Тема: Быт и нравы Древней Руси
Цель урока: создать условия для формирования у учащихся
представления о быте и нравах древних славян; познакомить с внешним
видом, жилищем, одеждой и утварью древних славян;
Задачи:
Образовательные:
Дать представление о повседневной жизни земледельцев и горожан,
характеризовать образ жизни представителей различных слоёв древнерусского
общества.
Развивающие:
Продолжить развитие умения анализировать и систематизировать
материал, работать с информацией;
Способствовать дальнейшему развитию коммуникативных
способностей учащихся.
Воспитательные:
В процессе подготовки и проведения урока воспитывать уважение и
интерес к истории культуры своего Отечества.
Основные понятия и термины: слобода, хоромы, скоморохи, гусляры,
гридница, порты, зипуны, епанчи, понева.
Оборудование: учебник «История с древнейших времён до конца XVI
века». А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, компьютер, проектор, карточки с тестом,
раздаточный материал – бумажные элементы одежды.
Тип урока: изучение новой темы.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная,
фронтальная.
Структура урока:
1. Организационный момент
2. Подготовка к изучению новой темы
3. Изучение новой темы
4. Закрепление изученного материала
5. Итог урока
6. Рефлексия
7. Домашнее задание Приемы
Организационный
момент
Тест
Ход урока
Здравствуйте ребята!
Посмотрите все ли в порядке:
Книга, ручка и тетрадь.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все ль готовы получать
За свою работу 5?
Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной
нотке и будет интересным, а самое главное полезным
для вас. Для начала мы проверим, как вы усвоили
прошлую тему: на ваших столах карточки с тестом, на
его выполнение у вас есть 3 минуты.
Тест «Культура Древней Руси»
1 вариант
1. Славянскую азбуку создали:
а) князь Ярослав Мудрый;
б) монах КиевоПечерского монастыря Нестор;
в) византийские монахи братья Кирилл и Мефодий.
2. Как называлось литературное
произведение, написанное киевским митрополитом
Иларионом?
а) «Слово о Законе и Благодати»;
б) «Повесть временных лет»;
в) «Александрия».
3. Кто были самыми грамотными людьми на
Руси?
А) бояре Б) князья В) монахи Г) горожане
4. Выберите верные высказывания. Выберите
несколько вариантов ответов
А. К моменту принятия христианства на Руси уже был собственный алфавит.
Б. Пергамент – это материал для письма,
изготовленный из дерева.
В. «Повесть временных лет», написанная в X
веке, относится к литературному жанру «жития
святых».
Г. Софийские соборы, близкие по стилю, были
сооружены в Киеве, Новгороде.
Д. Храмы украшались только иконами, на
которых изображали библейские сюжеты.
5. Живописное художественное произведение
малых размеров, которым украшали книги,
называлось:
а) икона;
б) миниатюра;
в) мозаика.
2 вариант
1. Литературные описания жизни людей,
причисленных православной церковью к лику
святых.
a)
b)
c)
Летопись
Быль
житие
2. Византийские монахи создали во второй
половине IX века славянскую азбуку, которая
получила название:
a)
b)
c)
черты и резы;
глаголица;
кириллица.
3. Автором “Повести временных лет” был:
a) Нестор;
b)
Владимир Мономах; c)
4.
Ярослав Мудрый.
Соотнесите литературный жанр и
произведение Древнерусской литературы:
А) летопись Б) житие В) слово
1) «Слово о полку Игореве»
2) «Повесть временных лет»
4) «Житие Бориса и Глеба»
Вводное слово
учителя
5. Проведите в схеме соединительные линии
двух цветов.
Культурное
наследие восточных
славян
Византийские
культурные
традиции
Мифы и сказания
Церковные книги
Резьба по дереву
Кузнечное дело
Строительство
храмов
Иконопись
И так, на прошлом занятии мы с вами
познакомились с культурой Древней Руси. И знаем, что
Древнерусское государство отличалось высоким
уровнем развития культуры, которое выражалось в
устном народном творчестве,
письменности и
литературе, зодчестве и ремесле.
Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран, и
попробуйте по этим картинкам понять, о чём пойдёт
речь сегодня на уроке? (Ответы учащихся)
Правильно мы будем говорить о быте и нравах
наших предков в те далёкие времена, которые мы
датируем 813 веков, когда наше государство Персонификация
Заполнение
таблицы
называлось как? (Древняя Русь)
Вы познакомитесь с повседневной жизнью
земледельцев и горожан; с организацией военного дела,
познакомитесь с различными типами жилищ и
особенностями древнерусской женской одежды.
Запишите тему урока: «Быт и нравы Древней
Руси»
А прежде чем перейти к изучению новой темы,
давайте с вами вспомним понятия быт и нравы.
Быт – повседневная жизнь людей.
Нравы – обычаи, уклады общественной жизни
или повседневные отношения между людьми.
Ребята сегодня у нас на уроке необычные гости.
Это наши предки славяне . Они помогут нам
разобраться и понять, как протекала повседневная
жизнь. Ваша задача – слушать внимательно, чтобы
заполнить таблицу.
Большая часть населения Древней Руси
проживала в сельской местности. Наш первый гость
расскажет о жизни в семье обычных земледельцев
Наш второй гость расскажет, как жили знатные
люди.
Проверка выполнения задания. Итак, давайте с
вами попробуем сравнить особенности жизни знатных
людей и основного населения. (Ответы детей).
Линии сравнения Основное население
Земледелие,
скотоводство,
бортничество, охота,
оборона от лихих людей
(разбойников), на юге от
Знать
Правили суд,
управляли подвластными
землями, принимали послов. кочевников.
Большая
девочки— с 12 лет
были на выданье, мужчины
— с 17 лет должны были
обзавестись семьёй.
Большая
девочки— с 12 лет,
мужчины — с 17 лет
Развлечения
Посиделки зимой (за
Пиры в сопровождении
домашней работой
рассказывали сказки,
исполняли былины, песня).
Народные гулянья летом
(пели, водили хороводы,
играли в жмурки, горелки,
прятки)
Мальчиков с 7 лет
приучали к труду и
военному делу, девочек к
ведению домашнего
хозяйства
скоморохов и гусляров,
охота, чтение.
Мальчиков с 5 лет
обучали грамоте и военному
делу, девочек с 7 лет учили
вести домашнее хозяйство
Воспитание
Повествование
Вывод: Итак, ребята, мы видим, что жизнь
основного населения отличалась от жизни знати,
первые трудились с утра до ночи, выполняли различные
повинности. А знать правила, принимало послов,
устраивала пиры и ходила в военные походы.
В IXXIII веках русскому народу очень часто
приходилось защищать свою землю от кочевников.
Поэтому князю нужна была военная сила и надежная
опора.
Вы уже изучили историю средних веков
Европы, вспомните, как называлось профессиональное
войско в Европе? (рыцарское войско).
А в древней Руси профессиональным
войском была княжеская дружина. Дружина XXIII
веков – это вооруженные отряды при князе Древней участвовавшие в войнах и управлении
Руси,
княжеством.
Во время больших военных походов созывалось
народное ополчение. Его члены – вои вооружались по
проще.
Каким было вооружение русского воина?
Лук делали из ровного, без сучков дерева.
Дерево брали не всякое, а твёрдой и гибкой породы
вяз, ясень. Лук бывал простой из цельного куска
дерева. Или сложный клеёный, из разнообразных
пластин дерева, более тугой.
Стрела состояла из древка длиной до одного
метра. К хвостовому концу древка приклеивали
рыбьим клеем и привязывали нитками орлиные,
гусиные или лебединые перья. Перья окрашивали в
красный цвет, чтобы было легче найти стрелу. На
передний конец древка насаживали железный или
бронзовый наконечник, имевший разную форму. Перед
боем славяне наконечник затачивали, а иногда и
смазывали ядом. Средняя дальность стрельбы из лука
была от двухсот до трёхсот шагов.
Надёжным оружием наших предков был меч.
Прямой, заточенный с обеих сторон, выкованный из
булатной стали, русский меч был оружием рубящим,
колющим и ударным одновременно. Такое оружие
стоило очень дорого.
Одним из древнейших видов колющего оружия
было копьё, которым славяне владели мастерски.
Копьё состояло из железного наконечника и
деревянного древка. Это было самое дешевое оружие.
Современное слово "защита" в древности
Щиты для пеших
означало "прикрыться щитом".
воинов были большие округлые сверху и заострённые
внизу. У конницы же щиты были маленькие и круглые.
Средством защиты воина в бою, кроме щита,
служили броня и шелом. Шелом (шлем), который ещё Физкультминутка
Повествование
Объяснение по
картине
называли "прилбище", "шишак", защищал голову и лоб
русского воина от ударов. Под шлем надевали шапку
или толстую подкладку. Округлая форма делала удары
по нему, скользящими и отражала их. Для защиты щек
и затылка к шлему прикреплялась кольчужная
металлическая сетка, которая застегивалась у шеи.
Надевали на себя воины и панцири, и кольчуги.
Но вооружение стоило очень дорого, поэтому
приобретать его могли только богатые люди. Бедные
отправлялись в поход, вооружившись копьем, топором,
а вместо кольчуг на одежду надевались железные
пластины (на грудь, плечи и спину).
Давайте с вами на минутку представим, что мы
воины древнерусской армии.
1.
Воины часто не досыпали изза
долгих боёв, глаза у них уставали и болели.
Глазам необходимо отдохнуть. (Посмотреть
вверхвниз, по сторонам).
2. Шлем «Шишка» был железный и
тяжёлый, шея у воинов затекала под его
давлением, давайте разомнём наши шеи.
(Вращение головы влево – вправо).
3. Оружие у воинов Древней Руси было
тяжёлое, поэтому руки у них сильно уставали.
Необходимо размять наши руки. (Рывки рук
вверхвниз, в стороны).
4.
Спина болела от долгой ходьбы и
тяжёлой ноши, давайте расслабим наши спины.
(Наклоны туловища вправо – влево, вперед –
назад).
Где бы не воевали наши дружинники, их всегда
ждали дома. Вот только условия проживания были не
одинаковы.
Основное население Древней Руси проживало в
небольших домах, в лесостепной зоне это были полуземлянки (жилища, пол которых был ниже
уровня почвы).
Зажиточные горожане жили в срубах нередко
двухэтажных. Первый этаж был хозяйственным, а
верхний – жилым. Здания состояли из нескольких
комнат.
Князья и бояре проживали в хоромах (жилой
деревянный дом, часто из отдельных строений,
соединенный сенями и переходами.)
В хоромах размещалось отапливаемое
помещение – изба, а так же холодные горницы
повалуши, летние спальни клети. В богатых хоромах
была ещё и гридница
большая парадная горница, где
хозяин пировал со своей дружиной.
Посмотрите на экран, перед вами внутреннее
убранство дома бояр и крестьян. Ребята, какой вывод
мы можем сделать? (Ответы учеников)
Вывод: Правильно, ребята по внутреннему
убранству дома можно сказать, что бояре и крестьяне
относятся к разным слоям общества и живут в разных
условиях. Знать живёт в больших роскошных теремах,
а крестьяне имеют малый достаток и живут в
маленьких избах и даже полуземлянках. По жилищу
Древней Руси можно было определить разницу между
богатыми и бедными. Главными предметами в доме
были печь и стол, который стоял в «красном углу». Из
мебели почти во всех домах были лавки, скамьи,
колыбель, прялка, поставцы, на которых находилась
посуда.
Как мы уже сказали, существовала разница в
условиях жизни, в занятиях у знатных людей и простых
земледельцев. Как вы думаете, а одежда у них тоже
была разной?
Нам, россиянам, русского костюма
Историю полезно будет знать!
Костюм о людях призовет подумать, Театрализация
О быте, нравах может рассказать.
В себе не станем мы растить невежду,
Рассмотрим древнерусскую одежду…
Вашему вниманию представляем сценку, в
которой будут отражены особенности русского
костюма. Вам нужно записать незнакомые вам слова.
Дочка. – Батя, а почему рубаха у вас такая
длинная?
Отец. – Так положено. Я ее сейчас кушаком
подвяжу, и все будет нормально.
Продолжает наматывать на ноги онучи.
Дочь. – Батя, а что это вы за тряпки на ноги
мотаете?
Отец. – Это не тряпки, а онучи называются.
Сейчас вот сверху сапоги надену, штаны в них
заправлю и все.
Мать. – Ты чего к отцуто привязалась? Что да
как?!
Дочь. – Маманя, а вы долго прясть собираетесь?
В церковь идти надо, служба уж скоро.
Мать. – Сейчас закончу. Начинает убирать возле
прялки. Снимает обручи с рукавов рубахи.
Надо рукава распустить, а то случайто
торжественный и поневу поправить.
Надевает на голову полотенце и приговаривает:
Головуто надо покрыть, а ты как не замужем
можешь идти без повоя, «простоволосой».
Дочь. – А вы повойто хорошо повяжите, а то
ненароком сдерет кто с головы, пойдете опозоренной.
Мать. – Сдерет, так штрафом, знаешь каким будет наказан!
Отец. – Ну, что. Скоро вы, чтоль или нет? Идти
уже надо!
В тетрадь выписываются новые слова
(прикрепляются и на доску).
Кушак – пояс.
Онучи – тряпки, которые наматывали на ноги
перед тем, как надеть обувь.
Вывод
убор.
Повой – это женский праздничный головной
Понева шерстяная юбка
Закрепление
материала
Жители Руси одевались почти одинаково.
Главным элементом одежды была рубаха. Мужчины
носили одежду, состоящую из рубахи, портов и пояса.
Различалась одежда материалом, из которого она была
сшита – у бедного из обыкновенного домотканого
холста и сукна, расшивалась простыми нитками, а у
богатого из дорогой ткани: парча, бархат, шелк и
расшивалась золотыми и серебряными нитями,
жемчугом, каменьями, мехом. Бедный носил онучи и
лапти, а богатый – расшитые сапоги с загнутыми
носами. Зимняя одежда отличалась тем, что богатые
надевали опашень, охабень, а бедные тулуп и сермягу.
Шубы и зипуны носили все, но мех и материал был
разный. У женщин главной частью костюма была
длинная рубаха, поверх нее надевалась понева или
сарафан. На голове носили обруч из кожи или бересты,
в торжественных случаях надевали кокошник. Голову
замужней женщины покрывал повой.
Формирование государства и принятие
христианства благотворно сказалось на быте и нравах
восточных славян. Характерной чертой этого периода стало возникновение существенной разницы между
образом жизни знати и основной массы населения. Быт
и нравы жителей Древней Руси определялись их
занятиями и социальным положением.
А сейчас я предлагаю вам по цепочке заполнить
кроссворд.
С
К К
Б
О О У
Е Х М З
О В
П О О Н Х Р О
Ш
Л
Е
П А Т Р И О Т И З М
О Н А О Ц Р Н
Х А О И
Р Ч
М Ч
Т И
Ы
Ы Е
С
Т
В
О
И
П
У
Н
Рефлексия
Домашнее задание
По вертикали:
1. Неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие
до щиколотки.
2. Широкие плащи без рукавов, украшенные мехом,
золотыми и серебряными пряжками,
драгоценными камнями.
3. Любимая забава богатых людей.
4. Человек, развлекающий гостей на пирах.
5. Мастерская, где осуществлялась обработка
железа и изготовление из него разных изделий. 6. Жилище князей и бояр, состоявшее как правило,
из нескольких соединённых между собой
переходами строений.
7. Один из видов деятельности жителей древней
Руси (сбор мёда диких пчёл).
8. Члены народного ополчения.
9. Застёгивающийся встык кафтан без воротника, с
длинными узкими рукавами.
10.То, что защищало головы воинов.
Ребята, если вы хорошо работали, все было
понятно, то раскрасьте сарафан в красный цвет,
Урок был интересным, но недостаточно понятным в
синий цвет, а если урок был непонятным и требует
дополнительного изучения желтый
Читать и знать содержание параграфа 8, выписать в
тетрадь новые понятия.
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Быт и нравы Древней Руси
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.