Час общения «Дружба мальчиков и девочек»
Цели: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и девочками, расширить представление детей о межличностных отношениях, о мужественности и женственности; формировать положительное отношение к таким нравственным качествам, как тактичность, сдержанность, принципиальность, уступчивость, общительность, доброжелательность; воспитывать нетерпение к распущенности; способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы.
Ход мероприятия:
Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает по тёмной улице и т.д.
Что же здесь дурного и стыдного?
Что плохого в том, что Лена для Вити стала близким и нужным человеком? Он считает её добрее других, заботливее и умнее. Вите приятно с ней разговаривать, делиться мыслями, с ней можно поговорить о самом сокровенном и она не разболтает.
Дружить мальчикам, конечно, можно с девочками. Мальчики должны с малых лет привыкать помогать девочкам, заботиться о них. Но и девочкам нужно вести себя так, чтобы ни одному мальчишке, даже самому отчаянному, не пришло в голову быть с ней грубым или невежливым. И тогда дружба между мальчиком и девочкой будет настоящей, которая принесёт радость им обоим.
Чтение и обсуждение рассказа Ю. Буковского «Настоящий мальчик»
«- Настоящий мальчик никогда не позволит слабой девочке нести тяжелый портфель,- сказала мама Ростику.- А вот ты вчера Верочке позволил.
- А какая же Верка слабая?- удивился Ростик.- Она же на две головы выше меня!
- Настоящий мальчик всегда сильнее даже такой высокой девочки,- объяснила мама.
Утром Ростик вышел пораньше и остановился на лестничной площадке около Веркиной квартиры. Верка долго не появлялась, потом выскочила в пальто нараспашку, с шапкой, шарфом, портфелем и мешком со сменной обувью в руках.
- Привет! Ты тоже в школу опаздываешь?- удивилась она, увидев Ростика.
- Я никуда не опаздываю. Я тебя жду,- угрюмо сказал Ростик.
Верка вначале ничего не сказала, потом покраснела и ответила весело:
-А вот я сегодня опаздываю! Побежали вместе!
И она кинулась вниз по лестнице. Ростику удалось догнать её только на улице.
- Можно я твой портфель понесу?- буркнул он.- И мешок.
Верка совсем растерялась и сказала смущенно:
- Подержи, пока я застегнусь.
Налегке она побежала ещё быстрее. А Ростик, наоборот, медленнее. Потом и вообще с двумя портфелями и мешками в руках пошел шагом.
А Верка оделась, притормозила, дождалась Ростика и спросила участливо:
- Уже устал, бедненький? Давай, теперь я понесу. А у школы - опять ты.
Ростика такая забота оскорбила.
- Настоящий мальчик,- сказал он,- ни за что на свете не отдаст слабой девочке её портфель и мешок.
- Давай тогда остановку доедем! – предложила Верка.- Автобус идёт!- закричала она.- Ну, Ростик, ну, сильненький, ну, пожалуйста, побыстрее!- попросила Верка, когда Ростик еле-еле, пыхтя, трусил к остановке.
Они втиснулись в заднюю дверь, и Ростик, как настоящий мальчик, полез к кассе платить. У кассы портфели он поставил на пол, вынул из портфеля пенал, из пенала достал деньги, бросил монетку в кассу, оторвал билеты, а выбраться из автобуса уже не успел.
А Верка у школы выскочила.
Вместо неё в заднюю дверь влезло необычайно много народу. Влезшие оттеснили Ростика от портфелей вперёд - к средней двери. И на следующей остановке Ростик в эту дверь кое-как выпал. Но уже без портфелей - они поехали дальше.
Длинная Верка появилась на остановке, где стоял Ростик, очень скоро- она мчалась, почти как автобус.
- А где мой… портфель,- опешила Верка.
- В автобусе уехал. И мой, и твой. Оба. Только мешки остались. И пенал с тремя копейками,- показал Ростик.- Но ты не расстраивайся, без тетрадок даже лучше учиться: записывать не надо. И память…
Ростик хотел сказать, что память развивается, но договорить не успел.
- Какая память? – схватила его за шиворот возмущенная Верка и потащила вперёд.- Бегом! За автобусом! Да у меня в тетрадке по русскому языку две пятёрки! – подгоняла она.
- И отдай мешок! Портфель хитростью уже выманил: понесу, понесу говорит! Теперь хочешь, чтобы и от тапочек только память осталась?
Но далеко бежать им не пришлось. Портфели стояли у столба на следующей остановке. Видно, кто-то из пассажиров позаботился о незадачливых школьниках.
К классу они добрались только к концу первого урока. Ростик постучался и хотел, как настоящий мальчик, пропустить Верку вперёд. Но она втолкнула его в дверь и с двумя портфелями и мешками в руках вошла следом!»
Вопросы: Настоящий ли мальчик был Ростик? Как вы оцениваете поведение Веры? Как бы вы поступили на месте Веры? Найдите ошибки в поведении Веры.
Дискуссия «Кто виноват?»
Ни для кого не секрет, что между девочками и мальчиками очень часты обиды, жалобы, агрессия, вражда.
Кто же в этом виноват?
(Воспитанники высказываются.)
Примерные высказывания детей:
Мальчики:
- Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков,
дразнят их, вот и получают.
- Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.
- Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погонялись.
- Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.
Девочки:
- Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают
девочек.
- Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.
- Это мальчики должны уступать девочкам,
ведь они должны быть рыцарями.
Воспитатель:
А может
быть, виноваты обе стороны -
просто не хотят
понять друг друга?
(Воспитанники высказываются.)
Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Мальчик с девочкой дружил»
Мальчик дружбой дорожил.
Как товарищ, как знакомый
Как приятель, он не раз
Провожал её до дома,
До калитки в поздний час.
Очень часто с нею вместе
Он ходил на стадион,
И о ней как о невесте
Никогда не думал он.
Но родители, мещане,
Говорили так про них:
«Поглядите! К нашей Тане
Стал захаживать жених!»
Отворяют дверь соседи,
Улыбаются: «Привет!
Если ты за Таней, Федя,
То невесты дома нет!»
Даже в школе, даже в школе
Разговоры шли порой:
«Что там смотрят в комсомоле?
Это дружба?! Ой- ой- ой»
Стоит вместе появиться,
За спиной уже: «Хи - хи»
Иванов решил жениться
Записался в женихи!
Мальчик с девочкой дружил,
Мальчик дружбой дорожил!
И не думал он влюбиться,
И не знал до этих пор,
Что он будет называться
Глупым словом «ухажер!»
Чистой, честной и открытой
Дружба мальчика была,
А теперь она забыта.
Что с ней стало? Умерла.
Умерла от плоских шуток
Злых смешков и шепотков,
От мещанских прибауток,
Дураков и пошляков.
Вопросы: За что вы цените дружбу? Что значит хорошо дружить? Какие радости и огорчения бывают в дружбе? Что прервало дружбу между мальчиком и девочкой?
(Ответы детей)
Беседа «О дружбе Марса и Венеры»
У известного психолога Джона Грея есть книга «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»:
Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Их
цивилизация была высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы.
Целый день они работали, а вечерами уединялись в своих пещерах. Иногда так
бывало, что кому-то из них становилось плохо, и он надолго уходил в свою
пещеру. И никому и в голову не могло прийти войти туда и побеспокоить его,
потому что все знали – пройдет время, и все наладится само собой. Тогда он
выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела. Так жили мужчины на
планете Марс, и им нравилась такая жизнь.
В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли
эту планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и
пели протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому-то
из женщин становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вместе
и по-долгу разговаривали и через некоторое время ей становилось легче. Так жили
женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь.
Однажды цивилизация Марса достигла таких высот, что смогла
построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Через какое то
время одна из звезд превратилась сначала в пятно, потом шарик, и, наконец, в
планету. Это была Венера. Мужчины поняли, что планета заселена разумными
существами, и попытались установить контакт. Женщины сразу понравились
мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись к незваным гостям настороженно, мужчины не сразу им понравились. Но
прошло какое-то время и все наладилось.
Оказалось, что двум цивилизациям есть чем поделиться друг с другом. Часть
мужчин осталось на Венере, а часть женщин полетело на Марс. Мужчины вырыли на
Венере свои пещеры и стали жить там, а когда кому-то из них становилось плохо,
он уединялся там. Это показалось женщинам очень странным, но они понимали, что
они представители разных планет, а на каждой планете свои обычаи и законы и
надо их принимать и уважать. Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин,
многое казалось странным и неправильным. Но они знали, что у жителей разных
планет свои законы и если ты не можешь их понять, надо просто принимать их.
Обладая такими знаниями, они жили мирно и хорошо.
И вот однажды, решили они построить большой звездолет и отправиться в космос. К
экспедиции долго готовились, на борту звездолета было много мужчин и женщин. Но
когда они оказались в космосе, как это часто бывает, когда мужчина и женщина
остается вместе, они потерялись. Проблуждав некоторое время, они наткнулись на
планету, ранее им неизвестную. Они решили сесть на нее и исследовать.
Это был поистине рай. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой.
Здесь была ярко-зеленая зелень, голубое небо и удивительный океан. Реки были
полны рыбы, леса – птиц и животных. Они никогда бы и не подумали, что в мире
существует такое чудо. Планета настолько им понравилась, что они решили
остаться здесь. А через некоторое время все мужчины с Марса и все женщины с
Венеры переселились на эту планету, которую они решили назвать Земля.
Долгое время они жили здесь счастливо и мирно, как и раньше. Но проходили годы
сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных
планет. Мужчины не понимали женщин, а женщины не понимали мужчин. Они пытались
переделать друг друга, они ссорились. Гармония и мир покинули землю. Наступила
эпоха хаоса.
Так и продолжается до сих пор, хотя всего то нужно вспомнить, что мы жители
разных планет, живущих по своим законам. А законы другой планеты нужно
принимать и уважать.
- Как вы думаете, о чем эта книга? (О взаимоотношениях мальчиков и девочек, юношей и девушек, мужчин и женщин.)
- А почему автор выбрал именно такое название для книги? (Хотел подчеркнуть разность характеров, психологии мужчин и женщин.)
- Как вы думаете, почему автор решил поселить мальчиков на Марсе? (Это бог войны, мальчики тянутся к железу, оружию, им свойственна агрессия, они любят драться и т. п.)
- А почему девочек автор считает пришельцами с Венеры? (Венера в римской мифологии - богиня садов, красоты и любви. В этом, по мнению автора, состоит призвание женщины.)
- С древнейших времен в мальчиках, юношах, мужчинах ценилась и воспитывалась мужественность, а в девочках, девушках - женственность. Как проявляются эти качества?
- Какие школьные предметы нравятся мальчикам, а какие предпочитают девочки? (Мальчики любят труд, физкультуру, историю, математику; девочки - литературу, музыку, биологию, рисование.)
- Какими видами спорта больше увлекаются мальчики, а какими девочки? (Мальчики любят походы, лыжи, спортивные игры, связанные с силой, активными действиями - футбол, борьбу, хоккей. Девочкам нравятся виды спорта, связанные с гибкостью, пластичностью, красотой движений - гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание.)
- Какие домашние обязанности выполняют мальчики, а какие девочки? (Мальчики помогают в ремонте, в работе на садовом участке, ходят в магазин. Девочки ухаживают за младшими, создают уют, поддерживают чистоту и порядок, учатся шить, вязать, готовить.)
- Какие мальчики? (Мальчики серьезные, решительные, смелые, самостоятельные, уверенные в себе.)
- А какие девочки? (Добрые, сентиментальные, нежные.)
Итак, девочки осваивают внутренний мир - мир чувств, эмоций и переживаний. Они проявляют больший интерес к хозяйственно- бытовой сфере жизни и к человеческим взаимоотношениям.
Предпочитают спокойные игры, связанные с общением. Женский способ самоутверждения - опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление.
Мальчики - деятели, открыватели внешнего мира: их привлекает все новое, неизведанное, интересное. В играх склонны к активным действиям. Для самоутверждения они прибегают к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.
- Как вы думаете, для чего нужно знать особенности характера и поведения девочек и мальчиков?
(Для того, чтобы понимать друг друга, для более успешного общения.)
Упражнение «Девочки и мальчики»
Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками.
Задание мальчикам: Какими качествами должны обладать девочки?
(ум, правдивость, доброта, аккуратность, женственность, она должна всё уметь)
Задание девочкам: Какими качествами должны обладать мальчики?
(ум, сила, ловкость, справедливость, мужественность, правдивость, доброта)
(Дети отвечают по цепочке.)
Проблемные ситуации «Ложное понимание женственности и мужественности»
1. Настоящий мужчина?
Какой же мальчик не хочет быть мужественным? Какая же девочка не хочет быть женственной? Только понимают это слово по-разному.
Вот какую историю рассказала одна вожатая летнего лагеря:
...У меня в старшем отряде собрались ребята из седьмых - девятых классов. Они приехали из разных школ города. Уже в первую неделю все сдружились, определились лидеры. У мальчишек самым авторитетным стал девятиклассник Антон. Вся его внешность - начиная от бритой наголо головы и кончая дорогими высокими ботинками с металлическими заклепками - излучала агрессию и мужественность. Днем он ходил без футболки и майки, демонстрируя всему лагерю свои мышцы и татуировки.
Мальчишки ловили каждое его слово, а девчонки старались завоевать его внимание.
В программе лагеря был трехдневный поход - нелегкое испытание для ребят.
В назначенный день отряд вышел на маршрут. За плечами у всех тяжелые рюкзаки: палатки, продукты, теплые вещи. Конечно, основной груз взяли на себя мальчишки. Но и девочки не хныкали, хотя у каждой за плечами было не меньше 10 кг.
В первый день прошли 30 км, все дальше углубляясь в лес. Первые часы шли весело, с песнями и шутками, после обеденного привала уже было не до песен: кто-то натер ноги, кого-то замучила одышка, кому-то хотелось полежать. И больше всех возмущался Антон, он говорил, что приехал в
лагерь отдыхать, а не переносить тяжести. Палатки, продукты, посуду ребята несли по очереди, но Антон не захотел в этом участвовать и нес только легкий рюкзачок с личными вещами.
Он подбивал ребят вернуться в лагерь и говорил, что, если вожатая его не отпустит, уйдет сам.
Вечером отряд расположился на ночлег, а утром обнаружили, что Антона, Сереги и Сашки нет в палатке - они ушли, захватив рюкзак с едой. Компаса и карты у них не было, а значит, они легко могли заблудиться.
Вожатая объявила, что всем придется возвращаться в лагерь. Весь день они шли, стараясь догнать беглецов, но, когда пришли в лагерь, нашли там одного Антона. На вопрос, где ребята, он ответил, что это его не касается.
К поискам подключили лесников и милицию. Ребят нашли только на третий день.
Оказалось, что они решили идти короткой дорогой, через овраг. Сергей подвернул ногу и не мог идти. Саша сделал носилки и предложил Антону нести товарища, но Антон сказал, что это не его проблема, и отправился в лагерь один.
А Саша не бросил Сергея - нес на спине, тянул, как на санках, на пустом рюкзаке. Самое трудное было выбраться из глубокого оврага. Ну и голод, конечно, пришлось перетерпеть - ведь все содержимое рюкзаков пришлось оставить в овраге.
После возвращения ребят Серегу увезли в больницу, Сашка занял его кровать у окна, а Антон все так же продолжал строить из себя супермена, только никто ему уже не верил.
- Кого в этой истории можно назвать по-настоящему мужественным?
- А у кого мужественность показная?
- Какие поступки несовместимы с мужественностью? (Хвастовство, рассказы о любовных победах, жалобы, болтливость, ябедничество, трусость, предательство и т. п.)
- Какие поступки свидетельствуют о мужественности? (Заступиться за слабого, помочь товарищу, не молчать, когда оскорбляют твою веру, твои идеалы, и т. п.)
- Мужчина должен быть гражданином, должен участвовать в гражданских делах, без этого ребенок мужчиной не становится. Что значит, по-вашему, быть гражданином? (Чувствовать ответственность за страну, семью, работу, дом и т. п.)
- Как вы считаете, мужественность свойственна современным мужчинам, юношам, мальчикам?
2. Женские бои без правил.
А вот еще одна история - о женственности.
В одной из сибирских школ шестеро подружек избили одноклассницу. Избиение сняли на камеру и выложили видео в Интернете. На видео все драчуньи ухоженные, симпатичные девочки, с прическами, маникюром и макияжем. На всех украшения - кольца, сережки, брошки. Нисколько не похожи на мальчиков.
- Обладают ли эти красавицы женственностью?
- В каких поступках проявляется женственность?
- Какие поступки несовместимы с женственностью?
(Дети высказываются.)
Женственность и мужественность никуда не делись. В наше время, как и тысячи лет назад, женщина и мужчина сохранили свои роли, которые были предназначены им самой природой. Но эти качества внутренние, а не внешние.
Беседа – диалог «Золушки и принцы»
Честно говоря, на вежливую, аккуратную девочку и посмотреть приятно. Такие девочки немножечко похожи на сказочных принцесс. Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и не ссорятся, не произносят грубых слов. А какие они ловкие, умелые эти девочки! Не хуже Золушки! Если такая девочка заметит, что на куртке у её друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьёт её. Если мама или бабушка попросит такую девочку посидеть часок- другой с младшим братишкой или сестрёнкой, она охотно согласится это сделать. Споёт малышу песенку, поиграет с ним, накормит его кашей, как велела мама
Вежливая, добрая девочка - настоящая хозяйка в доме. Она охотно вымоет после завтрака или обеда посуду, подметёт пол, польёт цветы. Напоит молоком котёнка, поможет бабушке почистить картошку и выстирает свои носовые платки и фартук.
Она не капризничает, всегда приветлива, весела и добра со своими друзьями. И заботливо относится к своим близким.
И конечно, всякий по-настоящему вежливый мальчик с радостью готов дружить с такой девочкой. Ведь каждому мальчику всегда хочется быть похожим на сказочного рыцаря или принца. А сказочные рыцари или принцы очень вежливы со всеми девочками и женщинами. Не так ли?
Мальчики и девочки должны быть хорошими и верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Поэтому вежливый мальчик обязательно уступит в трамвае или в автобусе место женщине или девочке.
Поэтому он не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости девочке снять пальто, подаст маме или бабушке тапочки, поможет им по дому. И конечно, же, рыцарь никогда не будет обижать девочек!
Дискуссия «Мальчишки-девчонки»
Воспитатель:
Мужественность и женственность: как они проявляются в современном обществе? в мальчиках и девочках нашего приюта?
Мальчик.
Я считаю, что современные девочки утрачивают женственность - они носят джинсы, ругаются матом, занимаются единоборствами, играют в футбол, курят.
Девочка.
А современные мальчики тоже теряют мужественность - они носят серьги, браслеты, некоторые даже красят волосы, у них не хватает мужества, чтобы заступиться за слабого, они и за себя не могут постоять.
Воспитатель:
Вы выслушали две точки зрения. Что можно сказать в защиту современных девочек и мальчиков?
(Дети высказываются.)
Интерактивная беседа «Понятный этикет»
Особенности мужской и женской психологии очень важно учитывать в общении. Настоящая культура поведения во все времена и во всех странах мира наиболее ярко проявлялась в отношении к женщине. Недаром на Востоке существует поговорка: «Золото испытывают огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной».
Уважение, трепетное отношение к женщине нашло отражение в правилах этикета. Некоторые из этих правил непонятны современному человеку. Например, почему мужчина, идя по улице с женщиной, должен становиться с левой стороны? Может быть, кто-нибудь знает ответ на этот вопрос? (Мужчины раньше носили шпагу с левой стороны - в любой момент было удобно правой рукой ее обнажить, шпага не мешала даме, не била по ногам, не портила вещи и т. п.)
Заботой о женщине можно легко объяснить и другие правила этикета. Попробуйте это сделать сами. (Воспитатель читает правила, дети объясняют):
- Почему, спускаясь или поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти на 1-2 ступеньки ниже своей спутницы? (Чтобы поддержать ее, если она споткнется.)
- Почему при входе в помещение мужчина открывает перед женщиной дверь, а сам входит за ней? (Раньше двери были тяжелыми, открыть их было нелегко.)
- Если в помещении темно и нужно включить свет, то первым входит мужчина, как вы думаете, почему? (Женщина может споткнуться, упасть.)
- В присутствии женщин мужчины не курят или спрашивают разрешения у женщин, можно ли закурить. (Раньше женщины не курили, и мужчины берегли их здоровье.)
- Считается неприличным, если сидящий мужчина разговаривает со стоящей женщиной. Если мужчина сидит, а к нему стоя обращается женщина или человек старше его, он должен встать. Как вы думаете, почему? (Это унизительно для мужчины, ведь в этом случае женщина смотрит на него сверху вниз, как на маленького и слабого.)
- При знакомстве или приветствии первой подает руку женщина, она даже может не снимать при этом перчатки. (Считалось, что протянутая рука - знак доверия, так женщина выражает свое отношение к мужчине.)
- Почему, приветствуя женщину, мужчина должен был снимать головной убор (появилось даже выражение «снимаю перед вами шляпу»)? (Корни этого обычая уходят в Средние века, когда рыцарь, поднимая забрало или снимая шлем, показывал свои мирные намерения. Этот жест также
свидетельствовал об уважении и доверительном отношении к собеседнику. Позже кавалерам полагалось снимать головные уборы в присутствии дам. Это знак особого уважения к женщине, преклонения перед ней.)
Правила этикета требуют от мужчины боготворить женщину, как мать и избранницу, приходить к ней на помощь, проявлять мужество при защите ее чести, в ее присутствии быть вежливым и тактичным. Но, к сожалению, в наше время рыцарей становится все меньше и меньше.
Дружба мальчика и девочки.
У Эдуарда Успенского есть стихотворение:
Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
А вот у поэта И.Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух мальчиков.
Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его:
Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему — щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня — две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!
- В чём
проявлялась дружба двух мальчиков? (Высказывания ребят)
- Настоящая
ли это была дружба?
(Высказывания ребят)
Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал
И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают.
Существует такое выражение «Ну какой военный не мечтает стать генералом».
Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря.
Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать своего друга и девочку, а
будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят
они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод
мультфильма «Цветик-семицветик», как девочку Женю мальчики не приняли играть,
потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не
уступают мальчикам.
- Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить? (Ответы воспитанников)
В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.
- Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана? (У мальчиков и девочек есть много похожих черт характера и главное - уметь уважать друг друга и ладить между собой.)
Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».
Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров
мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает
– мальчик или девочка.
- Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.
- Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.
- Мне нравятся фильмы о войне.
- Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.
- Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.
- Я люблю делать с папой ремонт в квартире.
- Я люблю шить своим игрушкам платья.
Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?
(Воспитанники высказываются.)
Заключительное слово
Каждый мальчик может стать настоящим мужчиной, а каждая девочка - настоящей женщиной. Каждый может стать настоящим человеком. Как это сделать?
Вот как отвечает на этот вопрос Л.Н.Толстой в книге «Путь жизни»: «Жизнь наша дурна. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А люди живут дурно оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того чтобы жизнь перестала быть дурной, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может... Так что если все люди поймут, что каждый может не других, а сам себя исправить, то есть из плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя. То тот час же и вся жизнь станет лучше».
Другими словами, человек сам себя воспитать должен, определить, что в себе нравится, а что нет, подумать о том, каким хочешь быть, и начать работать над собой.
Подведение итогов (рефлексия)
Что нового вы сегодня узнали? О чем задумались? Какие эпизоды нашего диалога вам запомнились? Довольны ли вы своим участием в сегодняшнем общении?
(Дети высказываются.)
В заключении звучит песня «Дружат дети всей Земли».
Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные:
мальчики и девочки. Но у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе
живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как
есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно
объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.