Урок русского языка в 7 классе № 72
Тема: Буквы о и а на конце наречий.
Вид урока: урок усвоения новых знаний.
Задачи урока.
- Образовательные: совершенствовать знания об особенностях наречия как части речи; формировать представления о правиле выбора суффикса на конце наречий.
- Развивающие: развивать орфографическую зоркость учащихся. Развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать монологическую речь учащихся на основе устных ответов, давая связный ответ на лингвистическую тему.
- Воспитательные: воспитывать интерес к изучению русского языка, эстетический вкус, языковую культуру.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Повторение, необходимое для изучения темы.
А) - Как называется часть речи, которую мы изучаем на протяжении нескольких уроков
- Что вам известно о ней?
- Назовите способы образования наречий с примерами
В) Определите способ образования (устно), на экране появляются слова: доходчиво, сначала, начисто, дословно, изменчиво, сгоряча, рассеянно, доверчиво.
- Письменно докажем правильность наших мыслей (записываем словообразовательный анализ слов: доходчиво, сгоряча)
- Какой вывод можно сделать, глядя на записи в тетради?
3. Выход на тему. Сообщение темы, целеполагание.
- Посмотрите на слова и скажите, что общего у наречий каждого столбика.
издавна |
1) влево |
добела |
направо |
снова |
запросто |
издалека |
2) беспомощно |
докрасна |
доверчиво |
- Почему, в одном столбике пишется суффикс –А, а в другом – О?
- Тема урока: Буквы а-о на конце наречий
- Определите цель урока
- Да, действительно, сегодня мы узнаем, от чего зависит написание гласных А-О в суффиксах наречий.
- Зачем нужно знать, когда пишется А, когда О? (чтобы быть грамотным, чтобы подготовиться к экзамену)
4. Работа по теме (Изучение новой темы совместно с учителем – выход на правило)
- Еще раз посмотрите на эти слова и скажите, каким способом образованы наречия первого столбика и второго под цифрой 1?
- Чем они отличаются? Сделайте вывод о том, с какими приставками наречия имеют суффикс а, о?
- Я вам предлагаю одну небольшую подсказку. Наречия с ¬ в-, на-, за-, с-, из-, до- по своему происхождению – это застывшие формы винительного и родительного падежей краткие прилагательные, которые в древнерусском языке склонялись. Они склонялись так же, как до сих пор склоняется слово ОКНО.
Чтобы проверить правильность написания наречия, образованного приставочно-суффиксальным способом, достаточно подставить слово ОКНО с таким же предлогом, как и приставка
из- давн из окна
до- красн а до окна
с- прав с окна
в- лев в окно
на- глух о на окно
за- прост за окно
- Как образованы слова второго столбика под цифрой 2? Какой вывод можно сделать в этом случае?
- Таким образом, суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок из- до- с-. Суффикс А пишется, если наречие образовано приставочно-суффиксальным способом при помощи приставок в-, на-, за- и суффиксальным способом.
- Проговорите правило про себя, теперь соседу, а сейчас вслух для всех (по схеме)
- Для чего мы выучили правило? (чтобы им пользоваться)
- Да, знать правило важно. Но самое главное- уметь им пользоваться. Для этого давайте определим алгоритм рассуждения?
1. Определить способ образования слова
А) суффиксальный – О
Б) приставочно-суффиксальный?
2. Приставки
А) из- (ис) до-, с (со-)- - А ОКНО!!!!
Б) в-(во-) на- за- О
Таблица на доске!
- Поднимите руку, кому понятно!
Физкультминутка.
Пришло время поговорить о здоровье. Мы часто сегодня произносили звуки О и А, давайте произнесем их еще раз вместе со мной, произносим старательно. Это не простые звуки. Медики рекомендуют произносить их несколько раз в день. Звук «О» усиливает кровоснабжение сердца, звук «А» благотворно влияет на нервную систему. Так что мы не только знакомимся с новой орфограммой, но и улучшаем свое здоровье. Давайте теперь осознанно произнесем эти звуки еще несколько раз. Отдохнули, поправили здоровье, продолжим.
5. Закрепление.
А) Первый уровень закрепления темы – Комментированное письмо.
ГРАФИЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ ОРФОГРАММЫ!!!!!
1. Раскалить добела (белый, без приставки).
2. Изредка рассказывать (редкий, без приставки).
3. Доверчиво посмотрел (доверчивый, с приставкой).
4. Повернуть налево (левый, на- не влияет).
5. Сначала думай, потом пиши (от слова «начало», без приставки).
Б) Работа с карточкой. Вставить пропущенную букву в зависимости от приставки.
- Прочитайте задание. Если вопросов нет, можно выполнять. Помните о подсказке «окно». Работаем на карточке.
Поворот слев... направ..., уехать надолг..., вытереть досух..., изредк... переписываться, переработать занов..., начать снов..., накалить докрасн..., друзья издавн..., обратиться запрост..., выйти засветл..., наскор... позавтракать, возвратиться затемн..., накормить досыт..., посмотреть искос..., расположиться справ..., запереть наглух..., взглянуть влев..., сначал... выслушать
Продолжите лингвистическую сказку
Жили-были в Стране Наречий приставки В-, На-, За-, Из-, До-, С- и суффиксы -О, -А. Жили они в мире, ходили друг к другу в гости… Но всё это было до недавнего времени. Что же случилось?
Выполнение упражнения 234.
III. Итог.
1. С какой орфограммой мы познакомились сегодня на уроке?
2. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс О?
3. В каких случаях на конце наречий следует писать суффикс А?
4. Какой приём можно использовать для проверки правильности написания букв О или А на конце наречий?
Домашнее задание: пар.36, упр.235.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.