МБОУ Николо- Березовская СОШ
Открытый урок
по русскому языку во 2 классе на тему
«Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»
Кнышова С.И.
учитель начальных классов
х.Николовка
2019-2020 учебный год
Цель:
- уточнить представление о словах с непроверяемым или труднопроверяемым написанием;
- развивать навык правописания изученных словарных слов.
Прогнозируемые результаты
Учащиеся будут упражняться в написании слов с непроверяемым или труднопроверяемым написанием.
Ход урока:
I. Организационный момент
- Добрый день!
Доброе утро! Доброго здоровья!»
Когда мы произносим эти слова, то искренне желаем тем, с кем встречаемся, добра
и радости. И наше сердце открывается для искренних и добрых людей. Сегодня у
нас на уроке гости. Постараемся работать так, чтобы нашим гостям было тепло и
уютно рядом с нами.
Чтоб работалось хорошо на уроке, проведем гимнастику «Покачивания головой». Сядьте прямо, дышите ровно, расслабьте плечи. Продолжайте ровно дышать, покачивайте головой из стороны в сторону.
- А сейчас создадим хорошее настроение. Улыбнулись друг другу
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Проверка домашнего задания
− Ребята, над какой темой мы работали на прошлых уроках?
(правописание слов с безударным гласным звуком в корне)
− Зачем необходимо было изучать эту тему?
(безударные гласные звуки - это орфограммы, чтобы не было ошибок при правописании)
- Как мы решим данную орфограмму?
(нужно к проверяемому слову подобрать проверочное слово)
- Какое слово является проверяемым, а какое проверочным?
(проверяемое слово – это слово, в котором проверяется написание буквы, обозначающей безударный звук;
проверочное слово – это слово, в котором проверяемая буква обозначает ударный гласный звук)
- Какое стихотворение поможет лучше запомнить правило?
Ученик:
Безударный гласный звук
Причиняет много мук.
Как писать г(о, а)ра, тр(а, о)ва
И слова м(о, а)ря, д(е, и)ла?
Чтобы не было сомненья,
Ставим звук под ударенье.
Горы, травы, море, дело!
Вот теперь напишем смело!
III. Актуализация знаний.
Проведем небольшой словарный диктант.
Итак, я читаю определение, а вы записываете слово.
(Сначала учащиеся произносят слово целиком, а затем проговаривают по слогам)
Тарелка, чашка, блюдце – одним словом. (Посуда)
Домашнее животное, друг человека. (Собака)
Ребёнок женского пола. (Девочка)
Сильный холод. (Мороз)
Маленькая птичка, забияка и воришка. (Воробей)
Столица России. (Москва)
Крупное рогатое домашнее животное. (Корова)
Дикое животное с длинными ушами. (Заяц)
Страна, в которой мы живём. (Россия)
Все эти слова разные, но что же их объединяет?
(Это словарные слова)
Верно. Это словарные слова. Какие слова называют словарными?
(Слова с непроверяемым написанием. Их следует запомнить или проверить написание по словарю).
В русском языке очень много слов, и чем больше вы их будете знать, тем богаче будет ваша речь. Чем больше знает человек, тем точнее и ярче выражает он свои мысли. Чтобы речь ваша была красивой, чтобы каждое слово в ней стояло на своем месте, надо знать много слов. Кто из вас знает, в какой книге собраны все слова русского языка?
Ученик:
Есть волшебная страна,
Что распахнута пред вами,
Та, которая словами.
Как людьми населена.
Правит ими государь
По прозванию словарь.
И относится он к ним,
Словно к подданным своим
Утверждать ему не ново,
Как писать какое слово,
Как писать и как читать,
Как с другими сочетать..
Он связует новь и старь,
И тебе всегда, как другу,
Оказать готов услугу
Русской речи государь
По прозванию словарь!
(Показать словарь С.И. Ожегова)
IV. Целеполагание
Откройте свои учебники на стр. 103.
Мы продолжаем работать с ударными и безударными гласными звуками.
Тема нашего урока «Буквы безударных гласных корня, которые надо запоминать»
Определите учебно-познавательную задачу урока. (Читают в учебнике)
(Когда написание букв, обозначающих безударные гласные звуки в корне слов, надо запоминать?)
Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Будем говорить о словах, содержащих безударные гласные в корне, написание которых надо запомнить.
V. Работа по теме урока.
Работа по учебнику. С.103, упражнение 162.
Прочитайте стихотворение.
Определим соответствие заголовка содержанию стихотворения.
Устно ответьте на вопросы к упражнению.
(В каких словах написание выделенных букв вы можете проверить? Проверьте их. А в каких словах написание выделенных букв проверить нельзя? Почему?)
Спишите любое предложение. Выделите непроверяемые написания.
Двигаемся дальше. Перевернули страничку с.104. Читаем рубрику «Вспомните!»
- Что же такое словарные слова? Где искать правильное написание таких слов? Верно, в словаре. Есть ли у вас такой? Где он находится? Хорошо.
V. Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три –нагнулась и присела,
На четыре – улетела.
VI. Продолжение работы по теме урока.
Выполняем упражнение 163.
- По какому признаку распределены слова в группы? Кто может сказать? Верно, в каждой группе слова объединены тем, что имеют одинаковую непроверяемую букву безударного гласного.
Запишите слова каждой группы в алфавитном порядке. Проверяйте себя по орфографическому словарю. Каждую группу записывайте с новой строки.
- Послушайте загадку.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
- О чем загадка? О ягоде-землянике. Давайте узнаем побольше об этом слове из упражнения 164.
Почему землянику так назвали? Что же такое земляника?
Давайте посмотрим в словаре С.И.Ожегова происхождение этого слова.
(дети читают в словаре)
(Земляника - это травянистое растение, душистые ягоды которого розовато-красноватого цвета (демонстрация предметной картинки). Поставим ударение. Запишите это слово. Подчеркните буквы, написание которых нужно запомнить.
А смогли бы вы объяснить происхождение названий таких ягод, как черника, голубика, костяника? (Демонстрация предметных картинок) Найдите в тексте словарные слова. Запишите их. Подчеркните буквы, написание которых надо запомнить.
VII. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений
Устная орфографическая минутка.
Выделение на слух слов с безударным гласным в корне и обоснование его написания. Запись словосочетаний.
Спрятался в лесу, встречать сестру, жить в саду, сидеть за столом.
VIII. Самостоятельная работа
- Спишите текст, вставив пропущенные буквы. Подчеркните слова, написание которых надо запомнить.
Бурый м..две..ь, за..ц, л..сица, ё.., лос.. – это звери наших л..сов.
IX. Подведение итогов урока
- Чему вы научились на уроке?
Что надо знать о правописании гласных, не проверяемых ударением, в корне слова?
Молодцы.
X. Домашнее задание.
С.105 упр.165
Урок окончен. Спасибо.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.