Час общения на этическую тему
Оценка 5

Час общения на этическую тему

Оценка 5
doc
01.03.2022
Час общения на этическую тему
добро и зло.doc

Добро и зло.

Цель: знакомство воспитанников  с понятиями "добро" и "зло".

Задачи: Развивать умения  отстаивать и аргументировать свою точку зрения,   умения сопереживать другим людям;

воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, способствовать развитию культуры диалога.

 

Есть только один способ положить

 конец злу - делать добро злым людям.

Л.Н.Толстой.

Ход занятия.

 Воспитатель:

 Начать наше занятие мне хотелось бы  с  притчи:

"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".

 Воспитатель: Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"?

На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".

 ( Воспитанники   высказывают свое мнение).

Воспитатель: В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:

Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.

Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.

В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:

Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.

Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.

Добро и зло. Какие важные и емкие понятия.

       На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:

 

 Воспитатель (читает): О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину, - сказал один юноша мудрецу.

- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.

- Конечно, нет! - ответил юноша.

- А воровать?

- Нет.

- А убивать?

- Нет...

- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!

Воспитатель:  Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?

(Воспитанники  высказывают свою точку зрения).

Воспитатель:  Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?

(Воспитанники высказывают свою точку зрения).

Воспитатель:  Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?

Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?

(Ответы воспитанников).

- Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям

Воспитатель: Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:  А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:

 Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.

(Воспитанники делают записи).

Воспитатель:  А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.

Воспитатель:  Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано  с умение радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.

-Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.

Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.

Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:  К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:  Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".

А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.

Воспитатель:  Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:

- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?

- Можно ли принудить человека быть добрым?

- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?

(Ответы воспитанников).

Воспитатель:  Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?

(Ответы воспитанников).

- Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?

(Ответы детей).

Воспитатель:  Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:

Зло – всё, что губит душу человека.

Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм).

Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.

Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь.

Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.

Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.

Добро – когда миром правит любовь!

Воспитатель:   Ребята, давайте вместе составим правила доброты:

-помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;

-прощать ошибки другим;

-не быть жадным;

-проявлять жалость к другим;

-не завидовать;

-помогать людям;

-делиться последним с другом;

-защищать слабых.

 Воспитатель: Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на столе  – макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого – лучик, прикрепить лучики к солнцу).

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (прикрепляет лучик).

Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.

 

Воспитатель: Добро и зло творить всегда

                          Во власти всех людей

                           Но зло творится без труда

                           Добро творить трудней.

Воспитатель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.

Народные пословицы:

«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»

«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».

«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».

 

Воспитатель:  На этой доброй ноте мы заканчиваем наше занятие.  В заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
 


Добро и зло. Цель: знакомство воспитанников с понятиями "добро" и "зло"

Добро и зло. Цель: знакомство воспитанников с понятиями "добро" и "зло"

Воспитанники высказывают свою точку зрения)

Воспитанники высказывают свою точку зрения)

Ответы воспитанников). Воспитатель:

Ответы воспитанников). Воспитатель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2022