А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».А.С. Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе «Общие условия семейного воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем ваше внимание на следующее: воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное воспитание с самого раннего детства - это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силе каждому человеку, каждому отцу и каждой матери. Хорошо воспитать своего ребенка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое».
Семейное воспитание по Макаренко - копия.pptx
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Cемейное воспитание по
А.С.Макаренко
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
План
Семейное воспитание по А.С. Макаренко;
1.
2. Семейное воспитание;
3. Три стиля семейного воспитания;
4. Авторитарный стиль;
5. Либеральный (попустительский) стиль;
6. Демократический стиль;
7. Методы воспитания детей в семье;
8. Специфика методов воспитания детей в семье;
9. Выбор и применение методов родительского
воспитания;
10. Заключение;
11. Список литературы
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Семейное воспитание
Семейное воспитание - это осознанные
усилия взрослых по взращиванию
ребенка, которые направлены на то,
чтобы младшие соответствовали
имеющимся у старших представлениям
о том, каким должен быть ребенок,
подросток, юноша или девушка.
Считается, что внутрисемейные
отношения являются ведущим
компонентом семейного воспитания,
поскольку они, как определенная
социальная общность, выступают как
конкретная система связи и
взаимодействия между ее членами,
возникающими по поводу
удовлетворения их разнообразных
потребностей. К тому же естественную
основу семьи составляют брачные и
родственные связи, которые в
определенном смысле являются
первичными.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
А.С. Макаренко многое сделал для развития
советской теории семейного воспитания, был
зачинателем массовой пропаганды педагогически
обоснованных принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании детей» в разделе
«Общие условия семейного воспитания», А.
Макаренко говорил: «Прежде всего, обращаем
ваше внимание на следующее: воспитать ребенка
правильно и нормально гораздо легче, чем
перевоспитывать. Правильное воспитание с
самого раннего детства - это вовсе не такое
трудное дело, как многим кажется. По своей
трудности это дело по силе каждому человеку,
каждому отцу и каждой матери. Хорошо
воспитать своего ребенка легко может каждый
человек, если только он этого действительно
захочет, а кроме того, это дело приятное,
радостное, счастливое».
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Три стиля семейного
воспитания:
Авторитарный;
Демократический;
Попустительский
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Авторитарный стиль
Авторитарный стиль родителей в отношениях
с детьми характеризуется строгостью,
требовательностью, безаппеляционностью.
Угрозы, понукания, принуждение - вот главные
средства этого стиля. У детей он вызывает
чувство страха, незащищенности. Психологи
утверждают, что это ведет к внутреннему
сопротивлению, проявляющемуся внешне в
грубости, лживости, лицемерии. Родительские
требования вызывают либо протест и
агрессивность, либо обычную апатию и
пассивность.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Либеральный (попустительский)
стиль
Либеральный (попустительский) стиль предполагает
всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми.
Источником ее является чрезмерная родительская
любовь. Дети растут недисциплинированными,
безответственными. Попустительский тип отношения
А.С. Макаренко называет «авторитетом любви». Суть
его заключается в потакании ребенку, в погоне за
детской привязанностью путем проявления
чрезмерной ласки, вседозволенности. В своем
стремлении завоевать ребенка родители не замечают,
что воспитывают эгоиста, человека лицемерного,
расчетливого, умеющего подстраиваться к людям. Это
социально опасный способ отношений с детьми.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Демократический стиль
Демократический стиль
характеризуется гибкостью. Родители,
мотивируя свои поступки и требования,
прислушиваются к мнению детей,
уважают их позицию, развивают
самостоятельность суждений. В
результате дети лучше понимают
родителей, растут разумно послушными,
инициативными, с развитым чувством
собственного достоинства. Дети видят в
родителях образец гражданственности,
трудолюбия, честности и желания
сделать их такими, какими являются
сами.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Методы воспитания детей в
семье
Методы воспитания детей в семье - это
пути (способы), с помощью которых
осуществляется целенаправленное
педагогическое влияние родителей на
сознание и поведение детей.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Специфика методов воспитания
детей в семье:
-влияние на ребенка индивидуальное,
основано на конкретных поступках и
приспособлено к личности;
- выбор методов зависит от
педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания,
родительской роли, представлений о
ценностях, стиля отношений в семье и т.
д.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Выбор и применение методов родительского воспитания опирается на
1. Знание родителями своих детей, их
ряд общих условий:
положительных и отрицательных качеств: что
читают, чем интересуются, какие поручения
выполняют, какие трудности испытывают,
какие отношения с одноклассниками и
педагогами, взрослыми, маленькими, что
более всего ценят в людях и т. д. Личный
опыт родителей, их авторитет, характер
отношений в семье, стремление воспитывать
личным примером также сказываются на
выборе методов. Эта группа родителей
обычно выбирает наглядные методы.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
2. Если родители отдают предпочтение
совместной деятельности, то обычно
превалируют практические методы.
Интенсивное общение во время
совместного труда, просмотров
телепередач, походов, прогулок дает
хорошие результаты: дети более
откровенны, это помогает родителям
лучше понять их. Нет совместной
деятельности - нет ни повода, ни
возможности для общения.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
3. Педагогическая культура родителей оказывает
решающее влияние на выбор методов, средств, форм
воспитания. Замечено издавна, что в семьях педагогов,
образованных людей дети всегда лучше воспитаны.
Следовательно, учить педагогику, овладевать секретами
воспитательного воздействия - вовсе не роскошь, а
практическая необходимость. «Педагогические знания
родителей особенно важны в тот период, когда отец и
мать являются единственными воспитателями своего
ребенка... В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие,
духовная жизнь детей в решающей мере зависит от...
элементарной педагогической культуры матери и отца,
которая выражается в мудром понимании сложнейших
душевных движений развивающегося человека», - писал
В.А. Сухомлинский
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Заключение
А. С. Макаренко — педагог-новатор, обогативший
советскую педагогику ценными педагогическими идеями,
методами и приемами (система перспективных линий,
принцип параллельного действия, стиль и тон педагога и
т. д.). Он дал новое толкование ряду педагогических
вопросов и детально разработал выдвинутые ранее, но
недостаточно разработанные до него советской
педагогикой проблемы (воспитание в коллективе,
семейное воспитание и др.). Каждая семья, говорил
Макаренко, ведет свое хозяйство, ребенок — член семьи
и, следовательно, участник всего семейного хозяйства. С
ранних лет в семейных условиях он приучается к будущей
своей хозяйственной деятельности в более широких
масштабах. Именно здесь, в условиях семейной
хозяйственной деятельности, у детей воспитываются
коллективизм, честность.
Cемейное воспитание по А.С.Макаренко
Список литературы
Макаренко А.С. Книга для родителей:
[Лекции о воспитании детей] / [Сост. и
автор. вступит. статья К.И. Беляев]. – М.:
Просвещение, 1969;
Кулик Л.А. Семейное воспитание:
Учебное пособие / Л.А. Кулик - М.:
Просвещение 2003
Макаренко, А.С. Цель воспитания:
Учебное пособие / А.С.Макаренко - М.:
Педагогика 1984;
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.