Добро и зло.
Цель: знакомство воспитанников с понятиями "добро" и "зло".
Задачи: Развивать умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения, умения сопереживать другим людям;
воспитывать стремления совершать добрые дела и поступки, способствовать развитию культуры диалога.
Есть только один способ положить
конец злу - делать добро злым людям.
Л.Н.Толстой.
Ход занятия.
Воспитатель:
Начать наше занятие мне хотелось бы с притчи:
"Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь".
Воспитатель: Как мы понимаем значение слов "добро" и "зло"?
На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы. Давайте поразмышляем вместе. Сформулируйте собственное определение понятий "добро" и "зло".
( Воспитанники высказывают свое мнение).
Воспитатель: В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям:
Добро - в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека, гражданина, семьянина; противоположно худу и злу.
Зло - худое, лихое, худо, лихо; противоположное добру.
В словаре Ожегова даны следующие определения этим понятиям:
Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу.
Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок.
Добро и зло. Какие важные и емкие понятия.
На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии. Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.
Вот об этом и рассказывает старинная китайская притча:
Воспитатель (читает): О, мудрейший! Возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину, - сказал один юноша мудрецу.
- Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай!
Воспитатель: Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать?
(Воспитанники высказывают свою точку зрения).
Воспитатель: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой?
(Воспитанники высказывают свою точку зрения).
Воспитатель: Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире? Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи бывают наказаны?
Об этом и пойдет наш дальнейший разговор. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово "зло"?
(Ответы воспитанников).
- Зло - всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведет к распаду, к отчуждению людей друг от друга. Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям
Воспитатель: Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель:
Ребята, перед вами лежат листочки. Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятности. Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться.
(Воспитанники делают записи).
Воспитатель: А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились частично, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.
Воспитатель: Добро и зло взаимосвязаны друг с другом. Добро в первую очередь связано с умение радоваться и сострадать, сочувствовать, сопереживать, откликаться на чувства других и держать свою душу открытой. Добро - это всё то, что морально ценно, что способствует благополучию человека, общества в целом.
-Доброта - морально-ценностная характеристика человека, включающая такие свойства, благодаря которым он способен творить добро. К таким свойствам относятся отзывчивость, внимание к людям, щедрость, готовность поступиться своими интересами ради других, способность к самоограничению, бескорыстие и т.д. Особый вид доброты - милосердие. Это милость сердца, жалость, мягкость, сострадание, любовь к людям.
Милосердие - не слабость, а сила, потому что оно свойственно людям, способным прийти на помощь. Способность сострадать, сопереживать - это признак духовной зрелости личности. И слёзы сочувствия к другому человеку - святые слёзы. Они означают наличие у человека души и сердца.
Ребята, а кто из вас может сказать, что он по- настоящему добрый человек?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: К сожалению, зло очень распространено и многолико, оно коварно. Зло часто маскируется, иногда его трудно распознать.
Судить человека надо по его делам. Может ли быть счастливым человек, приносящий страдания другим?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Римский поэт-сатирик Ювенал говорил: "Ни один злой человек не бывает счастлив".
А трагедия в городе Беслане в сентябре 2004 года... Помните? Какие там яркие примеры самопожертвования во имя жизни другого человека. 18 учителей погибли от пуль озверевших террористов, спасая школьников. Среди них 74-летний учитель физкультуры Иван Константинович Канидзе, спасший 30 детей и получивший в спину 3 пули. Страшное бедствие всколыхнуло людей, вызвало самые добрые чувства, помощь пострадавшим оказывали все народы России. Сдавали кровь, перечисляли деньги, приносили вещи, игрушки детям.
Воспитатель: Давайте вместе обсудим некоторые волнующие всех вопросы:
- Можно ли быть добрым вообще, никак не проявляя доброту в делах?
- Можно ли принудить человека быть добрым?
- Согласны ли вы с мыслью о том, что началом доброго отношения к людям является умение прощать?
(Ответы воспитанников).
Воспитатель: Представьте себе, что ваш обидчик оказался в критической ситуации, например, провалился в прорубь. Кроме вас никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите? А почему?
(Ответы воспитанников).
- Зло противоречит добру. Какого человека называют злым?
(Ответы детей).
Воспитатель: Зло и добро живут в нашем мире. Давайте подытожим:
Зло – всё, что губит душу человека.
Зло – это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. ( расизм, геноцид, экстремизм).
Добро – это помощь друг другу, поддержка в трудную минуту, забота о ближнем, гуманитарная помощь, взаимовыручка.
Зло – это наркомания, табакокурение, алкоголь.
Добро – это забота о здоровье, желание помочь своим близким и себе. Это материнская любовь, любовь детей, любовь к ближнему. Это нравственная основа нашего общества.
Зло – когда сильный обижает слабого, когда младшие не уважают старших, и взрослые не заботятся о детях.
Добро – когда миром правит любовь!
Воспитатель: Ребята, давайте вместе составим правила доброты:
-помогать больным, маленьким, слабым, попавшим в беду;
-прощать ошибки другим;
-не быть жадным;
-проявлять жалость к другим;
-не завидовать;
-помогать людям;
-делиться последним с другом;
-защищать слабых.
Воспитатель: Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце (на столе – макет солнца). Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра (у каждого – лучик, прикрепить лучики к солнцу).
Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме (прикрепляет лучик).
Все присутствующие пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме лучики.
Воспитатель: Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей
Но зло творится без труда
Добро творить трудней.
Воспитатель: Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым.
Народные пословицы:
«Час в добре пробудешь – все горе забудешь», «Кто живет в добре – тот ходит в серебре», «Лихо помнится, а добро – век не забудется», «Бедного обижать – себе добра не желать», «Худо тому, кто добра не делает никому»
«Давай вершить добро, пока есть силы. Не то потом и ты, и я в преддверии могилы лишь зло пожнём».
«Твори добро, чтобы любя, добро тебя нашло. Зла не верши, чтобы тебя не погубило зло».
Воспитатель: На этой доброй ноте мы заканчиваем наше занятие. В
заключении хочется всем пожелать здоровья, надежды, веры, доброты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.