"Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать" 2 класс

  • docx
  • 23.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать 2 кл.docx

МБОУ Николо- Березовская СОШ

 

 

 

 

 

Открытый урок

по русскому языку во 2 классе на тему

 

«Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кнышова С.И.

учитель начальных классов

 

 

 

 

 

 

х.Николовка

 

2019-2020 учебный год

Цель:

- уточнить представление о словах с непроверяемым или труднопроверяемым написанием;

-  развивать навык правописания изученных словарных слов.

 

Прогнозируемые результаты

Учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.

 

Ход урока:

I. Организационный  момент

- Добрый день! Доброе утро! Доброго здоровья!»
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и уютно рядом с нами.

    Чтоб работалось  хорошо на уроке, проведем  гимнастику «Покачивания головой».  Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону.

      - А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу

      - Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

II. Проверка домашнего задания

      Ребята, над какой темой мы работали на прошлых  уроках?

(правописание слов с безударным гласным звуком в корне)

 

      Зачем необходимо было изучать эту тему?

(безударные гласные звуки - это орфограммы, чтобы не было ошибок при правописании)

 

- Как мы решим данную орфограмму?

(нужно к проверяемому слову  подобрать проверочное слово)

 

- Какое слово является проверяемым, а какое проверочным?

(проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный звук;

   проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)

- Какое стихотворение поможет лучше запомнить правило?

 

Ученик:

Безударный гласный звук

Причиняет много мук.

Как писать г(о, а)ра, тр(а, о)ва

И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?

Чтобы не было сомненья,

Ставим звук под ударенье.

Горы, травы, море, дело!

Вот теперь напишем смело!

 

III. Актуализация знаний.

Проведем небольшой словарный диктант.

Итак, я читаю определение, а вы записываете слово.

(Сначала учащиеся произносят слово целиком, а затем проговаривают по слогам)

 

Тарелка, чашка, блюдце – одним словом.     (Посуда)

Домашнее животное, друг человека.     (Собака)

Ребёнок женского пола.    (Девочка)

Сильный холод.   (Мороз)

Маленькая птичка, забияка и воришка.  (Воробей)

Столица России.     (Москва)

Крупное рогатое домашнее животное.    (Корова)

Дикое животное с длинными ушами.   (Заяц)

Страна, в которой мы живём.  (Россия)

 

Все эти слова разные, но что же их  объединяет?

(Это словарные слова)

Верно. Это словарные слова. Какие слова называют словарными?

(Слова с непроверяемым написанием. Их следует запомнить или проверить написание по словарю).

 

       В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка?

 

Ученик:

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами.

Как людьми населена.

Правит ими государь

По прозванию словарь.

И относится он к ним,

Словно к подданным своим

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать..

Он связует новь и старь,

И тебе всегда, как другу,

Оказать готов услугу

Русской речи государь

По прозванию словарь!

(Показать словарь С.И. Ожегова)

 

IV. Целеполагание

Откройте свои учебники на стр. 103.

 Мы продолжаем работать с ударными и безударными гласными звуками.

Тема нашего урока «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»

Определите учебно-познавательную задачу урока.  (Читают в учебнике)

(Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Будем говорить о словах, содержащих безударные гласные в корне, написание которых надо запомнить.

 

V. Работа по теме урока.

Работа по учебнику. С.103, упражнение 162.

Прочитайте стихотворение.

Определим соответствие заголовка содержанию стихотворения.

Устно ответьте на вопросы к упражнению.

(В каких словах написание выделенных  букв вы можете проверить? Проверьте их. А в каких словах написание выделенных букв проверить нельзя? Почему?)

Спишите любое предложение. Выделите непроверяемые написания.

 

Двигаемся дальше. Перевернули страничку с.104. Читаем рубрику «Вспомните!»

 

 - Что же такое словарные слова?  Где искать правильное написание  таких слов? Верно, в словаре. Есть ли у вас такой? Где он находится? Хорошо.

 

V. Физкультминутка

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три –нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

 

VI. Продолжение работы по теме урока.

Выполняем упражнение  163.

- По какому признаку распределены слова в группы? Кто может сказать? Верно, в каждой группе слова объединены тем, что имеют одинаковую непроверяемую букву безударного гласного.

Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверяйте себя по орфографическому словарю. Каждую группу записывайте с новой строки.

 

- Послушайте загадку.

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

- О чем загадка? О ягоде-землянике. Давайте узнаем побольше об этом слове из упражнения 164.

Почему землянику так назвали? Что же такое земляника?

Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова происхождение этого слова.

(дети читают в словаре)

(Земляника - это травянистое растение, душистые ягоды которого розовато-красноватого цвета (демонстрация предметной картинки). Поставим ударение. Запишите это слово. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.

А смогли бы вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника? (Демонстрация предметных картинок) Найдите в тексте словарные слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.

 

VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений

Устная орфографическая минутка.

Выделение на слух слов с безударным гласным в корне и обоснование его написания. Запись словосочетаний.

Спрятался в лесу,  встречать сестру,  жить в саду,  сидеть за столом.

 

VIII. Самостоятельная работа

- Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова, написание которых надо запомнить.

Бурый  м..две..ь,  за..ц,  л..сица,  ё..,  лос.. – это звери наших л..сов.

 

         IX. Подведение итогов урока

- Чему вы научились на уроке?

Что надо знать о правописании гласных, не проверяемых ударением,  в корне    слова?

 Молодцы.

 

         X.  Домашнее задание.

          С.105 упр.165

 

Урок окончен. Спасибо.