БЖД. Учебный элемент – 2 Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте.
Оценка 5
Лабораторные работы
docx
ОБЗР
Взрослым
17.03.2018
Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капиталь¬ного ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке, превышающему нормативное время. Во избежание пагубных воздействий природной стихии на железнодорожные объекты предусматриваются и возводятся соответствующие инженерные сооружения. Так для защиты от каменных и снежных обвалов строят специальные галереи и подпорные стенки, от размыва земляного полотна – водоотводные и берегоукрепительные сооружения в виде канав, дамб, траверсов.
УЧЕБНЫЙ ЭЛЕМЕНТ 2.docx
Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте
Учебный элемент – 2
Железнодорожная авария — опасное происшествие на железной дороге, приведшее
к повреждению одной или нескольких единиц подвижного состава до степени капитального
ремонта и (или) гибели одного или нескольких человек, причинению пострадавшим телесных
повреждений разной тяжести либо к полному перерыву движения на аварийном участке,
превышающему нормативное время. Во избежание пагубных воздействий природной стихии
на железнодорожные объекты предусматриваются и возводятся соответствующие инженерные
сооружения. Так для защиты от каменных и снежных обвалов строят специальные галереи
и подпорные стенки, от размыва земляного полотна – водоотводные и берегоукрепительные
сооружения в виде канав, дамб, траверсов.
Чаще всего на железных дорогах происходят пожары, аварии электроснабжения и крушения
поездов. Основными их причинами являются:
• неисправности пути;
• поломки подвижного состава;
• выход из строя средств сигнализации и блокировки;
• ошибки диспетчеров;
• невнимательность и халатность машинистов;
• столкновения, наезды на препятствия на переездах;
• пожары и взрывы непосредственно в вагонах;
• повреждение железнодорожных путей в результате размывов, обвалов и пр.;
• изношенность технических средств.
Зонами технологической опасности на железной дороге являются перегоны, зоны
невидимости, железнодорожные пути и переезды, вокзалы, посадочные платформы и собственно
вагон, в котором пассажир совершает поездку. Кроме того, следует иметь в виду, что по железной
дороге перевозят опасные грузы – от топлива и нефтепродуктов до радиоактивных отходов.
В связи
с этим опасность может возникнуть не только от непосредственной аварии,
но и от попадания в опасную зону, образовавшуюся вследствие аварии на других объектах.
Для обеспечения безопасности пассажиров, кроме первичных средств пожаротушения,
в вагонах современной постройки устанавливаются системы пожарной сигнализации «Тесла»
и аварийные выходы — по два выхода в боковых окнах 3го и 6го пассажирских отделений
со стороны поперечных диванов. Для информирования пассажиров об аварийных выходах
на стене около кипятильника имеется надпись: «Вагон оборудован дополнительными выходами
через окно 3го и 6го купе». Кроме того, около каждого аварийного окна рядом с рычагом
для открывания есть надписьинструкция: «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора
(сорвав предварительно пломбу). Нажать от себя на ручкузащелку окна». Подобная мера
позволяет пассажиру, воздействуя на рычаг, опустить оконные рамы, полностью освободить проем
размером 660 х 1020 мм и использовать его для того, чтобы покинуть вагон.
Правила поведения в экстремальных ситуациях аварийного характера на транспорте
основываются на знании возможных причин их возникновения и последствий. Разумные,
инициативные, решительные и грамотные действия, умение преодолеть страх и владеть собой дают
шанс выйти из аварии с наименьшими потерями, во всяком случае снизить степень
экстремальности. Заставьте себя сохранить спокойствие и не делать ничего, что может
дезорганизовать окружающих. Если с вами не произошло ничего серьезного, окажите помощь
окружающим. Лучше же всего избежать аварий, а для этого следует помнить и соблюдать простые,
доступные каждому правила поведения.
Правила поведения и меры безопасности при нахождении в зоне действия
железнодорожного транспорта:
1) при движении вдоль железнодорожных путей не следует подходить ближе 5 м к крайнему
рельсу;
2) на электрифицированных участках нельзя подниматься на опоры, прикасаться к ним
и к спускам, идущим от опоры к рельсам, лежащим на земле электропроводам; 3) переходить железнодорожные пути только в установленных местах, пользуясь при этом
пешеходными мостами, туннелями, переходами, а там, где их нет, – по настилам и в местах,
где установлены указатели «Переход через пути». Перед переходом путей по пешеходному настилу
необходимо убедиться в отсутствии движущегося подвижного состава по соседним путям;
4) при переходе через пути не подлезать под вагоны и не перелезать через автосцепки;
5) при подходе к железнодорожному переезду следует внимательно следить за световой
и звуковой сигнализацией, а также за положением шлагбаума. Переходить пути можно только
при открытом шлагбауме, а при его отсутствии – убедившись, что нет близко идущего подвижного
состава;
6) при ожидании поезда нельзя устраивать на платформе подвижные игры, бежать рядом
с вагоном идущего поезда, стоять ближе 2 м от края платформы во время прохождения состава
без остановки;
7) к вагону следует подходить только после полной остановки поезда;
8) посадку в вагон или выход из вагона осуществлять только со стороны перрона
или посадочной платформы. При этом будьте особенно внимательны, так как можно попасть
в зазор между посадочной площадкой вагона и платформой;
9) во время движения поезда нельзя открывать наружные двери тамбура, стоять
на подножках и переходных площадках, высовываться из окон вагона;
10) при остановках поезда на перегоне не рекомендуется выходить из вагона;
11) для того чтобы избежать травм от произвольного движения незафиксированных дверей
в купейных вагонах при резких толчках, двери купе следует фиксировать замками в крайних
положениях (полностью открытом или закрытом);
12) нельзя пользоваться в вагонах открытым огнем и бытовыми приборами, работающими
от вагонной электросети; не оставляйте на столике после еды режущие, колющие и бьющиеся
предметы;
13) запрещается перевозить легковоспламеняющиеся и взрывчатые вещества;
14) заняв свое место в вагоне, нужно ознакомиться со схемой эвакуации пассажиров
при аварийных ситуациях;
15) не срывать без необходимости стопкран. Даже при пожаре нельзя останавливать поезд
на мосту, в туннеле и других местах, где может осложниться эвакуация;
16) передвигаясь по вагону во время движения поезда, держитесь за поручни, поскольку
всегда возможно экстренное торможение;
17) курите только в специально отведенных местах. Следите за тем, чтобы недокуренная
сигарета обязательно была погашена.
Если во время поездки произошло ЧП столкновение с другим поездом или автомобилем,
сход с рельсов, пожар, правила выживания таковы:
♦ не паниковать!;
♦
♦
♦
почувствовав запах дыма, смочите водой полотенце или одежду и завяжите ими нос и рот;
предупредите об опасности проводника и пассажиров соседнего купе;
в случае пожара не пытайтесь сразу выбраться через двери вагона: скорее все
го, они, будут
закрыты, к тому же много людей устремится именно к дверям, что неизбежно создаст затор;
если вы
все же пробираетесь к выходу в условиях пожара, делайте это на четвереньках,
♦
♦
♦
поскольку у пола скапливается меньше дыма;
постарайтесь открыть окно или разбить оконное стекло какимлибо предме
выбираясь из окна вагона, соразмерьте высоту прыжка. Если расстояние до земли
небольшое, сначала спустите вниз детей, больных и стариков. Если высота велика, прыгайте
первыми и принимайте на руки остальных; при прыжке выберите место для приземления,
сгруппируйте тело;
том;
Громоздкие вещи,
при экстренной эвакуации из вагона не суетитесь, не мешайте, берите с собой только самое
необходимое.
которые могут препятствовать быстрой эвакуации
и загромождать дорогу на пути к выходу, оставьте на месте в вагоне, используйте предназначенные
для экстремальных ситуаций аварийные выходы. Помогите пассажирам с детьми,
престарелым, инвалидам;
♦ ♦
покидая вагон через боковые двери и аварийные выходы, будьте особо внимательны,
чтобы не попасть под идущий навстречу поезд.
ЗАДАНИЯ для учебного элемента – 2
«Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте»
1.
2.
Продолжите предложение:
Железнодорожная авария – это …………………………………………………………….
Выберите в тестах верные ответы и запишите их в таблицу:
A.
B.
C.
D.
E.
F.
Условные
►– несколько правильных ответов
обозначения:
● – тест с одним правильным ответом
A. ►Что представляют собой опасные зоны на железнодорожном транспорте?
а) рельсы и шпалы
б) железнодорожные пути и переходы
в) вокзалы и посадочные платформы
г) вагон, в котором пассажир совершает поездку
B. ►Какими средствами пожарной безопасности пассажиров снабжены вагоны
поезда?
а) системой видеонаблюдения
б) системой радионаблюдения
в) системой пожарной сигнализации «Тесла»
г) аварийными выходами
● Какая информация содержится в объявлении, помещенном около
C.
электрического
кипятильника в вагоне?
а) «Вагон прошёл необходимую санитарногигиеническую обработку»
б) «Вагон прошёл экологическую экспертизу»
в) «Вагон оборудован дополнительными аварийными выходами через окна третьего
и шестого купе»
● Какой текст отражён в инструкции рядом с окнами аварийного выхода?
D.
а) «При аварии срочно вызвать проводника»
б) «При аварии рукоятку повернуть от себя до упора (сорвав предварительно пломбу)
Нажать на себя на ручкузащёлку окна»
в) «При аварии рукоятку повернуть на себя до упора (сорвав предварительно пломбу)
г) Нажать от себя на ручкузащёлку окна»
● Как необходимо переходить железнодорожные пути при наличии шлагбаума?
E.
а) следует переходить при любом положении шлагбаума
б) следует переходить при полузакрытом положении шлагбаума
в) следует переходить при открытом шлагбауме
● На каком расстоянии от края платформы необходимо находиться людям во
F.
время прохождения поезда без остановки?
а) не ближе, чем на 2 метра
б) не ближе, чем на 3 метра
в) не ближе, чем на 5 метров
3.
4.
Как нужно себя вести, если в вагоне поезда начался пожар?
Модель поведения при возникновении ЧС на железнодорожном транспорте.
БЖД. Учебный элемент – 2 Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте.
БЖД. Учебный элемент – 2 Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте.
БЖД. Учебный элемент – 2 Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте.
БЖД. Учебный элемент – 2 Модель поведения при ЧС на железнодорожном транспорте.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.