Контрольная работа по БЖД "Факторы влияющие на условия обитания человека""
Оценка 5

Контрольная работа по БЖД "Факторы влияющие на условия обитания человека""

Оценка 5
Домашнее обучение +13
docx
ОБЗР
10.03.2023
Контрольная работа по БЖД "Факторы влияющие на условия обитания человека""
Факторы влияющие на условия обитания человека.docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

 «Братский педагогический колледж»

 

 

 

 

 

 

 

 

Домашняя контрольная работа

по ОП 11 Безопасность жизнедеятельности

для специальности 49.02.01 Физическая культура

 

 

Вариант 1

Тема. Факторы, определяющие условия обитания человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1.                 Факторы, воздействующие на человека в процессе жизнедеятельности. Типы экстремальных ситуаций……………………………5

2.                 Различия между физическим и умственным трудом. Статические и динамические усилия. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности………………………………………………………………..6

3.                 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Система обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха……………………8

4.                 Источники света. Требования к системам освещения. Методы контроля освещения. Методы контроля параметров микроклимата…………9

5.                 Проанализировать систему обеспечения параметров микроклимата в спортивном зале Вашего учреждения. Сформулировать выводы и предложения по оптимизации микроклимата………………………11

Заключение……………………………………………………………………….14

Список литературы………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность, и отдых. Жизнедеятельность протекает в постоянном контакте со средой обитания. Комфортными называются такие параметры окружающей среды, которые позволяют создать наилучшие для человека условия жизнедеятельности.

В процессе своей деятельности человек находится в связи со всеми элементами своей среды обитания, которую можно разделить на бытовую и производственную.

В жизненном процессе человек неразрывно связан с окружающей его средой обитания, при этом во все времена он был и остается зависимым от окружающей его среды. Именно за счет неё он удовлетворяет свои потребности в пище, воздухе, воде, материальных ресурсах в отдыхе и т.д.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, информационных, социальных), способных оказывать прямое или косвенное немедленное или отдаленное воздействие на жизнедеятельность человеку его здоровье и потомства

Человек и среда обитания непрерывно находятся во взаимодействии, образуя постоянно действующую систему «человек - среда обитания». В процессе эволюционного развития Мира составляющие этой системы непрерывно изменялись. Совершенствовался человек, нарастала численность населения Земли и уровень его урбанизации, изменялся общественный уклад и социальная основа общества. Изменялась и среда обитания: увеличивалась территория поверхности Земли и ее недра, освоенные человеком, естественная природная среда испытывала все возрастающее влияние человеческого сообщества, появились искусственно созданная человеком бытовая, городская и производственные среды.

Цель работы – изучить вопросы среды обитания и жизнедеятельности человека. 

Задачи:

1.                 Рассмотреть факторы, воздействующие на человека в процессе жизнедеятельности.

2.                 Выявить различия между физическим и умственным трудом.. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

3.                 Рассмотреть систему обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха. Источники света.

4.                 Выполнить практическое задание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Факторы, воздействующие на человека в процессе жизнедеятельности

По своему происхождению, окружающая среда представляет собой совокупность нескольких групп факторов воздействия на человека, флору и фауну в целом.

Физические факторы: солнечная радиация и другие физические воздействия космического происхождения (галактические, луна, межпланетное магнитное поле и др.),температура, влажность, скорость движения и давление воздуха, температура ограждающих поверхностей (радиационная температура от строительных конструкций, почвы, оборудования и др.), шум, вибрация, ионизирующие излучения, освещенность, электромагнитные волны и др.

Химические факторы: природные и искусственного происхождения химические элементы и соединения (загрязнители), входящие в состав воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов, строительных материалов, одежды, обуви, различных предметов обихода и интерьера, бытовой электротехники, промышленного оборудования и др.

Биологические факторы: безвредные и вредные микроорганизмы, вирусы, глисты, грибки, разные животные и растения и продукты их жизнедеятельности.

Физические, химические, в определенной мере и биологические факторы могут быть как природного, так и искусственного (антропогенно-техногенного) происхождения, чаще имеет место воздействие на человека совокупности этих факторов.

Следует учитывать, что помимо перечисленных материальных факторов, значительное влияние, а человека оказывают и факторы информационно - психологические – воздействие устного и печатного слова, слуховые и зрительные восприятия.  

Типы экстремальных ситуаций

Экстремальными чаще всего называют ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека. Более точно экстремальные ситуации можно определять как неблагоприятное, сложное состояние условий человеческой жизнедеятельности, получивших для отдельного лица или группы лиц особую значимость; это объективно сложные условия деятельности, воспринимаются и оцениваются как напряженные и опасные.

Экстремальные ситуации делятся на четыре вида:

– природные (паводки, лесные пожары, землетрясения);

– техногенные (аварии, катастрофы);

 – эпидемиологические (эпидемии, вспышки эпидемиологических заболеваний);

– социальные (терроризм, социальные конфликты, гражданское неповиновение).

Эти виды могут также накладываться друг на друга и проявляться в различных формах общественной напряженности.

 

2.      Различия между физическим и умственным трудом. Статические и динамические усилия. Энергетические затраты человека при различных видах деятельности

Физический труд – это работа, связанная с напряжением мышечной силы человека. В его основе лежит активная целенаправленная двигательная активность.

Умственный труд – это деятельность, связанная с оперированием информацией, ее приемом и переработкой. Профессии этой группы требуют постоянного напряжения мышления, внимания, памяти, а также эмоциональной сферы, зрительного и слухового анализаторов.

При физической работе важное значение имеет правильная организация рабочих движений, чере­дование статических и динамических усилий. Ста­тические мышечные усилия характеризуются пре­обладанием напряжения над расслаблением. При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, то есть в бескислородных условиях. Клетки и тка­ни мышц получают энергию в результате диссимиляции, расщепления сложных органических веществ до углекислого газа и воды. Примером может слу­жит гликолиз — расщепление глюкозы, которое протекает в 2 основных этапа — бескислородный и кислородный.

На бескислородном этапе молекула глюкозы рас­щепляется до молочной кислоты, причем выделя­ется небольшое количество энергии и образуется всего 2 молекулы АТФ. АТФ — основное энергети­ческое вещество клетки, единица измерения энер­гии в клетке, все процессы превращения энергии сопровождаются синтезом или распадом АТФ. При статистических усилиях, когда мышцы сжаты, кро­веносные сосуды сдавлены, в клетки не поступает кислород, гликолиз останавливается на бескисло­родном этапе, энергия не образуется, в клетках на­капливается молочная кислота (С3Н6О3), появляет­ся чувство утомления, боль в мышцах. При чере­довании напряжения мышц и расслабления глико­лиз идет в два этапа, молочная кислота расщепля­ется до углекислого газа и воды и при этом клетка получает почти в 20 раз больше энергии — 38 мо­лекул АТФ.

Таким образом, при правильном чередовании ста­тических и динамических усилий можно добиться преобладания кислородного расщепления над бес­кислородным, что способствует более длительному сохранению работоспособности. В этой связи исклю­чительно важной является физиологическая раци­онализация, основными направлениями которой являются: рациональная организация трудового процесса, создание условий для быстрого овладе­ния трудовыми навыками, рациональная органи­зация режимов труда и отдыха.

 

 

 

 

3.                 Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Система обеспечения параметров микроклимата и состава воздуха

 

Условия производственной деятельности человека во многом зависят от качества воздушной среды, в которой эта деятельность осуществляется. Воздушная среда характеризуется физическими параметрами, химическим составом, ионным составом и другими показателями.

С, которая обеспечивает равновесие между количеством тепла, непрерывно образующимся в организме в процессе обмена веществ, и излишками тепла, непрерывно отдаваемыми в окружающую среду, то есть поддерживает тепловой баланс организма человека. К физическим параметрам воздуха относятся температура, относительная влажность, скорость движения, барометрическое давление. Первые три параметра определяют процесс терморегуляции организма, то есть поддержание температуры тела в пределах 36–37 С°.

Для человека определены максимальные температуры в зависимости от длительности их воздействия и используемых средств защиты. Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать несколько минут без специальных средств защиты, около 116 С°. Физические параметры воздуха необходимо учитывать при организации всех видов деятельности. Особое значение имеют параметры микроклимата помещений, то есть температура, относительная влажность и подвижность воздуха. Кроме того, следует иметь в виду, что скорость воздуха при определенной величине представляет серьезную опасность для сооружений, технических устройств, конструкций, так как может создавать большие ветровые нагрузки, способные производить разрушительные действия.

 Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность. Например, понижение температуры и повышение скорости ветра способствуют усилению конвективного теплообмена и процесса теплоотдачи при испарении пота, что может привести к переохлаждению организма человека и тем самым к ухудше нию самочувствия. При повышении температуры возникают обратные явления.

 

4.                 Источники света. Требования к системам освещения. Методы контроля освещения. Методы контроля параметров микроклимата

Создание благоприятных условий труда, исключающих быстрое утомление зрения, возникновение несчастных случаев и способствующих повышению производительности труда, возможно только осветительной установкой, отвечающей следующим требованиям.

 Освещенность на рабочем месте должна соответствовать зрительным условиям труда согласно гигиеническим нормам. Увеличение освещенности рабочей поверхности улучшает видимость объектов за счет повышения их яркости, увеличивает скорость различения деталей, что сказывается на росте производительности труда. Так, при выполнении точных зрительных работ, увеличение освещенности с 50 до 1000 лк позволяет получить прирост производительности труда до 25% и даже при выполнении грубых работ, не требующих зрительного напряжения, увеличение освещенности рабочего места с 50 до 300 лк повышает производительность труда на 5—8%. Однако имеется предел, при котором дальнейшее увеличение освещенности почти не дает эффекта, поэтому необходимо улучшать качественные характеристики освещения.

Величина освещенности должна быть постоянной во времени. Колебания освещенности, особенно если они часты и имеют большую амплитуду, каждый раз вызывают переадаптацию глаза и ведут к значительному утомлению.

Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией питающего напряжения, жестким креплением светильников; применением специальных схем включения газоразрядных ламп. Например, снижение коэффициента пульсации освещенности люминесцентных ламп с 55 до 5% приводит к уменьшению утомления и росту производительности труда до 30% для работ высокой точности.

Для проверки соответствия условий освещения требованиям норм осуществляются замеры, визуальная оценка или определение расчетным путем нормируемых показателей освещения.

Определение освещенности, КЕО в помещениях зданий и сооружений и на рабочих местах, в местах производства работ вне зданий, освещенности улиц, дорог, площадей и тоннелей осуществляется на основании замеров, проводимых в соответствии с ГОСТ Р 54944-2012 «Методы измерения освещенности».

Для измерения освещенности следует использовать средства измерений - люксметры с измерительными преобразователями излучения, имеющими предел допускаемой относительной погрешности не более 10 % с учетом погрешности спектральной коррекции, определяемой как отклонение относительной спектральной чувствительности измерительного преобразователя излучения от относительной спектральной световой эффективности монохроматического излучения для дневного зрения по ГОСТ 8.332, погрешности калибровки абсолютной чувствительности и погрешности, вызванной нелинейностью световой характеристики.

Люксметры должны быть проверены и иметь действующие свидетельства о поверке средств измерений. Поверка люксметров осуществляется органами стандартизации и метрологии.

Для измерения напряжения в сети следует применять вольтметры класса точности не ниже 1,5 по ГОСТ 8711.

Показатель ослепленности и коэффициент пульсации определяются расчетными методами.

Для определения параметров микроклимата используются различные измерительные приборы: термометры, термографы, гигрографы, психрометры, гигрометры.

5.      Проанализировать систему обеспечения параметров микроклимата в спортивном зале Вашего учреждения. Сформулировать выводы и предложения по оптимизации микроклимата

Температура воздуха измеряется спиртовыми и ртутными термометрами. Измерение проводится в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Результаты измерения температуры воздуха

На уровне пола

У наружной стены

В центре зала

У внутренней стены

0,1 м

22

20

19

1,0 м

23

21

20

1,5 м

24

21

20

 

Средняя температура в зале составляет: 20 °С

Определение влажности воздуха

Абсолютная влажность определяется с помощью психрометра – стационарного или аспирационного.

Абсолютная влажность вычисляется по следующей формуле:

, где

А – абсолютная влажность;

f – максимальное напряжение водяных паров при температуре влажного термометра (табличное значение);

а – психрометрический коэффициент, который для помещений равен – 0,0011;

t – температура сухого термометра;

 – температура влажного термометра;

В-атмосферное давление.

Результаты определение влажности воздуха.

С помощью гигрометра:

По сухому термометру: 17,2 °С

По влажному термометру: 19,2 °С

Влажность = 81%

С помощью стационарного психрометра:воздух

А = 14,72–0,0011 (19,2–17,2)*758=14,079

О =  *100% = 84%

Средняя влажность в спортивном зале = 82,5%

Определение движения воздуха

Мы проводили измерение при открытом окне, на сквозняке с помощью анемометра.

Результаты определения скорости движения воздуха:

Показания прибора до измерения составляли 7425, после измерения в течение 3 мин - 7695. Таким образом, разница в показаниях 7695-7425=270 делений. Находят число делений в секунду: 270/180 = 1,5. По графику, прилагаемому к прибору, определяем, что 1,5 деления в секунду соответствуют 0, 1 м/с.

Вывод: в ходе лабораторных исследований было выявлено, что температура в универсальном зале школы составляет в среднем 20 °С, что превышает показатели на 2 °С, влажность составила 82%, что так же превышает норму. Повышенная температура и влажность в спортивном зале — это следствие отсутствия вентиляции и вытяжки, что играет большую роль в микроклиматических условиях. мы с помощью анемометра определили скорость движения воздуха при открытых окнах на сквозняке, и она составила 0,1 /с, что соответствует норме.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует с окружающей средой. Образуя систему «человек-среда обитания», он обеспечивает свои потребности в пище, воде и воздухе, создает защиту от негативных воздействий как со стороны среды обитания, так и со стороны других людей.

Среда обитания человека включает физические, химические, биологические и социальные факторы. Она находится в тесной связи с биосферой Земли.

Биосфера - наружная оболочка Земли, в которой распространяется и существует жизнь, включая все живые организмы и среду их обитания, а также элементы неживой природы. Единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания, называют экосистемами.

По мере освобождения от забот о пропитании человек стал больше времени уделять благоустройству своей среды обитания, постепенно утрачивая связь с природной средой, уходя от ее законов. Антропогенное и техногенное воздействие на окружающую среду привело к созданию нового типа среды обитания - техносферы.

Техносфера - участок биосферы, преобразованный в результате антропогенного или техногенного воздействия на среду обитания в соответствии с материальными и социально-экономическими потребностями человека. Техносфера включает промышленную, сельскохозяйственную, транспортную, жилую, социально-культурную и другие сферы. Их отдельные элементы, сосредоточенные на единой ограниченной территории, определяют городскую среду.

Промышленная техносфера состоит из промышленных предприятий, сельскохозяйственная - из сельскохозяйственных. В производственной среде человек осуществляет хозяйственную деятельность на рабочих местах в определенных условиях труда.

Создавая техносферу, человек стремился к повышению комфортности среды своего обитания и обеспечению защиты от естественных негативных воздействий. Это положительно сказалось на условиях жизни человека и на продолжительности жизни людей.

Однако формирование производственной и городской среды привело к снижению уровня безопасности существования человека.

Стремясь во что бы то ни стало получить максимальные результаты от своей деятельности, человечество сегодня использует не только огромные энергетические ресурсы биосферы, но и небиосферные источники энергии, например ядерные и термоядерные. Многие техногенные процессы вошли в конфликт с естественным ходом развития биосферы (парниковый эффект, образование озоновых дыр, рассеивание металлов, освобождение углерода, нарушение процессов в атмосфере и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.                Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в ред. Федеральных законов от 28.10.2002 г. № 129-ФЗ, от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ). Сборник законодательства РФ, 2004.

2.                Безопасность жизнедеятельности: Учебник / Под ред. Э.А. Арустамова. 6-е изд., перераб. и доп. — М.: Дашков и К, 2018.

3.                Хван Т.А., Хван П.А. Безопасность жизнедеятельности: Учебное пособие. — Ростов н/Д, Феникс, 2014.

 

 

 

 

 

 

 


 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Содержание Введение……………………………………………………………………

Содержание Введение……………………………………………………………………

Введение Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность, и отдых

Введение Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность, и отдых

Задачи: 1.

Задачи: 1.

Факторы, воздействующие на человека в процессе жизнедеятельности

Факторы, воздействующие на человека в процессе жизнедеятельности

Экстремальными чаще всего называют ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека

Экстремальными чаще всего называют ситуации, угрожающие здоровью и жизни человека

При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, то есть в бескислородных условиях

При этом работа мышц осуществляется в анаэробных, то есть в бескислородных условиях

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности

При повышении температуры возникают обратные явления

При повышении температуры возникают обратные явления

Для проверки соответствия условий освещения требованиям норм осуществляются замеры, визуальная оценка или определение расчетным путем нормируемых показателей освещения

Для проверки соответствия условий освещения требованиям норм осуществляются замеры, визуальная оценка или определение расчетным путем нормируемых показателей освещения

Проанализировать систему обеспечения параметров микроклимата в спортивном зале

Проанализировать систему обеспечения параметров микроклимата в спортивном зале

Влажность = 81% С помощью стационарного психрометра: воздух

Влажность = 81% С помощью стационарного психрометра: воздух

Заключение В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует с окружающей средой

Заключение В процессе жизнедеятельности человек взаимодействует с окружающей средой

Это положительно сказалось на условиях жизни человека и на продолжительности жизни людей

Это положительно сказалось на условиях жизни человека и на продолжительности жизни людей

Список литературы 1.

Список литературы 1.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2023