Тема :Истинный друг – кто он.
час общения
Новосибирск 2020
Цель: расширить представление о дружбе, посоветовать ребятам как вести поиск друзей, показать, как можно и нельзя себя вести со сверстниками, познакомить детей с литературными произведениями о дружбе.
Задачи:
Формировать представление о дружбе.
Развивать критическое отношения к себе, умение высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитывать у детей и подростков надежность, верность, обязательность, взаимовыручку.
Оборудование:
Набор
текстовых заданий в нескольких вариантах, лист формата А3, карандаши,
фломастеры, ножницы, клей
Описание работы.
Данная работа позволяет в модельной ситуации проверить, насколько дети умеют ставить и удерживать авторскую задачу, анализировать и преобразовывать тексты.
Детям предлагается принять участие в разработке странички журнала под названием «Настоящий друг».
Создавая макет странички, дети самостоятельно отбирают материал в каждую из предложенных рубрик, анализируя содержание каждого текста.
Детям предстоит не только отобрать материал, но и написать часть текстов самостоятельно, удерживая поставленную авторскую задачу.
Все тексты имеют важное значение в воспитательном аспекте, так
как посвящены дружбе, взаимопомощи и позволяют детям понять разные стороны этих
понятий.
У данной задачи нет единственно правильного варианта решения.
Каждая группа создаёт свой «продукт», и во всех группах он разный. Такой подход расширяет возможности детей, даёт простор их для их воображения и фантазии, делает этап презентации более интересным для учащихся, а действие оценивания не формальным.
Звучит любая
детская песня о дружбе. Ребята делятся на 2 команды
Учитель: Ребята, к нам в группу пришло письмо из
редакции журнала «Улыбка» читателями которого являются дети 7 – 12 лет. Дело в
том, что в редакцию приходит много писем от юных читателей о том, как им не
хватает в жизни настоящих верных друзей. Редакция журнала решила, что в каждом
выпуске журнала, будет страничка с полезными советами «Настоящий друг», цель
странички: посоветовать ребятам как вести поиск друзей, показать, как можно и
нельзя себя вести со сверстниками, познакомить детей с литературными
произведениями о дружбе. Редакция просит вас помочь создать макет такой
странички. Для работы вам прислали материал, который вы можете использовать на
своей страничке. На страничке должны быть освящены следующие рубрики:
-Наши меньшие друзья
-Народная мудрость
-Литературный уголок
-Советы Феи Дружбы
-Мы так живём
-Дружелюбный словарь
В каждую рубрику вы должны выбрать 1-2 произведения, страничку можно дополнить
собственными сочинениями и рисунками. Помните не весь материал подходит для
данной странички, тщательно отбирайте материал. При защите каждая группу должна
обосновать выбор произведения для каждой рубрики, а также будет оцениваться
эстетичность, аккуратность, выдумка и фантазия, которую проявит группа во время
работы
Эмоциональный настрой.
- Ребята! Давайте улыбнемся друг другу и подумаем, как хорошо, что сегодня мы
снова вместе.
Тихонько сели.
2.Актуализация знаний. Сообщение темы занятия.
- А что вы хотели бы узнать о дружбе? (ответы ребят)
-А умеете ли вы дружить?
-Поднимите руку, кто желает найти много друзей?
-А что значит – быть настоящим другом?
-А как стать настоящим другом? Что для этого делать?
-На эти и многие другие вопросы мы сегодня постараемся найти ответы. Вопросы
трудные, серьезные. Не будем терять времени. Начнем работу.
Тексты для работы
Самое страшное
Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться
такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил.
Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдергивал. Колючего ежика под
шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.
Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился.
Гордился, да недолго.
Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его - и
все. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него
отвернулись.
Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем
поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелеными глазами на мальчика
смотрит. Сердится.
Решил Вова из-под шкафа ежика выманить. Куда там! Ежик давно в другой дом жить
перебрался.
Подошел было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука.
Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.
Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете:
Вова остался один. Один-одинешенек!
Е. Пермяк
«Брат и младшая сестра»
Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в
кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
— Что ж ты, Саня... Маленькая Варя больше тебя набрала!
— Еше бы! — отвечает Санька. — Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.
— Что же ты, Саня... — говорит бабушка. — Маленькая-то больше набрала!
— Еще бы! — отвечает Санька. — Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.
И я пошел вместе с ними.
И вдруг вижу, как Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя
отвернется, а он возьмет и подсыпет...
Идем обратно. У Вари ягод больше, у Саньки - меньше.
Встречается бабушка.
— Что ж ты, — говорит, - Саня? Малина-то высоко растет!
— Высоко, - соглашается Санька.
— Так тебе дотянуться легче, а Варя больше набрала!
— Еще бы! - отвечает Санька. - Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней
не угонишься!
Э. Шим «Канавка»
Дождь перестал. Мальчики выбежали на поляну, играют в мяч. В поселке после
дождя земля долго не просыхает. Трава вся в брызгах, края канавки влажные, и
вода в ней блестит. Кто переходит канавку, тот непременно поскользнется, за
ветки орешника схватится и канавку бранит.
Витя подбрасывает мяч, но все видит. Вот пожилая женщина прошла с бидоном —
чуть не упала.
- А чтоб тебя! — рассердилась она на канавку. - Вот сколько молока пролила!
А вот девочка не удержалась, упала в глину руками. Вытерла руки — платье
запачкала.
- Противная канавища! - топнула девочка ногой и убежала.
Слышит Витя, как бранят его любимую канавку. «А чем она противная? — думает он.
— Из нее птицы воду пьют. Возле незабудки цветут. Сколько корабликов плавало в
ней!»
Когда все ушли, Витя пошел в рощу, набрал сухих веток... сделал переход.
Теперь можно было переходить спокойно.
Люди переходили. Никто не падал. Никому не было скользко.
И никто не знал, кто сделал такой удобный переход. Да это и неважно!
Автор: В. ДонниковаДо первого дождя
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша
заходила за Таней, то Таня - за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице,
начался сильный дождь. Маша была в плаше, а Таня - в одном платье. Девочки
побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! — крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! — нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же
это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, — сказала Таня.
— Так вы могли бы укрыться одним плащом, — сказала воспитательница и, взглянув
на Машу, покачала головой. — Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
Автор: В. Осеева
Дружба
Однажды Вася вынес во двор пожарную машину. Подбежал к Васе Сережа.
— Мы - друзья! Поиграем вместе в пожарных.
— Давай,—согласился Вася.
Сережа вытянул губы, прогудел и помчался по двору, таща за собой на веревочке
машину.
— Пожар! Пожар! — кричит.
Подбежали другие ребята.
— Мы тоже пожарные!
Сережа заслонил машину от ребят.
— Я - Васин друг! И я один буду в его машину играть!
Обиделись ребята и ушли.
Надругое утро Боря принес во двор паровозе вагончиком. Подбежал к нему Сережа.
— Я - твой друг! Мы — друзья! Поиграем вместе в машинистов.
— Давай, — согласился Боря.
Стали они в машинистов играть. Пришел Вася.
— И меня примите.
— Не примем, — сказал Сережа.
— Почему? - удивился Вася. — Ты же мой друг. Ты вчера говорил!
— То вчера, — сказал Сережа. — Вчера у тебя пожарная машина была. А сегодня у
Бори паровоз с вагонами. Сегодня я с ним дружу!
И. Туричин. Вырванный лист.
У Димы кто-то вырвал из тетрадки чистый лист.
— Кто бы это мог сделать? — спросил Дима.
Все ребята молчали.
— Я думаю, что он сам выпал, — сказал Костя. — А может быть, тебе в
магазине такую тетрадку дали... Или дома твоя сестренка вырвала этот лист. Мало
ли что бывает... Правда, ребята?
Ребята, молча, пожимали плечами.
— А еще, может, ты сам где-нибудь зацепился... Раз! — и готово!.. Правда,
ребята?
Костя обращался то к одному, то к другому, торопливо объясняя.
— Кошка тоже могла вырвать этот лист... Еще как! Особенно котеночек
какой-нибудь...
Уши у Кости покраснели, он все говорил, говорил что-то и никак не мог
остановиться.
Ребята молчали, а Дима хмурился.
Потом он хлопнул Костю по плечу и сказал:
— Хватит тебе!
Костя сразу обмяк, потупился и тихо сказал:
— Я отдам тебе тетрадь... У меня есть целая!..
В. Осеева «Подружка Маша»
В нашей группе появились трое новеньких ребят. Среди них мальчишка Вовка, очень
вредный и плохой. Он вчера кричал на Машу, А потом толкнул рукой!Я хотела
заступитьсяЗа подругу – сдачи дать, только Маша почему-то позвала его гулять!
Мы лепили вместе бабу, он катал нам снежный ком. Поиграли в астронавтов и домой
пошли потом. Утром Вовка прямо в группеСнять ботинки нам помог, Не кривлялся и
не дрался,Помогал нам всем чем мог!И с тех пор всегда мы вместе, Вовка наш
хороший друг. Отчего ж он изменился как-то быстро, как-то вдруг?
Я подумала немного(Ну, полчасика всего),И решила – просто МашаПрименила
волшебство!
Бывают же счастливчики на свете! И мне, поверьте, очень повезло: Однажды на
пути я друга встретил, и нас по жизни вместе понесло. Встречались и ухабы, и
преграды, Работаем мы в разных городах...Но видеться друг с другом очень рады, На
время забывая о делах.
Чей гриб?
На лесной опушке ссорились подружки. За грибами пошли,Лишь один гриб нашли.Чей
же гриб? Как им быть? Как грибочек поделить? Говорит одна: «Он мой, Я возьму
его домой». Отвечает ей другая: «Ой, ты хитрая какая! Лучше я его возьму, своей
маме отнесу». Долго спорили они, Поделить гриб не могли. Смотрят – а на веточке
сидит мама-белочка, Рядышком бельчата –Весёлые ребята. Удивились девочки, улыбнулись
белочке. Сразу спор они решили –Грибок белке подарили. Помахали ей рукой И
отправились домой. Очень рада белочка: «Ах, какие девочки! Свою дружбу
сохранили, и бельчат накормили».
Учитель:Мы с вами о дружбе
говорили . Предлагаю сейчас поработать в парах и
составить памятку, в которой вы укажите правила дружбы.
Работа в группах (7 минут).
-Представьте, что у вас получилось.
(Примерный ответ):
-Никогда не
сплетничать о своих друзьях.
-Старайся замечать, прежде всего хорошее в человеке.
-Если друг рассказал тебе что-то по секрету, нужно этот секрет хранить.
-Поддержи друга, если у него неприятности.
-Если поссорился с другом. Постарайся понять, в чем твоя вина. Извинись, если
невзначай обидел друга, предложи ему помириться.
Учитель: Ребята! Я думаю, если вы будете соблюдать эти правила дружбы,
то станете настоящими друзьями, и у вас будет много друзей.
1
группе задание: взять на столе у вас конверты красного цвета и выбрать
карточки-кирпичики с теми слова, которые должны быть у нас в основании Дома
Дружбы.
Карточки: честность, жадность, мир, доброта, зависть, доверие.
- 2 группе: взять синий конверт и выбрать только карточки с описанием
характера того героя, с которым вы хотите жить в этом Доме.
Карточки:1. Добрый, всегда придет на помощь2.Радуется успеху своего
товарища.3.Очень строгий; не умеет прощать обиды.4.Любит посмеяться над
неудачей друга.5.Внимательный, отзывчивый.6.Умеет извиниться, если неправ.
1группе: набрать команду из сказочных героев, умеющих дружить и
рассказать, почему выбраны именно они. (картинки с героями в файле)
Картинки: доктор Айболит, лиса, разбойник, кот Леопольд, Чебурашка, дядя Федор.
в) Анализ работы каждой команды.
Пословицы о дружбе
Послушному сыну родительский наказ не тягостен.
Без беды друга не узнаешь.
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей. Лад и согласие - первой счастье.
Семья опора счастья.
Вода у друга лучше, чем у врага мёд.
За дружбу дружбой платят.
Две кошки в мешке дружбы не заведут.
После драки кулаками не машут.
Всё приходит вовремя для того, кто умеет ждать.
Наименее шумливая дружба часто наиболее полезная. Джозеф Аддисон.
Настоящая дружба не бывает безоблачной. Мари де Севинье.
Истинной дружбой могут быть связаны только те люди, которые умеют прощать друг
другу мелкие недостатки. Жан де Лабрюйер.
Лучше отказаться от острого словца, чем от друга. Квинтилиан.
Доверие - первое условие дружбы. Жан де Лабрюйер.
Друг - это прежде всего тот, кто не берется судить. Антуан де Сент-Экзюпери.
Тот, кто хвастается, что приобрел множество друзей, никогда не имел ни одного
друга. Сэмюэл Кольридж.
Дружба, отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности,
духовной близости, общности интересов
ТОЛЕРА́НТНОСТЬ (от лат. tolerantia — "терпение,
выносливость") — качество терпимости, снисходительного уважения к иным
идеям, чуждым взглядам, концепциям, вкусамХара́ктер (греч. χαρακτηρ —
примета, отличительная черта, знак) — структура стойких, сравнительно
постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения
личности.
Рефлексия.
- Ребята! Вспомните, какие вопросы мы задавали в начале занятия. На все ли
вопросы получили ответ? Занятие по времени небольшое и, конечно, мы не смогли
дать ответы на все вопросы. А где вы можете еще найти ответы на ваши вопросы
самостоятельно? (книги, фильмы о детях, мультфильмы, интернет, энциклопедии)
- Кто теперь считает, что умеет дружить? А кто считает, что нужно что-то
изменить в себе, какие-то качества, чтобы стать настоящим другом?
Сейчас вы оцените свою работу:
перед вами смайлики, но у них нет рта. Если вы считаете, что хорошо работали на занятии - пририсовываете улыбающийся рот. Если вы думаете, что можете работать лучше - «прямой» рот. Ну а если совсем не довольны собой - «плаксивый» рот.
Покажите
всем.
- Дети ! Давайте возьмемся за руки. Передадим тепло наших сердец, доброту, хорошее
настроение своим друзьям. Давайте никогда не будем ссориться. И скажем друг
другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята!
Давайте жить дружно». И мне кажется, что этот урок даст начало той большой
дружбы, которую мы перенесем через всю школьную жизнь.
Желаю вам верных друзей!
Карточка 1.Честность, жадность, мир, доброта, зависть, доверие.
Карточка:2.
Добрый, всегда придет на помощь 2.Радуется успеху своего товарища.3.Очень строгий; не умеет прощать обиды.
4.Любит посмеяться над неудачей друга.
5.Внимательный, отзывчивый. 6.Умеет извиниться, если неправ.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.