Тема: Терроризм: его истоки и последствия.
Правила безопасности при террористической угрозе.
Цель:
1. сформировать у учащихся представление о терроризме как историческом и политическом явлении;
2. акцентировать внимание учащихся на необходимости проявления бдительности с целью профилактики совершения террористических актов;
3. содействовать формированию толерантности и профилактики межнациональной розни и нетерпимости;
4. содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов (на примере Беслана);
5. ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях теракта (памятка каждому учащемуся).
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы». При наличии необходимого оборудования подготовить видеосюжеты о терактах 11 сентября в США, о захвате центра «Норд-Ост» и школы в г. Беслан.
Материалы и оборудование: оборудование для демонстрации видеосюжетов (компьютер, мультимедийная презентация, проектор и т.п.).
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
2. Основной этап.
Классный руководитель:
Понятие “терроризм”, “террорист”, появилось во Франции в конце 18 века. Так называли себя якобинцы, причем всегда с положительным оттенком. Однако во время Великой французской революции слово “террорист” превратилось в синоним преступника. До самых недавних пор понятие “терроризм” уже означало спектр различных оттенков насилия. Давайте вспомним самые известные теракты прошлого:
В 1881 году народовольцами с помощью самодельной бомбы был убит царь Александр II.
В 1911 году был убит агентом охранки председатель Совета министров П.А. Столыпин.
В СССР терроризм до обострения национальных конфликтов был явлением очень редким. Единственный нашумевший случай – это взрыв в вагоне московского метро в январе 1977 года, который унес более десяти жизней. В то время обстановка в стране была иной, и потенциальные террористы знали, что они своих целей подобными действиями не добьются.
Во второй половине 20 в. стал широко практиковаться внешне немотивационный террор, рассчитанный на создание обстановки всеобщей паники и растерянности. Если террористы 19-20 вв. почти всегда публично объявляли, какая организация ответственна за теракт, то к началу 21 в. это стало лишь единичным явлением. Сменились и адресаты терактов — им стали рядовые граждане — случайные прохожие, пассажиры авиалайнеров и, что самое страшное – наиболее беззащитная часть населения – дети. В последнее время террор приобрел самые агрессивные отчаянные формы. Многие террористы (их стали называть шахидами), становясь “живыми” бомбами, гибнут во время терактов.
С 1970-х гг. широко используется термин “международный терроризм”, определение которому дает проект Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества ООН. В 1977 государствами-членами Европейского Совета, принята Европейская конвенция по борьбе с терроризмом.
Наша страна всерьез столкнулась с терроризмом во время “перестройки”. Уже в 1990 году на её территории было совершено около 200 взрывов, при которых погибло более 50 человек.
В 1991 году, тогда ещё в СССР, в результате кровавых столкновений погибло более 1500 человек, было ранено более 10 тысяч граждан, а 600 тысяч стали беженцами.
В современной литературе под терроризмом понимают:
а) политику насилия и устрашения, применяемого диктаторскими или тоталитарными режимами по отношению к гражданам своей страны;
б) метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия. Для нагнетания страха террористы могут применять поджоги или взрывы жилых помещений, магазинов, вокзалов, транспортных средств, и т. д. В современных условиях террористы практикуют захват заложников, угоны самолетов.
В Уголовном кодексе РФ существуют четыре специальные нормы о терроризме: террористический акт (ст. 66), террористический акт против представителя иностранного государства (ст. 67), терроризм (ст. 213/3), заведомо ложное сообщение о терроризме (ст. 213/4).
Помимо понятия «терроризм» широко используется термин экстремизм – теория достижения какой-либо цели радикальными методами.
К крупным терактам конца 1990 — начала 2000-х гг. можно отнести: газовую атаку нервно-паралитическим газом зарин в токийском метро в марте 1995 (погибло 12 человек, было отравлено 5 тыс. человек), взрыв в Оклахома-Сити 19 апреля 1995 (погибло 168 человек), взрывы жилых домов в Москве, Буйнакске, Волгодонске в сентябре 1999 (погибло 300 человек), атака захваченных террористами самолетов башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и здания Пентагона в Вашингтоне 11 сентября 2001 (погибло более 3 тыс. человек), захват около 800 заложников во время демонстрации популярного мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 (погибло 130 заложников), взрывы в Грозном (декабрь 2002) (число жертв 60 человек), в Моздоке (август 2003) (погибло 49 человек) и захват заложников в школе североосетинского города Беслан (1-3 сентября 2004) (погибло 335 человек, ранено более 1000, большинство пострадавших – дети). Страшно подумать, что этот список может быть продолжен…
С сожалением приходится признать: мы живем в век терроризма. И поэтому каждый человек - взрослый и ребенок – должен знать сущность терроризма, его истоки и возможные способы защиты от него!
Терроризм в России чаще всего связывают с исламским экстремизмом. При этом почему-то считается, что в истоке экстремизма – вся мировая религия ислам. Но это не так! Настоящий правоверный мусульманин просто не может быть террористом, так как и убийство, и самоубийство запрещено этой религией. Террористами являются, как правило, последователи ваххабизма, а это фактически секта внутри ислама. Джихад («священная война»), которой прикрываются террористы, была объявлена ими без согласования с духовенством, а значит, является незаконной. Следовательно, мы должны рассматривать террористов, в том числе и ваххабитов, не как представителей ислама, а как рядовых преступников. Они называют себя борцами за справедливость, но это бессовестная ложь. Не за истину они воюют с беззащитными людьми, а за деньги. А девчонки-самоубийцы, которые становятся «живыми бомбами» - обманутые жертвы этих преступников, часто идущие на смерть не по своей воле, а в результате зомбирования.
Послушайте историю одной такой несчастной жертвы.
Ученик 1.
О Зое я узнал от своего друга, работающего в силовых структурах Белоруссии. Зоя говорит по-русски с легким акцентом, но сразу и не поймешь, откуда она родом. Конечно, внешность все равно выдает ее южное происхождение, но видно, что она старательно борется с этим.
Еще несколько лет назад Зою звали другим именем и жила она на Кавказе. Отец был врачом, мать - учительницей. Воспитание Зои было соткано из противоречий: кавказское подчинение мужчине смешивалось с чтением книг о Екатерине II и Софье Ковалевской.
Когда началась первая чеченская, отец не остался в стороне. Больше из чувства врачебного долга, нежели из политических пристрастий, он спасал раненых боевиков. Именно из-за этого ему пришлось потом скрываться от федералов.
Зоя мало понимала, что происходит вокруг, предпочитая спасаться от всего этого в книгах. Зато ее старший брат Аслан полностью попал под влияние боевиков. Он прошел лагеря подготовки, где стал настоящим чеченским волком. С его возвращением жизнь их семьи стала адом. Аслан заявил родителям, что в них силен дух неверных и он намерен положить этому конец. Когда отец попытался что-то возразить, Аслан избил его. После чего сжег любимые книги Зои, оставив дома только религиозную литературу.
Когда пришли русские, Аслан с отрядом ушел в горы. На это время семья успокоилась, мечтая лишь об одном - чтобы брат как можно дольше не появлялся. Вместе с русскими в селение вернулись и атрибуты европейской жизни - Зоя достала себе косметику, модную одежду, кассеты с русской эстрадой. Ей исполнилось семнадцать лет и меньше всего хотелось вести тот образ жизни, который проповедовал Аслан.
Когда брат снова появился в селении, он заявил, что выдаст сестру замуж за боевика из своего отряда. Свадьба получилась какой-то странной: Зою не отвезли в дом жениха, а оставили с родителями. Даже первой брачной ночи не было, только обряд. Зоя этому не огорчилась, скорее наоборот. Она только не понимала, зачем это было нужно брату. Аслан объяснил это через два месяца. Придя домой, он заявил сестре:
- Твой муж погиб в бою. Ты отомстишь за него.
Так Зоя навсегда уехала из родного дома. Дальше был лагерь подготовки, где. занимались такие же, как она, вдовы боевиков. Ее учили водить машину, стрелять, обращаться со взрывчаткой. И каждый час, каждую минуту твердили, что ее судьба - «умереть во имя Аллаха».
Инструкторы знали свое дело. Скоро Зоя почувствовала: ей все равно, что с ней будет, она выполнит все, что скажут. В таком состоянии женщин привезли в небольшой чеченский город. Зою и еще одну девушку оставили в подчинении боевика по имени Шамиль, а ее брат Аслан с другими женщинами поехал дальше.
Их поселили в какой-то квартире и продолжали обрабатывать. Однажды ее напарницу увезли. Охранять Зою оставили одного боевика, который через некоторое время тоже куда-то ушел, заперев дверь. Зоя бежать не собиралась. Она бесцельно ходила по квартире, пока не набрела на пульт от видеомагнитофона, который машинально включила. На кассете оказалась запись концерта популярной российской девичьей группы - боевики не брезговали расслабляться при помощи вражеской культуры.
Зоя, смирившаяся с неизбежной смертью, испытала шок. Она смотрела на экран, и откуда-то из глубин ее сознания стало прорываться наружу острое желание жить. Она отчетливо поняла, что скоро превратится в кучку кровавых ошметков, и заметалась по квартире. В этот момент начал открываться дверной замок. Зоя схватила первый попавшийся предмет (им оказалось хорошо знакомое оружие русских женщин - сковорода) и обрушила его на голову входящего. Когда вернувшийся охранник без сознания рухнул на пол, она выбежала вон.
До вечера девушка бродила по улицам, пока ее не задержал патруль федералов. Позже Зоя узнала, что ее напарница взорвала себя в этот день, в результате чего среди военных были убитые и раненые. Она сразу начала рассказывать следователю все, что знала. Удивленный этим, офицер спросил ее о причине ее откровенности. Зоя честно сказала:
- Просто я очень хочу жить!
Она выдала и Шамиля, и брата. Шамиль, искавший беглянку по всему городу, был арестован на следующий день. Аслана же обнаружили через неделю. Он не сдался, пока его не изрешетили пулями. Когда Зою возили на опознание, она не почувствовала никакого горя, только облегчение. Когда Шамиль увидел беглянку на суде, он пришел в ярость, грозил расправой. Но Зоя дала все необходимые показания.
После процесса Зоя заболела. Ей казалось, что у нее легкая простуда, но врачи настояли на обследовании в Москве. Там она лежала в отдельной палате целую неделю, пока однажды ночью ее не отвезли на вокзал и не посадили в поезд. На следующий день Зоя с сопровождающим оказалась в Минске.
Здесь сопровождающий объявил ей, что, согласно документам, она умерла в Москве и была кремирована. - Это все, что мы можем для тебя сделать, - сказал он, - теперь тебя зовут Зоей и у тебя совсем другая биография. Прошлой жизни больше нет.
Зою поручили семейной паре, которая помогала осваиваться в новой жизни. Они не задавали лишних вопросов, и Зою это устраивало. Позже помогать Зое стал мой знакомый, с которым они подружились.
- Знаете, - говорит Зоя, - действительно стала другой. У меня сегодня такая жизнь, о которой я и не мечтала. Я одеваюсь так, как хочу, дружу, с кем хочу, у меня есть любимый человек! Я учусь в институте. Для одных я умерла, и это хорошо: мне все равно не простили бы предательства брата. Не осуждаю тех, кто живет по тем законам, но сама рада, что освободилась от этого.
Зоя извинилась, сказав, что опаздывает на лекции. Мы попрощались, и она ушла твердой и уверенной походкой женщины, у которой в жизни все хорошо.
Насколько жестоки эти люди, не жалеющие даже своих сестер!
Ученик 2:
Школа,
линейка, стена,
Дети, веселье, игра,
Нежно светила луна –
Это все было вчера.
Ну а
сегодня – печаль,
Крики, проклятья… так жаль:
Нет и покоя уже,
Черная злоба в душе.
Боль необъятной
тоски
Сердце сковала в тиски.
Сотни измученных глаз,
Плачут и плачут сейчас.
Ученик 3:
Чёрный сентябрь,
по струнам души
Ударил Бесланом, задев жизни наши,
На сердце оставив лишь горя следы
По детям погибшим и воинам павшим.
Выбиты стёкла в оконных проёмах
Взрыв прогремел и обрушилась кровля
Детские крики и смерть в коридорах
Боже! Да, как - же всё это возможно?
Классный руководитель:
Весь мир с ужасом замер 1 сентября 2004 года, весь мир оплакивал погибших 3 сентября. Все ли мы знаем об этой трагедии? 1 сентября 2004, около 09 часов 15 минут, в г. Беслане в Северной Осетии, группа лиц в количестве 32 человек, вооруженных автоматическим оружием, ручными гранатометами, снайперскими винтовками, захватила среднюю школу № 1 в момент проведения торжественной линейки. Всех находившихся в школе детей, родителей, учителей общим количеством 1128 человек, преступники захватили в качестве заложников и содержали в помещениях и спортивном зале школы. Террористы выдвинули требования политического характера и, угрожая убийством заложников, пытались оказать давление на граждан и органы власти. Попытки переговоров результатов не принесли. 3 сентября 2004 г. примерно в 13 часов 05 мин. преступники привели в действие взрывные устройства и начали уничтожать заложников. В результате преступных действий террористов погибли 318 человек заложников, в том числе 186 детей и 1 житель города Беслана не из числа заложников, 10 сотрудников ФСБ и 2 сотрудника МЧС . 783 человека получили ранения различной степени тяжести. Практически уничтожено здание школы № 1. Ответственность за теракт взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.
Ученик 2:
Мне
не забыть тех страшных дней -
Потоком кровь с телеэкрана,
Меж пуль свистящих и огней
Мельканье лиц детей Беслана.
Мне
не забыть плач матерей;
В объятьях траурного одеянья
Их лица выглядят старей,
С печатью горя и страданья.
Ученик 3:
Мне
не забыть тех нелюдей,
Под маской дьявольского ухмыленья.
Прикрывшись мерзостью идей,
Свои творивших преступленья.
От рук бездушных
палачей
Детей загубленных безгрешных,
Теперь заменит свет свечей,
Но не излечит безутешных.
Классный руководитель:
Память о Беслане живет в сердцах людей и монументах, установленных в разных городах и не только российских. Во Владикавказе, на территории Мемориала Славы, была установлена памятная стела, спроектированная по рисункам бесланских школьников.
В парке, окружающем здание школы итальянского города Кастельново-ди-Сотто, установлен памятник жертвам теракта в Беслане работы скульптора Васко Монтекки.
Во Флоренции появилась площадь Девочек и мальчиков Беслана.
В Санкт-Петербурге 28 августа 2007 состоялось открытие памятника, который называется “детям Беслана” (скульптор — Виктор Шувалов). В основание мемориала заложены капсулы с землёй, привезённой из Северной Осетии, с мемориального кладбища на территории школы № 1.Монумент установлен в сквере Храма Успения Пресвятой Богородицы на Малоохтинском проспекте. Работая над монументом, архитектор Виктор Шувалов создал сотни эскизов, и только потом в голове возник образ именно этого памятника. Разорванный крест — это одновременно и разрушенная стена бесланской школы, а женщина перед крестом — Богоматерь, которая спасает ребёнка.
“Создаётся впечатление, как будто бы крест немного накренился. Я хотел этим показать разрушение основ — убийство детей. Этот чудовищный акт просто не поддаётся объяснению”- объяснил свой замысел архитектор.
Многострадальным детям Беслана врачи и психологи советовали, как можно скорее постараться забыть тот ад, в котором они находились. А мы обязаны помнить. Помнить, чтобы разделить боль ни в чем не повинных жертв. Помнить, чтобы не допустить такой трагедии!
3. Подведение итогов.
Классный руководитель раздает учащимся памятки «Правила поведения в случае террористической угрозы».
Изучите эти памятки – правила поведения на этой войне должны знать все. Сохраните эти памятки – и когда на Земле будет только мир, наши счастливые потомки, будут знать, что довелось пережить тем, кто живет сейчас, на этой террористической войне!
Памятка
Правила поведения в случае террористической угрозы
Что нужно делать, чтобы не стать жертвой терроризма.
1. Будьте внимательны; обращайте внимание на посторонних людей; не стесняйтесь, если что-то вам покажется подозрительным, сообщить об этом старшим.
2. Не дотрагивайтесь до бесхозных сумок, пакетов, свертков; не подбирайте никаких вещей, даже ценных: мина-ловушка может быть замаскирована под игрушку, ручку, мобильный телефон и т.д.
3. О подозрительных предметах сообщайте в ближайшее отделение милиции или сотрудникам патрульно-постовой службы.
4. Следите за бесхозными помещениями, чердаками, подвалами.
5. По возможности избегайте больших скоплений людей, где увеличивается вероятность теракта.
Что нужно делать, если вы оказались среди заложников.
1. Чтобы суметь выжить в такой стрессовой ситуации, подготовьте себя психологически. Если вы по привычке свободной жизни рассчитываете на порядочность, сострадание, совесть людей, в руках которых оказались, вам предстоит большое разочарование, и вы «сломаетесь». Вернее будет ожидать любых подлостей, издевательств и лжи. Распрощайтесь с жизнью, постарайтесь поставить в ней приличную точку. Невозможно раздавить личность, которая готова к смерти. Но парадокс в том, что именно тот, кто психологически готов к смерти, как раз и выживет;
2. не впадайте в панику, а подумайте о выходе из положения;
3. постарайтесь понять намерения захватчиков, рассматривая возможности личного сопротивления. Почувствуйте, настроены ли они решительно или возможен диалог;
4. избегайте скоропалительных действий, потому что в случае неудачи можно поставить под угрозу собственную безопасность и безопасность других людей;
5. постарайтесь определить возможных помощников среди товарищей по несчастью;
6. организуйте сменное постоянное наблюдение за действиями террористов;
7. в ситуации, исключающей сопротивление, рассмотрите возможность побега через аварийные выходы;
8. старайтесь занять себя: читать, играть или разговаривать с соседями;
9. постарайтесь определить точное число террористов;
10. не употребляйте алкоголь;
11. не реагируйте на провокационное или вызывающее поведение;
12. не совершайте действия, которые привлекут внимание захватчиков;
13. продолжайте спокойно сидеть, не задавая вопросов и не смотря в глаза террористам, желательно подчиниться без препирательств;
14. прежде чем передвинуться или открыть сумочку, спрашивайте разрешения;
15. при стрельбе ложитесь на пол или укройтесь за сиденьем, но никуда не бегите; в подобной ситуации места у окна служат лучшим укрытием, нежели места у прохода;
16. иногда возникает возможность спастись, находясь на местах у выходов;
17. если удастся симулировать симптомы болезни, появляется возможность освободиться в результате переговоров; часто в ходе переговоров захватчики освобождают женщин, детей, пожилых и больных людей;
18. спрячьте компрометирующие документы и материалы;
19. отдайте личные вещи, которые требуют террористы;
20. держите под рукой фотокарточку семьи, детей - иногда это помогает растрогать захватчиков (но особенно рассчитывать на это не стоит);
21. захват заложников может продолжаться несколько дней, в течение которых возможно улучшение отношения к ним террористов, поэтому не теряйте веру в благоприятный исход;
22. может случиться, что захватчики сдадутся, чтобы не иметь дело со специальными подразделениями по борьбе с терроризмом;
23. освобожденные заложники должны сообщить как можно больше деталей: число захватчиков, в какой части помещения они находятся, каким оружием располагают, число заложников и их расположение, моральное состояние террористов;
24. запомните, что люди, которые поддерживают связь между властями и террористами - это всегда члены группы по борьбе с терроризмом или по охране правопорядка, одетые в форму сотрудников Красного Креста, обслуживающего персонала или любую другую в зависимости от требований захватчиков.
Если начался штурм здания - в этот момент помните:
1. неприятности уже почти позади, постарайтесь успокоиться, действия порождают сумятицу и панику;
2. оставайтесь лежать на полу до окончания операции;
3. подчиняйтесь приказам и инструкциям группы по борьбе с терроризмом и не отвлекайте ее членов ненужными вопросами;
4. не трите глаза, если применяется слезоточивый газ (особенно, если он распространяется медленно);
5. не покидайте помещение до того, пока не дадут специальный приказ, чтобы не быть принятыми за захватчиков и по ошибке не быть застреленным;
6. при освобождении выходите как можно быстрее, не останавливаясь, чтобы взять личные вещи, учтите: всегда имеется опасность взрыва или пожара.
Если существует угроза взрыва жилого дома:
1. При существующей опасности взрыва лучше всего, конечно, выбраться на улицу. Однако, если опасность вас застала на верхних этажах высотного дома, воздержитесь от попыток спуститься - наверняка лифты уже отключились, а лестницы переполнены вашими собратьями по несчастью.
2. В минуты опасности инстинкт диктует нам прямолинейные решения - либо замри, чтобы не тронули, либо беги, чтобы не догнали. При взрывах такое поведение крайне опасно и фактически равнозначно панике. Даже если после взрыва ваше помещение видимо не пострадало, постарайтесь не забираться в щели между шкафами, плитами, столами и приборами. При остаточном обрушении их может завалить, и вы окажитесь в собственной ловушке.
3. Отключите свет, газ, воду, если это возможно.
4. Воздержитесь на некоторое время от выхода из помещения - возможно, не все еще осыпалось и именно вашей голове достанется увесистый кирпич.
5. При взрывах и авариях средней тяжести в домах самым безопасными местами считаются проемы дверей в капитальных стенах или, наконец, место под большими письменными столами. Впрочем, известны случаи, когда люди выживали прячась под большими кастрюлями (в столовых) или просто защищая голову сковородкой.
6. Больше всего люди гибнут возле труб, лифтов, электроприборов.
7. И еще один важный момент, которого вы наверняка не знаете. При взрывах, пожарах и землетрясениях нельзя спасать вещи до того, как спасены люди. Если даже вы пытаетесь вынести свою любимую пижаму, вы, вероятнее всего, будете задержаны, и вас обвинят в мародерстве.
Теперь кое-что о том, как выжить, если вас завалило.
1. Во-первых, будьте готовы к тесноте и темноте, может быть, боли.
2. Постарайтесь переползти туда, где по вашему мнению вероятность обвала меньше.
3. Укрепите потолок своей западни - может вам придется провести здесь около суток.
4. Если вы понимаете, что запас воздуха у вас ограничен, старайтесь дышать реже.
5. Каждый час спасатели наверху объявляют «время тишины». Это время специально для того, чтобы услышать живых. Не стесняйтесь звать на помощь. Многие из жертв позже вспоминали, что труднее всего им было откинуть странный комплекс и попросить помощи у формально неизвестных им людей.
6. При обнаружении пострадавшего, первое, что сделают спасатели, это просунут шланг или трубку для обеспечения подачи воздуха даже при возможных последующих обвалах.
7. Учтите, что разбор завала ведется сверху вниз, а не с боков. Так поступают опять же, чтобы избежать обвалов.
8. Как только контакт со спасателями установлен, сообщите им свое имя, опишите ваши повреждения, состояние завала вокруг вас, место где вы находились в здании при обвале. Обо всех ваших дальнейших инициативах консультируйтесь со спасателями.
Будьте бдительны, когда в стране существует угроза терроризма!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.