгрался шторм и чтобы он успокоился, вы должны быстро и правильно выполнить задание.
Вставить сочетания чу-щу в слова. (Щу)ка, (чу)лок, (чу)до, та(щу), (чу)жой.
Проверка по образцу. |
Ученики выполняют задания. Сверяют правильность выполнения по образцу. |
5 минут |
|
Подведение итогов. |
- Мы с вами приплыли на чудо-остров "Чунга-Чанга". (Слайд 23) Здесь нас ждут жители острова, наши новые друзья. Они приготовили вам танцевальную игру. Но взамен просили, чтобы мы рассказали им все, что произошло с нами во время пути, все, что мы с вами делали и чему научились. |
Ученики отвечают на вопросы. |
2- 3 минуты |
|
Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
Танцевальная физминутка под музыку "Чунга-Чанга" (слайд 24) - Жители острова Чунга-Чанга еще просили, чтобы вы указали им, с каким настроением вы добрались до их острова. У вас на партах лежат карточки с сочетаниями чу-щу. Если у вас хорошее настроение, закрасьте эти сочетания светлыми веселыми цветами, если нет–темными. (слайд 25) |
Дети танцуют.
Закрашивают сочетания. |
3-4 минуты |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.