Бюджетный дефицит и государственный долг: Сущность и социально-экономические последствия
Оценка 4.9

Бюджетный дефицит и государственный долг: Сущность и социально-экономические последствия

Оценка 4.9
docx
17.11.2021
Бюджетный дефицит и государственный долг: Сущность и социально-экономические последствия
Л2-001949.docx

Бюджетный дефицит и государственный долг: Сущность и социально-экономические последствия

Превышение размера государственных расходов над величиной бюджетных поступлений в текущем году составляет бюджетный дефицит.

Превышение доходов государства над его расходами образует бюджетный избыток (профицит).

Большинство стран сводит свой бюджет с дефицитом. По меж- дународным стандартам бюджетный дефицит не должен превы- шать 5 % суммы ВВП.

Способы финансирования дефицита госбюджета: денежно-кредитная эмиссия (монетизация); выпуск государственных займов;

увеличение налоговых поступлений в госбюджет.

В случае монетизации дефицита возникает сеньораж – доход го- сударства от печатания денег. Сеньораж возникает на фоне превы- шения темпов роста денежной массы над темпом роста реального ВВП, что приводит к повышению среднего уровня цен.

В условиях повышения уровня инфляции проявляется эффект Оливера–Танзи – сознательное оттягивание налогоплательщиками сроков внесения налоговых отчислений в госбюджет.

При выпуске займов увеличивается средняя рыночная ставка процента, что приводит к снижению инвестиций в частном секторе и падению чистого экспорта.

Проблема увеличения налоговых поступлений в госбюджет раз- решается в долгосрочном периоде при осуществлении налоговой реформы при снижении налоговых ставок и расширении базы на- логообложения.


Бюджетный дефицит существует в двух видах структурный и циклический.

Структурный дефицит представляет собой превышение госу- дарственных расходов над доходами в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.

Циклический бюджетный дефицит – это дефицит государствен- ного бюджета, вызванный циклическим падением производства.

Для уменьшения последствий бюджетного дефицита и стабили- зации экономики государство проводит фискальную политику.

Фискальная (финансово-бюджетная) политика это целена- правленное регулирование государственных расходов и налоговых поступлений для обеспечения полной занятости, стабильного уровня цен и экономического роста.

Фискальная экономическая политика государства включает дис- креционную и недискреционную политику.

Дискреционная (дискретная), то есть проводимая по усмотре- нию, фискальная политика представляет собой использование пра- вительством государственных расходов и налогов для повышения реального ВВП и уровня занятости, уменьшения инфляции и сти- мулирования экономического роста.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и направлена на экономический рост.

В условиях спада происходит значительное сокращение инвести- ционных расходов и совокупного спроса. В результате реальный ВВП уменьшается, падение производства сопровождается ростом цикличе- ской безработицы. Стимулирующая фискальная политика направлена на создание бюджетного дефицита, то есть превышения госу- дарственных расходов над налоговыми поступлениями.

Государство осуществляет стимулирующую фискальную поли- тику следующими методами:

1)  путем увеличения государственных расходов;

2)  уменьшения налогов;

3)  сочетания данных методов.

При росте государственных расходов в период спада в экономи- ке происходит увеличение совокупного спроса, предприятия уве- личивают инвестиции капитала в производство, повышается спрос на рабочую силу, растет объем национального продукта, сокраща- ется безработица в масштабе страны.


При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики рас- тут возможности предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабо- чей силы, повышается объем реального ВВП.

Сдерживающая, или ограничительная, фискальная политика осуществляется в условиях высокого уровня совокупного спроса, инфляционного роста цен. Сдерживающая фискальная политика направлена на создание бюджетного избытка, то есть превышения налоговых поступлений над государственными расходами.

Государство выполняет сдерживающую фискальную политику следующими методами:

1)  путем сокращения государственных расходов;

2)  повышения налогов;

3)  сочетания данных методов.

Снижение расходов государства вызывает сокращение совокуп- ного спроса и уменьшение инвестиций. Цены опускаются до низ- кого уровня. При этом совокупный спрос сокращается на большую величину, чем снизились правительственные расходы. Вторым ме- тодом сдерживающей фискальной политики является повышение налогов.

Следовательно, дискреционная фискальная политика представляет собой проводимую государством бюджетно-налоговую политику.

В рыночной экономике существуют недискреционные элементы автоматической стабилизации экономики независимо от действий правительства.

Недискреционная фискальная политика включает следующие автоматические, или встроенные, стабилизаторы экономики:

1)  автоматическое изменение налоговых поступлений;

2)   систему государственных трансфертов том числе пособия по безработице);

3)  систему участия в прибылях.

В условиях подъема в экономике на предприятиях растут доходы, что приводит к увеличению выплат налогов в бюджет без принятия правительством решений о повышении налоговых ставок. В результа- те повышения налоговых платежей сдерживается рост ВВП и наступ- ление фазы спада производства в промышленном цикле.

В условиях депрессии, сокращения производства и высвобождения рабочей силы происходит уменьшение ВВП и падение доходов.


В результате уменьшается поступление налогов в бюджет, увели- чиваются государственные расходы для стимулирования инвести- ций и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле.

Выплаты пособий по безработице и другие социальные выпла- ты. Фонд пособий по безработице формируется за счет налогов. В условиях экономического подъема резко возрастают выплаты в фонд пособий по безработице, что приводит к замедлению роста ВВП. При спаде производства в периоды низкой занятости, когда увеличивается количество безработных, выплаты из фонда пособий по безработице увеличиваются.

Система участия в прибылях. Стремление фирм сохранить уро- вень выплачиваемых дивидендов выступает стабилизирующим фактором при изменении доходов фирм, так как не позволяет зна- чительно увеличивать выплаты при росте прибыли или уменьшать выплаты при падении прибыли.

Таким образом, автоматические, или встроенные, стабилизато- ры в периоды экономических подъемов автоматически увеличива- ют налоговые поступления, сдерживают рост ВВП, способствуют созданию бюджетных излишков.

В периоды спадов и сокращения ВВП они автоматически уменьшают налоговые поступления, стимулируют рост совокуп- ных расходов и смягчают экономический спад, создают излишки бюджета.

Однако встроенные стабилизаторы обеспечивают частичное уменьшение колебаний экономики. Для поддержания полной ста- бильности государство должно проводить политику государствен- ных расходов и налогов. Для этого правительство формирует государственный бюджет за счет налогов и других поступлений, а затем использует бюджет для развития экономики и перераспреде- ления доходов населения.

Государственный долг представляет собой накопленную сумму задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг.

Внутренний государственный долг – задолженность государства населению и фирмам данной страны, являющимся держателями государственных ценных бумаг.

Внешний долг – задолженность государства иностранным граж- данам, фирмам и учреждениям.


Государственный долг увеличивается, когда возникает дефицит госбюджета и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оп- латить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступле- ний. При избытке бюджета, напротив, превышение доходов над расходами помогает правительству расплатиться с населением, то есть погасить свой долг.

Бюджетный дефицит и государственный долг имеют социально- экономические последствия.

Рост государственного долга способствует сокращению запаса капитала в экономике. Главная опасность дефицита бюджета за- ключается в эффекте вытеснения. Рост дефицита вытесняет част- ные инвестиции капитала в результате увеличения реальной процентной ставки, что приводит к сокращению нормы инвести- ций, уменьшению национального продукта и снижению уровня жизни. В этом состоит бремя государственного долга.

Важной проблемой является продолжительный и значительный дефицит госбюджета, который при его финансировании может привести к инфляционной денежной эмиссии.

 


 

Бюджетный дефицит и государственный долг:

Бюджетный дефицит и государственный долг:

Бюджетный дефицит существует в двух видах – структурный и циклический

Бюджетный дефицит существует в двух видах – структурный и циклический

При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики рас- тут возможности предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабо- чей силы, повышается…

При уменьшении налоговых ставок в масштабе экономики рас- тут возможности предприятий и населения в увеличении деловой активности, увеличиваются инвестиции капитала, занятость рабо- чей силы, повышается…

В результате уменьшается поступление налогов в бюджет, увели- чиваются государственные расходы для стимулирования инвести- ций и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле

В результате уменьшается поступление налогов в бюджет, увели- чиваются государственные расходы для стимулирования инвести- ций и вхождения экономики в фазу подъема в промышленном цикле

Государственный долг увеличивается, когда возникает дефицит госбюджета и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оп- латить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступле- ний

Государственный долг увеличивается, когда возникает дефицит госбюджета и правительство вынуждено брать кредиты, чтобы оп- латить свои расходы, не возмещаемые за счет налоговых поступле- ний
Скачать файл