Час общения «Дружба мальчиков и девочек»

  • docx
  • 24.02.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Час общения «Дружба мальчиков и девочек».docx

Час общения «Дружба мальчиков и девочек»

 

Цели:  Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между мальчиками и   девочками, расширить  представление  детей  о  межличностных  отношениях,  о   мужественности  и женственности;  формировать  положительное  отношение  к  таким  нравственным  качествам,  как тактичность,  сдержанность,  принципиальность,  уступчивость,  общительность, доброжелательность;  воспитывать  нетерпение  к  распущенности;  способствовать созданию позитивной нравственной атмосферы.

 

Ход мероприятия:

Можно ли мальчику дружить с девочкой? Странно и обидно, но некоторым ребятам всё ещё приходиться сталкиваться с насмешками, злобным хихиканьем, если заметят, что мальчик несёт портфель девочки, заботливо провожает по тёмной улице и т.д.

Что же здесь дурного и стыдного?

Что плохого в том, что Лена для Вити стала близким и нужным человеком? Он считает её добрее других, заботливее и умнее. Вите приятно с ней разговаривать, делиться мыслями, с ней можно поговорить о самом сокровенном и она не разболтает.

Дружить мальчикам, конечно, можно с девочками. Мальчики должны с малых лет привыкать помогать девочкам, заботиться о них. Но и девочкам нужно вести себя так, чтобы ни одному мальчишке, даже самому отчаянному, не пришло в голову быть с ней грубым или невежливым. И тогда дружба между мальчиком и девочкой будет настоящей, которая принесёт радость им обоим.

 

Чтение и обсуждение рассказа Ю. Буковского «Настоящий мальчик»

«- Настоящий мальчик никогда не позволит слабой девочке нести тяжелый портфель,- сказала мама Ростику.- А вот ты вчера Верочке позволил.

- А какая же Верка слабая?- удивился Ростик.- Она же на две головы выше меня!

- Настоящий мальчик всегда сильнее даже такой высокой девочки,- объяснила мама.

Утром Ростик вышел пораньше и остановился на лестничной площадке около Веркиной квартиры. Верка долго не появлялась, потом выскочила в пальто нараспашку, с шапкой, шарфом, портфелем и мешком со сменной обувью в руках.

- Привет! Ты тоже в школу опаздываешь?- удивилась она, увидев Ростика.

- Я никуда не опаздываю. Я тебя жду,- угрюмо сказал Ростик.

Верка вначале ничего не сказала, потом покраснела и ответила весело:

-А вот я сегодня опаздываю! Побежали вместе!

И она кинулась вниз по лестнице. Ростику удалось догнать её только на улице.

- Можно я твой портфель понесу?- буркнул он.- И мешок.

Верка совсем растерялась и сказала смущенно:

- Подержи, пока я застегнусь.

Налегке она побежала ещё быстрее. А Ростик, наоборот, медленнее. Потом и вообще с двумя портфелями и мешками в руках пошел шагом.

А Верка оделась, притормозила, дождалась Ростика и спросила участливо:

- Уже устал, бедненький? Давай, теперь я понесу. А у школы - опять ты.

Ростика такая забота оскорбила.

- Настоящий мальчик,- сказал он,- ни за что на свете не отдаст слабой девочке её портфель и мешок.

- Давай тогда остановку доедем! – предложила Верка.- Автобус идёт!- закричала она.- Ну, Ростик, ну, сильненький, ну, пожалуйста, побыстрее!- попросила Верка, когда Ростик еле-еле, пыхтя, трусил к остановке.

Они втиснулись в заднюю дверь, и Ростик, как настоящий мальчик, полез к кассе платить. У кассы портфели он поставил на пол, вынул из портфеля пенал, из пенала достал деньги, бросил монетку в кассу, оторвал билеты, а выбраться из автобуса уже не успел.

А Верка у школы выскочила.

Вместо неё в заднюю дверь влезло необычайно много народу. Влезшие оттеснили Ростика от портфелей вперёд - к средней двери. И на следующей остановке Ростик в  эту дверь кое-как выпал. Но уже без портфелей - они поехали дальше.

Длинная Верка появилась на остановке, где стоял Ростик, очень скоро- она мчалась, почти как автобус.

- А где мой… портфель,- опешила Верка.

- В автобусе уехал. И мой, и твой. Оба. Только мешки остались. И пенал с тремя копейками,- показал Ростик.- Но ты не расстраивайся, без тетрадок даже лучше учиться: записывать не надо. И память…

Ростик хотел сказать, что память развивается, но договорить не успел.

- Какая память? – схватила его за шиворот возмущенная Верка и потащила вперёд.- Бегом! За автобусом! Да у меня в тетрадке по русскому языку две пятёрки! – подгоняла она.

- И отдай мешок! Портфель хитростью уже выманил: понесу, понесу говорит! Теперь хочешь, чтобы и от тапочек только память осталась?

Но далеко бежать им не пришлось. Портфели стояли у столба на следующей остановке. Видно, кто-то из пассажиров позаботился о незадачливых школьниках.

К классу они добрались только к концу первого урока. Ростик постучался и хотел, как настоящий мальчик, пропустить Верку вперёд. Но она втолкнула его в дверь и с двумя портфелями и мешками в руках вошла следом!»

Вопросы: Настоящий ли мальчик был Ростик? Как вы оцениваете поведение Веры? Как бы вы поступили на месте Веры? Найдите ошибки в поведении Веры.

 

Дискуссия «Кто виноват?»

Ни для кого не секрет, что между девочками и мальчиками очень часты обиды, жалобы, агрессия, вражда.

Кто же в этом виноват?

(Воспитанники высказываются.)

Примерные высказывания детей:

Мальчики:
- Виноваты чаще всего девочки. Они все время подкалывают, высмеивают мальчиков,
дразнят их, вот и получают.

- Девочки всегда первыми бегут жаловаться, хотя сами и виноваты. А мальчики не любят, когда ябедничают.

- Мальчикам иногда просто скучно на переменах, вот они и задирают девочек, чтобы те за ними погонялись.

- Девочки не могут признать свою вину, им хочется всегда быть правыми. А они должны уступать.

Девочки:
- Виноваты мальчики, они должны быть защитниками, а сами постоянно обижают
девочек.

- Мальчики просто завидуют, что девочки лучше учатся и лучше себя ведут, учителя их хвалят чаще.

- Это мальчики должны уступать девочкам, ведь они должны быть рыцарями.
Воспитатель:

А может быть, виноваты обе стороны - просто не хотят
понять друг друга?

(Воспитанники высказываются.)

 

Чтение и обсуждение стихотворения С. Михалкова «Мальчик с девочкой дружил»

Мальчик дружбой дорожил.

Как товарищ, как знакомый

Как приятель, он не раз

Провожал её до дома,

До калитки в поздний час.

Очень часто с нею вместе

Он ходил на стадион,

И о ней как о невесте

Никогда не думал он.

Но родители, мещане,

Говорили так про них:

«Поглядите! К нашей Тане

Стал захаживать жених!»

Отворяют дверь соседи,

Улыбаются: «Привет!

Если ты за Таней, Федя,

То невесты дома нет!»

Даже в школе, даже в школе

Разговоры шли порой:

«Что там смотрят в комсомоле?

Это дружба?! Ой- ой- ой»

Стоит вместе появиться,

За спиной уже: «Хи - хи»

Иванов решил жениться

Записался в женихи!

Мальчик с девочкой дружил,

Мальчик дружбой дорожил!

И не думал он влюбиться,

И не знал до этих пор,

Что он будет называться

Глупым словом «ухажер!»

Чистой, честной и открытой

Дружба мальчика была,

А теперь она забыта.

Что с ней стало? Умерла.

Умерла от плоских шуток

Злых смешков и шепотков,

От мещанских прибауток,

Дураков и пошляков.

Вопросы: За что вы цените дружбу? Что значит хорошо дружить? Какие радости и огорчения бывают в дружбе? Что прервало дружбу между мальчиком и девочкой?

(Ответы детей)

 

Беседа «О дружбе Марса и Венеры»

У известного психолога Джона Грея есть книга «Мужчины с Марса, женщины с Венеры»:

Давным-давно на планете Марс жили мужчины. Их цивилизация была  высокоразвитой. Они были трудолюбивы, честны и справедливы. Целый день они работали, а вечерами уединялись в своих пещерах. Иногда так бывало, что кому-то из них становилось плохо, и он надолго уходил в свою пещеру. И никому и в голову не могло прийти войти туда и побеспокоить его, потому что все знали – пройдет время, и все наладится само собой. Тогда он выйдет из пещеры и снова примется за повседневные дела. Так жили мужчины на планете Марс, и им нравилась такая жизнь.
В миллионах километров от Марса была планета под названием Венера, и населяли эту планету женщины. Они жили дружно и спокойно. Вечерами собирались вместе и пели протяжные песни на венерианском языке. Иногда так случалось, что кому-то из женщин становилось плохо. И тогда другие приходили к ней, они сидели вместе и по-долгу разговаривали и через некоторое время ей становилось легче. Так жили женщины на планете Венера, и им нравилась такая жизнь.

Однажды цивилизация Марса достигла таких высот, что смогла построить звездолет, и часть мужчин отправились на нем в космос. Через какое то время одна из звезд превратилась сначала в пятно, потом шарик, и, наконец, в планету. Это была Венера. Мужчины поняли, что планета заселена разумными существами, и попытались установить контакт. Женщины сразу понравились мужчинам, очень понравились. Женщины отнеслись к незваным гостям настороженно, мужчины не сразу им понравились. Но прошло какое-то время и все наладилось.
Оказалось, что двум цивилизациям есть чем поделиться друг с другом. Часть мужчин осталось на Венере, а часть женщин полетело на Марс. Мужчины вырыли на Венере свои пещеры и стали жить там, а когда кому-то из них становилось плохо, он уединялся там. Это показалось женщинам очень странным, но они понимали, что они представители разных планет, а на каждой планете свои обычаи и законы и надо их принимать и уважать. Мужчинам тоже много чего было непонятно у женщин, многое казалось странным и неправильным. Но они знали, что у жителей разных планет свои законы и если ты не можешь их понять, надо просто принимать их. Обладая такими знаниями, они жили мирно и хорошо.
И вот однажды, решили они построить большой звездолет и отправиться в космос. К экспедиции долго готовились, на борту звездолета было много мужчин и женщин. Но когда они оказались в космосе, как это часто бывает, когда мужчина и женщина остается вместе, они потерялись. Проблуждав некоторое время, они наткнулись на планету, ранее им неизвестную.
Они решили сесть на нее и исследовать.
Это был поистине рай. Никакого сравнения с холодным Марсом или жаркой Венерой. Здесь была ярко-зеленая зелень, голубое небо и удивительный океан. Реки были полны рыбы, леса – птиц и животных. Они никогда бы и не подумали, что в мире существует такое чудо. Планета настолько им понравилась, что они решили остаться здесь. А через некоторое время все мужчины с Марса и все женщины с Венеры переселились на эту планету, которую они решили назвать Земля.
Долгое время они жили здесь счастливо и мирно, как и раньше. Но проходили годы сменялись поколения, и люди стали забывать, что они – представители разных планет. Мужчины не понимали женщин, а женщины не понимали мужчин. Они пытались переделать друг друга, они ссорились. Гармония и мир покинули землю. Наступила эпоха хаоса.
Так и продолжается до сих пор, хотя всего то нужно вспомнить, что мы жители разных планет, живущих по своим законам. А законы другой планеты нужно принимать и уважать.

 

-  Как  вы  думаете,  о  чем  эта  книга?  (О  взаимоотношениях  мальчиков  и  девочек,  юношей  и девушек, мужчин и женщин.)

-  А  почему  автор  выбрал  именно  такое  название  для  книги?  (Хотел  подчеркнуть  разность характеров, психологии мужчин и женщин.)

- Как вы думаете, почему автор решил поселить мальчиков на Марсе? (Это бог войны, мальчики тянутся к железу, оружию, им свойственна агрессия, они любят драться и т. п.)

-  А  почему  девочек  автор  считает  пришельцами  с  Венеры?  (Венера  в  римской  мифологии  - богиня садов, красоты и любви. В этом, по мнению автора, состоит призвание женщины.)

-  С  древнейших  времен  в  мальчиках,  юношах,  мужчинах  ценилась  и  воспитывалась мужественность, а в девочках, девушках - женственность. Как проявляются эти качества?

-  Какие  школьные  предметы  нравятся  мальчикам,  а  какие предпочитают  девочки?  (Мальчики любят  труд,  физкультуру,  историю,  математику;  девочки  -  литературу,  музыку,  биологию, рисование.)

-  Какими  видами  спорта  больше  увлекаются  мальчики,  а  какими  девочки?  (Мальчики  любят походы,  лыжи,  спортивные  игры,  связанные  с  силой,  активными  действиями  -  футбол,  борьбу, хоккей.  Девочкам  нравятся  виды  спорта,  связанные  с  гибкостью,  пластичностью,  красотой движений - гимнастика, синхронное плавание, фигурное катание.)

-  Какие домашние обязанности выполняют мальчики, а какие девочки? (Мальчики помогают в ремонте, в работе на садовом участке, ходят в магазин. Девочки ухаживают за младшими, создают уют, поддерживают чистоту и порядок, учатся шить, вязать, готовить.)

-  Какие мальчики? (Мальчики серьезные, решительные, смелые, самостоятельные, уверенные в себе.)

- А какие девочки? (Добрые, сентиментальные, нежные.)

 

Итак, девочки осваивают внутренний мир - мир чувств, эмоций и переживаний. Они проявляют больший  интерес  к  хозяйственно-  бытовой  сфере  жизни  и  к  человеческим  взаимоотношениям.

Предпочитают спокойные игры, связанные с общением. Женский способ самоутверждения - опека над младшими, желание быть привлекательной, произвести приятное впечатление.

Мальчики  -  деятели,  открыватели  внешнего  мира:  их  привлекает  все  новое,  неизведанное, интересное.  В  играх  склонны  к  активным  действиям.  Для  самоутверждения  они  прибегают  к таким средствам, как сила, смелость, ловкость, выносливость.

-  Как вы думаете, для чего нужно знать особенности характера и поведения девочек и мальчиков?

(Для того, чтобы понимать друг друга, для более успешного общения.)

 

Упражнение «Девочки и мальчики»

Ребята, очень важно уметь строить дружеские отношения между мальчиками и девочками.

Задание мальчикам: Какими качествами должны обладать девочки?

(ум, правдивость, доброта, аккуратность, женственность, она должна всё уметь)

Задание девочкам: Какими качествами должны обладать мальчики?

(ум, сила, ловкость, справедливость, мужественность, правдивость, доброта)

(Дети отвечают по цепочке.)

 

Проблемные ситуации «Ложное понимание женственности и мужественности»

1. Настоящий мужчина?

Какой же мальчик не хочет быть мужественным? Какая же девочка не  хочет быть женственной? Только понимают это слово по-разному.

Вот какую историю рассказала одна вожатая летнего лагеря:

...У  меня  в  старшем  отряде  собрались  ребята  из  седьмых - девятых  классов.  Они  приехали  из разных школ города. Уже в первую неделю все сдружились, определились лидеры. У мальчишек самым авторитетным стал девятиклассник Антон. Вся его внешность  -  начиная от бритой наголо головы  и  кончая  дорогими  высокими  ботинками  с  металлическими  заклепками  -  излучала агрессию  и  мужественность.  Днем  он ходил без  футболки  и  майки,  демонстрируя  всему  лагерю  свои мышцы и татуировки.

Мальчишки ловили каждое его слово, а девчонки старались завоевать его внимание.

В программе лагеря был трехдневный поход - нелегкое испытание для ребят.

В  назначенный день  отряд  вышел  на  маршрут.  За  плечами  у  всех  тяжелые  рюкзаки:  палатки, продукты,  теплые  вещи.  Конечно,  основной  груз взяли на себя  мальчишки.  Но  и  девочки  не хныкали, хотя у каждой за плечами было не меньше 10 кг.

В первый день прошли 30 км, все дальше углубляясь в лес. Первые часы шли весело, с песнями и шутками, после обеденного привала уже было не до песен: кто-то натер ноги, кого-то замучила одышка, кому-то хотелось полежать. И больше всех возмущался Антон, он говорил, что приехал в

лагерь отдыхать, а не переносить тяжести. Палатки, продукты, посуду ребята несли по очереди, но Антон не захотел в этом участвовать и нес только легкий рюкзачок с личными вещами.

Он подбивал ребят вернуться в лагерь и говорил, что, если вожатая его не отпустит, уйдет сам.

Вечером отряд расположился на ночлег, а утром обнаружили, что Антона, Сереги и Сашки нет в палатке  -  они ушли, захватив рюкзак с едой. Компаса и карты у них не было, а значит, они легко могли заблудиться.

Вожатая  объявила,  что  всем  придется  возвращаться  в  лагерь.  Весь  день  они  шли,  стараясь догнать беглецов, но, когда пришли в лагерь, нашли там одного Антона. На вопрос, где ребята, он ответил, что это его не касается.

К  поискам  подключили  лесников  и  милицию.  Ребят  нашли  только  на  третий  день.

Оказалось, что они решили идти  короткой дорогой, через овраг. Сергей подвернул ногу и не мог идти. Саша сделал носилки и предложил Антону нести товарища, но Антон сказал, что это не его проблема, и отправился в лагерь один.

А  Саша  не  бросил  Сергея  -  нес  на  спине,  тянул,  как  на  санках,  на  пустом  рюкзаке.  Самое трудное было выбраться из глубокого оврага. Ну и голод, конечно, пришлось перетерпеть  -  ведь все содержимое рюкзаков пришлось оставить в овраге.

После возвращения ребят Серегу увезли в больницу, Сашка занял его кровать у окна, а Антон все так же продолжал строить из себя супермена, только никто ему уже не верил.

 

- Кого в этой истории можно назвать по-настоящему мужественным?

- А у кого мужественность показная?

-  Какие  поступки  несовместимы  с  мужественностью? (Хвастовство,  рассказы  о  любовных победах, жалобы, болтливость, ябедничество, трусость, предательство и т. п.)

-  Какие  поступки  свидетельствуют  о  мужественности? (Заступиться  за  слабого,  помочь товарищу, не молчать, когда оскорбляют твою веру, твои идеалы, и т. п.)

-  Мужчина должен быть гражданином, должен участвовать в гражданских  делах, без этого ребенок мужчиной не становится. Что значит, по-вашему, быть гражданином? (Чувствовать ответственность за страну, семью, работу, дом и т. п.)

- Как вы считаете, мужественность свойственна современным мужчинам, юношам, мальчикам?

2. Женские бои без правил.

А вот еще одна история - о женственности.

В  одной  из  сибирских школ шестеро подружек избили одноклассницу.  Избиение  сняли  на камеру и выложили видео в Интернете. На видео все драчуньи ухоженные, симпатичные девочки, с прическами, маникюром и макияжем. На всех украшения  -  кольца, сережки, брошки. Нисколько не похожи на мальчиков.

 

- Обладают ли эти красавицы женственностью?

- В каких поступках проявляется женственность?

- Какие поступки несовместимы с женственностью?

(Дети высказываются.)

 

Женственность  и  мужественность  никуда  не  делись.  В  наше  время,  как  и  тысячи  лет  назад, женщина и мужчина  сохранили свои роли, которые были предназначены им самой природой. Но эти качества внутренние, а не внешние.

 

Беседа – диалог «Золушки и принцы»

Честно говоря, на вежливую, аккуратную девочку и посмотреть приятно. Такие девочки немножечко похожи на сказочных принцесс. Вежливые девочки очень деликатно разговаривают со всеми знакомыми и незнакомыми людьми. Они никогда не кричат, не спорят и не ссорятся, не произносят грубых слов. А какие они ловкие, умелые эти девочки! Не хуже Золушки! Если такая девочка заметит, что на куртке у  её друга оторвалась пуговица, она аккуратно пришьёт её. Если мама или бабушка попросит такую девочку посидеть часок- другой с младшим братишкой или сестрёнкой, она охотно согласится это сделать. Споёт малышу песенку, поиграет с ним, накормит его кашей, как велела мама

Вежливая, добрая девочка - настоящая хозяйка в доме. Она охотно вымоет после завтрака или обеда посуду, подметёт пол, польёт цветы. Напоит молоком котёнка, поможет бабушке почистить картошку и выстирает свои носовые платки и фартук.

Она не капризничает, всегда приветлива, весела и добра со своими друзьями. И заботливо относится к своим близким.

И конечно, всякий по-настоящему вежливый мальчик с радостью готов дружить с такой девочкой. Ведь каждому мальчику всегда хочется быть похожим на сказочного рыцаря или принца. А сказочные рыцари или принцы очень вежливы со всеми девочками и женщинами. Не так ли?

Мальчики и девочки должны быть хорошими и верными друзьями. А друзей – как мы уже знаем, нужно беречь. Нужно вести себя с ними воспитанно и вежливо. Поэтому вежливый мальчик обязательно уступит в трамвае или в автобусе место женщине или девочке.

Поэтому он не усядется за стол, пока за этим столом не займут свои места девочки. Вежливый мальчик обязательно поможет пришедшей к нему в гости девочке снять пальто, подаст маме или бабушке тапочки, поможет им по дому. И конечно, же, рыцарь никогда не будет обижать девочек!

 

Дискуссия «Мальчишки-девчонки»

Воспитатель:

Мужественность  и  женственность:  как  они  проявляются  в современном обществе? в мальчиках и девочках нашего приюта?

Мальчик.

Я считаю, что современные девочки утрачивают женственность  -  они носят джинсы, ругаются матом, занимаются единоборствами, играют в футбол, курят.

Девочка.

А современные мальчики тоже теряют мужественность  -  они носят серьги, браслеты, некоторые даже красят волосы, у них не хватает мужества, чтобы заступиться за слабого, они и за себя не могут постоять.

Воспитатель:

Вы  выслушали  две  точки  зрения.  Что  можно  сказать  в  защиту  современных девочек и мальчиков?

(Дети высказываются.)

 

Интерактивная беседа «Понятный этикет»

Особенности мужской и женской психологии очень важно учитывать в общении. Настоящая культура поведения во все времена и во всех странах мира наиболее ярко проявлялась  в  отношении  к  женщине.  Недаром  на  Востоке  существует  поговорка:  «Золото испытывают огнем, женщину - золотом, а мужчину - женщиной».

 

Уважение, трепетное отношение к женщине нашло отражение в правилах этикета. Некоторые из этих  правил  непонятны  современному  человеку.  Например,  почему  мужчина,  идя  по  улице  с женщиной,  должен  становиться  с  левой  стороны?  Может  быть,  кто-нибудь  знает  ответ  на  этот вопрос? (Мужчины раньше носили шпагу с левой стороны  -  в любой момент было  удобно правой рукой ее обнажить, шпага не мешала даме, не била по ногам, не портила вещи и т. п.)

Заботой о женщине можно легко объяснить и другие правила этикета. Попробуйте это сделать сами. (Воспитатель читает правила, дети объясняют):

-  Почему, спускаясь или поднимаясь по лестнице, мужчина должен идти на 1-2 ступеньки ниже своей спутницы? (Чтобы поддержать ее, если она споткнется.)

-  Почему при входе в помещение мужчина открывает перед женщиной дверь, а сам входит за ней? (Раньше двери были тяжелыми, открыть их было нелегко.)

- Если в помещении темно и нужно включить свет, то первым входит мужчина, как вы думаете, почему? (Женщина может споткнуться, упасть.)

-  В присутствии женщин мужчины не курят или спрашивают разрешения у женщин, можно ли закурить. (Раньше женщины не курили, и мужчины берегли их здоровье.)

-  Считается неприличным, если сидящий мужчина разговаривает со стоящей женщиной. Если мужчина сидит, а к нему стоя обращается женщина или человек старше его, он должен встать. Как вы думаете, почему? (Это унизительно для мужчины, ведь в этом случае женщина смотрит на него сверху вниз, как на маленького и слабого.)

-  При знакомстве или приветствии первой подает руку женщина, она даже может не снимать при этом перчатки. (Считалось, что протянутая рука  -  знак доверия, так женщина выражает свое отношение к мужчине.)

-  Почему, приветствуя женщину, мужчина должен был снимать головной убор (появилось даже выражение  «снимаю  перед  вами  шляпу»)?  (Корни  этого  обычая  уходят  в  Средние  века,  когда рыцарь, поднимая забрало или снимая шлем, показывал свои мирные  намерения. Этот жест также

свидетельствовал  об  уважении  и  доверительном  отношении  к  собеседнику.  Позже  кавалерам полагалось снимать головные уборы в присутствии дам. Это знак особого уважения к женщине, преклонения перед ней.)

 

Правила этикета требуют от мужчины боготворить женщину, как мать и избранницу, приходить к  ней  на  помощь,  проявлять  мужество при  защите  ее  чести,  в  ее  присутствии  быть  вежливым  и тактичным. Но, к сожалению, в наше время рыцарей становится все меньше и меньше.

 

Дружба мальчика и девочки.

У Эдуарда Успенского есть стихотворение:


Если был бы я девчонкой-
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашки постирал,
Я бы вымыл в кухне пол,
Я бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки, ложки.
Сам начистил б картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»


А вот у поэта И.Гамазкова есть шуточное стихотворение о дружбе двух
мальчиков. Оно называется «Суровая дружба». Послушайте его:


Я стукнул Мишку по плечу,
Что мне с ним интересно.
А он меня: «Привет, молчун!»
Слегка портфелем треснул…
А я ему — щелчок по лбу,
Что, мол, сегодня я приду.
Он сдачи дал поспешно.
Мол, приходи, конечно!
У Мишки видели синяк!
Так это верный дружбы знак!
А у меня —  две шишки,
Подарочек от Мишки.
Мы не девчонки «Сю-сю-сю»,
Не ходим парой чинно.
Уж если дружим, так вовсю!
Сурово! Как мужчины!

- В чём проявлялась дружба двух мальчиков? (Высказывания ребят)
- Настоящая ли это была дружба? (Высказывания ребят)


Да, скорее всего она была не настоящая, а действительно, как назвал И. Гамазков «суровая», так друзья не поступают.


Существует такое выражение «Ну
какой военный не мечтает стать генералом». Ну, а каждый мальчик, наверное, хочет быть похожим на рыцаря. Конечно же, настоящий рыцарь никогда не станет обижать своего друга и девочку, а будет стремиться, к тому, чтобы завоевать дружбу среди девочек.
Очень часто мальчики считают девочек трусливыми, слабыми, вообще, не подходят они для серьёзных занятий борьбой, игры в хоккей, в футбол. Вспомните эпизод мультфильма «Цветик-семицветик», как девочку Женю мальчики не приняли играть, потому что она слабая. А ведь порой это совсем не так, и девочки нисколько не уступают мальчикам.

 

- Скажите, справедливо ли девочек считать трусливыми и слабыми, чтобы с ними не дружить? (Ответы воспитанников)

 

В жизни немало примеров, где девочки и женщины достигали выдающихся результатов и ни в чем не уступали мужчинам. Женщина-космонавт, женщины-спортсмены, женщины-военнослужащие, женщины-герои Великой Отечественной войны. Они проявляли отвагу, смелость, выносливость.

 

- Может ли быть дружба между мальчиками и девочками? На чём она основана? (У мальчиков и девочек есть много похожих черт характера и главное - уметь уважать друг друга и ладить между собой.)

 

Между девочками и мальчиками дружба, безусловно, может быть. Она основана на тех же принципах, что дружба между однополыми детьми. За исключением того, что однополые дети легче доверяют друг другу свои секреты, а также существуют сугубо мальчишеские и девчоночьи интересы, а вследствие этого мальчишеские и девчоночьи ролевые игры, например, «Дочки – матери», «В войну».

 

Сейчас я прочитаю отрывки из разговоров мальчиков и девочек. Ваша задача узнать: кто о себе рассказывает – мальчик или девочка.

- Я люблю играть с друзьями в футбол, поэтому я всегда хожу в спортивном костюме и кроссовках.

- Я обожаю ходить по магазинам, примерять различные наряды и красоваться перед зеркалом.

- Мне нравятся фильмы о войне.

- Я очень люблю лазать по деревьям и никогда не плачу, даже если падаю.

- Я всегда слежу за своей осанкой и стараюсь ходить красиво.

- Я люблю делать с папой ремонт в квартире.

- Я люблю шить своим игрушкам платья.


Ребята, легко ли было вам определить, кто о себе говорит? Почему?

(Воспитанники высказываются.)

 

Заключительное слово

Каждый мальчик может стать настоящим мужчиной, а каждая девочка - настоящей женщиной. Каждый может стать настоящим человеком. Как это сделать?

Вот  как  отвечает  на  этот  вопрос  Л.Н.Толстой  в  книге  «Путь  жизни»:  «Жизнь  наша  дурна. Отчего? Оттого, что люди дурно живут. А люди живут дурно оттого, что сами люди плохи. Стало быть, для того чтобы жизнь перестала быть дурной, надо переделать людей из плохих в хороших. Как же это сделать? Всех никто переделать не может, себя же переделать всякий может... Так что если  все  люди  поймут,  что  каждый  может  не  других,  а  сам  себя  исправить,  то  есть  из  плохого сделать хорошим, и станут исправлять сами себя. То тот час же и вся жизнь станет лучше».

Другими словами, человек сам себя воспитать должен, определить, что в себе нравится, а что нет, подумать о том, каким хочешь быть, и начать работать над собой.

 

Подведение итогов (рефлексия)

Что  нового  вы  сегодня  узнали?  О  чем  задумались?  Какие  эпизоды нашего диалога  вам  запомнились?  Довольны ли вы своим участием в сегодняшнем общении?

(Дети высказываются.)

 

В заключении звучит песня «Дружат дети всей Земли».

Все это помогло нам еще раз увидеть, насколько разные: мальчики и девочки. Но  у нас много общего? Мы вместе учимся, вместе живем. Растем, радуемся, мечтаем. И у нас есть выбор: можно оставить так, как есть, т.е. девочки сами по себе, а мальчики сами по себе, или можно объединиться в единый мир и жить в мире и согласии друг с другом.


 

Скачано с www.znanio.ru